Лекция. Закономерности и принципы управления

  • docx
  • 22.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-0025135.docx

Лекция. Закономерности и принципы управления

 

1. Законы управления.

2. Закономерности управления.

3. Принципы управления.

 

1. Законы управления.

В науке управления, под законом понимается: «Отношения, которые носят характер устойчивых, объективных, существенных, необходимых и повторяющихся при определенных условиях, явлений». Т.о. законы отражают сущность определенной совокупности явлений.  Закон – общее, закономерности – частное закона, его сторона.

Закон и закономерности – категории объективные.

Закономерность – предварительный этап обнаружения закона. Вначале следует найти, понять, проанализировать несколько сходных качеств (т.е. несколько закономерностей) в явлениях или их связях, а затем уже – выявить и объяснить закон, как сущность обобщающую понятие этих закономерностей.

Например, закон времени. В качестве закономерностей рассматриваются: экономия расчетного времени – в производственных, снабженческо-сбытовых, транспортных, финансово-кредитных и др. операциях. Т.о., закономерности в науке управления – это отражение существенных, объективных отношений в реальном управлении экономикой и производством. Суть их в общем признаке – скорости производства, быстроте реакции на изменения исходя из чего и возникает закон времени (управление временем).

Задача руководителя (специалистов) сводится к умению правильно понять закон и построить свою деятельность в соответствии с их объективными проявлениями. Законов управления – много, наша задача познавать их.

Содержание основных законов управления:

1.               Закон наименьших (относительного сопротивления): структурная устойчивость целого определяется наименьшей частичной устойчивостью.

Закон применим ко всем системам – живой, неживой, социальной. На практике системы подвергаются не равным и неравномерным воздействиям в разных своих частях. Достаточно изменить величину внешнего воздействия на минимальный, краткий промежуток времени и произойдет процесс разрушения, т.е. устойчивость системы будет нарушена. Сопротивление будет зависеть от величины активностей системы противостоящей внешнему воздействию агрессивной среды. Оно должно быть ≥ 1. С учетом изложенного закон можно скорректировать – устойчивость целого зависит от наименьшего относительного сопротивления его частей в любой момент времени.

2. Закон организации систем управления: организованное целое больше простой суммы своих частей.

Организованное целое оказывается больше не за счет создания новых активностей, а за счет более эффективного соединения элементов активностей, чем противостоящие и агрессивные (сопротивления). При столкновении активностей и сопротивлений (целого, частей) результат будет зависеть от способа сочетания элементов в пользу более гармоничных соединений.

Полной идеальной организованности в природе не существует. Даже наилучшее сотрудничество (семья) не свободно от минимальных внутренних несогласований. Иногда в одной и той же системе наблюдается наличие переходных ступеней от высшей организованности до глубокой дезорганизации, как при бытовых ссорах близки людей.

3. Закон расхождения: процесс расхождения необратим. Это происходит потому, что всякое воссоединение прежних частей будет существенно отличаться от предшествующего. В частичном и временном разъединении скрываются тенденции к более глубокому и бесповоротному расхождению - слишком много внешних и внутренних особенностей возникает у разъединенных частей системы, которые затем невозможно будет устранить.

4. Демократизации управления. Демократизация управления повышает эффективность управления, т.е. управление будет эффективным, когда большинство членов организации участвуют в принятии управленческих решений и обладают для этого знаниями и правами, с которыми вынуждено считаться руководство организации.

Примером действия закона может служить участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций, в собственности и др.

5. Закон времени: эффективность управленческих действий прямо пропорциональна скорости выполнения управленческих процедур.

6. Закон результата: каждый стремиться повторить поведение, ассоциируемое с удовлетворением потребности в конкретном случае и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением или его отсутствием.

7. Закон удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей работника полное (или частичное) повышает эффективность его действий, а, следовательно, и управления.

 

2. Закономерности управления.

Научное управление предполагает, прежде всего, познание и ис­пользование закономерностей и основных законов, присущих об­щественному производству.        

Категория «закономерность» относится к той же группе категорий, что и «закон». Эти понятия выражают явления одного порядка, но в их употреблении есть определенные различия. Закон однозначно выражает конкретную необходимую связь между явле­ниями, закономерность же указывает на правильность, последова­тельность явлений, подтверждает, что данное явление не случайно, оно характеризует необходимый обусловленный определенными причинами процесс, в котором  может действовать совокупность законов. 

К законам, которые учитываются в процессе управления, отно­сятся: закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон повышающейся производительности труда, закон стоимости. Так, в соответст­вии с первым законом отношения управления на каждом этапе развития производства сами должны соответствовать уровню раз­вития производительных сил.

Следует учитывать,   что в любом производстве законы прояв­ляются одновременно, действуют не изолированно,  а во взаимо­связи. По мере развития общества объем и значение  стихийных регуляторов сокращается. Неуправляемыми остаются некоторые стихийные силы природы, все еще оказывающие заметное влияние на сельскохозяйственное производство. Не поддаются строгому регулированию, например, цены на колхозном рынке, вкусы, потребности людей и т. п.

Каждая отрасль общественного производства имеет свои зако­номерности, отражающие особенности техники и технологии, спе­цифику труда и т. д. (например, закономерности специализации и концентрации производства в отраслях сельского хозяйства иные, чем в промышленности; закономерности комбинирования по-разному проявляются на различных предприятиях отрасли, тем более в различных отраслях). Без учета этих закономерностей управление не может быть эффективным.

Важное место в управлении производством занимают также общие законы и закономерности, присущие процессам управления в сложных динамических системах любой природы (технических, биологических), открытые кибернетикой (закон обратной связи, опти­мизации), то есть наилучшего приспособления системы к условиям окружающей среды, законы единства управления и информации и т. д. Кибернетические закономерности проявляются в основном в процессах создания, хранения, передачи и обработки информа­ции, связанной с управлением производством. Работники управле­ния должны знать эти закономерности и учитывать их в своей де­ятельности.

Помимо общих закономерностей и законов, присущих социаль­но-экономической системе, управлению свойственны собственные закономерности и законы, которым оно подчиняется.

Закономерности составляют центральное звено теории управ­ления, основу его принципов, функций, структуры и методов. На­учному подходу свойствен тщательный учет требований объектив­ных закономерностей и тенденций развития управления. Позна­ние закономерностей управления позволяет объективно оценивать состояние системы и намечать тенденции ее развития, что важно для устранения имеющихся недостатков и выработки мероприя­тий по совершенствованию, отграничивать субъективные факторы от объективных и на этой основе правильно определять роль лич­ных качеств работников в процессах управления.

Все закономерности, как и законы, можно разделить на две группы: более общие, характеризующие весь процесс управления в целом, и менее общие, проявляющиеся в отдельных функциях, построении структур управления, процессах принятия управленческих решений и т.д.

Наиболее общими закономерностями управления являются: единство системы управления производством и принципов управления на всех уровнях народного хозяйства; до­стижение и сохранение пропорциональности, оптимальной соотноси­тельности частей системы; достижение ритмичности, непрерывности движения производственных фондов в кругообороте и обороте; оптимальная звенность системы управления.

Единство системы управления производством является важнейшей чертой социально-экономической системы, вы­текающей из общественного характера собственности на средства производства.

Централизованное управление производст­вом - свойство, присущее кооперации труда в масштабе общества. Эта система охватывает все уровни управления – от СПК и завода до отраслевых, территориальных и центральных ор­ганов управления. Задача каждого уровня - обеспечить эффективное развитие данной системы. Единство системы управления сознательно формируется, поддерживается и укрепляется, его нарушение снижает эффективность производства.

Единство системы управления проявляется в единстве организа­ционных форм управление на разных уровнях, разделении управленческого труда, в единстве основных  функций и их тесной взаимной связи, методов управления и их согласованном применении, требований к кадрам управления и т. д. 

Пропорциональность и оптимальная соотносительность управляемой и управляющей систем состоит в том, что управляющая си­стема должна обеспечивать сопряженность развития всех частей системы производства, например в предприятии - основного и вспо­могательного производства, полное и четкое его обслуживание и т. п., а также пропорциональность как внутри основного и вспомо­гательного производства, так и между структурными подразделениями, в составе самих технических средств, рабочей силы и т. п.; не допускать возникновения диспропорций в связи с измене­ниями в условиях производства.

В соответствии с этой закономерностью управляющая система должна также строиться в соответствии с объемом и содержанием выполняемых ею работ (задач), мощностью вспомогательных и об­служивающих ее подсистем (информационной, вычислительной, техники и средств связи и др.), потребностью в них каждой функ­циональной службы. Наличие пропорциональности во всех частях и на всех уровнях системы, поддержание между ними оптималь­ных соотношений являются важным условием эффективного управления при минимальных  затратах на управленческий   персонал. 

Под соотносительностью следует понимать соответствие управ­ляющей системы особенностям и тенденциям развития управля­емого объекта. С изменением факторов производства, особенно его структуры, должны происходить и соответствующие изменения в управляющей системе: составе и размере звеньев, характере взаимосвязей, в численности, профессиональной и должностной структуре управленческих кадров и др. Интенсификация процессов производства требует перестройки системы управления на базе современной вычислительной, организационной техники и экономико-математических методов, ЭВМ. Вследствие всестороннего развития научно-технического прогресса технические уровни производства и управления будут близки или совпадут.

Ритмичность движения производственных фондов, их непрерывность в кругообороте составляют важнейшую задачу управляющей системы сельскохозяйственного предприятия, объединения. Согла­сованное функционирование всех подразделений предприятия, кон­троль за соблюдением оптимальной соотносительности в работе отдельных подразделений, обеспечение ритмичности производствен­ного процесса в целом и составляют основную задачу оператив­ного управления производством.

Оптимальная звенность системы управления – это устой­чивая и постоянная подчиненность каждого звена управления на­родного хозяйства центральным органам (например, СПК - районному управлению сельского хозяйства, районного управления - областному и т. д.). Однако различия в условиях производства определяют разнообразие в формах и мето­дах реализации принципов на каждом уровне управления, круг ре­шаемых задач, их сложность и т. д.

Частные закономерности управления. Управлению свойственны закономерности, присущие отдельным его подсистемам, сторонам. К ним можно отнести такие законо­мерности, как:

Изменение функций управления, означающие убыва­ние одних или возрастание других по мере повышения или пони­жения уровня управления; сокращения числа ступеней (при про­чих равных условиях эффективность управления повышается с уменьшением числа ступеней). Например, руководителю высшего уровня следует лучше владеть экономической функцией управления и меньше – производственной (технологической), а с понижением уровня руководства – наоборот.

Распространенность контроля (управляемости). Контроль должен быть управляемым, т.е. контролировать надо столько, сколько в состоянии проверить, т.е. сфера контроля должна быть реальной.

Концентрация и специализация функций. Концентрация и специализация повышает качество управления. Чем уже специализация и выше концентрация, тем более качественно выполняются управленческие действия и выше эффект.

Как и экономические законы, закономерности управления объек­тивны, их действия не зависят от воли и желания человека. Чем глубже человек их познает, тем полнее он их использует в своей практической деятельности, тем эффективнее управление.

 

3. Принципы управления.

Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. Т.е. управление организацией осуществляется посредством основ­ных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют "линию" поведения руководителя.

Таким образом, принципы управления можно предста­вить как основополагающие идеи, закономерности и пра­вила поведения руководителей по осуществлению управ­ленческих функций.

Существует несколько подходов к классификации принци­пов управления. Наиболее полное их толкование дается Г. Кунцем и С. О'Доннелом в книге "Принципы управления: анализ управ­ленческих функций" (шестое издание переведено в 1981 г. на русский язык под названием: "Управление: системный и ситу­ационный анализ управленческих функций"). Авторы рассмат­ривают десять принципов планирования; пятнадцать - органи­зации; десять - мотивации и четырнадцать - контроля.

Впервые принципы рационального управления были сфор­мулированы в 1912 г. американским менеджером Г. Эмерсо­ном в книге "Двенадцать принципов производительности". Од­нако один из основоположников научной организации труда, создатель "теории администрирования" А. Файоль высказал мысль о том, что количество принципов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает свое место сре­ди принципов управления, во всяком случае, на то время, пока практика подтверждает его эффективность.

В связи с этим все принципы управления целесообразно сгруппировать в две группы - общие и частные. К общим принципам управления относятся принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.

Принцип применимости – управление разрабатывает сво­его рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.

Принцип системности – управление охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаи­мозависимостей и открытости собственной структуры или си­стемы в целом.

Принцип многофункциональности – управление охва­тывает различные аспекты деятельности: материальные (ре­сурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысло­вые (достижение конечной цели).

Принцип интеграции - внутри системы должны интегри­роваться различные способы отношений и взгляды сотрудни­ков, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры.

Принцип ориентации на ценности – управление вклю­чено в общественный окружающий мир с определенными пред­ставлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п. Все это не­обходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие принципы.

В отечественной теорий управления частные принципы управления народным хозяйством были сформулированы еще В.И. Лениным и многие их них не потеряли значения и в наши дни, а в рыночной экономике значимость их неизмеримо воз­росла:

Основным частным принципом управления является прин­цип оптимального сочетания централизации и децентра­лизации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в управлении состоит в оптимальном рас­пределении (делегировании) полномочий при принятии управ­ленческих решений.

Принципы сочетания централизации и децентрализации предполагают необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Сущность единонача­лия состоит в том, что руководитель конкретного уровня уп­равления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По сути это предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых ему для выполнения возложенных на него функций управления, реализации персональной ответственности.

Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.

Соблюдение правильного соотношения между единоначаль­ником и коллегиальностью составляет одну из важнейших за­дач управления, от правильности решения которой во многом зависит его эффективность и действенность.

Принцип научной обоснованности управления предпо­лагает научное предвидение, планируемые во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содер­жание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.

Научная обоснованность управления означает не только использование науки при выработке и реализации управленчес­ких решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение имеющихся резервов. Цель состоит в превращении науки в высокопроизводительную силу.

Суть принципа плановости заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в пер­спективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перс­пективных планов) Все звенья организации. План рассматрива­ется как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответствен­ности предполагает, что каждый подчиненный должен выпол­нять возложенные на него задачи и периодически отчитывать­ся за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами, несет ответственность за выполнение возложенных на него задач.

Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как профессиональная свобода, свобода конкуренции, свобода договоров и т.п.

Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижний уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня. Соответственно цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления.

Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По сути, это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему, которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

Суть принципа мотивации такова: чем тщательнее управленческие работники осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотиваций.

Одним из важнейших принципов современного управления является демократизация управления - участие в управлении организацией всех сотрудников. Формы такого участия различны", долевая оплата труда; денежные средства, вложен­ные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений и т.п.

Согласно принципу государственной законности систе­мы управления организационно-правовая форма предприятия дол­жна отвечать требованиям государственного (федерального, национального) законодательства.

Принцип органической целостности объекта и субъек­та управления предполагает управление как процесс воздей­ствия субъекта управления на объект управления. Вместе они должны составлять единую комплексную систему, имеющую выход, об­ратную связь и связь с внешней средой.

Принцип устойчивости и мобильности системы управ­ления предполагает, что при изменении внешней и внутренней среды организации система управления не должна претер­певать коренных изменений. Устойчивость определяется преж­де всего качеством стратегических планов и оперативностью управления, приспосабливаемостью системы управления прежде всего к изменениям во внешней среде.

Одновременно с устойчивостью управленческий процесс должен быть мобильным, т.е. максимально полно учитывать изменения и требования потребителей продукции и услуг.

Принцип материальной и моральной заинтересованности. В соответст­вии с данным принципом общество организует распределение материальных благ и удовлетворение потребностей людей по количеству и качеству затраченного ими труда.

Материальное стимулирование работников и экономическое стимулирование деятельности коллективов было и остается мощ­ным рычагом в управлении. В. И. Ленин писал: «... самым высо­ким идеалам цена - медный грош, покуда вы не сумели слить их неразрывно с интересами самих участвующих в экономической борьбе, слить с теми «узкими» и мелкими житейскими вопросами данного класса, вроде вопроса о «справедливом вознаграждении за труд»…».

Наряду с материаль­ными огромное значение имеют моральные стимулы, формами ко­торых являются: присвоение почетных званий, звания лучшего по» профессии, объявление благодарности, занесение на доску Почета предприятия, награждение орденами и медалями и др. В процессе управления важно умелое сочетание форм мате­риального и морального стимулирования труда.

Кадровая политика на производстве должна осуществляться в соответствии с принципом правильного подбора и расстановки кадров, то есть так, чтобы каждый работник управления, на вве­ренном ему участке мог выполнять работы эффективно, качест­венно.

С изменением условий производства проходят и определенные изменения в принципах управления, в первую очередь в формах и методах их осуществления. Поэтому задача науки управления и состоит в том, чтобы своевременно выявить эти изменения в соот­ношении отдельных принципов, в их содержании и формах при­менения.