Лекция, посвященная творчеству Некрасова Н. А.
Оценка 4.7

Лекция, посвященная творчеству Некрасова Н. А.

Оценка 4.7
docx
14.02.2022
Лекция, посвященная творчеству Некрасова Н. А.
Лекция № 13 Н. Некрасов.docx

Лекция: «К 200-летию со дня рождения Н. А. Некрасова»

Идейно-тематические и художественные особенности лирики Н. А. Некрасова

 

Н. А. НЕКРАСОВ: ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, СУДЬБА.
СУДЬБА НАРОДА КАК ПРЕДМЕТ
ЛИРИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ПОЭТА

Цель:

ознакомить учащихся с жизнью Н. А. Некрасова и основными этапами его творчества; выделить основные мотивы лирики поэта; раскрыть неповторимую особенность лирики и новаторство Некрасова; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, выразительного чтения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, презентация.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о жизни и основных этапах творчества Н. А. Некрасова; составляют хронологическую таблицу жизни и творчества поэта; участвуют в беседе; выразительно читают стихотворения; выполняют аналитическую работу в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний


2. Вводно-ориентировочная беседа

• С какими стихотворениями Н. А. Некрасова вы знакомы?

• Какие жизненные проблемы волновали поэта?

• Какие стихотворения поэта вы считаете лучшими?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Неизгладимый след в русской поэзии оставил Николай Алексеевич Некрасов. Считая, что его поэтическое слово — это глас народа, Некрасов постоянно рисовал органическую связь жизни народной с природой, с её животворящими силами.

Некрасов обладал даром большого поэта — он чувствовал и выражал главное, чем жили его современники. Он открыл для русской поэзии нового героя — простого человека, мужика, ремесленника, солдата,— и этот герой стал центральной фигурой его поэзии.

И. С. Тургенев писал Некрасову: «Твоя жизнь именно из тех, которые должны быть рассказаны — потому что представляют много такого, чему не одна русская душа глубоко отзовётся». И сегодняшний наш урок посвящён жизни и творчеству Н. А. Некрасова.

IV. Работа над темой урока

1. Слушание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Н. А. Некрасова

(Учащиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества Н. А. Некрасова.)

Основные этапы жизни и творчества Н. А. Некрасова

Дата

Событие

28 ноября (10 декабря) 1821 г.

Родился в Немирове (Украина)

1824–1832 гг.

Жизнь семьи в с. Грешнево Ярославской губернии по причине выхода отца в отставку

1832–1837 гг.

Обучение с братом в Ярославской гимназии

1838 г.

Приезд в Петербург и неудачная попытка, вопреки воле отца, поступления в университет

1840 г.

Выход первого сборника «Мечты и звуки». Начало сотрудничества в изданиях Ф. А. Кони. Отрицательная оценка В. Г. Белинского всего сборника. Некрасов уничтожает почти весь тираж

1842 г.

Знакомство с В. Г. Белинским

1844–1845 гг.

Выход в свет альманаха «Физиология Петербурга» под редакцией Н. А. Некрасова. Сборник отразил искания и эстетику «натуральной школы»

1846 г.

Выход некрасовского альманаха «Петербургский сборник», в котором были напечатаны стихи поэта «В дороге» и «Колыбельная песня». Приобретение у П. А. Плетнёва права на издание «Современника»

1847 г.

Начало некрасовского «Современника». Трения между официальным редактором Никитенко и его фактическими редакторами — Некрасовым и Панаевым

1848 г.

Начало «мрачного семилетия» в русской общественной жизни. Цензурные преследования «Современника». По доносу Ф. Булгарина Некрасова вызывают в III Отделение. За Некрасовым установлено секретное наблюдение

1856 г.

Перед отъездом за границу (Берлин, Вена, Флоренция, Рим и пр.) Некрасов передаёт свои редакторские функции Н. Г. Чернышевскому. Выход сборника «Стихотворения Н. А. Некрасова», имевшего огромный успех

1863 г.

Возобновление «Современника». Создание поэмы «Мороз, Красный нос». Начало работы над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Приобретение усадьбы «Карабиха» под Ярославлем

1866 г.

Закрытие «Современника»

1868 г.

Начало нового журнала «Отечественные записки». Редактор — Н. А. Некрасов. Публикация в № 1 поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

1871–1872 гг.

Создание поэм «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская»

1876 г.

Работа над четвёртой частью поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

1877 г.

Выход в свет книги «Последние песни»

27 декабря 1877 г. (8 января 1878 г.)

Смерть поэта

 

Основные темы лирики Н. А. Некрасова

• Тема поэта и поэзии: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро».

• Тема родины и народа: «Размышление у парадного подъезда», «Железная дорога», «Школьник», «Несжатая полоса» и др.

• Идеал общественного деятеля «Памяти Добролюбова», «Сеятелям».

• Некрасов-сатирик: «В колыбельной», «Нравственный человек».

• Любовная лирика (стихотворения, посвящённые А. Я. Панаевой).

Своеобразие лирики Н. А. Некрасова

Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления.

Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях:
о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал жену, о труде бурлаков и пр.

Новые герои вносят в стихи и новую речь — подчас «грубую», «неблагозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства». Некрасов широко использует трёхсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса.

Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются.

Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Стихотворения проникнуты гражданственностью.

2. Аналитическая работа с текстом
стихотворения Н. А. Некрасова «В дороге»
 

1) Выразительное чтение стихотворения.

2) Аналитическая беседа

• Докажите, что в стихотворении сочетаются стихи и проза.

• В чём сходство стихотворения с народной балладой?

• Как построено стихотворение?

• Какие чувства вызывает рассказ ямщика у путешественника? Почему?

• Какую роль выполняют в стихотворении просторечья?

• Можно ли утверждать, что от рассказа о частном случае поэт поднимается до социального обобщения?

3) Обобщение:

— Стихотворение «В дороге» написано в 1845 г. В. Г. Белинский, критически относясь к подражательным стихам Некрасова из его первого сборника «Мечты и звуки», восторженно приветствовал это стихотворение, воскликнув: «Да знаете ли вы, что вы — поэт, и поэт истинный?!»

Что же дало критику основание сразу увидеть в Некрасове истинного поэта? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно вчитаться в текст стихотворения. Совокупность трёх аспектов определяет идейно-художественную значимость стихотворения «В дороге» — идеологического, нравственно-психологического и эстетического. В этом стихотворении противопоставлены два мира: мир господ, по милости которых гибнут ни в чём не повинные жертвы, и мир бесправных крепостных крестьян, которые не могут распоряжаться ни своей жизнью, ни судьбой, ни трудом. Всё сочувствие, все симпатии поэта — на стороне обездоленного крестьянства.

3. «Умники и умницы»: сопоставительная работа (в парах)

• Сопоставьте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Пророк» и Н. Некрасова «Пророк»

4. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…»


1) Выразительное чтение стихотворения .

2) Аналитическая беседа

• Каким настроением проникнуто это стихотворение? Как бы вы определили его жанр (воспоминание, размышление, элегия, жанровая сцена)?

• В чём истоки трагедии героев стихотворения? Докажите, что доля женщины была особенно тяжела и беспросветна. Какой единственный выход находит она из нищеты и горя?

• За что упрекает себя лирический субъект стихотворения? Почему он не может забыть матери своего ребёнка?

• Как случай из частной жизни помогает понять драматизм мира, в котором живут люди?

• Какие предметные реалии характеризуют мир, где живут герои? Почему этот мир беспощаден к ним?

3) Обобщение:

— В этом стихотворении Н. А. Некрасов вслед за Н. В. Гоголем и вместе с Ф. М. Достоевским обратился к изображению социальных контрастов столицы российского государства. Воспроизведённые здесь картины нищеты и бедственного положения жителей Петербурга были характерны для писателей «натуральной школы», стремившихся воспроизводить действительность во всей её неприглядной наготе.

Стихотворение построено как скорбный рассказ о горестной судьбе двух бедняков, которым довелось пережить нищету, холод и голод. С особым сочувствием и состраданием описано в произведении положение женщины. Рассказчик называет её «друг беззащитный, больной и бездомный» и со скрытой болью рассказывает о том, как ценой позора его подруга покупает «гробик ребёнку и ужин отцу». Но в этом «падении» виновата не она, а невыносимо тяжкие условия окружающей жизни.

Стихотворение «Еду ли ночью…» было восторженно воспринято в кружке В. Г. Белинского. В ноябре 1847 г. И. С. Тургенев писал критику: «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение… меня совершенно с ума свело: денно и нощно твержу я это удивительное произведение — и уже наизусть выучил».

5. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса

• Можно ли считать это стихотворение Н. А. Некрасова лирикой, или же это эпическое произведение в стихотворной форме? Каковы могут быть доказательства лирической родовой принадлежности этого стихотворения?

6. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Надрывается сердце от муки…»
 

1) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

2) Практическая работа (в группах)

• Заполнив таблицу, выполните анализ стихотворения.

Образец заполнения таблицы

Физическое пространство

Духовное пространство

Выразительные средства языка

1-я часть
Звуки барабанов, цепей, топора

Боль, муки, бессилие, неверие

Надрывается сердце, сила добра, царящие звуки

2-я часть
Весна, травы, бык, жеребёнок, птицы, тройка, лягушки, осы, кобылки

Любовь, восхищение, успокоение

Весна золотая, обаяние счастья, напев соловьиный, крик лягушек, гармония жизни

3-я часть
Шум иной, природа

Желание забыть всё, обрести покой в мире природы

Мать — природа, музыка злобы, душа ощутила, прозревшее око, насладиться красотой

 

3) Сопоставительная работа (в парах)

• Сопоставьте стихотворения Н. А. Некрасова «Надрывается сердце от муки…» и 
М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…».
Что общего в отношении поэтов к природе? В чём отличие их восприятия, способов изображения?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа


• Выделите основные периоды в биографии Н. А. Некрасова. Какие стихотворения были написаны в каждый из этих периодов?

• Почему первые годы жизни Н. А. Некрасова в Петербурге называют «петербургскими мытарствами»?

• Какую роль в жизни поэта сыграла его встреча с В. Г. Белинским?

• В чём заслуга Н. А. Некрасова как редактора и издателя?

• Что является основным предметом изображения в лирике Н. А. Некрасова?

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из тем: «Художественный мир Н. А. Некрасова», «Каким я представляю себе Н. А. Некрасова».

2. Опережающее задание:
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений на выбор.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Лекция: «К 200-летию со дня рождения

Лекция: «К 200-летию со дня рождения

Слово учителя — Неизгладимый след в русской поэзии оставил

Слово учителя — Неизгладимый след в русской поэзии оставил

Выход некрасовского альманаха «Петербургский сборник», в котором были напечатаны стихи поэта «В дороге» и «Колыбельная песня»

Выход некрасовского альманаха «Петербургский сборник», в котором были напечатаны стихи поэта «В дороге» и «Колыбельная песня»

Любовная лирика (стихотворения, посвящённые

Любовная лирика (стихотворения, посвящённые

Обобщение: — Стихотворение «В дороге» написано в 1845 г

Обобщение: — Стихотворение «В дороге» написано в 1845 г

Обобщение: — В этом стихотворении

Обобщение: — В этом стихотворении

Звуки барабанов, цепей, топора

Звуки барабанов, цепей, топора
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2022