Лекция. Теоретические основы управления

  • docx
  • 22.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-0025133.docx

Лекция. Теоретические основы управления

1. Сущность, содержание науки «Управление».

2. Предмет, методы и задачи науки «Управление».

3. Организация как объект науки «Управление».

4. Внешняя и внутренняя среда организации.

 

1. Сущность, содержание науки «Управление».

Понятие «управление» применимо к любым системам - био­логическим, техническим, социальным. Поэтому выделяют три вида управления: в живой природе, технических системах и в об­ществе. Управление процессами, происходящими в живой приро­де, изучается биологическими науками, в неживой - технически­ми, в обществе - общественными с использованием данных дру­гих отраслей знаний.

Под управлением любой системой понимается процесс воздей­ствия на нее для поддержания в определенном состоянии или пе­ревода в новое состояние в соответствии с присущими данной сис­теме объективными свойствами и закономерностями.

Наиболее сложным видом управления является социальное управление, то есть воздействие на деятельность людей, объеди­ненных в группы, коллективы, классы с различными интересами. Существуют три вида социального управления: экономическое (производством); социально-политическое (государством); духов­ной жизнью общества.

Управление общественным производством включает процессы управления народным хозяйством, отраслью, регионом, объедине­нием, предприятием и внутри системы каждого уровня. Управле­ние сельскохозяйственным производством - составная часть об­щественного производства, то есть отраслевого управления. В общественном производстве решающая роль принадлежит главной сфере - непосредственному производству. Именно управ­ление этой сферой и является объектом науки управления сель­скохозяйственным производством.

Субъектом управления выступает человек, который обладает необходимыми знаниями и способнос­тями для сознательного определения целей и осуществления про­цессов управления.

Управление производством как специфический вид деятельно­сти - объективный и неизбежный результат превращения инди­видуальных производственных процессов в комбинированный об­щественный труд. С развитием производительных сил общества, сопровождающемся разделением труда, возникла объективная не­обходимость координировать труд людей в масштабе предприя­тия, отрасли экономики, отдельной страны или их сообщества.

 

Процесс производства сельскохозяйственной продукции представляет собой процесс взаимодействия между управляющей и управляемой системой:

 

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ

Сущность управления производством в литературе определяет­ся по-разному с позиций философии, политэкономии, кибернети­ки, психологии, права и других наук. Например, отдельные фило­софы рассматривают управление как область целенаправленных организационных мероприятий по практическому использованию объективных экономических категорий и закономерностей. Сам термин «управление» соответствует латинскому «administratio», что в переводе означает «деятельность под (чьим-то) руковод­ством, служба в подчинении».

П. Друкер, ведущий теоретик в области управления и организа­ции, отмечает: «Управление - это особый вид деятельности, пре­вращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенап­равленную и производительную группу. Именно управление в большей степени, чем что-либо другое, объясняет самый значи­мый социальный феномен нашего века: взрыв образования. Чем больше высококвалифицированных людей, тем в большей мере зависят они от организации». Другой видный специалист в области управления Б. Карлоф отмечает, что управление - это вся дея­тельность, связанная с контролем движения ресурсов. Есть про­стое американское определение управления: «Делать что-либо ру­ками других и приводить их к успеху». Однако следует иметь в виду, что управление производством - особая функция, прису­щая процессу труда как таковому. Любое производство предпола­гает управление средствами труда, которое Ф. Энгельс называл «управлением вещами»: это процесс непосредственного воздей­ствия человека на предмет труда с помощью средств труда. Произ­водство предполагает управление работниками на основе согласо­вания их действий со стороны других работников, которое опре­деляется как «управление людьми» и рассматривается как наибо­лее сложная область человеческой деятельности. Для лиц, обеспечивающих управление людьми, предметом их труда являет­ся информация, а также различные связи и отношения между от­дельными лицами или группами работников, которые выполняют определенные виды деятельности в общественном производстве. В целом управление производством можно охарактеризовать как область трудовой деятельности, направленную на обеспечение со­гласованной и эффективной работы людей с целью выполнения поставленных перед ними задач.

Рассматривая сущность управления производством, Анри Файоль, которого иногда называют «отцом научного ме­неджмента», отмечал: «Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать: предвидеть - то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действий; организовывать - то есть строить двойной, материальный и соци­альный организм предприятия; распоряжаться - то есть застав­лять персонал надлежаще работать; координировать - то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия; контролировать - то есть заботиться о том, чтобы все соверша­лось согласно установленным правилам и отданным распоряже­ниям». Таким образом, сущность управления производством зак­лючается в обеспечении целенаправленного, планомерного воз­действия управляющей системы (субъекта управления) на управ­ляемую (объект  управления),  осуществляемого различными методами по определенной технологии в целях поддержания сис­темы в устойчивом равновесии или переводу ее в новое (желаемое) состояние.

Общество - самоуправляемая система, и ее главным компонентом является человек, точнее, индивидуумы и их различные группы. Человек в обществе не только субъект, но и объект управ­ления, и функции такого управления весьма многообразны. Для этого, в частности, следует:

- определить место каждого человека в общественной системе, его права и обязанности, его социальную роль;

- научить его выполнять свою социальную роль, в том числе обу­чить профессии и навыкам общественной деятельности;

- создать каждому благоприятные условия (прежде всего на ра­боте, а также в быту) для наилучшего выполнения своих обязанно­стей, воздействовать на человека таким образом, чтобы его дела отвечали интересам коллектива и общества в целом;

- эффективно контролировать, как человек выполняет свою роль, при необходимости поправлять его действия, по достоинству оценивать результаты его работы.

 

2. Предмет, методы и задачи науки «Управление».

Известно, что любая наука представляет собой комплекс зна­ний об окружающем мире. По мере их накопления происходит процесс выделения, «отпочковывания» частных наук от более об­щих дисциплин. Именно с этим процессом связано становление самостоятельной науки об управлении.

Условием выделения любой науки является появление своего самостоятельного предмета исследований. Поскольку наука уп­равления как самостоятельная отрасль знаний стала формировать­ся не так давно (часто ее появление связывают с выходом работ Ф. Тейлора), в литературе можно встретить самые различные оп­ределения ее предмета.

Очевидно, следует исходить из того, что объектом и субъектом управления в общественном производстве выступают, прежде всего, люди, которые обеспечивают успех любого дела независимо от уровня развития техники. Между ними в процессе производства складываются определенные отношения, которые принято под­разделять на межличностные, межсистемные и смешанные. В межличностных отношениях участвуют руководители и исполните­ли, руководители одного уровня, исполнители одного или не­скольких подразделений и т. д. Межсистемные отношения характе­ризуют взаимодействие не отдельных личностей или групп, а це­лых систем или подсистем различного уровня - от государства и министерства до предприятия, цеха, участка, бригады, звена. Сме­шанные отношения формируются между обществом и работника­ми, предприятием и работниками и т. д.

Как и любая другая наука, управление производством имеет свой предмет, теорию, объект и метод познания. Предмет определяет, чем занимается наука, какова сфера ее приложения, т.е. раскрывает те стороны, свойства и отношения объектов, которые ею исследуются с определенной целью в конкретно-исторических  условиях.

Профессор Г.И. Будылкин предложил следующее определение: «Предметом науки управления производством является совокуп­ность общественных отношений, которые складываются между людьми в процессе управления на разных уровнях и в различных звеньях социально-экономической системы». Наука изучает раз­ные аспекты этих отношений: функции управления как первоос­нову формирования структуры управленческой системы; процес­сы, происходящие в этой системе; методы воздействия на управ­ляемые объекты, взаимодействие субъектов и объектов управле­ния и т. д. Она призвана изучать прежде всего отношения, которые складываются в процессе выработки, принятия и реализации уп­равленческих решений.

Одновременно наука управления изучает технологию управ­ленческого труда, формы и методы работы управленческого аппа­рата, технические средства управления, позволяющие повышать его эффективность.

Для понимания теории управления важно учитывать различие между предметом и содержанием науки. Предмет - это совокуп­ность фактов, явлений, процессов, которые она призвана изучать. Содержание же науки управления, как и любой другой, составляет сумма накопленных к данному моменту систематизированных знаний о предмете, а также сложившиеся направления его изуче­ния. Предмет науки всегда богаче и разнообразнее ее содержания, то есть имеющихся на сегодняшний день знаний.

Систематизация знаний и дальнейшее изучение проблем уп­равления сейчас ведутся в пяти направлениях: общие теоретичес­кие основы управления; организация управления; методы управ­ления; кадры управления и организация их труда; технология и технические средства управления.

В процессе научного познания используются различные мето­ды; они представляют собой совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых достигают результатов исследо­вания. Если предмет науки характеризуется тем, что исследуется, то метод - тем, как этот предмет исследуется.

Диалектический метод как основа любых теоретических построений, включает такие приемы, как абстрагирование и обобще­ние, анализ и синтез, индукция и дедукция, выделение ведущего звена, частей и целого, рассмотрение явлений в движении, и т.д. Наука управления производством выработала также специальные методы исследования; к ним относятся анкетирование, интервью­ирование, хронография рабочего дня, моментные наблюдения, эксперимент, самообследование, изучение документов. При со­вершенствовании систем управления используются различные приемы анализа и обоснования: системный, сравнительный, ба­лансовый, моделирования, матричный, расчетно-аналитический, регрессионно-корреляционный, экспертно-аналитический, нор­мативный, аналогий и др. Наука управления всегда была тесно связана с практикой. Поэтому при разработке вопросов управле­ния следует шире изучать, систематизировать и обобщать передо­вой опыт руководителей и специалистов, как в своей стране, так и за рубежом.

Управление сельскохозяйственным производством имеет свои особенности, которые должны учитываться при решении любых конкретных вопросов. Во-первых, в сельском хозяйстве земля вы­ступает как основное средство производства. Во-вторых, для дан­ной отрасли характерна территориальная рассредоточенность, что нередко требует построения органов управления по территориаль­но-производственному принципу и предоставления им большей, чем в других отраслях, оперативно-хозяйственной самостоятель­ности. В-третьих, разнообразие природно-экономических усло­вий, сезонный характер производства и необходимость работать с живыми организмами (растениями и животными) требует четкой согласованности между подотраслями и службами АПК. В-четвер­тых, на построение органов управления большое влияние оказы­вает многообразие форм собственности. В-пятых, объективные различия в образе жизни в городе и деревне требуют своеобразного решения многих вопросов управления, в том числе связанных с социальной сферой.

Наука управления развивается на стыке экономических, право­вых, социологических, технологических наук, философии, психо­логии, математики, теории исследования операций, педагогики и др., но отнюдь не является «наукой наук». Она имеет вполне конкретную задачу - изучать систему управления производством, не рассматривая вопросы, относящиеся к компетенции других дис­циплин. Так, она не изучает планирование, учет или финансы, но для нее важно понять, как взаимодействуют эти важнейшие инст­рументы бизнеса в системе управления предприятием. Науку уп­равления в этом смысле можно назвать наукой о процессах управ­ления, так как такие процессы не изучаются ни в одной из иных наук. Ее также можно отнести к типу интегральных, многоаспект­ных дисциплин. Однако, учитывая, что здесь мы рассматриваем исключительно управление производством, ее можно характери­зовать как одну из экономических наук.

Важнейшими задачами науки управления применительно к сельскохозяйственному производству являются:

- разработка организационных структур управления АПК с уче­том развития различных форм хозяйствования;

- совершенствование системы внедрения достижений науки и передового опыта, управления качеством продукции, природо­пользованием и охраной окружающей среды;

- развитие демократических начал управления на разных уров­нях, научно обоснованное разграничение прав, обязанностей и ответственности между государственными, хозяйственными и об­щественными органами управления АПК;

- совершенствование организации управленческого труда и его материального стимулирования;

- обобщение передового опыта управления сельскохозяйствен­ным производством;

- обоснование кадровой политики, развитие форм и методов подготовки и переподготовки кадров;

- разработка методов оценки работы предприятий, объединений, ассоциаций, организаций и других формирований АПК и т. д.

 

3. Организация как объект науки «Управление».

Понятие организации с течением времени претерпело ряд существенных изменений. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда "менед­жмент" как наука выделился в самостоятельную область зна­ний, слово "организация" стало ассоциироваться с сознательно определенной, заданной структурой ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии (в фирме). Т.е. под "организацией" следует понимать предприятие, фирму, учреж­дение, ведомство и иные трудовые формирования.

Из всего многообразия определений понятия "организация" можно выделить следующие:

1. Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы.

2. Организация как совокупность (система) взаимоотноше­ний, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.

3. Организация как группа людей с общими целями.

Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям:

1) наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы;

2) наличие, по крайней мере, одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), ко­торую принимают как общую все члены данной группы;

3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Таким образом, организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей и объединяется намеренно вышестоящими официальными органами для решения конкретных задач.

Люди вступают в организацию с целью добиться достижения своих потребностей (амбиций), религиозных, бытовых и т.д. считая, что организация - это наилучший путь их решения. Организация должна стремиться к достижению не только своих целей, но и целей её членов, иначе она потеряет своих членов и разрушится. Вступая в организацию, личность жертвует частью своей свободы в обмен на удовлетворение своих потребностей, поэтому термин «организация» означает компромисс между личной независимостью и достижением целей.

Концепция жизненного цикла организации. "Жизнь" орга­низации подобна жизни человека, времени существования лю­бого предмета труда или услуги. Она имеет свои фазы и осо­бенности развития.

Согласно концепции жизненного цикла организации вся ее деятельность проходит ряд стадий, начиная с рождения, рас­цвета вплоть до прекращения существования или коренной мо­дернизации. Существует пять основных фаз раз­вития организации, каждая из которых имеет определенные цели, признаки, стиль руководства, задачи и организацию труда:

Фаза 1 - рождение организации. Для нее характерны: оп­ределение главной цели, заключающейся в выживании; кризис стиля руководства (руководство одним лицом); основная зада­ча - выход на рынок; организация труда - стремление к максимальному увеличению прибыли.

Фаза 2 - детство и юность. Отличительные особенности: главная цель - кратковременная прибыль и ускоренный рост; выживание за счет жесткого руководства; основная задача - укрепление и захват своей части рынка; организация труда - планирование прибыли; увеличение жалования и заслуг.

Фаза 3 - зрелость. Главная цель - систематический, сба­лансированный рост и формирование индивидуального имиджа; эффект руководства за счет делегирования полномочий (децен­трализованное руководство); основная задача - рост по разным направлениям, завоевание рынка, учет разнообразных ин­тересов; организация труда - разделение и кооперация, премия за индивидуальный результат.

Фаза 4 - старение организации. По сути, это высшая сту­пень ее зрелости. Главная цель в развитии организации - сохранить достигнутые результаты (остаться на "завоеванных" позици­ях); в области руководства эффект достигается за счет коор­динации действий; основная задача - обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях.

Фаза 5 - возрождение организации. Главная цель на этой фазе развития состоит в обеспечении оживления по всем фун­кциям; ее рост - за счет коллективизма; главная задача - омолаживание; в области организации труда - внедрение НОТ, коллективное премирование.

Общие характеристики организаций. Все организации отличаются друг от друга по различным аспектам (функциям, методам и принципам управления, сложности операций и про­цедур и т.п.). Вместе с тем они имеют общие для всех орга­низаций характеристики:

1. Ресурсы. Целью всякой организации является наличие и преобразование ресурсов, которые используются ею для достижения ее тактических и стратегических целей. Основные ресурсы - это люди (трудовые ресурсы), основные и оборотные средства, технологии и информация.

2. Зависимость от внешней и внутренней среды. Это одна из самых значительных характеристик организации. Ни одна организация не может функционировать изолированно, вне зависимости от внешних ориентиров. Они во многом зависимы от внешней среды. Это условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности организации, так или иначе воздействующие на нее.

3. Разделение труда. Разделение труда на составляющие компоненты – горизонтальное разделение. Классическое разделение труда в организации – производство, маркетинг, финансы, кадры. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, то для координации работ проводится вертикальное разделение, которое и составляет сущность управления. При этом в крупных организациях чётко определяется круг обязанностей каждого управленческого работника. В результате образуются уровни управления или иерархия.

 

4. Внешняя и внутренняя среда организации.

Различают факторы внешней и внутренней среды организации.

Внешняя среда организации.

Поскольку от руководителя зависит будущее организации, он должен уметь выявлять существенные факторы, окружающие организацию, т.к. организация – открытая система, зависящая от внешнего мира в отношении ресурсов. К внешней среде относятся такие элементы как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики ресурсов (финансовых, трудовых, энергетических, сырья и т.д.).

Один из способов определения окружения и облегчения учёта его влияния на организацию состоит в разделении внешних факторов на две основные группы: прямого и косвенного воздействия. К факторам (среде) прямого воздействия относят факторы, которые непосредственно влияют на операции организации. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них (состояние экономики, НТП, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и т.д.).

Сфера прямого воздействия:

Поставщики ресурсов. Зависимость между организацией и сетью поставщиков – один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операции и успешность деятельности организации. Поставщик может быть один или несколько. Лучше иметь дело с несколькими поставщиками, чтобы не попадать в кабальную зависимость. Японцы считаются создателями методов ограничения запасов материалов (точно в срок). Такая система позволяет снижать себестоимость продукции за счёт уменьшения количества складских помещений для хранения запасов, но требует более тесного взаимодействия производителя и поставщика.

Потребители. Многие считают, что единственная цель бизнеса – создавать потребителя. Значение потребителей для бизнеса понятно – от потребителя зависит выживание организации. Потребители, решая какие товары и по какой цене для них они желательны, влияют на выживание организации, и её взаимодействие с поставщиками ресурсов.Однако некоммерческие и государственные организации тоже имеют потребителей. Например, правительство и его аппарат существует только для обслуживания граждан.

Конкуренты – внешний фактор, значение которого невозможно оспаривать. Во многих случаях конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и по какой цене. Объектами соперничества являются не только потребители, но и ресурсы.

Законы и государственные органы. Каждая организация имеет определённый правовой статус. Состояние законодательства часто характеризуется не только сложностью и подвижностью, но и неопределённостью. Организации обязаны соблюдать не только федеральные и региональные законы, но и требование органов государственного регулирования.

Среда косвенного воздействия:

Технология – является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Чтобы сохранить конкурентоспособность продукции все организации вынуждены своевременно использовать новейшие технологические разработки, от которых зависит эффективность их деятельности.

Состояние экономики может сильно повлиять на возможность получения капитала организацией для своих нужд, на решение делать займ (при ожидании инфляции) или уменьшать запасы готовой продукции (при появлении трудностей сбыта).

Социокультурные факторы – это установки, жизненные ценности и традиции в среде обитания организации. Они влияют на цены за продукцию или услуги. Например, многие предпочитают платить больше за товар с этикетками престижных организаций, - считается, что это придаёт им дополнительный вес в обществе.

Политические факторы. Политическая обстановка влияет на настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социокультурными тенденциями в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогооблажение доходов, стандарты на безопасность, чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы и др. факторы.

Рассматривая влияние внешней среды на организацию, следует иметь в виду, что их воздействие неодинаково. Поэтому важно уметь выявить наиболее существенные факторы внешнего влияния и выработать эффективные способы реагирования на него.

 

Внутренняя среда организации

Под внутренней средой организации понимают ситуационные факторы внутри организации. Так как организации представля­ют собой созданные людьми системы, то их внутренние факто­ры в основном являются результатом управленческих решений. По сути, это хозяйственный организм организации, ее структура.

Основные составляющие внутренней среды организации, требующие внимания руководителя, это: цель, структура, задачи, технология и люди.

Цели организации. Организацию следует рассматривать как средство достижения целей.

Цели - это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться трудовой коллектив.

Организация имеет всегда хотя бы одну общую цель, к до­стижению которой стремятся все члены трудового коллектива. Но на практике весьма редко встречаются организации, имеющие только одну цель. Организации, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями.

Структура организации - это логические взаимоот­ношения уровней управления и функциональных облас­тей, построенные в такой форме, которая позволяет наи­более эффективно достичь целей организации.

Задача - это предписанная работа или ее часть (опе­рации, процедуры), которая должна быть выполнена за­ранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

С технологической точки зрения задачи предписываются не работнику, а должности. В соответствии со структурой орга­низации каждой должности предписан ряд задач, которые рас­сматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

Технология - это сочетание квалификационных навы­ков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и со­ответствующих знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации и людях.

Задачи и технология тесно взаимосвязаны. Выполнение зада­чи предполагает использование конкретной технологии.

Люди (трудовые ресурсы). Это пятый и наиболее значи­мый элемент внутренней среды организации. Цели организации достигаются через труд людей. Это значит, что в менеджмен­те все внутренние элементы никогда не рассматриваются изо­лированно друг от друга. Изменения одного из названных эле­ментов будут в определенной мере влиять на все остальное.