Лекция на тему «Классный руководитель – просветитель родителей в области воспитания»
Оценка 4.6

Лекция на тему «Классный руководитель – просветитель родителей в области воспитания»

Оценка 4.6
Лекции +2
docx
классное руководство +1
5 кл—11 кл
02.04.2022
Лекция на тему «Классный руководитель – просветитель  родителей в области воспитания»
Лекция по теме создана из опыта работы педагога в условиях эпидемиологической обстановки
МОЯ ЛЕКЦИЯ.docx

hello_html_m4036fcc4.jpg

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

г. Канаш Чувашской Республики

 

 

Лекция на тему:
«Классный руководитель – просветитель родителей 
в области воспитания»

 

 

Автор: Барботкина Ольга Вячеславовна,

классный руководитель 10 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Канаш – 2022

 

Лекция на тему «Классный руководитель – просветитель

родителей в области воспитания»

 

(из опыта работы педагога в условиях эпидемиологической обстановки)

 

 

 «Школа – это не здание, не кабинет,

не образцовая наглядная агитация.

Школа –    это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и здесь же реализуются...

(А. А. Захаренко)

 

 

Семья – это основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается формирование личностных свойств, мировоззрения и жизненной позиции растущего человека. Повысить качество воспитания в семье можно через установление отношений сотрудничества семьи и школы, основной формой которого может служить педагогическое просвещение родителей.

Работа с семьей, в которой ребенок растет и воспитывается — одно из важнейших направлений в деятельности классного руководителя. И какую бы сторону развития детей мы ни рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь, подсказать и направить.

Прежде чем начать преподавать, учитель несколько лет обучается в университете, получает профессиональные навыки. Однако искусство быть классным руководителем не изучается, поэтому сегодня найти классного руководителя — профессионала гораздо сложнее, чем учителя-предметника.

Не существует и вуза, который обучал бы тому, как быть хорошими родителями. Родители хотят видеть перед собой классного руководителя, знающего ответ на любой вопрос, любящего их детей такими, какие они есть, готового сделать все, чтобы школа стала для них вторым домом.

Цель любого классного руководителя — объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа».

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между классным руководителем и семьейявляются: открытость педагога и ориентация на работу с детьми и родителями, изучение семей учащихся (учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне), личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.

Партнерское взаимодействие классного руководителя с родителями предполагает: взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями условий воспитания в образовательном учреждении, обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

В связи со сложившейся в стране эпидемиологической обстановкой и введением ограничительных мер жить и работать всем нам приходиться по-новому. Всех участников образовательного процесса – родителей и детей, педагогов и специалистов школы коснулись эти изменения. Каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить новые возможности поддерживать привычный ритм жизни. Многие традиционные и оправданные временем формы работы с родителями пришлось адаптировать под условия дистанционного режима. И сегодня, мне бы хотелось поделиться своим опытом дистанционного сотрудничества с родителями по вопросам воспитания обучающихся.

Современный классный руководитель сегодня – это не только традиционный, очный воспитатель, но и человек, знающий образовательный сегмент сети Интернет, ориентирующийся в педагогических сетевых сообществах, имеющий навыки проведения образовательно-воспитательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий, знающий педагогические технологии дистанционного обучения.

Один из блоков инвариантной части деятельности, связанной с классным руководством является осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями, включающего в себя: 

-  привлечение родителей к сотрудничеству в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребёнка;

-  регулярное информирование родителей об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса.

-  координацию взаимосвязей между родителями несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений;

-  содействие повышению педагогической компетентности родителей путём организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей.

В связи с тем, что в период ограничительных эпидемиологических мер нет возможности использовать традиционные методы работы с родителями, многие педагоги вынуждены прибегать к информационным компьютерным технологиям, благодаря которым открывается возможность просвещения и общения с родителями без организации личных встреч.

1)      Одним из основных и открытых способов дистанционного просвещения родителей об особенностях осуществления образовательного процесса учащихся является сайт школы. На нём отражена вся административная и правовая информация для родителей (Устав, лицензия, правила приема, список сотрудников, расписание работы и т.п.) Каждый родитель может ознакомиться с образовательными и воспитательными программами, осуществляемыми в течение учебного года, узнать о последних новостях школьной жизни. Обновляемая информация на сайте способствует созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей, расширяет возможности семьи на получение качественного образования.

2)      «NetSchool» - информационная система в виде «электронного дневника». Особенность данной системы заключается в том, что каждый родитель, являясь индивидуальным её пользователем, в доступной и быстрой форме  по сети Интернет получает возможность:

-          оперативно получать информацию об успеваемости и посещаемости своего ребёнка;

-          просматривать его расписание;

-          контролировать выполнение домашних заданий по предметам;

-          связываться с классным руководителем и учителями-предметниками своего ребёнка с помощью внутрисистемной электронной почты;

-          получать рассылку от классного руководителя на мобильный телефон в виде SMS: отчёты об успеваемости, информация о собраниях, мероприятиях, поездках, отмене занятий и др.

Даже если родитель не имеет доступа в Интернет – классный руководитель может всегда распечатать наглядные и информативные отчеты для родителей.

3)      Один из важных аспектов деятельности классного руководителя является информационно – организационная работа с родителями. Для оперативного  осуществления этого направления мной было активно задействовано мобильное приложение «WhatsApp».

 

 

Взаимодействие классного руководителя с родителями через совместный чат данного приложения заключается в: 

- объявлении важной и срочной информации, касающейся учебно-воспитательного процесса обучающихся;

- организации обратной связи в рамках консультаций или принятия единого решения по разным вопросам;

- информировании о запланированных мероприятиях, акциях, проектах и конкурсах различного уровня;

- рассылке необходимых документов (положений конкурсов, ссылок на опросы и.т.п.).

Главным плюсом такого взаимодействия является своевременность получения информации как для родителей, так и для самого классного руководителя, а так же скорость принятия совместно согласованных решений в организации классной жизни учащихся.

4)      На сегодняшний день достаточно популярен инструмент Googleформы  – это онлайн-сервис для создания форм обратной связи. 

Понятный и удобный интерфейс позволяет автоматически обработать полученные данные. Поэтому данный сервис эффективно применять в работе  с родителями в период ограничительных мер. Родители, являясь активными пользователями мессенджеров, охотно заполняют требуемую информацию через данную форму, участвуют в опросах и анкетировании.

Чем удобно использование Google-форм?

•        Простота в использовании

•        Доступность

•        Индивидуальное оформление

•        Бесплатность

•        Мобильность 

•        Понятность 

Возможности быстрого сбора необходимой информации в электронной форме опросов и анкет помогает мне легко познакомиться с новыми родителями и детьми, узнать их мнение по вопросам образования и воспитания, детско-родительских отношений в семье, а так же быстро уточнить необходимые данные по семье. Например, получить информацию для заполнения социального паспорта класса.

В формах отображается статистика по всем присланным ответам. Можно просмотреть: общую сводку по ответам, статистику по конкретному ответу, ответы отдельного респондента. Для более подробного анализа удобно собирать ответы в таблице. Форма автоматически строит диаграммы, которые можно использовать при составлении аналитической информации по классу. К плюсам использования данного онлайн-сервиса хотелось бы отнести и уменьшение «бумажной волокиты», которая так часто встречается в работе педагогов. Любая созданная форма хранится в облаке, что дает преимущество, если вы работаете с разных устройств, или планируете использовать её в последующем.

5)      Век информационных технологий предлагает ещё одну хорошую возможность скрепления взаимоотношений родителей, учеников и классного руководителя. Современные подростки и большинство молодых родителей не представляют уже свою жизнь без социальных сетей.

С целью информирования родителей о проведенных мероприятиях, включению детей в разные виды деятельности и просвещения родителей по вопросам воспитания мною активно используется социальные сети.

Наше сообщество «Самый классный класс» в одной из таких сетей – это некое виртуальное коммуникативно-творческое пространство для учеников и родителей нашего класса, где я, как классный руководитель, ориентируюсь, в первую очередь, на интересы детей и запросы родителей. Здесь регулярно устраиваются фото и видео отчеты всей нашей школьной и классной жизни: мы пишем заметки о проводимых мероприятиях, публикуем наши успехи и достижения, делимся полезными статьями и рекомендациями по вопросам просвещения и воспитания учащихся.

В нашем сообществе имеется так же общая беседа «Родители и дети», где состоят все родители и учащиеся класса, что помогает своевременно организовать совместную работу детей и родителей.

В форме совместного виртуального диалога мы стараемся обсудить и разобрать различные психологические ситуации и методы воспитания, пробуем совместно делать выводы на основе личного опыта. Дети активно высказывают своё видение в решении проблем, взрослые (родители и классный руководитель) аргументируют свои действия на ситуацию, что позволяет обеим сторонам взглянуть на себя со стороны. Такие обсуждения способствуют гармонизации детско-родительских отношений, а так же помогают классному руководителю понять ребёнка или родителя и выстроить правильно с ним индивидуальную работу.

Проведение совместных значимых мероприятий я заменила выпуском видеороликов, продолжительностью от 7 до 10 минут. Родители помогают в их создании, делая и высылая различные тематические фотографии, снимая небольшие видеофрагменты с участием своих детей. В конечном итоге получаются приятные сюрпризы к праздникам. Родители становятся как бы участниками данных мероприятий, видят своих детей.

Свои видеофильмы я создаю в компьютерном видеоредакторе «Movavi Plus», использую мобильную версию видео и фото редактора «Inshot Pro», часто пользуюсь программой презентаций Power Point  для Windows. Благодаря интернету есть возможность использования различных футажей и заставок к фильмам.

Безусловно, эта работа требует от классного руководителя не только умения работать в определенных программах, но и личного желания, проявления творчества и немало времени. Но такие видеоролики становятся приятным сюрпризом для всех, остаются на память, как семьям, так и классному руководителю.

В своей работе ежегодно привлекаю детей и родителей для участия в различных дистанционных проектах и творческих конкурсах, в онлайн-акциях, марафонах, викторинах и т.п. Многие родители охотно поддерживают своих детей в данном направлении: сами принимают участие и помогают своим детям. К примеру, хотелось бы выделить проект ранней профессиональной ориентации обучающихся 6–11 классов школ «Билет в будущее», где все родители совместно с детьми прошли регистрацию на официальном сайте и уже отметили полезность предлагаемых информационных ресурсов и мероприятий для профессионального самоопределения.

Таким образом, через социальные сети реализуется принцип партнерства и диалога. Такая форма взаимодействия с родителями, позволяет педагогу значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.

6)      Ещё одной прекрасной интерактивной возможностью по организации просветительской работы классного руководителя с родителями может быть платформа «Zoom». Это облачная платформа для проведения видеоконференций, позволяющая общаться, обмениваться информацией, выполнять совместную работу с родителями (и детьми) в режиме реального времени.

К основным преимуществам данной платформы относятся: Хорошая связь, видео- и аудио- связь с каждым участником. У организатора есть возможность выключать и включать микрофон, а также выключать видео и запрашивать включение видео у всех участников. Можно войти в конференцию как участник с правами только для просмотра. Можно делиться экраном  уже со звуком. Демонстрацию экрана можно поставить на паузу. Более того, можно делиться не всем экраном, а только отдельными приложениями, например, включить демонстрацию презентации. В настройках можно дать всем участникам возможность делиться экранам, либо включить ограничения, чтобы делать это мог только организатор. Есть чат, в котором можно писать сообщения, голосовать, передавать файлы всем или выбрать одного родителя. Чат можно настроить на автоматическое сохранение или сохранять вручную при каждой конференции.  Можно производить запись родительского собрания как на компьютер, так и на облако. Удобно, что можно настроить авто включение записи, а также ставить ее на паузу. Во время конференции можно назначить соорганизатора, второго педагога,  у которого будут такие же возможности как и у организатора.

Благодаря современным средствам связи, компьютерным и коммуникационным технологиям стало возможно проведение собрания без фактического присутствия родителей (законных представителей) непосредственно в образовательной организации. Это очень удобная форма проведения собрания.

В своей педагогической практике я использую эту форму проведения родительского собрания, поскольку каждая семья в моём классе имеет доступ к сети Интернет. Я направляю родителям документы, рекомендации, правила, другую информацию, а родители оценивают её и вносят свои предложения, обсуждают, задают вопросы.

Таким образом, использование дистанционных форм взаимодействия классного руководителя и семьи способствует: формированию у родителей положительной мотивации к воспитательно - образовательной работе с детьми, к образовательной организации; повышению качества воспитательно-образовательного процесса; повышению престижа образования в целом; успешной реализации целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта.

В заключение хотелось бы отметить, что любая форма взаимодействия классного руководителя с родителями (коллективная или индивидуальная; личная или с помощью информационных средств связи) предполагает сохранение диалоговой формы общения, т.к. диалог – это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия, обмену духовными ценностями, эмоциями, знаниями. В общении с родителями я стараюсь всегда быть тактичной, не жаловаться на ребенка, а предлагать конкретные пути решения проблемы.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» г

Лекция на тему «Классный руководитель – просветитель родителей в области воспитания» ( из опыта работы педагога в условиях эпидемиологической обстановки ) «Школа – это не…

Лекция на тему «Классный руководитель – просветитель родителей в области воспитания» ( из опыта работы педагога в условиях эпидемиологической обстановки ) «Школа – это не…

Современный классный руководитель сегодня – это не только традиционный, очный воспитатель, но и человек, знающий образовательный сегмент сети

Современный классный руководитель сегодня – это не только традиционный, очный воспитатель, но и человек, знающий образовательный сегмент сети

Взаимодействие классного руководителя с родителями через совместный чат данного приложения заключается в: - объявлении важной и срочной информации, касающейся учебно-воспитательного процесса обучающихся; - организации обратной…

Взаимодействие классного руководителя с родителями через совместный чат данного приложения заключается в: - объявлении важной и срочной информации, касающейся учебно-воспитательного процесса обучающихся; - организации обратной…

В нашем сообществе имеется так же общая беседа «Родители и дети», где состоят все родители и учащиеся класса, что помогает своевременно организовать совместную работу детей…

В нашем сообществе имеется так же общая беседа «Родители и дети», где состоят все родители и учащиеся класса, что помогает своевременно организовать совместную работу детей…

Есть чат, в котором можно писать сообщения, голосовать, передавать файлы всем или выбрать одного родителя

Есть чат, в котором можно писать сообщения, голосовать, передавать файлы всем или выбрать одного родителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2022