ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ:
Метод организации бухгалтерского учета
Метод дисциплины - совокупность способов и приемов организации учета. Организацию учета строят на основе общенаучного метода диалектики. При организации бухгалтерского учета используются также общенаучные методы: индукция, дедукция, классификация, системный подход, кибернетический, комплексный и т. Д. Кроме того, широко применяются специфические методы и приемы, основанные на научных принципах. Однако реализация метода организации бухгалтерского учета, контроля и анализа сопровождается применением таких методов, как моделирование, проектный, графический, аналитический, наблюдения, расчетный, сетевой, экспертных оценок, нормативно-правового обеспечения и тому подобное. Наиболее распространены проектной и графический методы на основе приемов метода моделирования.
По организации бухгалтерского учета моделирования означает построение таких моделей, которые отражают реально существующие учетные, контрольные и аналитические процессы, соответствующие объемам и характеру работ, структурном построении аппарата, который осуществляет учет, контроль и анализ, информационное, организационное, техническое, правовое и математическое обеспечение . При этом применяются самые разнообразные модели: экономико-математические, имитационные, статистические, динамические и тому подобное. Модели могут быть двух форм: матричные, математические формулы. Моделирование является одним из древнейших приемов организации бухгалтерского учета, контроля и анализа. Конкретной формой выражения модели организации бухгалтерского учета, контроля и анализа является проект организации, который представляет собой инструктивно-методический документ.
По организации бухгалтерского учета в проектированием понимают подробную разработку точного порядка, организационных форм и приемов осуществления учетного, контрольного или аналитического процессов, труда исполнителей с мстою обеспечения наибольшей рациональности и эффективности их функционирования. Проект составляют на основе действующих и обязательных для предприятий, учреждений и организаций нормативных документов с учетом конкретных условий и особенностей. При разработке проекта уточняют систему организации управления, степень механизации и автоматизации. Разработка проектов - работа трудоемкая. Поэтому, в основном, проекты разрабатывают специализированные проектные организации с участием работников бухгалтерии предприятия. Разработку проектов осуществляют сначала в отдельных топологических подразделениях - средства, расчеты, основные средства, материалы. Часто бухгалтерия имеет именно такой структурное деление.
В организации бухгалтерского учета широко применяют графический метод. График применяют для наглядного выражения количественной зависимости различных явлений и связанных с ними процессов. В производственных условиях график - это подробное расписание по дням, часам и минутам соответствующего плана работы, один из важнейших элементов организации бухгалтерского учета, контроля и анализа. С его помощью наглядно взаимосвязь элементов и объектов организации. Графический метод организации учетных, контрольных и аналитических работ значительно облегчает процесс проектирования, сокращает объемы технических работ и проектной документации. Работа по графику способствует не только улучшению организации учета, но и укрепляет дисциплину, сокращает сроки выполнения работ и предоставления исходной информации-отчетности. Графический метод применяется при организации учетного, аналитического и контрольного процессов работы исполнителей, при построении структуры аппарата, его развитии и совершенствовании. С помощью графиков устанавливают и поддерживают технологические связи, которые возникают на разных стадиях работы, определяют сроки выполнения работ. На основании графиков и данных о соблюдении их можно получить представление об общем состоянии организации работ.
Для организации работ по графику, например бухгалтерского учета, необходимо составить перечень работ за ходом учетного процесса (первичный учет - документирование, текущий учет - регистрация в системе счетов, итоговый учет - составление отчетности, отчетных форм) разработать схему информационных связей; составить графики (календаризовани планы работ исполнителей): обсудить графики и определить сроки выполнения работ; согласовать объемы и сроки выполнения работ с соответствующими исполнителями; утвердить графики (предоставить им нормативного характера). Для организации бухгалтерского учета применяют различные виды графиков: текстовые и символьные; табличные и сетевые; матричные и линейные; структурные, таблично-текстовых, таблично-ленточные, таблично-символьные и т. д. При организации бухгалтерского учета широко используют графики в виде организационно-структурных схем, оперограммы, документограм, функциограм, хронограммы, документооборота, документопотоков и тому подобное. Опыт организации работ по управлению подтверждает, что применение при организации бухгалтерского учета сетевых графиков является очень выгодным. Дело в том, что сетевые графики позволяют оценить недоработки с позиции конечного результата; четко определить объем работ как совокупность.
Для изучения состояния учета перспектив его дальнейшего развития широко применяют анкетный метод. Суть его относительно организации бухгалтерского учета, контроля и анализа заключается в том, что сначала составляют опросный лист, который содержит перечень вопросов, ответы на которые являются исходным эмпирическим материалом для обобщения.
При организации технологии учетного процесса, работы исполнителей и других объектов широко применяют метод экспертных оценок, который позволяет с разных вариантов выбрать оптимальный, ведь организация бухгалтерского учета должна быть такой, чтобы обеспечить минимальный путь сбора и обработки информации, минимальное количество операций и документов , максимальную эффективность труда исполнителей.
1. Организация обеспечения бухгалтерского учета
Технологический процесс бухгалтерского учета, а тем более труд исполнителей, для повышения эффективности учетного процесса (своевременного формирования и подачи отчетности пользователям) должна быть обеспечена Организационно; информационно; технически; методически; Социально; Эргономично.
Организационное обеспечение - это разработка и внедрение организационных регламентов, нормирования труда учетных работников и тому подобное.
Информационное обеспечение учета - это совокупность входных данных, система базы данных, их обработка и получение исходной информации. Также информационное обеспечение предусматривает беспрепятственный доступ работников бухгалтерии к информации, формируется во всех без исключения отделах предприятия. Общее определение и состав информационного обеспечения учета имеет особенности, обусловленные его спецификой. Основным объектом учета является информация (учетная), причем на разных этапах технологии учета в целом и технологии решения каждой учетной задачи. В частности, в связи с этим на определенной стадии учетного процесса учетная информация является целью, результатам решения одной учетной задачи и вместе с тем используется для решения другой учетной задачи. На этой стадии такая учетная информация для следующего учетного задачи выступает как информационное обеспечение его решению. Так, целью задачи по учету материалов является получение информации о фактическом отпуск материалов, которая обеспечивает решение задач по учету издержек производства.
Организация информационного обеспечения учета возложена в основном на работников бухгалтерии, а также подразделений (складов, цехов) предприятия, осуществляющие первичный учет.
При использовании ПК значительную часть работы по организации информации выполняют работники вычислительного центра, специалисты по обработке информации. Однако такие вопросы, как организация системы учетных номенклатур, формирование состава базы данных и режима функционирования автоматизированного банка данных (АБД), порядок сохранения учетной информации, они не всегда могут квалифицированно решать без участия специалистов учета.
К компонентам информационного обеспечения относят: данные, необходимые для решения задач учета, методы и средства представления учетных данных, систему унифицированных документов, систему и методику создания баз данных, информационное взаимодействие задач учета, средства формализации записи данных, организации потоков учетной информации, методы и средства распределительной информационной системы обработки информации, информационную последовательность выполнения задач учета.
Техническое обеспечение - это комплекс технических средств и методов, обеспечивающих функционирование бухгалтерского учета, контроля и анализа.
Элементами технического обеспечения учета технические средства, методические и руководящие материалы, техническая документация, персонал. Организация автоматизации учета начинается с выбора оборудования - ПК. При этом берут машины только определенного класса, чтобы они были совместимы. Следующий этап - это выбор периферийной техники для определенного класса ПК.
Организация технического обеспечения осуществляется на основе применения методических и руководящих материалов, а также технической документации. Методические и руководящие материалы разделяют на общесистемные, специализированные и нормативно-справочные документы. В состав общесистемных материалов входят государственные и отраслевые стандарты. К специализированным руководящих материалов относят разного рода методики выбора комплекса технических средств в целом и отдельных его составных частей, построения технологического процесса, преобразования информации. В документации по техническому обеспечению указывают состав технических средств, технологический процесс обработки данных /
Методическое обеспечение - это совокупность методических и нормативно-законодательных актов, регламентирующих методику учета хозяйственной деятельности и составления финансовой отчетности.
Социальное обеспечение - комплекс мер материального и социального стимулирования Повышение производительности труда работников аппарата бухгалтерии.
Эргономичное обеспечения - создание надлежащих условий труда в бухгалтерии (отдельные рабочие места, микроклимат, озеленение, освещение).
Организация учета также зависит от конкретных условий определенного предприятия, обусловленные его организационной структурой, формой собственности. Эффективность труда бухгалтерии в целом и каждого работника зависит прежде всего от атмосферы взаимного уважения, сознательного подчинения своего поведения высоким нравственным идеалам, сотрудничества между руководителем и подчиненными, между работниками как коллегами. Социальный микроклимат в бухгалтерии зависит от того, насколько сознательно рабочие выполняют свои обязанности и привлекаются к управленческих процессов, в какой степени руководители учитывают мнение подчиненных, как выполняются правовые и моральные нормы, регламентирующие положение каждого работника. Строгое выполнение руководителем службы правовых и моральных норм поведения в отношении подчиненных, личная культура хорошо влияют на коллектив, создают уравновешенный ритм в работе, условия взаимного уважения и доверия. Важная роль в эффективном обеспечении труда принадлежит нравственному микроклимата. В коллективе должны преобладать товарищеские отношения и дружба, взаимопомощь, глубокое уважение к каждому члену коллектива, забота о молодом поколении. Психологический микроклимат в коллективе формируется в процессе работы, в отношениях между всеми работниками. Весомым элементом организации социальных условий труда хорошо организованное обслуживание, связанное с благоустройством, питанием, санитарией и гигиеной.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.