1. Цилиндрическая прямозубая зубчатая передача (общие сведения, геометрия и кинематика, силы в зацеплении, расчёт на изгиб и контактную прочность)
2. Цилиндрическая косозубая зубчатая передача (общие сведения, геометрия и кинематика, силы в зацеплении, особенности расчета)
3. Шевронная передача
Учебные вопросы
Общие сведения
Прямозубыми называют колеса, у которых линии зубьев параллельны оси зубчатого колеса. В прямозубой передаче зубья входят в зацепление сразу по всей длине!
Косозубыми называют колеса, у которых зубья наклонены к образующей цилиндра на угол β. При работе косозубых передач зубья входят в зацепление не сразу по всей длине, а постепенно. В зацепление всегда входят минимум две пары зубьев.
Силы в зацеплении
окружна сила 𝐹 𝑡 𝐹𝐹 𝐹 𝑡 𝑡𝑡 𝐹 𝑡 = 𝐹 𝑛 𝐹𝐹 𝐹 𝑛 𝑛𝑛 𝐹 𝑛 ∙𝑐𝑐𝑜𝑜𝑠𝑠 𝛼 𝑤 𝛼𝛼 𝛼 𝑤 𝑤𝑤 𝛼 𝑤 = 2 𝑇 1 𝑑 1 2 𝑇 1 𝑇𝑇 𝑇 1 1 𝑇 1 2 𝑇 1 𝑑 1 𝑑 1 𝑑𝑑 𝑑 1 1 𝑑 1 2 𝑇 1 𝑑 1
радиальная сила 𝐹 𝑟 𝐹𝐹 𝐹 𝑟 𝑟𝑟 𝐹 𝑟 = 𝐹 𝑡 𝐹𝐹 𝐹 𝑡 𝑡𝑡 𝐹 𝑡 ∙𝑡𝑡𝑔𝑔 𝛼 𝑤 𝛼𝛼 𝛼 𝑤 𝑤𝑤 𝛼 𝑤 ,
где 𝑇 1 𝑇𝑇 𝑇 1 1 𝑇 1 - вращающий момент на валу шестерни;
𝛼 𝑤 𝛼𝛼 𝛼 𝑤 𝑤𝑤 𝛼 𝑤 - угол зацепления.
𝐹 𝑛 𝐹𝐹 𝐹 𝑛 𝑛𝑛 𝐹 𝑛 = 𝐹 𝑡 𝐹𝐹 𝐹 𝑡 𝑡𝑡 𝐹 𝑡 /𝑐𝑐𝑜𝑜𝑠𝑠 𝛼 𝑤 𝛼𝛼 𝛼 𝑤 𝑤𝑤 𝛼 𝑤
Основные критерии работоспособности зубчатых передач
Закрытую зубчатую передачу принято считать работоспособной, если она удовлетворяет следующим критериям:
– контактной выносливости зубьев (предусматривает предотвращение усталостного выкрашивания рабочих поверхностей зубьев и косвенно предупреждает заедание передачи )
σН ≤ [σН];
– изгибной выносливости зубьев (предотвращение усталостной поломки зубьев)
σF ≤ [σF];
Расчет зубчатых цилиндрических передач на выносливость при изгибе
Зуб рассматривается как консольная балка прямоугольного сечения с размерами S и b у основания. Возникновение усталостных трещин и разрушение начинаются на растянутой стороне зуба
Геометрия и кинематика косозубых цилиндрических передач
При расчёте косозубых колёс учитывают два шага:
нормальный шаг зубьев pn - в нормальном сечении,
окружной шаг pt – в торцовом сечении;
при этом pt = pn / cos b.
За расчётный принимают модуль mn, значение которого должно соответствовать стандартному.
Геометрия и кинематика косозубых цилиндрических передач
Диаметры делительный и начальный
d w = mt z = mn z / cos b
Диаметры вершин и впадин зубьев
d a = d + 2mn
d f = d - 2,5mn
Межосевое расстояние
aw = (d1 + d2 )/ 2 = d1 (u +1)/ 2 = mt (z1 + z2 )/ 2 = mn z1 (u +1)/(2 cos b ).
Достоинства и недостатки
Достоинства
большая нагрузочная способность,
значительно меньшие динамические нагрузки,
снижение шума при работе за счет плавности зацепления,
меньшие габариты.
Недостатки
наличие осевой силы, стремящейся сдвинуть зубчатое колесо с валом вдоль оси
Общие сведения
Цилиндрическое зубчатое колесо, венец которого по ширине состоит из участков с правыми и левыми зубьями, называется шевронным. Часть венца с зубьями одинакового направления называется полушевроном.
β = 25 – 40°
Достоинства и недостатки
Достоинства
Высокая прочность зубьев
Обеспечивают плавность работы
Высокая нагрузочная способность
Применяют в мощных быстроходных закрытых передачах
Недостатки
Высокая трудоемкость и себестоимость изготовления
Недостатком шевронных колес является большая стоимость их изготовления.
Расчет
Геометрический и прочностной расчёт шевронной передачи аналогичны расчётам косозубой передачи. Для шевронной передачи коэффициент ширины обода колеса ψа = 0,4 – 0,8. При расчете каждого полушеврона принимают половину мощности, передаваемой передачей
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.