Лекция "Экологический контроль и нормирование"
Оценка 4.7

Лекция "Экологический контроль и нормирование"

Оценка 4.7
Раздаточные материалы
docx
экология
Взрослым
20.12.2018
Лекция "Экологический контроль и нормирование"
Экологический контроль — деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Цель — исполнение требований экологического за¬конодательства, соблюдение норм и правил в области ох¬раны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности. Функция — принуждение природопользователей к исполнению экологических требований.
экоконтроль.docx
Тема: Экологический контроль и нормирование. План: 1. Экологический контроль. 2. Нормирование качества окружающей среды 3.   Экологический риск 1. Экологический контроль Следует   различать   понятия   «экологический   мониторинг»   и   «экологический   контроль». Система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником   необходимой   для   принятия   экологически   значимых   решений   информации.   В отношении   деятельности,   предполагающей   принятие   активных   регулирующих   мер, употребляют понятие «экологический контроль». Экологический   контроль  —   деятельность   государственных   органов,   органов   местного самоуправления, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Цель —   исполнение   требований   экологического   законодательства,   соблюдение   норм   и   правил   в области   охраны   окружающей   среды,   обеспечение   экологической   безопасности.   Функция   — принуждение природопользователей к исполнению экологических требований. Система   экологического   контроля   включает   государственный,   муниципальный, производственный и общественный экологический контроль. Государственный   экологический   контроль  —   один   из   видов   государственной административной деятельности, призванной обеспечить соблюдение экологического законо­ дательства   и   выполнение   природоохранных   мероприятий.   Контроль   осуществляют законодательные и исполнительные органы, а также специально уполномоченные государ­ ственные органы. Объектами   государственного   экологического   контроля   являются:   земля,   недра,   леса, животный мир, атмосферный воздух, природно­заповедный фонд, континентальный шельф, а также окружающая природная среда в целом. Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют  широкие полномочия. В частности, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», они имеют право: •  принимать   решения   об   ограничении,   приостановлении   и   прекращении   деятельности экологически вредных объектов; •  налагать   административный   штраф   в   установленном   размере   за   нарушение природоохранительного законодательства; •  предъявлять   иски   о   возмещении   вреда,   причиненного   природной   среде,   и   направлять материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности; • выдавать разрешения на природопользование, устанавливать нормативы выбросов, сбросов вредных веществ, назначать государственную экологическую экспертизу. Муниципальный экологический контроль — контроль органов местного самоуправления или уполномоченных ими организаций за деятельностью в области природопользования и охраны окружающей природной среды на территории муниципального образования. Производственный   экологический   контроль  —   контроль   предприятия   за   своей деятельностью в области природопользования и охраны окружающей природной среды. Общественный экологический контроль — контроль выполнения требований экологического законодательства со стороны общественных объединений, профсоюзов, трудовых коллективов и отдельных граждан. 2. Нормирование качества окружающей среды Под  качеством   окружающей   среды  понимают   степень   соответствия   среды   жизни человека   его   потребностям.   Окружающей   человека   средой   являются   природные   условия, условия на рабочем месте и жилищные условия. От ее качества зависит продолжительность жизни, здоровье, уровень заболеваемости населения и т.д. Нормирование качества окружающей среды — установление показателей и пределов, в которых допускается изменение этих показателей (для воздуха, воды, почвы и т.д.). Цель   нормирования   —   установление   предельно   допустимых   норм  (экологических нормативов)  воздействия   человека   на   окружающую   среду.   Соблюдение   экологических нормативов   должно   обеспечить   экологическую   безопасность   населения,   сохранение генетического   фонда   человека,   растений   и   животных,   рациональное   использование   и   вос­ производство природных ресурсов. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их определения, носят временный характер и могут совершенствоваться по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов. Основные   экологические   нормативы   качества   окружающей   среды   и   воздействия   на   нее следующие: Нормативы качества (санитарно­гигиенические): • предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ; • предельно допустимый уровень (ПДУ) вредных физических воздействий: радиации, шума, вибрации, магнитных полей и др. Нормативы воздействия (производственно­хозяйственные): • предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных веществ; • предельно допустимый сброс (ПДС) вредных веществ. Комплексные нормативы: • предельно допустимая экологическая (антропогенная) нагрузка на окружающую среду. Предельно   допустимая   концентрация   (количество)   (ПДК)  —   количество загрязняющего вещества в окружающей среде (почве, воздухе, воде, продуктах питания), ко­ торое при постоянном или временном воздействии на человека не влияет на его здоровье и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства. ПДК рассчитывают на единицу объема (для воздуха, воды), массы (для почвы, пищевых продуктов) или поверхности (для кожи работаю­ щих).   ПДК   устанавливают   на   основании   комплексных   исследований.   При   ее   определении учитывают   степень   влияния   загрязняющих   веществ   не   только   на   здоровье   человека,   но   и   на животных, растения, микроорганизмы, а также на природные сообщества в целом. В настоящее время в нашей стране действуют более 1900 ПДК вредных химических веществ для водоемов, более 500 для атмосферного воздуха и более 130 для почв (табл. 11). Таблица  Российские   государственные   гигиенические   нормативы   (ПДК)   для   некоторых   химических экологически опасных факторов Наименование химического фактора ПДК атмосферный воздух (мг/м3) максимальная средняя суточная разовая Аммиак Анилин Ацетон Бензин Бензол Бенз(а)пирен Гексахлорциклогек­ сан ДДТ Диоксид азота Диоксин Мышьяк и его неор­ ганические   соедине­ ния Озон Оксид азота Ртуть (металлическая) Свинец (неорганиче­ ские соединения) 0,2 0,35 5,0 1,5 0,03 0,085 0,5 пг/м3 0,16 0,2 0,2 0,01 Сероводород 0,008 0,04 0,35 1,5 0,1 0,1* 0,03 0,04 0,03 0,03 0,4 0,0003 0,0003 вода (мг/л) почва (мг/кг, учетом кларка)   с 0,39 0,1 0,1 0,5 0,000005 0,004 0,1 0,3 0,02 0,1 0,1 20 пг/л 0,05 10 пг/кг 2,0 0,02 0,0005 0,03 2,1 32,0 0,4 СПАВ Твердые   частицы (пыль) Угарный газ Фенол Формальдегид Хлор Четыреххлористый углерод 0,5 5,0 0,01 0,035 0,1 4,0 0,15 3,0 0,003 0,003 0,03 0,7 0,5 0,001 0,001 0,006 Примечание: * — мг / 100 м3. При   содержании   в   природном   объекте   нескольких   загрязняющих   веществ   учитывают   их   совместное воздействие. Сумма их концентраций не должна превышать при расчете единицы. При   нормировании   качества   атмосферного   воздуха   используют   такие   показатели   как   ПДК   вредного вещества   в   воздухе   рабочей   зоны,   ПДК   максимально   разовую   и   ПДК   среднесуточную.  Предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны (ПДКрз) — это макси­j  мальная   концентрация,   которая   при   ежедневной   (кроме   выходных   дней)   работе   в течение 8 часов или при другой продолжительности, но не более 41 часа в неделю, на про­ тяжении всего рабочего стажа не должна вызывать заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами исследования, в процессе работы или в отдаленные   сроки   жизни   настоящего   и   последующего   поколений.   Рабочей   зоной   следует считать пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площади, на которой находятся места постоянного или временноп пребывания рабочих. Предельно   допустимая   концентрация   максимально   разовая   (ПДКмр)  —   это максимальная концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, не вызывающая при   вдыхании   в   течение   20   минут   рефлекторных  (в  том   числе,   субсенсорных)   реакций   в организме человека (ощущение запаха, изменение световой чувствительности глаз и др.). Предельно   допустимая   концентрация   среднесуточная   (ПДКсс)  —   это максимальная   концентрация   вредного   вещества   в   воздухе   населенных   мест,   которая   не должна оказывать на человека прямого или косвенного воздействия при неограниченно долгом (годы) вдыхании. При нормировании качества воды используют такие показатели, как ПДК вредных веществ для питьевых вод и рыбохозяйственных водоемов. Также нормируют запах, вкус, цветность, мутность, температуру, жесткость, коли­индекс и другие показатели качества воды. Предельно допустимая концентрация в воде водоема хозяйственно­питьевого и культурно­бытового   водопользования   (ПДКв)  —   это   максимальная   концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм   человека   в   течение   всей   его   жизни   и   на   здоровье   последующих   поколений   и   не должна ухудшать гигиенические условия водопользования. Предельно   допустимая   концентрация   в   воде   водоема,   используемого   для рыбохозяйственных целей (ПДКвр) — это максимальная концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать вредного влияния на популяции рыб, в первую очередь промысловых. При   нормировании   качества  почвы  используют   такой   показатель,   как   ПДК   вредного вещества в пахотном слое почвы.  Предельно допустимая концентрация в пахотном слое почвы (ПДКп)  — это максимальная концентрация вредного вещества в верхнем слое почвы,   которая  не   должна   оказывать   прямого   или   косвенного   отрицательного   влияния   на здоровье человека, плодородие почвы, ее самоочищающую способность, соприкасающиеся с ней среды и не приводящая к накоплению вредных веществ в сельскохозяйственных культурах. При нормировании качества  продуктов питания  используют такой показатель, как ПДК  Предельно   допустимая   концентрация вредного   вещества   в   продуктах   питания. (допустимое   остаточное   количество)   вредного   вещества   в   продуктах   питания (ПДКпр) — это максимальная концентрация вредного вещества в продуктах питания, которая в   течение   неограниченно   продолжительного   времени   (при   ежедневном   воздействии)   не вызывает заболеваний или отклонений в состоянии здоровья человека. Предельно   допустимый   уровень   (ПДУ)  —   это   максимальный   уровень   воздействия радиации,   шума,   вибрации,   магнитных   полей   и   иных   вредных   физических   воздействий, который не представляет опасности для здоровья человека, состояния животных, растений, их генетического фонда. ПДУ — это то же, что ПДК, но для физических воздействий. В   тех   случаях,   когда   ПДК   или   ПДУ   не   определены   и   находятся   только   на   стадии разработки,   используют   такие   показатели,   как  ОДК  —  ориентировочно   допустимая концентрация, или ОДУ — ориентировочно допустимый уровень, соответственно. Необходимо отметить, что существует два подхода к нормированию загрязнения окружающей среды. С одной стороны, можно нормировать содержание загрязняющих веществ в объектах окружающей   среды,   с   другой   стороны,   —   степень   трансформации   окружающей   среды   в результате ее загрязнения. В последнее время все чаще обращают внимание на недостатки первого подхода, в частности, применения ПДК для почв. Однако подход к нормированию качества среды по показателям ее трансформации (например, состояния биоты) практически не развит. По­видимому, лучше использовать оба подхода в сочетании друг с другом. Предельно   допустимый   выброс   (ПДВ)   или   сброс   (ПДС)   —   это   максимальное   количество загрязняющих   веществ,   которое   в   единицу   времени   разрешается   данному   конкретному предприятию   выбрасывать   в   атмосферу   или   сбрасывать   в   водоем,   не   вызывая   при   этом превышения   в   них   предельно   допустимых   концентраций   загрязняющих   веществ   и   не­ благоприятных экологических последствий. Если в воздухе или воде населенных пунктов, где расположены предприятия, концентрации вредных веществ превышают ПДК, то по объективным причинам значения ПДВ и ПДС не могут   быть   достигнуты.   Для   таких   предприятий   устанавливаются   значения  временно согласованных  выбросов   вредных   веществ   (ВСВ)  и  временно   согласованных   сбросов  вредных веществ (ВСС) соответственно, и вводится поэтапное снижение показателей выбросов и сбросов вредных веществ до значений, которые обеспечивают соблюдение ПДВ и ПДС. В   настоящее   время   в   России   на   нормативах   ПДВ   работают   лишь   15­20%   загрязняющих производств, на ВСВ — 40­50%, а остальные загрязняют среду на основе лимитных выбросов и сбросов,   которые   определяют   по   фактическому   выбросу   на   определенном   отрезке   времени. Комплексным   показателем   качества   окружающей   среды   является   предельно   допустимая экологическая нагрузка. Предельно допустимая экологическая (антропогенная) нагрузка на окружающую среду — это максимальная   интенсивность   антропогенного   воздействия   на   окружающую   среду,   не приводящая к нарушению устойчивости экологических систем (или, иными словами, к выходу экосистемы за пределы экологической емкости). Потенциальная   способность   природной   среды   перенести   ту   или   иную   антропогенную нагрузку без нарушения основных функций экосистем определяется как  емкость природной среды,  или  экологическая  емкость   территории.  Устойчивость   экосистем  к  антропогенным воздействиям зависит от следующих показателей: 1) запасы живого и мертвого органического вещества;   2)   эффективность   образования   органического   вещества   или   продукции растительного покрова и 3) видовое и структурное разнообразие. Чем они выше, тем устойчивее экосистема. В зависимости от соответствия уровня хозяйственной деятельности человека экологической емкости территории природопользование можно разделить на экстенсивное и равновесное. Экстенсивное (расширяющееся) природопользование характеризуется   все   возрастающей   антропогенной   нагрузкой   на   территорию,   в  результате чего   в   определенный   момент   времени   степень   антропогенной   нагрузки   превышает самовосстанавливающую способность территории. Экстенсивное природопользование ведет к разрушению природных комплексов. Равновесное   природопользование  отличается   сбалансированностью   антропогенной нагрузки и экологической емкости среды. Таким   образом,   планирование   природопользования   на   той   или   иной   территории   должно начинаться с определения допустимой здесь экологической нагрузки.  3. Экологический риск Экологическое нормирование, основанное на ПДК и других нормах и нормативах воздействия на   природу,   часто   бывает   неэффективно.   Это   связано   с   целым   рядом   объективных   и субъективных   трудностей   в   разработке   таких   норм.   В   связи   с   этим   в   последние   годы   в природоохранной политике все чаще приоритет отдают оценке экологического риска. Экологический риск — это вероятность появления негативных изменений в окружающей природной среде, вызванных негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными   ситуациями   природного   и   техногенного   характера,   с   учетом   величины возможных ущербов. Мера экологической опасности рассматривается в двух основных аспектах: 1) вероятность нарушения природного равновесия; 2) вероятность негативного воздействия на человека. Экологический риск может быть оценен количественно по формуле: К = Р • У, где R — экологический риск; р — вероятность негативного воздействия источника опасности на   население,   экосистемы   или   иные   объекты;  у  —   предполагаемая   величина   ущерба   от воздействия. Нормирование с использованием ПДК, ПДВ, ПДС, ПДУ и других нормативов основано на определении количества загрязняющего вещества или иного агента в окружающей среде. Нормирование на основе определения экологического риска базируется на оценке источников опасности и устойчивости экосистем и человеческого организма. Вред природной среде при различных антропогенных и стихийных воздействиях очевидно неизбежен, однако он должен быть сведен до минимума и быть экономически оправданным. Любые хозяйственные или иные решения должны приниматься с таким расчетом, чтобы не превышать пределы вредного воздействия на природную среду. При   оценке   допустимости   антропогенного   воздействия   на   окружающую   природную   среду следует   руководствоваться   принципами   допустимого   экологического   риска:   1)  неизбежность потерь   в   природной   среде;   2)   минимальность   потерь   в   природной   среде;   3)   реальная возможность восстановления потерь в природной среде; 4) отсутствие вреда здоровью человека и   необратимость   изменений   в   природной   среде;   5)   соразмерность   экологического   вреда   и экономического эффекта. Любое   превышение   пределов   допустимого   экологического   риска   должно   пресекаться   по закону.   С   этой   целью   ограничивают   или   приостанавливают   деятельность   экологически опасных   производств,   а   на   стадиях   принятия   решений   допустимый   экологический   риск оценивают с помощью государственной экологической экспертизы и в случае его превышения представленные для согласования материалы отклоняют. Фактор экологического риска существует на любых производствах, независимо от мест их расположения.   Однако   существуют   регионы,   где,   в   сравнении   с   более   экологически благополучными   районами,   во   много   раз   превышены   вероятность   проявления   негативных изменений в экосистемах, а также вероятность истощения природно­ресур­сного потенциала и, как следствие, величины риска потери здоровья и жизни для человека. Эти регионы получили название зон повышенного экологического риска. Выделяют следующие зоны повышенного экологического риска: 1) хронического загрязнения окружающей среды; 2) повышенной экологической опасности; 3) чрезвычайной экологической ситуации и 4) экологического бедствия. Зона   чрезвычайной   экологической   ситуации  —   территория,   на   которой   в   результате воздействия   негативных   антропогенных   факторов   происходят   устойчивые   отрицательные изменения   окружающей   природной   среды,   угрожающие   здоровью   населения,   состоянию естественных экосистем, генофондам растений и животных. В Российской Федерации к таким зонам   относятся   районы   Северного   При­каспия,   Байкала,   Кольского   полуострова, рекреационные зоны побережий Черного и Азовского морей, промзона Урала и др. Зона экологического бедствия — территория, на которой произошли необратимые изменения окружающей   среды,   повлекшие   за   собой   существенное   ухудшение   здоровья   населения, разрушение естественных экосистем, деградацию флоры и фауны. Это зона влияния аварии на Чернобыльской АЗС, Кузбасс, степные районы Калмыкии. Контрольные вопросы 1.  Назовите   основные   источники   экологического   права,   образующие   экологическое законодательство Российской Федерации. 2.  Какие вы знаете законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов? Что каждый из них регулирует? 3.  Какие государственные органы осуществляют управление, контроль и надзор в области охраны окружающей природной среды? 4. Какие природные кадастры вы знаете? Какую информацию содержит каждый из них? 5. Какие особо охраняемые природные территории выделяют и в чем между ними различия? 6.  Дайте определение понятию  «экологический мониторинг».  Назовите  виды  мониторинга окружающей среды. 7. Что такое экологическая экспертиза? Каковы цели и принципы проведения экологической экспертизы?   В   чем   разница   между   государственной   и   общественной   экологической   экс­ пертизой? 8. Что такое экологическая стандартизация? 9. Что такое экологическая паспортизация? 10. Что такое экологическая сертификация? 11. Что такое экологический аудит? 12. Что такое качество окружающей среды и нормирование качества окружающей среды? 13. Назовите основные экологические нормативы качества окружающей среды и воздействия. 14. Дайте определения следующим понятиям: «предельно допустимая концентрация (ПДК)», «предельно допустимый уровень (ПДУ)», «предельно допустимый выброс (ПДВ)», «предельно допустимый сброс (ПДС)», «предельно допустимая антропогенная нагрузка на окружающую среду». 15.  Какие   виды   ответственности   за   экологические   правонарушения   предусматривает экологическое законодательство РФ? Приведите примеры.

Лекция "Экологический контроль и нормирование"

Лекция "Экологический контроль и нормирование"

Лекция "Экологический контроль и нормирование"

Лекция "Экологический контроль и нормирование"

Лекция "Экологический контроль и нормирование"

Лекция "Экологический контроль и нормирование"

Лекция "Экологический контроль и нормирование"

Лекция "Экологический контроль и нормирование"

Лекция "Экологический контроль и нормирование"

Лекция "Экологический контроль и нормирование"

Лекция "Экологический контроль и нормирование"

Лекция "Экологический контроль и нормирование"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2018