«Деловой этикет».
1. Этикет в культуре внешности. Впервые увидев человека, люди непроизвольно обращают внимание на его внешность. Одежда воздействует на окружающих, так как, независимо от сознания человека, мгновенно фиксируется его органами чувств. Поэтому не зря говорят, что о человеке вначале судят по его внешности, затем по разговору, а далее по интерьеру его кабинета.
Внешний вид, как правило, отражает внутреннее, нравственное содержание человека.
Культуру человека подчеркивает его одежда. Она является, своего рода, визитной карточкой человека. Одежда несет партнерам по общению информацию о человеке, его вкусах, принадлежности к тому или иному социальному или профессиональному слою.
Со вкусом подобранная одежда, аксессуары, опрятный вид делают его уверенным, собранным, энергичным. Не зря Рокфеллер начал свой бизнес с того, что купил себе на последние деньги дорогой костюм и стал членом гольф-клуба.
«Уменье одеваться более важно, нежели уменье входить в комнату или уменье кланяться. Ничто так не бросается в глаза, как одежда человека», – наставляли в старину.
Глядя на предпринимателя впервые, сразу составляют впечатление о нем самом и его благосостоянии.
Большое значение имеет цвет одежды. Воздействие цветом – мощный психологический раздражитель: им можно успокоить, настроить партнеров на «деловой лад», можно в определенной ситуации вызвать неприязнь или, напротив, положительные эмоции. Цветовые сигналы воспринимаются партнерами на подсознательном уровне. Этим и объясняется «тайная» сила их воздействия.
Одежда должна соответствовать месту, времени, характеру события. Её нужно уметь правильно носить. Чем светлее костюм, тем лучшего качества он должен быть.
Главное в одежде мужчин – костюм. Наиболее распространены следующие стили мужских костюмов.
· английский;
· европейский;
· модифицированный европейский;
· американский «мешочный».
Общепринятые цвета костюмов: синие – от темно-синего до синего цвета средней насыщенности; серые – от средней насыщенности до цвета темного гравия; допускаются коричневые – от средней насыщенности – до бежевого, в мелкую клеточку. Минимум властности демонстрируют светлые тона. Для торжественных случаев – предпочтителен черный цвет.
Накладные карманы на пиджаке увеличивают бедра (рис. 2.).
Пиджаки, застегивающиеся ниже талии, удлиняют торс и соответственно зрительно укорачивают ноги.
Мужчины с короткими ногами не носят длинные пиджаки.
В официальной обстановке мужской пиджак должен быть застегнут. В застегнутом пиджаке входят в кабинет на совещание, сидят в президиуме или выступают с докладом, а также входят на прием, в зрительный зал театра. Но при этом нижнюю пуговицу никогда не застегивают, конечно, если она не одна. Этим подчеркивается талия.
Расстегнуть пиджак можно, сидя в кресле или за столом, во время завтрака, обеда, ужина.
В зимний период современные деловые мужчины вместо сорочек предпочитают свитеры.
Рис.2. Накладные карманы.
В этом случае во время работы пиджак можно не всегда застегивать, руки не возбраняется держать в карманах. При этом мужчина чувствует себя более раскованно и в то же время по-деловому (рис.1.).
Деловой мужчина для различных мероприятий должен иметь не менее трёх костюмов и 12 хлопчатобумажных сорочек различных цветов, преимущественно пастельных. Они должны подходить к костюмам по тону. Обязательно нужно иметь белые сорочки, но белого ледянистого цвета. Допускается тонкая полоска или клетка. Рукав – длинный.
Воротник сорочки – классический. Однако выбор воротника важен для мужчин с нестандартной шеей и формой лица. У стройных мужчин с длинной худой шеей суженные воротники (со сближенными углами) или длинные и острые воротники подчеркивают те черты, которые нужно приглушить. Им больше идут широкие воротники. Они как бы расширяют шею Мужчины с полным лицом и короткой шеей выглядят эффектнее в сорочках с узкими воротниками. Воротники с петелькой и завышенной горловиной хороши для мужчин со средней шеей.
На сорочке, как и на пиджаке, также не допускаются элементы спортивного или военного стиля - погончики, накладные карманы со складочками или кокетками.
Допустим один накладной карман. Обычно на кармане имеется логотип (словесный товарный знак) фирмы-изготовителя.
Элегантные сорочки должны быть без карманов, но если они есть, то в них не принято ничего класть.
Рис.1. Рабочая одежда
делового человека.
Уголки воротника при завязанном галстуке не должны отставать, как в дешевых сорочках
Запонки должны быть золотые, серебряные, перламутровые, возможно, с натуральными камнями нежного цвета типа «Оникс». Искусственные материалы неприемлемы.
Манжеты у сорочек бывают простые, застегивающиеся на пуговицу, и двойные (французские), застегивающиеся на запонки. Двойные – придают имиджу лоск за счет ширины и деталей таких манжет руки не кажутся длинными.
Частью дневной мужской одежды является галстук. Он отражает индивидуальность. Галстук – это единственная вещь в мужском гардеробе, служащая исключительно для украшения.
Ширина и длина галстука, форма и размер его узла подчиняются моде. Цвет, рисунок зависят от костюма, места и времени суток Зимой повязывают галстуки глубоких и темных тонов, летом - светлых и ярких. Каждый сезон диктует свою манеру на цвет.
Галстуки передают важную информацию о мужчинах другим людям (рис.3).
Цвет и рисунок говорят о настроении, в котором пребывает его обладатель. Галстуки выглядят изысканно тогда, когда они не бросаются в глаза (рис. 4).
Рис.3. Элегантные галстуки.
Идеальный – это репсовый галстук с полосками по диагонали. За ним следует галстук в точках (мелких: чем мельче, тем больше изысканности и утонченности), далее - фуляровый (с маленькими геометрическими фигурами); «клубный» – с повторяющимся рисунком животных, эмблем и значков. Галстуки с рисунком животных и людей уместны на отдыхе.
Рис.4. Различные сочетания галстуков.
Для галстука не рекомендуются цвета: фиолетовые, сиреневые, розовые и ярко-красные. Черный галстук уместен во время траура.
Не только галстук, но и туфли указывают на общественный статус и удачливость мужчины. Элегантно дополняют костюм легкие полуботинки на шнуровке из натуральной кожи (верх, низ, стельки) (рис. 6). С верхней одеждой носят ботинки (рис. 5).
Рис.5. Черные ботинки на шнурках.
Возможны мокасины, если они изготовлены из первоклассной натуральной кожи и просты по стилю (рис.7). Не носят обувь на высоких каблуках, а также лакированную.
Деловой человек не носит туфли из велюровой кожи. Они не допустимы в деловой сфере. Лакированная обувь соответствует только фраку и смокингу.
Обувь всегда должна быть безукоризненно чистой как внутри, так и снаружи. За сутки нога выделяет 200 мл. пота.
Деловой мужчина носит тонкие шерстяные носки. Впитывая пот, такие носки остаются на ощупь сухими.
Рис.6. Классические черные
кожаные полуботинки на шнурках.
Носки должны быть длинными. В этом случае, положив ногу на ногу, не видно из-под брюк голое тело (эрогенные зоны) (рис. 8, 9.).
Нежелательны носки с узорами.
Цвет носков создает переход от цвета костюма к цвету обуви, сочетается с ними.
Предпочтительны темные однотонные носки. Белые носки недопустимы. Их носят в основном, спортсмены. Об этом читаем в одной из заповедей, как надо одеваться начинающему бизнесмену, в школе бизнеса во Франкфурте-на-Майне: «Джентльмен не носит белые носки! Бизнесмен, если он джентльмен, - тоже».
Рис.7. Кожаные мокасины.
Фетровую шляпу мужчины надевают с солидным пальто. Кепка гармонирует с костюмом. Шляпу из кожи или ткани носят с плащом, с курткой спортивного покроя. Трикотажные шапочки предназначены для спортивной одежды.
Берет в качестве головного убора в деловой одежде недопустим.
Мужские перчатки должны быть черными или темными и обязательно подходить к пальто или плащу.
Верхняя одежда должна по цвету и фактуре ткани соответствовать костюму, чтобы в тот момент, когда деловой человек снимает плащ или пальто, не было дисгармонии в одежде. Цвет для верхней одежды предпочтителен серый, черный, синий. Мужской зонт – черный.
Рис.8. Недопустимо, чтобы Рис.9. Длинные носки придают
была видна голая часть ноги. ноге
элегантность.
Белые туфли (рис. 10.) не являются символом успеха деловой женщины. Они выглядят дешево и не являются символом успеха. Желательны туфли цвета слоновой кости, беж, бежево-серые и др. К темным платьям подходят темные туфли.
Средством самовыражения у женщины служит головной убор. Фасон шляпы должен соответствовать наряду, месту, где этот наряд будут демонстрировать.
С вечерним туалетом шляпку не надевают. Хозяйке не принято надевать шляпку ни на дневные, ни на вечерние приемы.
Из верхней одежды предпочтительны пальто, плащ, меховое пальто. Шарф должен быть только фабричного изготовления, не ручной вязки. Исключаются куртки как разновидность спортивной одежды.
Рис.10. Белые туфли.
4. Аксессуары. Деловой человек всегда имеет аксессуары высокого качества, которое он только может себе позволить.
Сумочка или кейс у женщины должны быть из лучших сортов натуральной кожи, как и портфель, папка, портмоне (бумажник) – у мужчины.
Портфель необходим для каждого преуспевающего человека.
Папки используют лишь для внутреннего пользования (совещания, заседания и др.).
В деловой сфере женщина обязательно должна носить часы, иначе она дает понять окружающим, что не ценит время. Часы она предпочитает с четким циферблатом, классического дизайна. Их подбирают в соответствии с полнотой запястья. Маленькие часы – мельчат, большие – тяжёлы, неудобны. Электронные часы, а также с указателем – неэлегантны.
Часы – самый важный, дорогой и престижный аксессуар делового мужчины. В классическом деловом стиле предпочтение отдается элегантным механическим часам со стрелками. Кварцевые – более практичны и просты в обращении, но механические престижнее.
Искажают имидж мужчины часы из пластика, резины, с различными украшениями, издающие звон, писк, с нечетким циферблатом. Удобны часы, у которых стекло находится на одном уровне с корпусом. Выпуклое стекло подвергается наибольшему трению, затемняется циферблат. Ремешок рекомендуется из телячьей кожи, или имитированный под крокодиловую, а также металлический браслет. С фраком носят карманные часы.
В деловом мире принято носить украшения золотые, серебряные, жемчужные или их комбинации. Украшения с драгоценными камнями носят только в вечернее время.
Кольца должны гармонировать с туалетом и внешним видом хозяина. Их принято носить на безымянном пальце. Нежелательно носить маленькие кольца, так как они врезаются в палец, оставляя глубокий след, остающийся надолго, даже если такие кольца уже не надевают.
Кольцо, которое носят на мизинце, укорачивает и расширяет руку. Значительно подчеркивают ширину руки маленькие изящные кольца. Кольцо на указательном пальце – признак плохого вкуса.
Изящество руки подчеркивает небольшой камень в тонкой оправе, крупный – всегда подчеркивает лишь свою собственную красоту.
Любые кольца хорошо смотрятся на узкой руке с длинными пальцами. На такой руке кольцо с камнем в выпуклой оправе выглядит красиво даже на среднем пальце.
Кольца с камнями насыщенных цветов подходят для всех рук, а неяркие, прозрачные – для смуглых.
Украшения на мужчинах действуют на клиентов отпугивающее. Допускается носить два кольца: обручальное и печатку. Предпочтение отдается украшениям, сделанным из самого «мужского» драгоценного металла - платины. Желательно, чтобы запонки сочетались с зажимом для галстука.
Оправа очков не должна точно копировать форму лица, а только сохранять его линию. Верхняя часть оправы должны быть на одной линии с бровями, а глаза располагаться в середине стекол.
Оправа не должна быть шире лица и ниже середины щек, то есть ниже уровня ноздрей, чтобы не искажать форму лица.
Хорошо, когда оправа очков гармонирует с цветом волос, бровей, одежды. К темным волосам, темным бровям выбирают темную оправу. Но помнят, что тяжелая темная оправа увеличивает нос.
К светлым волосам подходит металлическая или мягко тонированная пластиковая оправа.
На ручку делового мужчины, а также женщины обращают внимание не меньше, чем на другие аксессуары. Наряду со швейцарскими часами и изящными очками, хорошая ручка относится к разряду вещей, которые могут раскрыть истинный социальный статус своего владельца. Среди престижных фирм, выпускающих дорогие авторучки, наибольшей популярностью в России пользуются фирмы Parker, Sheatter, Mont Blanc и Cross.
5. Салонная одежда.
Для официальных посещений, торжественных приемов служит салонная одежда – фрак и смокинг (фрак (рис. 11), смокинг (рис. 12)). Ношение их строго регламентировано. В какой одежде надо быть на деловом приеме, указывают в приглашении по-английски или по-французски.
Смокинг не надевают до 17 часов, за исключением свадьбы и торжественных приемов. В нем ходят на послеобеденные и вечерние торжества, в театр, на премьеры. К смокингу надевают белую сорочку, черный жилет, галстук-бабочку, черные лакированные полуботинки, черные носки. На брюках, по швам с внешней стороны проходит атласная тесьма – галун.
Рис.11. Фрак. Рис.12. Смокинг.
Фрак – парадная одежда для особо торжественных случаев. В дипломатическом мире во фраке являются только на вечерние аудиенции. С фраком носят черные брюки без обшлагов, с двумя шелковыми галунами по боковым швам, белый пикейный жилет с перламутровыми пуговицами, сорочку с накрахмаленным пластроном (туго накрахмаленная грудь верхней мужской сорочки под открытым жилетом при фраке или смокинге) и манжетами, белый галстук-бабочку, лакированные черные туфли, черные носки. Во фраке не ходят по улице без пальто или плаща.
Стиль одежды демонстрирует принадлежность к определенному кругу, поддерживает в человеке чувство собственного достоинства и уверенности в успехе.
6. Невербальные средства общения. В аспекте человеческого общения большая часть информации передается посредством жестов, поз, расположения и соблюдения дистанции между партнерами. Она находится в информативных сигналах близкого контакта собеседника с глазу на глаз.
Изучая поведение людей, стремясь больше узнать о поступках своих партнеров, люди получают возможность больше узнать о себе и улучшить взаимоотношения с другими людьми.
Когда говорят, что человек чувствителен и обладает интуицией, это значит, что он может читать едва уловимые сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы со звуковыми сигналами, включая тон голоса, интонации, способность замечать разногласия между языком жестов и сказанными словами.
Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения, индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности.
Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания. Эти импульсы подделать нельзя. Их часто не замечает человек. Они более правдивы, чем вербальные.
Невербальные знаки могут соответствовать или не соответствовать словам человека, которые они сопровождают. Если соответствие имеется, они усиливают вербальную информацию, а если отсутствуют, ориентироваться нужно на невербальные знаки, поскольку их информативность примерно в пять раз выше, чем слов.
Основные невербальные средства общения:
Ø кинесика;
Ø просодика и экстралингвистика;
Ø такесика;
Ø проксемика.
От умения интерпретировать язык телодвижений во многом зависит возможность заинтересовать клиента, партнера своей продукцией, квалифицированно провести презентацию товара, добиться оформления заказа или заключения контракта.
Владеть языком телодвижений жизненно необходимо не только в деловой, но и в бытовой сфере. Ошибки в общении могут привести к непониманию и даже к конфликтам.
Проверка усвоения. Тестовое задание по теме: «Деловой этикет».
1. Главное в одежде мужчин – это…
а) костюм;
б) обувь;
в) аксессуары.
2. Минимум властности демонстрируют…
а) темные тона;
б) комбинированные тона;
в) светлые тона.
3. Сидя в кресле или за столом, во время завтрака, обеда, ужина…
а) нельзя снять пиджак;
б) можно расстегнуть пиджак;
в) нельзя расстегнуть пиджак.
4. Деловой мужчина для различных мероприятий должен иметь…
а) не менее трёх костюмов;
б) не менее трёх пар обуви;
в) не менее трёх автомобилей класса «люкс».
5. Единственная вещь в мужском гардеробе, служащая исключительно для украшения…
а) головной убор;
б) запонки;
в) галстук.
6. Соответствует только фраку и смокингу...
а) обувь из велюровой кожи;
б) лакированная обувь;
в) замшевая обувь.
7. Белые носки носят в основном…
а) рабочие среднего звена;
б) бизнесмены;
в) спортсмены.
8. Мужские перчатки должны быть…
а) темных цветов и подходить к верхней одежде;
б) светлых цветов и подходить к верхней одежде;
в) любых цветов и подходить к верхней одежде.
9. Лучшие цвета делового платья…
а) желтый;
б) коричневый;
в) красный.
а) трикотажные джемперы;
б) классические брюки;
в) блузы.
11. В деловой сфере неприемлемы туфли…
а) красного цвета;
б) зелёного цвета;
в) белого цвета.
12. С вечерним туалетом не надевают…
а) платье;
б) шляпку;
в) верхнюю одежду.
13. Хорошо, когда оправа очков гармонирует с…
а) цветом волос;
б) цветом обуви;
в) цветом глаз.
14. В 1-ой колонке таблицы даётся понятие, во 2-ой определение. Установите соответствие и дайте правильное определение.
1. Фрак |
а) Не надевают до 17 часов, за исключением свадьбы и торжественных приёмов. В нём ходят на послеобеденные и вечерние торжества, в театр, на премьеры; |
2. Смокинг |
б) Парадная одежда для особо торжественных случаев. В дипломатическом мире являются только на вечерние аудиенции. |
15. … поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения?
а) неформальное;
б) вербальное;
в)
невербальное.
Самопроверка усвоения. Ответник. Тестовое задание по теме: «Деловой этикет».
1. Главное в одежде мужчин – это…
а) костюм;
б) обувь;
в) аксессуары.
2. Минимум властности демонстрируют…
а) темные тона;
б) комбинированные тона;
в) светлые тона.
3. Сидя в кресле или за столом, во время завтрака, обеда, ужина…
а) нельзя снять пиджак;
б) можно расстегнуть пиджак;
в) нельзя расстегнуть пиджак.
4. Деловой мужчина для различных мероприятий должен иметь…
а) не менее трёх костюмов;
б) не менее трёх пар обуви;
в) не менее трёх автомобилей класса «люкс».
5. Единственная вещь в мужском гардеробе, служащая исключительно для украшения…
а) головной убор;
б) запонки;
в) галстук.
6. Соответствует только фраку и смокингу...
а) обувь из велюровой кожи;
б) лакированная обувь;
в) замшевая обувь.
7. Белые носки носят в основном…
а) рабочие среднего звена;
б) бизнесмены;
в) спортсмены.
8. Мужские перчатки должны быть…
а) темных цветов и подходить к верхней одежде;
б) светлых цветов и подходить к верхней одежде;
в) любых цветов и подходить к верхней одежде.
9. Лучшие цвета делового платья…
а) желтый;
б) коричневый;
в) красный.
а) трикотажные джемперы;
б) классические брюки;
в) блузы.
11. В деловой сфере неприемлемы туфли…
а) красного цвета;
б) зелёного цвета;
в) белого цвета.
12. С вечерним туалетом не надевают…
а) платье;
б) шляпку;
в) верхнюю одежду.
13. Хорошо, когда оправа очков гармонирует с…
а) цветом волос;
б) цветом обуви;
в) цветом глаз.
14. В 1-ой колонке таблицы даётся понятие, во 2-ой определение. Установите соответствие и дайте правильное определение.
Ответ: 1 – Б; 2 – А.
1. Фрак |
а) Не надевают до 17 часов, за исключением свадьбы и торжественных приёмов. В нём ходят на послеобеденные и вечерние торжества, в театр, на премьеры; |
2. Смокинг |
б) Парадная одежда для особо торжественных случаев. В дипломатическом мире являются только на вечерние аудиенции. |
15. … поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения?
а) неформальное;
б) вербальное;
в) невербальное.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.