Лекция "Сигналы конфликта"
Оценка 4.7

Лекция "Сигналы конфликта"

Оценка 4.7
docx
16.06.2021
Лекция "Сигналы конфликта"
Сигналы конфликта.docx

"Умный человек найдет выход из любого сложного положения. Мудрый в этом положении не окажется",— писал Ханс Рихтер. Гораздо проще разрешить сто в самом зародыше, когда еще нет накала страстей и человек в состоянии воспринимать слова и выстраивать диалог, а не только выплескивать эмоции в крике и негативных действиях. Именно поэтому так важно уметь распознать зарождающийся конфликт.

У любого конфликта есть свои предвестники, сигнализирующие о надвигающейся опасности. При появлении таких признаком можно еще успеть предупредить конфликт, уклониться от него или же дистанцироваться для определения своих позиций и выбора оптимальной модели

Ранняя диагностика конфликтов строится на основе ваших личных наблюдений. Как определить по поведению, что в воздухе витает какое-то напряжение, что в отношениях с партнером что-то нарушилось? Вот признаки, которые помогут вам понять это.

Сигнал о том, что вы являетесь участником инцидента, обычно незначителен. Какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, однако «проблема» через несколько дней нередко забывается. Такой сам по себе незначительный инцидент, будучи неверно воспринятым, может привести к эскалации, раскрутке ложного конфликта.

По мнению Владимира и Александры Козловых сигналами наличия конфликтной ситуации являются:

– дискомфорт;

– напряжение (избегание контактов, увеличение дистанции, искажение восприятия);

– кризис (нежелание решать текущие задачи, невозможность контакта).

Дискомфорт.

 — Возникает интуитивное ощущение, что что-то не так.

Воспринимая конфликты как потенциальную возможность и отслеживая сигналы конфликта, вы сможете легче управлять ситуацией.

Это интуитивное ощущение, что что-то не так, хотя выразить его словами трудно. В данном случае к интуиции полезно прислушиваться, более того, ее надо приветствовать. Спросите себя: «Могу ли я что-либо сделать по этому поводу в данный момент?» Если да – у вас появляется шанс предупредить реальный конфликт. Однако в иной ситуации ничего не остается делать, кроме как оставаться начеку.

Напряжение. — Возникновение негативных установок и предвзятого

— Происходит искажение восприятия другого человека и мотивации его действий

― Взаимоотношения с человеком становятся источником постоянных переживаний.

― Характеризуется тем, что любое недоразумение может легко перерасти в конфликт.

 Это еще один сигнал о наличии конфликтной ситуации. Состояние напряжения искажает наше восприятие другого человека и многих его действий. По сути, напряжение – это серьезный дискомфорт, нашедший своего «адресата» (он возникает в присутствии другого человека). Наши взаимоотношения обременяются весом негативных установок, предвзятых мнений. Наши чувства по отношению к оппоненту значительно изменяются к худшему. Сами взаимоотношения с ним становятся источником непрерывного беспокойства. Ситуация подобна древесному сухостою, готовому к вспышке в любую минуту. Если коллега просит сослуживца быть внимательнее при составлении отчетов, а он отвечает на это: «Перестань меня учить – жене своей будешь делать замечания…», – тут мы имеем дело с застарелым конфликтом. Быть может, вся эта история вызвана простым недоразумением, однако в атмосфере напряженности и оно может перерасти в явный конфликт.

Кризис как сигнал конфликта достаточно очевиден. Когда человек явно рвет контакты с партнером по работе – ясно, что мы имеем дело с уже завершенным конфликтом (человек принял решение). Ожесточенные споры, оскорбления, потеря контроля над эмоциями, нарушение обычных норм поведения – все это может находить проявление в ходе кризиса.

Если вы научитесь распознавать ситуации дискомфорта и инциденты и при этом быстро реагировать на них, вы сможете зачастую предотвратить возникновение напряжений и кризисов. Если уж инцидент перерастает в войну, а кризис стал очевиден даже самым толстокожим, полезно на время эмоционально исключить себя из ситуации, иначе…

Желавший досмотреть драку до конца был избит обеими сторонами. Человек рвет свою связь с партнером.

  • — Насилие.
  • — Ожесточенные споры.
  • — Оскорбления, потеря контроля над эмоциями.
  • — В ходе кризиса обычные нормы поведения, как правило, людьми напрочь забываются, человек становится способным на крайности.

По мнению X. Корнелиус и Ш. Фэйр сигналы конфликта ещё могут быть :

Недоразумение.

  • — Возможны различные недоразумения из-за отсутствия желания понять другого человека или искажения понимания его слов.
  • — Возможно сильное эмоциональное напряжение и "застревание" па одной и той же мысли и искажение ее восприятия.

Инцидент.

— Возникновение различных инцидентов, внутреннего раздражения, которое хотя и быстро забывается, оставляет след в душе. Обычно эти инциденты достаточно незначительны.

Инцидент позволяет осознать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях. С момента его возникновения конфликт становится психологической реальностью для сто участников. Он может протекать в двух формах: скрытый (разворачивается па уровне осознания участниками конфликтности происходящего, по при этом может никак не проявляться в их взаимоотношениях) и открытый (представляет собой серию конфликтных действий участников, но отношению друг к другу).

Подведём итог, основами признаками к выявлениям сигналов являются:

• При встрече партнер отводит глаза, избегает прямых взглядов.

• Увеличивается дистанция комфортного общения, избегает рукопожатий.

• Человек рвет свою связь с партнером.

• Выбирает формальные темы для разговора — погода и т.п.

• Перестает интересоваться вашими делами, не расскажет о своих проблемах.

• Ожесточенно спорит.

• Опаздывает или не приходит па встречи.

• Обсуждает вас "за глаза", отпускает едкие и ехидные

• Оскорбляет (т.е. потеряет контроль над эмоциями). В ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, человек становится способным на крайности.

• При расставании испытывает явное облегчение.

При появлении этих признаков еще можно уклониться конфликта, выбрать оптимальную модель поведения, попробовать поговорить "по душам".

Я не знаю, брать это или нет?

Сигналы конфликта в коллективе

  • — Стихийные мини-собрания (беседы по несколько человек).
  • — Снижение производительности труда.
  • — Увеличение мини-конфликтов между подчиненными.
  • — Снижение продуктивности работы.
  • — Многочисленные увольнения по собственному желанию.
  • — Негативный эмоционально-психологический фон.
  • — Распространение слухов.
  • — Коллективное бойкотирование указаний руководства.
  • — Рост эмоциональной напряженности.

 

Умный человек найдет выход из любого сложного положения

Умный человек найдет выход из любого сложного положения

Воспринимая конфликты как потенциальную возможность и отслеживая сигналы конфликта, вы сможете легче управлять ситуацией

Воспринимая конфликты как потенциальную возможность и отслеживая сигналы конфликта, вы сможете легче управлять ситуацией

Кризис как сигнал конфликта достаточно очевиден

Кризис как сигнал конфликта достаточно очевиден

Возникновение различных инцидентов, внутреннего раздражения, которое хотя и быстро забывается, оставляет след в душе

Возникновение различных инцидентов, внутреннего раздражения, которое хотя и быстро забывается, оставляет след в душе

При появлении этих признаков еще можно уклониться конфликта, выбрать оптимальную модель поведения, попробовать поговорить "по душам"

При появлении этих признаков еще можно уклониться конфликта, выбрать оптимальную модель поведения, попробовать поговорить "по душам"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2021