Класс TРersistent происходит непосредственно от класса TОbject. Он обеспечивает своих потомков возможностью взаимодействовать с другими объектами и процессами на уровне данных. Его методы позволяют передавать данные в потоки, а также обеспечивают взаимодействие объекта с инспектором объектов.
Класс TСomponent служит основой для всех компонентов Delphi. Этот класс задает базовое поведение всех компонентов – их основные свойства и методы. К ним относятся:
возможность отображения компонента в палитре компонентов и управления им в дизайнере форм;
Базовые классы VCL. Характеристика
В основе иерархии объектов библиотеки VCL лежит класс TObject. Он обеспечивает
выполнение важнейших функций “жизнедеятельности” любого объекта. Благодаря ему
каждый класс получает в наследство механизмы создания экземпляра объекта и его
уничтожения.
Обычно разработчик не задумывается о том, как объект будет создан, и что необходимо
сделать для его корректного уничтожения. Компоненты VCL создаются и освобождают
занимаемые ресурсы автоматически. Иногда разработчику приходится создавать и удалять
объекты самостоятельно. Но даже в этом случае ему достаточно вызвать соответствующие
конструктор и деструктор:
Var SomeList : TStrings;
. .
SomeList := TStrings.Create;
. . .
SomeList.Free;
За кажущейся простотой этих операций скрывается довольно сложная реализация
указанных процессов. Практически весь исходный код класса TОbject написан на
ассемблере для обеспечения наибольшей эффективности операций, которые будут
выполняться в каждом его потомке. Кроме того, класс TОbject обеспечивает создание и
хранение информации об экземпляре объекта и обслуживание очереди сообщений.
Класс TРersistent происходит непосредственно от класса TОbject. Он обеспечивает своих
потомков возможностью взаимодействовать с другими объектами и процессами на уровне
данных. Его методы позволяют передавать данные в потоки, а также обеспечивают
взаимодействие объекта с инспектором объектов.
Класс TСomponent служит основой для всех компонентов Delphi. Этот класс задает
базовое поведение всех компонентов – их основные свойства и методы. К ним относятся:
возможность отображения компонента в палитре компонентов и управления им в
дизайнере форм;
возможность выступать контейнером для других компонентов;
возможность выступать в качестве оболочки вокруг компонентов ActiveX и других
объектов, реализующих интерфейсы.
Класс TСomponent является базовым для создания невизуальных компонентов, которые
могут располагаться в палитре компонентов и использоваться в дизайнере форм.
Для создания визуальных компонентов базовым является TСontrol, а для создания
компонентов, имеющих окна, – класс TWinControl. Визуальные компоненты являются
элементами управления. Элементы управления – это варианты стандартных элементов
управления Windows. Примером элемента управления является “кнопка”. Пользователь
может произвести некоторое действие, выполнив щелчок на этой кнопке. Компонент
“Меню” видим и доступен для редактирования только разработчику приложения. Для него
этот компонент является инструментом, используемым для создания меню. Во время
работы программы пользователь видит только результат работы “Меню”, а не сам элемент.
В дальнейшем изложении эти два понятия компонент и элемент управления являются
синонимами. Все элементы управления являются компонентами, но не все компоненты –
элементы управления.
Общие предки обуславливают общие свойства компонентов. Рассмотрим только те,
которые имеют самое широкое распространение.Класс TОbject реализует функции, которые обязательно будет выполнять любой объект,
который может быть создан в среде разработки. В первую очередь это создание и
уничтожение экземпляра объекта.
Процесс создания объекта включает выделение области адресного пространства, установку
указателя на экземпляр объекта, задание начальных значений свойств и выполнение
установочных действий, связанных с назначением объекта. Объявление конструктора
выглядит следующим образом:
Constructor Create;
Для уничтожения экземпляра объекта в TObject предназначены методы Destroy и Free:
Destructor Destroy; Virtual;
Procedure Free
Destroy обеспечивает освобождение всех занимаемых экземпляром объекта ресурсов. При
уничтожении объектов рекомендуется вместо деструктора вызывать метод Free, который
просто вызывает деструктор, но перед этим проверяет, чтобы указатель на экземпляр
объекта был не пустым (не был равен Nil). Это позволяет избежать серьезных ошибок.
Если объект является владельцем других объектов (например, форма владеет всеми
размещенными на ней компонентами), то его метод Free автоматически вызовет эти же
методы для всех объектов. Поэтому при закрытии формы разработчик избавлен от
необходимости заботиться об уничтожении всех компонентов.
Каждый объект должен содержать некоторую информацию о себе, которая используется
приложением и средой разработки. Поэтому класс TObject содержит ряд методов,
обеспечивающих представление этой информации в потомках.
Функция ClassName: ShortString; возвращает имя объекта, которое может быть
использовано для идентификации. Например, один методобработчик щелчка на кнопке
может работать с несколькими типами компонентов кнопок:
Procedure TForm1.Button1Click(Sender : TObject);
Begin
If Sender.ClassName = ‘TButton’ Then (Sender AS TButton).Enabled := False;
If Sender.ClassName = ‘TSpeedButton’ Then
End;
(Sender AS TSpeedButton).Down := True;
Метод ClassNamesIs (const Name : string) : Boolean; позволяет определить, принадлежит ли
данный объект тому типу, имя которого передано в параметре Name. В случае
положительного ответа функция возвращает True.
Класс TРersistent предназначен для организации взаимодействия своих потомков с
другими объектами и потомками.
Метод Assign (Source : TPersistent); осуществляет копирование содержимого одного
объекта в другой. При этом объектполучатель остается самим собой, чего нельзя
достигнуть, используя простое присваивание переменных объектного типа:
FirstObject := SecondObject;В этом случае указатель на одну область адресного пространства, содержащую объект,
замещается указателем на другую область адресного пространства, содержащую другой
объект. Метод Assign позволяет сохранить сами объекты неизменными, заменяя только
значения их свойств.
Класс TРersistent не используется напрямую, от него порождаются потомки, которые
должны уметь передавать другим объектам значения своих свойств.
Класс TСomponent является предком всех компонентов VCL. Он используется в качестве
основы для создания невизуальных компонентов и реализует основные механизмы, которые
обеспечивают функционирование любого компонента. В нем появляются первые свойства,
которые отображаются в инспекторе объектов.
Свойство Name определяет имя компонента. Имя компонента строится по тем же
правилам, что и имена любых других объектов программирования – констант, переменных
подпрограмм и т.д. Так как компоненты помещаются на форму средой Delphi, каждый
компонент автоматически получает создаваемое средой имя, совпадающее с именем своего
класса (без начальной буквы Т) и дополненное числовым суффиксом: Form1, Button2, Edit4
и т.д. Впоследствии программист может переименовать компонент, чтобы сделать текст
программы более “читабельным”.
Свойство Tag типа Longint определяет произвольный целочисленный параметр, который не
используется Delphi и которым программист может распоряжаться по своему усмотрению.
Свойство Сomponents – содержит список всех компонентов, владельцем которых является
данный компонент. Свойство Components удобно использовать в том случае, когда
необходимо обратиться к компонентам, которыми владеет данный компонент, используя
их порядковые имена, а не по имени.
Свойство Owner – указывает на владельца компонента.
Свойство ComponentCount – определяет количество компонентов, владельцем которых
является данный компонент.
Свойство ComponentIndex – содержит индекс данного компонента в списке Components
его владельца.
Класс TWinControl
Новые механизмы, инкапсулированные в классе, обеспечивают выполнение характерных
для оконных элементов функций: прием и передачу фокуса, отклик на действия мышью и
ввод с клавиатуры.
Свойство TabOrder
определяет положение компонента в так называемой
последовательности табулятора. Это последовательность, в которой компоненты
становятся активными, когда пользователь нажимает клавишу [Tab].
Метод SetFocus устанавливает фокус для данного компонента. Применяется для
компонентов, имеющих фокус ввода.
Чтобы узнать, имеет ли элемент управления фокус, используется метод Focused : Boolean;
Dynamic.
Свойство Brush определяет цвет и образец заливки элемента управления.
Свойство Controls – это массив указателей на все дочерние компоненты данного элемента
управления. С помощью этого массива можно обратиться к дочернему элементу не по
имени, а по порядковому номеру. Массив содержит указатели на все дочерние элементы
управления.
Свойство ControlCount – определяет количество компонентов управления, владельцем
которых является данный управляющий компонент.Внешний вид оконного элемента определяется свойством Ctl3D : Boolean. При значении
True элемент управления имеет трехмерный вид.
Класс TGraphicControl предназначен для создания на его основе визуальных
компонентов, не получающих фокус в процессе выполнения приложения. Так как
непосредственным предком класса является класс TСontrol, то потомки TGraphicControl
умеют реагировать на управляющие воздействия мышью.
Наглядный пример элемента управления, которому не нужно получать фокус, – это
компонент TLabel, предназначенный для отображения текста, или компонент TImage,
предназначенный для визуализации изображений.
Для визуализации элементов управления на основе этого класса используется канва,
инкапсулированная в классе TСanvas.
Доступ к канве осуществляется через свойство Canvas.
Свойство Canvas предоставляет коду Delphi возможность манипуляции областью рисунка
во время исполнения. Основная особенность свойства Canvas состоит в том, что оно
содержит свойства и методы, упрощающие графику. С помощью методов свойства Cаnvas
можно легко рисовать линии, дуги, прямоугольники и эллипсы, а также определять
приоритетные и фоновые цвета и размещать текст на поверхности объекта.