Н. А. НЕКРАСОВ:
ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, СУДЬБА.
СУДЬБА НАРОДА КАК ПРЕДМЕТ
ЛИРИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ПОЭТА
Цель:
ознакомить учащихся с жизнью Н. А. Некрасова и основными этапами его
творчества; выделить основные мотивы лирики поэта; раскрыть неповторимую
особенность лирики и новаторство Некрасова; совершенствовать навыки анализа
стихотворного текста, выразительного чтения; способствовать эстетическому и
нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование:
учебник, раздаточный материал, презентация.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и
навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о жизни и основных этапах творчества Н. А. Некрасова;
составляют хронологическую таблицу жизни и творчества поэта; участвуют в
беседе; выразительно читают стихотворения; выполняют аналитическую работу в
группах.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
2. Вводно-ориентировочная беседа
• С какими стихотворениями Н. А. Некрасова вы знакомы?
• Какие жизненные проблемы волновали поэта?
• Какие стихотворения поэта вы считаете лучшими?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Неизгладимый след в русской поэзии оставил Николай Алексеевич Некрасов.
Считая, что его поэтическое слово — это глас народа, Некрасов постоянно
рисовал органическую связь жизни народной с природой, с её животворящими
силами.
Некрасов обладал даром большого поэта — он чувствовал и выражал главное, чем
жили его современники. Он открыл для русской поэзии нового героя — простого
человека, мужика, ремесленника, солдата,— и этот герой стал центральной
фигурой его поэзии.
И. С. Тургенев писал Некрасову: «Твоя жизнь именно из тех, которые должны
быть рассказаны — потому что представляют много такого, чему не одна русская
душа глубоко отзовётся». И сегодняшний наш урок посвящён жизни и творчеству
Н. А. Некрасова.
IV. Работа над темой урока
1. Слушание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Н. А. Некрасова
(Учащиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества Н. А.
Некрасова.)
Основные этапы
жизни и творчества Н. А. Некрасова
|
Дата
|
Событие
|
28
ноября (10 декабря) 1821 г.
|
Родился
в Немирове (Украина)
|
1824–1832
гг.
|
Жизнь
семьи в с. Грешнево Ярославской губернии по причине выхода отца в отставку
|
1832–1837
гг.
|
Обучение
с братом в Ярославской гимназии
|
1838
г.
|
Приезд
в Петербург и неудачная попытка, вопреки воле отца, поступления в университет
|
1840
г.
|
Выход
первого сборника «Мечты и звуки». Начало сотрудничества в изданиях Ф. А.
Кони. Отрицательная оценка В. Г. Белинского всего сборника. Некрасов
уничтожает почти весь тираж
|
1842
г.
|
Знакомство
с В. Г. Белинским
|
1844–1845
гг.
|
Выход
в свет альманаха «Физиология Петербурга» под редакцией Н. А. Некрасова.
Сборник отразил искания и эстетику «натуральной школы»
|
1846
г.
|
Выход
некрасовского альманаха «Петербургский сборник», в котором были напечатаны
стихи поэта «В дороге» и «Колыбельная песня». Приобретение у П. А. Плетнёва
права на издание «Современника»
|
1847
г.
|
Начало
некрасовского «Современника». Трения между официальным редактором Никитенко
и его фактическими редакторами — Некрасовым и Панаевым
|
1848
г.
|
Начало
«мрачного семилетия» в русской общественной жизни. Цензурные преследования
«Современника». По доносу Ф. Булгарина Некрасова вызывают в III Отделение.
За Некрасовым установлено секретное наблюдение
|
1856
г.
|
Перед
отъездом за границу (Берлин, Вена, Флоренция, Рим и пр.) Некрасов передаёт
свои редакторские функции Н. Г. Чернышевскому. Выход сборника
«Стихотворения Н. А. Некрасова», имевшего огромный успех
|
1863
г.
|
Возобновление
«Современника». Создание поэмы «Мороз, Красный нос». Начало работы над
поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Приобретение усадьбы «Карабиха» под
Ярославлем
|
1866
г.
|
Закрытие
«Современника»
|
1868
г.
|
Начало
нового журнала «Отечественные записки». Редактор — Н. А. Некрасов.
Публикация в № 1 поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
|
1871–1872
гг.
|
Создание
поэм «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская»
|
1876
г.
|
Работа
над четвёртой частью поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
|
1877
г.
|
Выход
в свет книги «Последние песни»
|
27
декабря 1877 г. (8 января 1878 г.)
|
Смерть
поэта
|
|
|
Основные темы
лирики Н. А. Некрасова
• Тема поэта и поэзии: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро».
• Тема родины и народа: «Размышление у парадного подъезда», «Железная
дорога», «Школьник», «Несжатая полоса» и др.
• Идеал общественного деятеля «Памяти Добролюбова», «Сеятелям».
• Некрасов-сатирик: «В колыбельной», «Нравственный человек».
• Любовная лирика (стихотворения, посвящённые А. Я. Панаевой).
Своеобразие лирики Н. А. Некрасова
Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его
нужды, стремления.
Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях:
о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал
жену, о труде бурлаков и пр.
Новые герои вносят в стихи и новую речь — подчас «грубую», «неблагозвучную»,
с точки зрения сторонников «чистого искусства». Некрасов широко использует
трёхсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого
голоса.
Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются.
Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует.
Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства
человеческих отношений. Стихотворения проникнуты гражданственностью.
2. Аналитическая работа с текстом
стихотворения Н. А. Некрасова «В дороге»
1) Выразительное чтение стихотворения.
2) Аналитическая беседа
• Докажите, что в стихотворении сочетаются стихи и проза.
• В чём сходство стихотворения с народной балладой?
• Как построено стихотворение?
• Какие чувства вызывает рассказ ямщика у путешественника? Почему?
• Какую роль выполняют в стихотворении просторечья?
• Можно ли утверждать, что от рассказа о частном случае поэт поднимается до
социального обобщения?
3) Обобщение:
— Стихотворение «В дороге» написано в 1845 г. В. Г. Белинский, критически
относясь к подражательным стихам Некрасова из его первого сборника «Мечты и
звуки», восторженно приветствовал это стихотворение, воскликнув: «Да знаете
ли вы, что вы — поэт, и поэт истинный?!»
Что же дало критику основание сразу увидеть в Некрасове истинного поэта?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно вчитаться в текст
стихотворения. Совокупность трёх аспектов определяет идейно-художественную
значимость стихотворения «В дороге» — идеологического,
нравственно-психологического и эстетического. В этом стихотворении
противопоставлены два мира: мир господ, по милости которых гибнут ни в чём не
повинные жертвы, и мир бесправных крепостных крестьян, которые не могут
распоряжаться ни своей жизнью, ни судьбой, ни трудом. Всё сочувствие, все
симпатии поэта — на стороне обездоленного крестьянства.
3. «Умники и умницы»: сопоставительная работа (в парах)
• Сопоставьте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Пророк» и Н. Некрасова «Пророк»
4. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…»
1) Выразительное чтение стихотворения .
2) Аналитическая беседа
• Каким настроением проникнуто это стихотворение? Как бы вы определили его
жанр (воспоминание, размышление, элегия, жанровая сцена)?
• В чём истоки трагедии героев стихотворения? Докажите, что доля женщины была
особенно тяжела и беспросветна. Какой единственный выход находит она из
нищеты и горя?
• За что упрекает себя лирический субъект стихотворения? Почему он не может
забыть матери своего ребёнка?
• Как случай из частной жизни помогает понять драматизм мира, в котором живут
люди?
• Какие предметные реалии характеризуют мир, где живут герои? Почему этот мир
беспощаден к ним?
3) Обобщение:
— В этом стихотворении Н. А. Некрасов вслед за Н. В. Гоголем и вместе с Ф. М.
Достоевским обратился к изображению социальных контрастов столицы российского
государства. Воспроизведённые здесь картины нищеты и бедственного положения
жителей Петербурга были характерны для писателей «натуральной школы»,
стремившихся воспроизводить действительность во всей её неприглядной наготе.
Стихотворение построено как скорбный рассказ о горестной судьбе двух
бедняков, которым довелось пережить нищету, холод и голод. С особым
сочувствием и состраданием описано в произведении положение женщины. Рассказчик
называет её «друг беззащитный, больной и бездомный» и со скрытой болью
рассказывает о том, как ценой позора его подруга покупает «гробик ребёнку и
ужин отцу». Но в этом «падении» виновата не она, а невыносимо тяжкие условия
окружающей жизни.
Стихотворение «Еду ли ночью…» было восторженно воспринято в кружке В. Г.
Белинского. В ноябре 1847 г. И. С. Тургенев писал критику: «Скажите от меня
Некрасову, что его стихотворение… меня совершенно с ума свело: денно и нощно
твержу я это удивительное произведение — и уже наизусть выучил».
5. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса
• Можно ли считать это стихотворение Н. А. Некрасова лирикой, или же это
эпическое произведение в стихотворной форме? Каковы могут быть доказательства
лирической родовой принадлежности этого стихотворения?
6. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Надрывается сердце от муки…»
1) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным
учащимся
2) Практическая работа (в группах)
• Заполнив таблицу, выполните анализ стихотворения.
Образец заполнения таблицы
|
Физическое пространство
|
Духовное пространство
|
Выразительные средства языка
|
1-я
часть
Звуки барабанов, цепей, топора
|
Боль,
муки, бессилие, неверие
|
Надрывается
сердце, сила добра, царящие звуки
|
2-я
часть
Весна, травы, бык, жеребёнок, птицы, тройка, лягушки, осы, кобылки
|
Любовь,
восхищение, успокоение
|
Весна
золотая, обаяние счастья, напев соловьиный, крик лягушек, гармония жизни
|
3-я
часть
Шум иной, природа
|
Желание
забыть всё, обрести покой в мире природы
|
Мать
— природа, музыка злобы, душа ощутила, прозревшее око, насладиться красотой
|
|