ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ: Порядок урегулирования инвентаризационных разниц

  • docx
  • 16.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 02-622.docx

ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ:

 

Порядок урегулирования инвентаризационных разниц

 

Этапом, завершающим инвентаризацию, является урегулирование инвен­таризационных разниц.

 Порядок урегулирования инвентаризационных раз­ниц приведен в п.11.12 Инструкции № 69 и состоит из следующих этапов:

1. Взаимный зачет остатков и недостач вследствие пересортицы может быть допущен только по ТМЦ одинакового наименования и в тождественном ко­личестве при условии, что остатки и недостачи образовались за один и тот же проверяемый период и у одного и того же лица, которое проверяется.

Органы государственного управления, в ведении которых находятся пред­приятия, могут устанавливать порядок, когда такой зачет может быть допу­щен относительно одной и той же группы ТМЦ, если ценности, входящие в ее состав, имеют сходство по внешнему виду или упакованы в одинаковую тару (при отпуске их без распаковки тары).

2. В случае, когда при взаимозачете недостач и излишков при пересортице стоимость ценностей, выявленных в недостаче, больше стоимости ценностей, выявленных в излишке, разницу в стоимости должны возместить виновные лица.

Если конкретные виновные пересортицы не установлены, то суммарная разница рассматривается как недостача ценностей сверх норм естественной убыли с включением их в результаты финансово-хозяйственной деятельнос­ти. По таким суммарным разницам в протоколах инвентаризационной ко­миссии должны быть приведены исчерпывающие пояснения причин, по ко­торым они не могут быть возмещены виновными лицами.

Если стоимость ценностей, выявленных в излишках, превышает стоимость ценностей, выявленных в недостаче при пересортице, то на сумму разницы увеличиваются данные учета соответствующих ТМЦ и результатов финансо­во-хозяйственной деятельности.

3. Протокол инвентаризационной комиссии должен быть в 5-дневный срок рассмотрен и утвержден руководителем предприятия.

4. Утвержденные результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерс­ком учете предприятия в том месяце, в котором окончена инвентаризация, но не позднее декабря отчетного года.

Убыль ценностей в пределах утвержденных норм списывается по реше­нию руководителя предприятия как затраты производства.

 Нормы естествен­ной убыли могут применяться только в случае выявления фактической недо­стачи. При отсутствии норм убыли недостача рассматривается как сверхнормативные расходы. Нормы естественной убыли можно применять только после проведения зачета недостачи с остатками по пересортице.

Согласно п.27 П(С)БУ 9, суммы недостач и потерь от порчи ценностей до при­нятия решения о конкретных виновниках отражаются на забалансовых счетах. После установления лиц, которые должны возместить потери, надлежащая к воз­мещению сумма зачисляется в состав дебиторской задолженности (или иных ак­тивов) и дохода отчетного периода.

Механизм определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтоже­ния (порчи) материальных ценностей регулируется Порядком № 116 (этот поря­док не распространяется на драгоценные металлы, драгоценные камни и валют­ные ценности).

Размер убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей определяется по балансовой стоимости этих ценностей (с вычетом амортизационных отчислений), но не ниже 50% балансовой стоимости на мо­мент установления такого факта с учетом индексов инфляции, которые ежеме­сячно определяет Минстат Украины, соответствующего размера НДС и размера акцизного сбора по формуле:

Р(у) = [(Бс - А) х Иинф 4-НДС + Асб] х 2,

где Р(у) — размер убытков, грн.; Бс — балансовая стоимость на момент установ­ления факта хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, грн.; А — амортизационные отчисления, грн.; Иинф — общий индекс инфляции, который рассчитывается на основании ежемесячно определяемых Минстатом ин­дексов инфляции; НДС — размер НДС, грн.; Асб — размер акцизного сбора, грн.

Кроме того, согласно ст.2 Закона № 217, задолженность работников предпри­ятия, учреждения, организации в случае выявления недостачи по их вине взима­ется в тройном размере. Согласно ст.З Закона № 217, суммы, взысканные в соот­ветствии со ст.2 этого Закона, то есть взысканные с работников предприятия, уч­реждения, организации, направляются прежде всего на возмещение убытков, причиненных предприятию, учреждению, организации, а остаток перечисляется в Госбюджет Украины.

 Что касается драгоценностей, то в ст.З Закона № 217, четко описана очередность погашения убытков: «Суммы, взысканные в соответствии со статьями 1 и 2 настоящего Закона, направляются в первую очередь на возмеще­ние убытков, нанесенных предприятию».

Статья 4 Закона № 217 не снимает ответственности с лиц, которые непосред­ственно не связаны с выполнением операций, указанных в ст.1 Закона № 217, но признаны виновными в хищении, уничтожении (порче), недостаче или потере драгоценных металлов, драгоценных камней, валютных ценностей. Они несут материальную ответственность в размерах, установленных этим Законом.

Убытки, нанесенные работниками предприятию, учреждению, организации, в случаях, предусмотренных ст.1-4 Закона № 217, возмещаются независимо от при­влечения виновных лиц к уголовной, административной, дисциплинарной от­ветственности.

Если по итогам инвентаризации будут выявлены отклонения от данных бухгалтерского учета, то бухгалтерией предприятия должны быть составле­ны сличительные ведомости, на основании которых следует прежде всего сравнить данные инвентаризации с данными бухгалтерского учета, затем выявить пересортицу и лишь после этого определить окончательные излиш­ки и недостачи.( стр.23)

Инвентаризационные комиссии должны проверить правильность состав­ления сличительных ведомостей с учетом полученных объяснений матери­ально-ответственных лиц, определить характер выявленных недостач, излиш­ков, порчи и потери ценностей, сделать выводы, внести предложения о по­крытии выявленных недостач и отразить это в протоколе.

При отсутствии вины конкретных лиц, то есть когда факт кражи, халатно­го хранения не установлен, убыль запасов должна признаваться естествен­ной, то есть возникшей в процессе подготовки производства. В этих случаях выбытие запасов следует признать как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.

 

Если комиссия устанавливает виновных лиц, то они могут добровольно в порядке, определенном КЗоТ Украины, компенсировать нанесенный пред­приятию ущерб. Сумма возмещения будет отражена как доходы. При отказе от добровольного возмещения ущерба предприятие должно принять меры к взысканию с этих лиц причиненного ущерба. Это возмещение в будущем бу­дет отражено как доходы.         -

 

В случае если комиссия имеет основание признать, что запасы украдены, предприятие обращается в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела. В этом случае предприятие имеет основания также считать/ что получит доходы как компенсацию своих прямых потерь и упущенной вы­годы, и только в случае отказа в возбуждении уголовного дела, или отказа суда возложить ответственность на конкретное лицо, стоимость выбывших таким образом запасов можно считать операцией, не приносящей доходы.

В случае когда виновное лицо не соглашается в добровольном порядке ком­пенсировать сумму убытков, нанесенных предприятию, исчисленную в соответ­ствии с требованиями действующего законодательства, взыскание осуществляет­ся на основании судебного решения в принудительном порядке.

Из сумм, взысканных с виновных лиц в соответствии с действующим законода­тельством, в первую очередь возмещаются убытки, нанесенные предприятию, а остаток средств ежемесячно перечисляется в Государственный бюджет Украины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мероприятия по подготовке и проведению инвентаризации     ,

п/п

Этапы инвентаризации

Мероприятия по подготовке и проведению инвентаризации

1

Подготовительные мероприятия

1. Составляются и утверждаются планы инвентаризаций на год.
Сведения об инвентаризациях оговариваются в учетной политике
предприятия. Назначается постоянно действующая
инвентаризационная комиссия.

2. Не менее чем за 10 дней до начала плановой инвентаризации
издается приказ «0 проведении инвентаризации», которым опреде­
ляются сроки и места проведения инвентаризации; назначается
инвентаризационная комиссия под председательством руководителя
предприятия (или его заместителя) с участием в комиссии главного
бухгалтера, компетентных специалистов по подразделениям

и материально ответственных лиц. Формируются также рабочие инвентаризационные комиссии, если е этом есть необходимость.

3. Состав комиссии и председатель комиссии периодически обновляются.

4. В учете выводятся остатки товарно-материальных ценностей
(в оборотно-сальдовых ведомостях, карточках учета основных
средств, карточках складского учета ТМЦ).

5. По местам хранения ТМЦ прикрепляются инвентарные ярлыки
по каждому наименованию с указанием количества, сорта и другой
информации для удобства работы инвентаризационной комиссии

2

Проведение инвентаризаций

1. У материально ответственных лиц берется расписка о том,

что ими все ТМЦ оприходованы или списаны в расход, а документы сданы в бухгалтерию.

2. С даты проведения инвентаризации прекращаются все хозяйственные
операции на инвентаризируемом объекте (складе, магазине, цехе).

3. Инвентаризационные комиссии проводят взвешивание, обмеры,
подсчеты товарно-материальных ценностей и заносят данные

в Инвентаризационные описи* по графе «Фактическое наличие (коли­чество, сумма)», а также определяют залежалые, непригодные ценности.

4. Работниками бухгалтерии в Инвентаризационных описях заполня­
ется графа «По данным бухгалтерского учета (количество, сумма)».

5. Инвентаризационные описи*; акты на списание после
оформления всех реквизитов передаются для проверки

и определения результатов инвентаризации в бухгалтерию

* Инвентаризационная опись - документ, который составляется в момент проведения инвентаризации и куда заносятся все имеющиеся на предприятии материальные ценности.

3

Сравнительно-аналитические мероприятия

1. Работниками бухгалтерии при проверке и сопоставлении данных
инвентаризационных описей устанавливаются результаты
инвентаризации. В случае несоответствия фактических и учетных
данных составляются сличительные ведомости, в которых
показываются позиции, по которым установлены расхождения

и причины этих расхождений (излишков или недостач).

2. У материально ответственных лиц берутся объяснительные записки

4

Заключительные мероприятия

1. Инвентаризационная комиссия проводит заседание, результаты
инвентаризации оформляются протоколом.

2. На основании оформленных документов руководителем
принимается решение в отношении результатов инвентаризации,
затем документы передаются в бухгалтерию.

3. В бухгалтерии документы инвентаризации обрабатываются,
производятся бухгалтерские записи в регистрах бухгалтерского учета
в том месяце, в котором была проведена инвентаризация.

4. Документы инвентаризации подшиваются в папку
«Инвентаризация за год» и хранятся не менее 3 лет при условии
завершения налоговых проверок и ревизий