Лекция по дисциплине "Родной русский язык"
Оценка 4.8

Лекция по дисциплине "Родной русский язык"

Оценка 4.8
docx
18.11.2021
Лекция по дисциплине "Родной русский язык"
Риторика как наука и искусство.docx

Лекция по дисциплине «Родной русский язык»

Риторика как наука и искусство

Термин "риторика" традиционно понимается двояко: как искусство красноречия и как паука о нем.

Красноречие издавна и по праву считается искусством. Еще в Античности сложился список дисциплин, достойных свободного человека, так называемые семь свободных искусств, первым из которых была именно риторика. И. С. Тургенев, например, считал ораторское искусство уникальным даром. В романе "Рудин" он писал о своем герое: "Рудин владел едва ли не высшей тайной — музыкой красноречия. Он умел, ударяя по одним струнам сердец, заставлять смутно звенеть и дрожать все другие".

Наука о красноречии — одна из самых древних и вместе с тем современных гуманитарных дисциплин, в содержание которой входят философские, психологические, филологические, логические, эстетические знания. Еще в XVIII в. именно риторику, а не математику считали "царицей наук". Долгое время в риторических терминах велись рассуждения об искусстве. Например, современники называли И. С. Баха величайшим оратором в музыке, так как его органные произведения строились по риторическим канонам, а уже в XX в. С. М. Эйзенштейн ввел риторику в программу обучения кинорежиссеров, чтобы они постигли тайну воздействия на массовую аудиторию, были бы способны вызывать разнообразные чувства зрителей: гнев, радость, восторг, любовь, ненависть.

Трудно отрицать исторически сложившееся своеобразие речевого общения в различных социальных сферах, поэтому риторику можно интерпретировать с разных точек зрения, в том числе с очень широкой, культурологической. Например, выдающийся литературовед и культуролог Ю. М. Лотман в книге "Быт и традиции русского дворянства XVIII — первой трети XIX вв." описал риторику бала, дуэли, карточной игры, парада, похорон.

Если сравнить старые и новые определения риторики, станет очевидно, что она может пониматься по-разному. В России в первой половине XIX в. риторика определялась как наука, развивающая разум, занимающая воображение, трогающая сердце и действующая на волю. Современные исследователи исходят из иных базовых характеристик риторики:

"Филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову" (Ю. В. Рождественский);

"Наука о законах управления мыслеречевой деятельностью" (Е. А. Юнина);

"Наука о публичном речевом воздействии" (И. А. Стернин);

"Наука убеждать" (А П. Чудинов).

В каждом из предложенных определений присутствуют разные аспекты современной трактовки риторики: филологический (который, однако, не исчерпывается "отношением мысли к слову"), психолого-педагогический, прагматический. Если известный филолог Ю. В. Рождественский трактует риторику как теоретическую филологическую дисциплину, то педагог Е. А. Юнина подчеркивает ее активное воспитывающее начало. Авторы популярных книг по риторике И. А. Стернин и А. П. Чудинов определяют ее прежде всего в прикладном, прагматическом аспекте. При этом И. А. Стернин рассматривает риторическое воздействие как со знаком плюс, так и со знаком минус (имеется в виду манипулятивная, демагогическая риторика) и отмечает, что каждый образованный человек должен понимать, "что с ним делают при помощи речи", тогда как А. П. Чудинов, подчеркивая позитивную роль практической риторики, видит в ней прежде всего пауку о речевом убеждении, об условиях и формах эффективного речевого общения.

В современном гуманитарном пространстве все больше внимания уделяется изучению речевого воздействия, которое становится предметом исследования целого комплекса смежных наук: лингвистики, психолингвистики, лингвистической прагматики, психологии, теории коммуникации, социологии, конфликтологии и др. В определенном смысле можно говорить о том, что во второй половине XX в. риторика возродилась на новой, психологической основе: для правильного общения современному человеку важны уже не только достижения формальной логики, но и психологические приемы убеждения.

Ключевое понятие позитивной риторики — убеждение (см. п. 11.2), способ речевого воздействия, предполагающий применение как рациональных, так и эмоциональных риторических приемов и средств. В толковом словаре дается следующее определение глагола "убедить" — "заставить поверить чему-нибудь, уверить в чем-нибудь; уговаривая, склонить к чему-либо, заставить согласиться на что-нибудь, сделать что-либо". О сложности этого вида речевого воздействия свидетельствует протяженный синонимический ряд глагола "убедить", от которого образовано существительное "убеждение": "уговорить", "склонить", "урезонить"; "уверить", "заверить", "внушить", "доказать"; "удостоверить", "вразумить", "утвердить", "уластить", "сагитировать", "распропагандировать", "обработать", "присоветовать", "вбить в голову", "умаслить", "сманить", "уломать", "умолить", "разуверить", "переубедить". За каждым из приведенных глаголов стоят различные аспекты коммуникативных ситуаций, связанных с убеждением, различные отношения между участниками общения.

Убеждение содержит систему аргументов, примеры, факты и выводы, принуждение же связано с применением силы или открытой угрозой. В убеждении процесс аргументации строится на апелляции к собеседнику (к его сознанию, эмоциям, воле, интересам и т.п.). Отбор собственных аргументов учитывает позицию, которую предстоит опровергнуть. В принуждении и внушении реализуется эмоциональное или физическое давление. Например, основная цель рекламного текста — заставить адресата (зрителя, читателя, слушателя) приобрести товар, независимо от того, испытывает ли он потребность в нем.

Внушение отличается от убеждения также тем, что действует на психическую сферу другого лица без открытого принуждения, что позволяет использовать его в манипулятивных целях. Внушение и манипуляция (подробнее см. п. 11.2) оказываются особенно тесно связанными в том случае, когда целью говорящего является изменение сознания объекта воздействия.

Внушение направлено на то, чтобы обеспечить некритичность усвоения информации адресатом, в результате чего могут возникнуть представления, не соответствующие действительности, стремление действовать и верить источнику информации, не сомневаясь в его надежности. В некоторых случаях адресат может понимать факт внушения (например, когда речь идет о гипнозе в медицинских целях: "Сейчас вы полностью расслабитесь, и ваше сознание начнет погружаться в сон..."), но гораздо чаще он этого не осознает (таково, например, ежедневное внушающее воздействие СМИ).

Внушение в целом является универсальным явлением, которому подвержен каждый, но в разной степени, в зависимости от уровня внушаемости. Этот уровень возрастает, если погрузить человека в атмосферу группового внушения. Подобная атмосфера существовала, например, в период особой популярности "телевизионных целителей" А. Кашпировского и А. Чумака.

Сегодня потоки внушающей информации направлены на читателя, слушателя, зрителя из самых разных источников: рекламы, массовой литературы, телевизионных ток-шоу, методик, предлагаемых современными псевдоцелителями, которые якобы подходят абсолютно всем, желающим быть "здоровыми, счастливыми и успешными". Нередко ими используется "классическая" внушающая тактика трех "да": серия так называемых закрытых вопросов, на которые возможен только один ответ — "да", затем следует ничем не подкрепленный вывод: "Хотите быть успешным человеком? Хотите не болеть, не уставать, каждый день прекрасно выглядеть, пребывать в отличном настроении и быть востребованным обществом? Для этого вам нужно только одно — энергия" (Л.Левшинов).

При индивидуальном и групповом внушении особенно часто используются разнообразные повторы. Создавая монотонный ритм, они способствуют погружению адресата в состояние транса, воздействуют на его подсознание: "В мою щитовидную железу Бог вливает молодую, энергичную, веселую, радостную жизнь. Молодая радостная жизнь наполнила щитовидную железу, молодая жизнь возрождает молодое, Богом созданное Божественно здоровое строение щитовидной железы" (Г. Сытин).

В отличие от внушения и принуждения, убеждение отрицает речевую агрессию, рассчитано на осмысленное восприятие речи адресатом, который должен проделать собственный путь понимания, так как решение не предлагается ему в готовом виде.

Итак, современная риторика — это теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи. Риторика убеждения (как практика красноречия и наука о ней) влияет на мировоззрение, эмоции и волю человека. Ее выбор требует от оратора труда и времени, создает его личностный образ.


 

Лекция по дисциплине «Родной русский язык»

Лекция по дисциплине «Родной русский язык»

О сложности этого вида речевого воздействия свидетельствует протяженный синонимический ряд глагола "убедить", от которого образовано существительное "убеждение": "уговорить", "склонить", "урезонить"; "уверить", "заверить", "внушить", "доказать"; "удостоверить",…

О сложности этого вида речевого воздействия свидетельствует протяженный синонимический ряд глагола "убедить", от которого образовано существительное "убеждение": "уговорить", "склонить", "урезонить"; "уверить", "заверить", "внушить", "доказать"; "удостоверить",…

Ее выбор требует от оратора труда и времени, создает его личностный образ

Ее выбор требует от оратора труда и времени, создает его личностный образ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2021