ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ:
Основы профессиональной этики. Параметры Кодекса этики аудиторов.
Этика – это система норм нравственного поведения человека или какой-либо общественной или профессиональной организации.
По аналогии с международной практикой, палата аудиторов разработала кодекс профессиональной этики аудиторов с целью поддержания высоких моральных качеств и профессиональной ответственности в сообществе специалистов. Нормы настоящего кодекса основаны на этических нормах Международной федерации бухгалтеров (IFА).
Кодекс содержит следующие нормы профессионального поведения:
1) соблюдение общепринятых моральных норм и принципов;
2) соблюдение общественных интересов;
3) объективность;
4) внимательность;
5) независимость;
6) профессиональная компетентность;
7) конфиденциальность;
8) действия, несовместимые с профессией;
9) оплата аудиторских услуг;
10) налоговые отношения;
11) отношения между аудиторами;
12) отношения сотрудников с аудиторской фирмой;
13) публичная информация и реклама;
14) аудиторские услуги в других государствах.
Соблюдение общепринятых моральных норм и принципов. Каждый аудитор обязан руководствоваться в поведении и взаимоотношениях нравственными нормами, принятыми в обществе.
Соблюдение общественных интересов. Независимый аудитор должен при исполнении профессиональных обязанностей учитывать интересы не только клиента, но и других пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудитор должен быть уверен, что защищаемые им интересы в пользу клиента не противоречат законодательным нормам и общественной справедливости,
Объективность. Аудиторы должны быть уверены в отсутствии предвзятости, зависимых обстоятельств во взаимоотношениях с клиентом при составлении аудиторского заключения. Аудитор должен помнить, что основой выводов и оценки достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта может быть только достаточный объем аудиторских доказательств.
Внимательность. В обязанности аудиторов входит максимальное внимание при соблюдении аудиторских стандартов и законодательных норм в процессе планирования проверки и контролирования работы ассистентов.
Независимость. Независимость аудитора – отсутствие какой-либо финансовой или имущественной заинтересованности аудитора на проверяемой фирме. Аудитор не может проверять фирму, одним из собственников которой он является; не может участвовать в проверке, если с высшими должностными лицами клиента его связывают родственные отношения. Аудитор не должен давать никакого повода для сомнений в своей независимости и объективности своего заключения.
Профессиональная компетентность. Аудиторы обязаны обеспечивать достаточный профессиональный уровень аудиторских услуг, гарантировать добросовестное и качественное выполнение проверки, своевременность и компетентность. Аудитор обязан отказаться от рекомендаций по вопросам, выходящим за пределы его компетенции и квалификации. Аудитор обязан постоянно обновлять свои профессиональные знания в области бухгалтерского учета, аудита, налогообложения, финансов, гражданского права.
Конфиденциальность. Аудитор обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию, полученную в ходе выполнения профессиональных услуг, без ограничения во времени. Аудитор не должен использовать информацию в ущерб интересам клиента для своей выгоды.
Действия, несовместимые с профессией. Аудитор не должен совмещать профессиональную практику и другие виды деятельности. Выполнение аудитором двух или более профессиональных услуг одновременно не может рассматриваться несовместимыми действиями.
Оплата аудиторских услуг. Оплата профессиональных услуг аудитора зависит от сложности, качества, опыта, ответственности и квалификации аудитора, объема услуг. Размер оплаты за услуги аудитора не должен зависеть от достижения какого-то определенного результата или обусловливаться другими подобными обстоятельствами. Аудитор не имеет права получать плату за услуги наличными деньгами сверх установленных норм расчетов. Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и письменно закрепить в договоре условия оплаты. Сомнения в соблюдении профессиональной этики вызывает ситуация, когда плата одного клиента составляет всю или большую часть годовой выручки аудитора.
Налоговые отношения. Аудиторы обязаны предупреждать клиента о возможных последствиях при нарушении налоговых обязательств, предоставлять рекомендации в области налогообложения только в письменной форме, соблюдать налоговое законодательство и избегать его нарушения в своих интересах или в интересах других лиц. Особенно важно воздерживаться от сознательной фальсификации в целях уклонения клиента от исполнения налоговых обязательств. О выявленных в ходе проведения обязательного аудита фактах нарушения налогового законодательства, ошибок в расчете и уплате налогов аудитор обязан в письменной форме сообщить администрации клиента.
Отношения между аудиторами. Аудиторы обязаны воздерживаться от необоснованной критики других аудиторов и сознательных действий, причиняющих ущерб профессии. Аудитор должен воздерживаться от нелояльных действий в отношении коллеги при замене аудитора, содействовать в получении информации о клиенте и о причинах замены аудитора. Аудитор имеет право в интересах своего клиента и с его согласия приглашать для сказания услуг других аудиторов и специалистов.
Отношения сотрудников с аудиторской фирмой. Сотрудники аудиторской организации обязаны способствовать повышению авторитета и дальнейшему развитию фирмы, совершенствовать практику и повышать качество предоставляемых услуг, заботиться об уровне профессиональных знаний и компетентности. Аттестованный аудитор, часто меняющий аудиторские фирмы либо внезапно покидающий ее и тем самым наносящий фирме определенный ущерб, нарушает профессиональную этику. Руководители фирмы должны воздерживаться от обсуждения работы подчиненных с третьими лицами. Аудитор, по тем или иным причинам покидающий аудиторскую фирму, обязан добросовестно и в полном объеме передать фирме всю имеющуюся у него документальную и иную профессиональную информацию.
Публичная информация и реклама. Реклама аудиторских услуг должна быть информативной, прямой, не вводящей заинтересованных пользователей в заблуждение и не вызывающей у них недоверие.
Профессиональной этике аудиторов противоречит публичная информация, содержащая:
· конфиденциальные сведения клиента;
· необоснованную хвалебную саморекламу аудитора (аудиторской фирмы);
· недостоверные сведения, вводящие пользователей в заблуждение;
· информацию, имеющую целью давление на налоговые, судебные органы;
· информацию, заранее гарантирующую клиенту благоприятные результаты аудиторской проверки.
Аудиторские услуги в других государствах. Этические нормы незыблемы независимо от территориально-географических различий предоставления аудиторских услуг. Гарантией обеспечения качества услуг аудитора служит соблюдение международных аудиторских стандартов и стандартов государства клиента.
Оказывая аудиторские услуги в другом государстве, необходимо руководствоваться следующими правилами:
· если этические нормы профессионального поведения, установленные в государстве, в котором аудитор оказывает услуги, менее строгие, чем предусмотренные Кодексом Аудиторской палаты России, необходимо руководствоваться требованиями данного кодекса;
· если этические нормы профессионального поведения, установленные в государстве, в котором аудитор оказывает услуги, более строгие, чем предусмотренные Кодексом Аудиторской палаты, необходимо пользоваться этическими нормами, принятыми в этом государстве;
· если международные этические нормы профессионального поведения аудиторов превышают требования Кодекса Аудиторской палаты, аудитор обязан руководствоваться международными нормами.
Соблюдение этических норм профессионального поведения является обязанностью каждого сотрудника аудиторской фирмы или самостоятельного аудитора.
Основы профессиональной этики аудиторов
Вопросы для рассмотрения
1. Основные принципы аудиторской деятельности
2. Основы профессиональной этики. Параметры Кодекса этики аудиторов Украины
1. 1. Основные принципы организации аудиторской деятельности
Обеспечение высокого профессионального уровня услуг для достижения максимальной эффективности труда направленной на удовлетворение потребностей украинского общества требует от аудитора соблюдения основных принципов аудита.
Принципы аудита (от лат. Principium – начало, основа) – это основные положения, на основе которых осуществляется аудиторская деятельность. Принципы аудита определены международным стандартом аудита (МСА-200 «Цель и общие принципы аудиторской проверки финансовых отчетов»).
Принципы аудита существуют в четырех аспектах: методологические, организационные, методические и этические.
Методологические принципы:
- Планирование аудита
- Обоснование оценки значимости аудиторских доказательств и системы внутреннего контроля
- Целесообразность выбора методики и техники аудита, определение критериев существенности
- Соблюдение методики оценки рисков и выборочной проверки данных
- Анализ формирования и формирование выводов
- Ответственность за представленное заключение
- Соблюдение порядка документального оформления
- Взаимодействие аудиторов
- Обоснование использования результатов работы другого аудитора или специалистов другой отрасли
- Полное информирование клиента
- Контроль качества работы аудитора.
Этические принципы:
- Объективность
- Независимость
- Доброжелательность
- Конфиденциальность
- Компетентность
По определению, профессиональная этика – это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством его к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии и, в конечном счете, к обществу в целом. Она является индикатором моральности профессиональных групп, к которым общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников.
Профессиональная этика аудитора – это, прежде всего, специфический моральный Кодекс этой профессии, совокупность правил, характер взаимоотношений, обусловленных профессиональной деятельностью.
Требования общества к профессии независимого аудитора:
1. Достоверность: украинское общество чувствует потребность в использовании достоверной информацией
2. Профессионализм: определяются и выдвигаются клиентами, работодателями и другими заинтересованными сторонами требования к специалистам-аудиторам
3. Качество услуг: выполнение аудиторских услуг должно осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством, стандартами аудита и Кодексом этики
4. Доверие: пользователи услугами аудитора должны быть уверены в том, что он никогда не нарушит принципы профессиональной этики и будет соблюдать их в течение всей практики
Одним из факторов обеспечения условий объективности является независимость аудитора. Независимость аудитора обусловлена его профессиональной деятельностью и основывается на отсутствии материальной заинтересованности аудитора в результатах деятельности проверяемого субъекта. Независимость аудитора имеет правовые, этические и экономические аспекты.
Доброжелательность. Аудитор обязан проявить к клиенту доброжелательное обращение, в общении с клиентом придерживаться спокойного и выдержанного тона. Доброжелательность аудитора проявляется в уважении к заказчику и коллегам в профессиональном общении, позитивном отношении к критическим замечаниям по поводу выполненной работы, уважении к мнению других специалистов и учете его в процессе исследования.
Конфиденциальность информации. Аудитор должен придерживаться полной конфиденциальности всей, без исключения, информации, полученной в процессе проведения аудита.
Компетентность аудитора. Аудит необходимо проводить с профессиональным мастерством лицам, которые имеют соответствующую профессиональную подготовку, опыт и компетентность в этой отрасли.
Аудитору необходимо иметь знания по общим и специальным дисциплинам, уровень которых подтверждается квалификационным экзаменом в Аудиторской палате Украины, и иметь практический опыт работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.