Лекция "Генезис философии"
Оценка 4.7

Лекция "Генезис философии"

Оценка 4.7
Лекции
doc
естествознание +1
Взрослым
19.01.2017
Лекция "Генезис философии"
презентация
Публикация является частью публикации:
Лекция на тему.doc
Лекция  на тему: «Генезис философии. Предпосылки. Концепции» Цель: исследовать генезис, предпосылки и концепции философии. Задачи: 1.Описать   предпосылки   социально­исторические   и   культурные предпосылки философии. 2. Рассмотреть генезис философии. 3. Охарактеризовать  мифологическую  и гносеологическую концепции философии Объект: философия. Предмет: проблема генезиса философии. Форма организации обучения: лекция с элементами беседы.  План лекции. 1.Социально­исторические   и   культурные   предпосылки   возникновения философии. 2.Генезис философии 3.Мифогенная и гносеогенная концепции происхождения философии. 2 1.Организационный момент (3 мин.)­приветствие студентов, отметка  отсутствующих 2. Основной этап (1ч.10 мин) ­изучение нового материала  Рассматриваемые вопросы. 1.Генезис   философии, предпосылки ее возникновения   социально­исторические   и   культурные Преподаватель: Генезис  (греч. ­ genesis) ­ происхождение, становление и   развитие,   результатом   которого   является   определенное   состояние изучаемого объекта Вопрос к студентам: Назовите дату возникновения философии. Преподаватель:  Возникновение   философии   относится   к   середине   I тыс. до н.э., когда в важнейших регионах Древнего мира – в Китае, Индии и Греции   –   шел   процесс   становления   великих   цивилизаций,   приходящих   на смену первобытнообщинному строю.    Первые   философские   учения   появились   в   наиболее   развитых государствах Древнего Востока и Эллады в VI – V вв. до н. э., а именно, в Индии,   Китае   и   Греции.   В   древних   государствах   Ближнего   Востока (Вавилония, Сирия, Финикия, Иудея, Египет) также сложились культурные предпосылки   возникновения   философии,   но   эта   возможность   не   была реализована   из­за   нашествия   персов,   в   результате   которого   Персидская сверхдержава поглотила все эти древнейшие цивилизации.    Середину I тыс. до н. э. в современной философии истории принято называть   «осевым   временем»   (К.   Ясперс).   Этот   период   для   данных цивилизаций  действительно  явился своеобразной осью истории, за которой началась   эпоха   необратимых   изменений   во   всех   областях   общественной жизни.   Одним   из   характерных   признаков   «осевого   времени»   была последовательная   рационализация   духовных   ценностей,   общественных отношений   и   социальных   институтов.   Важным   фактором,   способствующим этому процессу, стала первая философия. Культурно­исторические предпосылки философии: 1.   Общественное   разделение   труда   ­   появился   слой   людей,   которые могли   заниматься   специально   проблемами   духовной   культуры:   религии, искусства, науки, философии 2.Непосредственное отделение умственного труда от физического ­ с разложением первобытно­общинного и появлением рабовладельческого строя, 3 что сопровождалось отделением умственного труда от физического, все более развивалось   рациональное   мышление.   Это   достигло   своих   вершин   в математике Пифагора, философии Фалеса, Гераклита, Протагора и др. Они размышляли   о   проблемах   мира,   космоса,   человека,   а   также   о   морали, искусстве   и   религии.   Их   размышления,   сначала   чисто   умозрительные,   все более опирались на элементы научных знаний и положили начало различным философским   концепциям   (теориям),   направлениям   и   школам.   Нечто подобное происходило и в других странах, в том числе на Древнем Востоке. В дальнейшем философия развивалась под влиянием научных знаний, искусства, политических отношений, всей человеческой культуры. Философия   возникла   как   исторически   обусловленное,   закономерное явление духовной жизни.  Причины возникновения философии: рост научных знаний и отделение умственного труда от физического. 2.Генезис философии Временные  рамки от 6 до н.э. до  5­6 вв. н.э. Название Античная  философия ­ранняя  древнегреческая  философия Характеристика Возникла тогда, когда рухнула Западная римская империя   и   христианская   религия   стала господствующим мировоззрением ФАЛЕС. АНАКСИМАНДР 1) основа  мира  не  вода.  Огонь  и  т.д.,  а  апейрон (нечто неопределенное, изначальное, бесконечное) –   т.е.   мысль   уже   смогла   подняться   к   подобной абстракции.  2) по сути, сформулировал закон сохранения (а из каких   начал   вещам   рожденье   в   те   же   самые   и гибель совершать). ПИФАГОР.  1) основа всего оформленного – число. Отсюда – математика   ключ   к   миру.   Одна   из фундаментальных идей, если не нашей культуры в целом, то науки, точно.  2)     ввел   в   обиход   слово   философия   (фило   – любовь, софия – мудрость, философия – любовь к мудрости).   философов мудрецам, которые глаголял истину, т.е. дают ее догматично. КСЕНОФАН.  1) впервые  начал сомневаться в том, философия может достичь истины,  2)   начал   критику   антропоморфизма­уподобления богов людям (у греков боги белокуры, у эфиопов курчавы и черны, если бы быки умели рисовать, то они изобразили бы богов в виде быков).   Противопоставил 4 ПАРМЕНИД. Считал, что только мысля бытие в целом, мы имеем дело с истинной (бытие есть, оно не возникает из ничего и не превращается в ничто, оно совершенно…). Во всех других суждениях мы имеем дело только с мнением, т.е. во всем другом мы   не   можем   ничего   понять   с   той   строгостью, которая требуется для философии. В частности, из этого вытекало, что мы не можем понять движение. ЗЕНОН   ­создал   около   40   апорий   (неразрешимых противоречий),   доказывающих   правоту   своего учителя   Парменида.   В   частности,   невозможность помыслить   движение   (апории   «Дихотомия»   и «Ахиллес»). ДЕМОКРИТ.   Первый   материалист   (в   теме материализма).   Время   творчества   софистов   и Сократа.   Основная   проблема   –   человек   и общество. ПРОТАГОР  1) человек есть мера всех вещей.  2) о богах не могу ничего сказать, так как вопрос темен и человеческая жизнь коротка.  СОКРАТ   –искал   что­то   объективное   и общезначимое для всех людей, для совместной их жизни. Все в его жизни и творчестве привлекает (жизнь­творчество,   беседы,   ирония,   смерть   и гордый отказ бежать из под стражи перед казнью). Классический этап. ЭПИКУРЕИЗМ   –этическое   учение,   разумного получения удовольствия; СТОИЦИЗМ ­ мы не в силах изменить судьбу, но наше величие в том, чтобы безропотно принимать от нее все; СКЕПТИЦИЗМ – для них философия невозможна, поскольку   она   всегда   на   чем­то   основывается,   и это   принимается   догматично   (аксиоматично).   Но они   не   погружались   в   некую   бесструктурную бессмысленность,   а   учили   о   возвращении   в   лоно традиционных ценностей, заветов отцов. Считали, что их  критика других  философий    не означает, что   они   стали   философами.   Философская деятельность   скептиков   умирает   вместе   с критикой   других   философий,   подобно   тому,   как исчезает огонь, спалив что­то. НЕОПЛАТОНИЗМ   один   из   идейных   источников христианства. христианское   учение   рассматривалось   как абсолютная   истина.   Среди   основных   проблем: соотношение   веры   и   разума,   проблема   зла, 5 ­ антропологический этап Классический этап Эллинистически­ римская  философия. Средневековая  философия От 5 до 15 вв. возможность познания Бога, проблема его бытия… Считается   что   именно   в   это   время   и   в   этой философии   был   открыт   субъект,   личность,   как нечто   уникальное,   с   бесконечно   богатым внутренним   миром.   (Это   не   означает,   что философия   просто   выдумала   личность,   но   что   в своем прогрессивном развитии общество породило личность, а философия это отразила.) ФОМА   АКВИНСКИЙ     –   центральная   фигура средневековой   философии   (схоластики),   а   также затронуты АВГУСТИН  и АРЕОПАГИТ. Становление буржуазного общества.  Борьба между капитализмом феодализмом во всех сферах общественной жизни.  Характерная   черта   философии   этого   времени   – антропоцентризм (человек в центре).  возвеличивание человеческой Происходит   субъективности,   критикуется   средневековый аскетизм   в   пользу   полнокровной,   чувственной жизни. Божественное руководство отступает перед свободой   человека.   Возвеличивается   человек творец,   художник.   И,   вообще,   христианское представление о труде как наказании, искуплении за  грехи,   сменяется   представлением   о  труде   как творчестве, как радости. Бога мало кто отрицает, на   часто   утверждается   пантеизм   –   что   бог растворен   в   природе,   что   бог   и   природа   одно   и тоже. Окружающий   человека   материальный   мир   стал снова бесконечным (БРУНО). Все это оправдывало глубокое   изучение   природы,   точнее,   громкие заявления   об   этом   (что   говорит   не   о   том,   что философы не хотели изучать природу, а о том, что не смогли открыть правильные методы м способы ее понимания). звучание Несомненно, Возрождения   в   прогрессивном   развитии человечества,   но   многих   пугает   имморализм   и крайний   субъективизм,   заявленный   в   это   время (МАКИАВЕЛЛИ, Цезарь Борджиа). характерная превалирование гносеологической   проблематики.   В   это   время происходит наук (математика+опыт). Философы вместе с учеными и критикуют   старые   знания   и   методы   и разрабатывают новые. Весьма часто философов и ученый   это   одно   и   тоже   лицо   (ДЕКАРТ). Философия БЭКОНА, ДЕКАРТА, ЛОККА.  Самое   общее   в   ней   можно   выразить   словами: оптимизм,   Время   рационализм, положительное становление   прогресс. новых черта   –               6 Философия эпохи  Возрождения 15­17 вв Философия нового  времени 17 в. Философия эпохи  Просвещения. 18 в. 18­19 вв. Новейшая  философия 19­20­21 вв   ФИХТЕ,   ШЕЛЛИНГ, утверждения   буржуазного   строя.   Считалось,   что негативные проблемы связаны либо с негативным влиянием   прошлого   (например,   выгодной   и поддерживаемой религией необразованности), либо с   неполным   осуществлением   предполагаемого (например   решение   проблем   между   трудом   и капиталом). НЕМЕЦКАЯ   КЛАССИЧЕСКАЯ   ФИЛОСОФИЯ ­КАНТ,   ГЕГЕЛЬ, ФЕЙЕРБАХ.   Кант   –   классический   субъективный   идеализм, Гегель – классическая диалектика Философия   жизни.   (Ницше)  Увидела   серость, механистичность   и   скучную   рационалистичность современной буржуазной жизни, Критиковала все это   ради   мощного   и   опасного   потока   часто иррациональной жизни.  Экзистенциализм.  Предельно   обособил   человека от   общества,   которое   пытается   сделать   из   нас предсказуемых   винтиков,   избавившись   от   нашей уникальности.   Свобода   человека   опасна   и наказуема,   но   настоящий   человек   должен   быть свободным.  Фрейдизм   и   неофрейдизм.   Фрейд   открыл бессознательное и учил о сексуальной доминанте человека   и   человечества.   Неофрейдисты критиковали   пансексизм   Фрейда   и   его пессимистическое представление о человека.  Структурализм.  Резко подчеркнули системность культуры.  Позитивизм.  Утверждает,   что   господствующим мировоззрением   стала   наука.   Постепенно эволюционировал   в   махизм,   неопозитивизм,   и сейчас  постпозитивизмом, представители   которого   весьма   скептически относя   к   начальным   идеям   позитивизма. Герменевтика. Обращается к душе народа, нации, традиции народной жизни.    завершается 3.Мифогенная и гносеогенная концепции происхождения философии Основные концепции происхождения философии: 1. Мифогенная.  Философия   возникает   путем   закономерного   внутреннего   развития мифа.   Содержание   остается,   форма   изложения   меняется.   Персональная философия   становится   общей.   Философия–рационализация   мифа(Гегель, Лосев, Коннфорд). 7 Для мифогенной концепции философия выступает как высшая стадия мифа. Философию здесь понимают как «логос мифа», «мифологию в зеркале рефлексии»,   «понятийно   оформленное   мифологическое   мировоззрение». Философия   появляется   тогда,   когда   натурфилософы   начинают   на абстрактном   языке   излагать   Гесиода,   делая   из   «Теогонии»   теорию. Мифогенная   концепция   показывает   генезис   как   непрерывный   процесс, возможный благодаря изначальному единству мифа и философии. 2.Гносеогенная. Философия   возникла   в   результате   обобщения   знаний(космогонии, медицины и т.д.) Гносеогенная   концепция   настаивает   на   том,   что   единственным источником   философии   является   знание.   Зарождение   философии   суть обобщение знаний. Философия с первых своих шагов повела борьбу против мифа и религии. Для этой концепции, среди сторонников которой   были   позитивисты, абсолютное противопоставление   мифа   и   логоса,   отрицание   их   всякого   исторического соприкосновения3. И в этом, видимо, слабость концепции, ибо все же нет оснований начисто отрицать преемственность мифологии и философии, их связь. характерно     Различие между мифогенной и гносеогенной концепциями  состоит в том, как понимается материал, из которого первые философы создавали свои идеи:   как   миф   или   как   эмпирическое   знание.   Гносеогенная   концепция восходит   к   просветительскому   рационализму,   склонному   отождествлять философию с научностью вообще. Как концепция возникновения философии, она   была   оформлена   позитивистами,   а   потому   сводила   философию   к теоретическому естествознанию.  С   точки   зрения   этой   концепции   философия   возникает   скорее   не   из мифа, а из эмпирического знания, которое сначала накапливалось в рамках мифа,   а   потом   стало   мифу   противоречить,   и,   в   конце   концов, эмансипировалось, став философией, и тем самым победило миф как более примитивную форму познания мира. Т. е. философия возникла тогда, когда натурфилософы стали объяснять явления природы через комбинации стихий, а не через деятельность богов.  Недостаток гносеогенной концепции состоит в том, что ей не удается выстроить генетическую цепочку, хотя она на это и претендует, не удается объяснить   умозрительный   характер   философии   из   опыта,   не   удается объяснить возникновение общей теории из прикладных знаний. В самом деле, есть   ли   прямая   преемственность   между   эмпирическим   опытом   и философской   рефлексией?   Возможны   ли   причинно­следственные   связи   от пранауки к философии? Если науку понимать в европейском смысле, то этот тезис   следует   перевернуть:   только   философская   рефлексия   может пересмотреть опыт и из прикладных знаний сделать науку, что и случилось в Греции. Философия сама является фактором появления науки. Итак, следует 8 признать,  что   гносеогенная   концепция   не   состоялась   хотя   бы   потому,  что существенно модернизирует античность с позиций позитивизма. Она называет причиной   философии   то,   что   само   могло   возникнуть   только   в   результате функционирования последней. 3.Заключительный этап (7 мин.) Вопросы к студентам. 1.В чем состояла проблема происхождения философии? 2.  Какие вы знаете предпосылки генезиса философии? 3.Назовите концепции генезиса философского знания. Вывод: Философия,   которая   в   первую   очередь   является   особым   разделом мировоззрения заменяет собой предыдущую форму мировоззрения ­ миф. При этом: 1) Философия заимствует у мифологии основные вопросы; 2)   Философия   сменяет   мифологию   в   силу   развития   целого   ряда внешних факторов:  а) возникновение умственной деятельности (отделение от физической) недостаток обыденного сознания;  б) экономическое и социальное развитие общества;  в) возникновение научной формы знания. Таким   образом,   существующие   концепции   возникновения   философии (религиогенная, мифогенная, сциентистская, социо­центристская) ­ отражают различные стороны процесса возникновения философии. Но имеет место не обособленное, а комплексное влияние всех вышеперечисленных факторов. 9

Лекция "Генезис философии"

Лекция "Генезис философии"

Лекция "Генезис философии"

Лекция "Генезис философии"

Лекция "Генезис философии"

Лекция "Генезис философии"

Лекция "Генезис философии"

Лекция "Генезис философии"

Лекция "Генезис философии"

Лекция "Генезис философии"

Лекция "Генезис философии"

Лекция "Генезис философии"

Лекция "Генезис философии"

Лекция "Генезис философии"

Лекция "Генезис философии"

Лекция "Генезис философии"

Лекция "Генезис философии"

Лекция "Генезис философии"
Скачать файл