Лекция-концерт на тему "Каллистрат Жаков"
Оценка 4.8

Лекция-концерт на тему "Каллистрат Жаков"

Оценка 4.8
Культурные мероприятия +1
docx
музыка +1
Взрослым
01.06.2017
Лекция-концерт на тему  "Каллистрат Жаков"
презентация к лекции
Публикация является частью публикации:
калистрат Жаков.docx
Каллистрат Жаков Слайд 1 Его сравнивали с Ломоносовым, Леонардо да Винчи и Фаустом, потому  что главной чертой этой выдающейся личности была неутолимая жажда  познания. Вопреки неблагоприятным обстоятельствам, он с неугасающим  рвением предавался занятиям самыми разными науками, написал десятки  книг, снискал признание на поприще педагога и просветителя. Но, может  быть, наиболее значительным итогом многообразной деятельности этого  незаурядного человека следует признать созданную им в борении с  препятствиями биографию, суть которой определена заглавием книги,  написанной им по канве воспоминаний о пройденном пути, – «Сквозь строй  жизни». Звали его Каллистрат Фалалеевич Жаков.   1. Муз. номер: Я. Перепелица, сл. Кушманова "Край ты мой рябиновый"  (Панасович Алеся, концертмейстер Потиссепп В.Л) Слайд 2 Жаков К.Ф. родился 18 сентября 1866 г. в д. Давпон (теперь – часть  г.Сыктывкара) в большой крестьянской семье. Его отец был талантливым  резчиком по дереву, довольно известным в Коми крае. Имя мальчику  придумал местный священник: "Чем мудренее святое имя, тем мудрее будет  человек", ­ заявил он и не ошибся... Имя, данное ему при крещении, в  переводе с греческого значит «хороший воин», а свое предназначение,  сокрытое в имени, он понимал так: «Нет ничего выше правды на земле, и  после познания Бога самое великое – служение людям. Я должен быть  полезным северянам и всему русскому народу, народу наиболее великому  сердцем, но забитому историческими условиями. Боже, помоги мне и дай мир  земле!» До самого конца Жаков оставался верен своей жизненной программе. Слайд 3 В четыре года К.Жаков начал изучать азбуку… В восьмилетнем возрасте он  знал арифметику. В школу в то время ходили далеко не все дети, но К.  Жакову в 1877 г. случайно попала в руки книжка, из которой мальчик узнал,  что от Земли до Солнца более 100 миллионов верст. Это так поразило его, что он решил учиться, дабы постичь все то, что оставалось ему неведомым.  Интерес к астрономии, кстати, сохранялся у Жакова и в зрелом возрасте ­ в  начале XX в. он даже был избран членом Парижского астрономического  общества... 2 . Муз номер: «Елка,елка» коми нар песня,исп.Морозова Даша Борисов Виталий Слайд 4 Жаков переходил из класса в класс с похвальными листами… В 1877­ 1878 гг. К.Жаков учился в Выльгортском начальном училище, в 1878­1881 гг.  ­ в Усть­Сысольском уездном училище. Там проявились его недюжинные  способности к наукам. Жаков переходил из класса в класс с похвальными  листами, изучал по самоучителю английский язык. В 1881 г. он направился  пешком в Тотьму, поступил в учительскую семинарию. По­русски К.Жаков  говорил тогда плохо, но тем не менее экзамены сдал успешно и был зачислен  не в подготовительный, как другие, а сразу в первый класс (курс).Вначале  новоявленному студенту пришлось нелегко – сказывался недостаток общей  образовательной подготовки, тем не менее, вскоре он завоевал признание не  только своими успехами в учебе, но и как отважный участник кулачных боев. 3. Муз номер:  музыка Г. Дехтярова, сл. Элляя "Оленёк" хор мл. классов  (  хормейстер Мармызова О.Н.,концертмейстер Стороженко Т.Г.) Слайд 5 Семинарию Жаков окончил успешно, а к деятельности на поприще  сельского учителя допущен не был. Причиной тому были убеждения 18­ летнего выпускника семинарии: под влиянием прочитанных книг и бесед с  товарищами он переживал период умственного развития, который позднее сам охарактеризовал как «полный атеизм». Не позволяя унынию овладеть собой,  Жаков загорелся новой мечтой – освоить три «полезных» ремесла: часовое,  кузнечное и слесарное.  Он подался на железоделательный завод в Вятскую губернию и был принят  там в качестве... чернорабочего.Он пользовался среди рабочих уважением как  за физическую силу ("двухпудовой гирей играл как мячиком"), так и за знания (по выходным занимался с товарищами математикой). Он уже твердо  придерживался убеждения, что «жить нужно и можно при всех тягостных  условиях» и что «прогресс личности» возможен в любой ситуации. Жаков  вернулся на родину, попробовал себя в роли волостного писаря в с. Коркерос, после чего двинулся на штурм очередной вершины знаний, на этот раз в  Вологду. До Устюга Великого – 400 верст, от Устюга до Тотьмы – около 250  верст, от Тотьмы до Вологды – 200 верст с лишком. Большей частью пешком,  иногда по реке на лодке или по волоку на подводе. 4. Муз номер: «Ко­кой,ко­кой» коми нар. песня (Алеся Панасович) Слайд 6,7 Первое впечатление от губернского города описано Жаковым так:  «Наконец, после всех скитаний, прибыл я в Вологду в солнечный день. Город  показался мне белокаменным, светлым, и я невольно думал, идя по улицам:  "Неужели суждено мне жить в таком светлом городе?"» Жаков остановил свой выбор на реальном училище, открывавшем в  перспективе путь в промышленные, технические и торговые высшие учебные  заведения. Он засел за учебники алгебры, геометрии и немецкого языка,  проводя за ними по 10 часов в сутки, и вскоре, блестяще сдав экзамены, был  зачислен в пятый класс вологодского реального училища. А далее было учение с упоением, радость от понимания того, как можно  вычислить расстояние до Солнца и Луны, проникновение в тайны  человеческой души через посредство произведений словесности, вечерние и  ночные занятия с отстающими учениками, слава удивительного репетитора,  способного втолковать самым отсталым школярам основы алгебры,  увлеченное чтение книг по философии.  5. Муз. номер: Я.Перепелица,сл.В.Кушманова «Шанежки-шаньги» (Курганова Светлана, концертмейстер Стороженко Т.Г.) Слайд  8 Побыв недолго у родителей и осознав, что другой дороги, кроме той, с  которой он временно уклонился, для него нет, Жаков вернулся в Вологду,  сдал экзамены за курс реального училища, уехал в Петербург и поступил в  Лесной институт. Там он надеялся получить знания, необходимые для того,  чтобы приносить реальную пользу своим землякам, влачащим жалкое  существование людям лесного края. Суетная, исполненная социальных  контрастов столичная жизнь студенту, «жаждущему духа», по нраву не  пришлась, и институт его надежд не оправдал, ибо не давал ответа на главный  вопрос: в чем смысл человеческого существования? Им овладела новая идея – стать священником. Слайд 9 Жаков опять приехал в Вологду, получил благословение владыки Иллариона  и стал послушником подгородней Заоникиевской пустыни. В обители его  ласково принял игумен Варфоломей, ему поручили преподавать арифметику  в монастырской школе, но неумеренный энтузиазм ревнителя науки привел к конфликту с братией. Пришлось спешно покинуть обитель, разуверившись в  своей пригодности к роли служителя церкви.  С мая 1892 г. до весны 1895 г. К.Ф.Жаков находился в Вологде под гласным  надзором полиции, не мог выехать из города. Жилось ему очень тяжело, но и  тогда Жаков не падал духом, изучал латинский и древнегреческий языки и  высшую математику. По счастливой случайности ему удалось освободиться  от надзора полиции: он оказался единственным человеком, который смог в  считанные дни подготовить к сдаче экзаменов бестолкового сына  жандармского генерала; генерал в благодарность отпустил Жакова на все  четыре стороны... В 1896 году Жаков сдал экстерном экзамены за курс гимназии. Ему шел  тридцатый год, и он наконец­то мог поступать в университет. Из этих  тридцати лет восемь прошли в Вологде. Здесь юноша стал зрелым мужем,  здесь он переживал бурный интеллектуальный рост, испытывал духовные  взлеты и падения, славу и унижения, здесь написал свои первые философские  труды («О Боге», «О границах познания», «О бессмертии и любви»), здесь,  невзирая на неустроенность и нужду, создал первую семью. Слайд 10,11 В 1896 поступив в Киевский университет, Жаков начал учиться на  физико­математическом факультете, перешел на историко­филологический, а осенью 1899 года поступил на такой же факультет Петербургского  университета и, будучи еще студентом, обратил на себя внимание как  подающий надежды начинающий ученый. Талантливость Жакова не осталась  незамеченной. После выпуска Жакова оставляют при университете для  подготовки к профессорскому званию.В 1900 г. Академия наук направила его  в научную командировку на Вычегду. По материалам этих двух поездок  К.Ф.Жаков опубликовал свои первые научные работы: "Языческое  миросозерцание зырян" и "Этнологический очерк зырян". С 1901 года он  преподает русский язык, грамматику коми языка, историю, логику,  философию в различных учебных заведениях Петербурга, сдает магистерские  экзамены и в 1902 году успешно защищает магистерскую диссертацию «О  грамматическом строе зырянского языка». Кроме того, Жаков публикует  одно за другим свои литературные произведения: автобиографическую  повесть «Сквозь строй жизни», сборники рассказов, очерков и сказок на  материале этнографии и фольклора народа коми.  Слайд 12 6. Муз номер: «Ноктюрн» Н.Фролов исп.Трифонова Софья Слайд13 Особое место в творческом наследии писателя занимает большая поэма  «Биармия», написанная в 1916 году., обобщающая мотивы и сюжеты народной эпической поэзии коми­зырян. Это своеобразный аналог всемирно известной  «Калевалы», карело­финского эпоса.  7. Муз номер: Я.Перепелица «Ижемский платок» анс. нар инструментов в составе Шестаковой Полины,Морозовой Марии,Бервено Е. В. Слайд 14 Биармия, Бьярмаланд, Бьармия (коми: тай му), название легендарной  страны на Севере Востоке Европы, славившейся мехами, серебром и  моржовой костью. Известна по скандинавским сагам, до эпохи викингов, 8­10  вв.Часть историков считают, что Биармия — это скандинавское название  побережья Белого моря, Двинской земли, другие связывают это название с  Пермью русских летописей и соответственно с бассейнами Вычегды и Камы. Оригинал рукописи теперь хранится в Национальном музее Коми, в  Сыктывкаре). Поэма состоит из 46 частей, 7 тысяч стихов 8. Муз. номер: Коми народная песня (Т. Нефляшева, концертмейстер Манахов П.Н.) Лес мой древний, лес священный, Дай мне песен величавых! Покажи мне все тропинки, Их узоры меж деревьев, Их изгибы у подошвы Старых сосен, стройных елей! Ты раскрой мне все богатства: Родников, ключей истоки И начала рек великих В пармах темных, беспросветных, Очертанья скал гранитных И столпов порфировидных! 9. Муз номер И.Блинникова«Мича Марпаэй»(«Красавица Марфа»)  исп.Стороженко Т.Г.  Слайд 15 Совершал Жаков и поездки по России с лекциями, не забывая посещать  при этом связанные с воспоминаниями юности города Усть­Сысольск,  Тотьму, Великий Устюг, Вологду. Так, например, в мае 1912 года он выступал в Вологде с популярными лекциями по философии, этике и литературе.  Самым большим своим достижением Жаков считал создание философского  учения, именуемого им «Лимитизм», которое было своеобразной попыткой  синтезировать философское, естественнонаучное и гуманитарное знание с  религиозными представлениями. Учение это имело последователей. 10. Муз номер: коми нар песня «Доли­шели» (Сводный хор) Слайд16,17,18 Бедствовавшему всю жизнь Жакову не довелось обрести покой и  материальный достаток даже на склоне лет. Октябрьская революция застала  его в Латвии, где он гостил на хуторе родителей своей третьей жены. События в Петрограде побудили его повременить с отъездом, домой Жаков больше не  вернулся. Он пробовал найти себе место как преподаватель и ученый в  учебных заведениях Пскова и Прибалтики. Его жизненный путь завершился в  январе 1926 года в Риге, где он и был похоронен. В годы советской власти имя и наследие Жакова, зачисленного в разряд эмигрантов, было предано  забвению. Память о нем и его произведения начали возвращаться на родину в  последние десятилетия XX века. В декабре 1990 года прах ученого и писателя был доставлен из Латвии и погребен на кладбище Сыктывкара.

Лекция-концерт на тему "Каллистрат Жаков"

Лекция-концерт на тему  "Каллистрат Жаков"

Лекция-концерт на тему "Каллистрат Жаков"

Лекция-концерт на тему  "Каллистрат Жаков"

Лекция-концерт на тему "Каллистрат Жаков"

Лекция-концерт на тему  "Каллистрат Жаков"

Лекция-концерт на тему "Каллистрат Жаков"

Лекция-концерт на тему  "Каллистрат Жаков"

Лекция-концерт на тему "Каллистрат Жаков"

Лекция-концерт на тему  "Каллистрат Жаков"

Лекция-концерт на тему "Каллистрат Жаков"

Лекция-концерт на тему  "Каллистрат Жаков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017