Лекция: «Современные системы массового музыкального воспитания».
Оценка 5

Лекция: «Современные системы массового музыкального воспитания».

Оценка 5
Документация
docx
музыка
Взрослым
10.04.2023
Лекция: «Современные системы массового музыкального воспитания».
В странах мира накоплен большой опыт муз воспитания детей, которое способствует формированию творческой личности, любви к музыке, взращению духовно богатых людей с высокими нравственно-эстетическими идеалами. В 20 веке явственно выступают несколько систем массового муз воспитания, разработанные З. Кодаем, К. Орфом, Э. Ж-Далькрозом, Д. Кабалевским.
Современные системы массового музыкального воспитания..docx

      Лекция: «Современные системы массового музыкального воспитания».

Основные тенденции:

1. Воспитание в Венгрии (метод З. Кодаи)

2. Система К. Орфа

3. Система муз воспитания Пьера ванн Хауве

4. Муз воспитание в Болгарии, «Столбица» Тричкова

5. Муз воспитание в Японии

6. Муз воспитание в Великобритании

7. Муз воспитание в США

В странах мира накоплен большой опыт муз воспитания детей, которое способствует формированию творческой личности, любви к музыке, взращению духовно богатых людей с высокими нравственно-эстетическими идеалами. В 20 веке явственно выступают несколько систем массового муз воспитания, разработанные З. Кодаем, К. Орфом, Э. Ж-Далькрозом, Д. Кабалевским.

О внимании к массовому музыкальному воспитанию детей свидетельствуют ассамблеи Международного общества воспитания через ис-во, которое создано при ЮНЕСКО, в 1953 г была создана также Международная организация по муз воспитанию и образованию детей ИСМЕ. Наша страна с 1958 г стала активным членом этой организации и участником всех ее конференций. В 1970 г она проходила в Москве. На конференциях ИСМЕ (Международное общество по музыкальному воспитанию) есть возможность ознакомиться с опытом музыкального воспитания детей в разных странах.

1.ВенгрияМузыкальное воспитание детей в Венгрии имеет высокий уровень и привлекает к себе внимание. Достижения эти связываются с именем Золтана Кодая (1882-1967), классика совр венгерской музыки, фольклориста, музыковеда, педагога. Уже в 20-е годы он начал свою деятельность в области музыкального воспитания. Своей муз-пед деятельности он придавал большее значенне, чем композиторской деятельности. Его система основывается на принципе всеобщности музыкального воспитания. Он утверждал, что музыка необходима для гармонического развития личности, а не является предметом роскоши. Принципы этого выдающегося музыканта и педагога легли в основу принятой ныне в Венгрии системы музыкального воспитания и обучения.

Весь процесс обучения строится на народном песенном музыкальном материале. Кодай ввел в массовую венгерскую школу метод «Тоника соль-фа».

Метод Кодая – это и философия, и муз-воспитат концепция.

Основные ее положения:

- только активная муз деятельность, только практика может явиться основой муз воспитания и привести к подлинному переживанию музыки

- единственным инструментом для музицирования, который доступен любому человеку, является человеческий голос

- только коллективное пение, то есть хор, может привести к всеобщему музицированию, к совместному муз переживанию и к чувству человеческой общности

- ничто другое, кроме пения, не способно развить звуковысотный слух, являющийся фундаментом музыкальности

Венгерская музыкальная педагогика не сводится к методу Кодая, она, скорее учение о роли музыки в обществе, в жизни детей, юношества, взрослых.

В Венгрии первое приобщение к муз знаниям происходит при помощи релятивной сольмизации, с использованием ручных знаков, разработанных англ педагогом Джоном Спенсером Кервеном (1816-1880). Пространственные движения рук при смене звуков мелодии, которую дети слушают или поют, создают наглядную картину изменения высоты звуков. Кроме этого, этот прием укрепляет представление о подвижности тоники(мелодия исполняется от разных звуков).

Стремление к хоровому пению в Венгрии стало всенародным. Базу массовой хор культуры составляют школьные хоры.

В нач классах с детьми 6-10 лет уроки музыки проводит учитель, преподающий все предметы. На преподавание предмета «Музыка» в 1 классе школы отвод по полчаса 2 раза в неделю, во 2-7-х класса – по 2 часа в неделю. Кроме того, 2 часа в неделю ребята занимаются хоровым пенем. Кроме этого, 2 раза в неделю можно посещать оркестровые занятия. В 3-м и 4-м классах есть возможность изучать музыкальную литературу и обучаться игре на каком-либо муз инструменте.

Есть в Венгрии и общеобразоват школы с муз уклоном, где в 1-4-х классах музыке отводится 6 часов в неделю, в 5-7-х – 4 часа музыке и 2 часа- хоровым занятиям. Только прочно овладев основами релятивной сольмизации, примерно с 10 лет, дети переходят к абсолютной системе.

В этих школах организованы инструментальные классы: фортепиано, скрипки, духовых инструментов, цикл общеобразовательных предметов сокращен.

Для воспитания у детей чувства ритма в Венгрии используются элементы движений, заимствованных из работ Э. Ж-Далькроза – тактирование, хлопки, постукивания, очень полезны на начальном этапе обучения. Исполнение песен с одновр ходьбой и ручным тактированием метра развивают координацию движений рук и ног. В дальнейшей работе возможны сочетания пения под аккомпанемент хлопков и шагов. Кроме ритм упражнений используется и так называемая «гамма Далькроза» - пение звукорядов вверх и вниз от одного звука. Венгерские дети поют пентатонические звукоряды с использованием ручных знаков. Некоторые элементы ритмического воспитания Э. Ж-Далькроза в сочетании с пением входят составной частью в методику З Кодая.

Овладение ритмом начинается с ходьбы, чтобы дать ребенку почувствовать равномерность тактовых долей, затем знакомятся с четвертными и восьмыми (четверти проговаривают на «та», восьмые на «ти»). Простейшие ритмические комбинации осваиваются в игровой форме – «эхо», пропевание в соответствующем ритме имен детей и др.. Выученные по слуху песни, равномерные хлопки и ходьба в ритме выученной пени, пение с текстом – вот первые шаги на пути знакомства с музыкой.

Система З. Кодая строго учитывает возрастные особенности детей, и в соответствии с этим строится методика развития музыкального слуха и музыкального обучения в целом. Чем раньше дети подводятся к осознанию релятивной сольмизации и ритмов, тем с большей вероятностью это станет их духовным достоянием.

Прежде чем дети знакомятся с теоретическими сведениями, они осваивают большое число мелодических примеров, которые выучиваются по слуху. Обозначение и осознание паузы, например, начинается тогда, когда дети выучили уже 4-5 песен, где есть паузы. Пауза сначала фиксируется хлопком или шагом, затем обозначается в ритмической записи.

По мнению З. Кодая каждый должен овладеть наиболее легким инструментом - голосом. Пение (а-капелла) – основа любого музицирования.

Кодай рассматривает нар песню как родной музыкальный язык ребенка не только из-за относительной муз простоты ее вок исполнения, но и в силу муз ценности. Им были созданы сборники «Песни для маленьких людей» (Часто встречающимся мотивом в венг песне явл нисход м3 и мотив со вспомогательной нотой к верхнему звуку: соль-ля-соль-ми). После того как ребенок овладеет основными элементами музыки на народном материале можно включать авторские песни и высокохудожественные муз произведения.

В детском саду воспитатель разучивает с детьми нар песни с помощью текстов и игровых приемов с движением. Уже в детском саду применяется сольмизация и ритмические упражнения. Время, проведенное в детском саду - это время «накопления материала». Известно высказывание З. Кодая о том, что «музыкальное воспитание ребенка надо начинать за девять месяцев до рождения его мамы»

Наиболее интенсивно система Кодая претворяется в жизнь в общеобразовательных школах с музыкальным уклоном. Впервые такие школы были созданы на родине композитора (г. Кечкемет) и в Будапеште. Учителей музыки готовят средние спец муз профессиональные заведения. Наряду с предметами общеобразовательного цикла уч-ся учатся играть на музыкальном инструменте, изучают сольфеджио, гармонию, хоровое пение, посещают классы камерной музыки и оркестр. По окончании учащимся предоставляется возможность продолжить образование в Музыкальной Академии имени Ф. Листа (сроки обучения 3 и 5 лет). 3-х летний курс предполагает подготовку преподавателей сольфеджио, игры на муз инструменте и пения для музыкальных и общеобразовательных школ. 5-тилетнее образование готовит исполнителей-артистов и преподавателей высшей квалификации. Кроме того в Венгрии сущ Высшие школы учителей для подготовки музыки для старших классов. В этих учеб заведениях студенты получают 2-ю специальность параллельно с музыкой (музыка и история, музыка и язык и т.д.). Факультеты подготовки учителей музыки сущ и в пед Вузах. Существуют также гимназии с расширенным музыкальным обучением. Выпускники таких гимназий часто становятся учителями музыки в начальных классах.


 

Лекция: «Современные системы массового музыкального воспитания»

Лекция: «Современные системы массового музыкального воспитания»

Венгерская музыкальная педагогика не сводится к методу

Венгерская музыкальная педагогика не сводится к методу

Прежде чем дети знакомятся с теоретическими сведениями, они осваивают большое число мелодических примеров, которые выучиваются по слуху

Прежде чем дети знакомятся с теоретическими сведениями, они осваивают большое число мелодических примеров, которые выучиваются по слуху
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2023