II.Вступительная часть
Цель: формирование у обучающихся устойчивого интереса к музыке.
Задачи:
познакомить слушателей с музыкой советского кино;
представить достижения обучающихся отдела музыкального воспитания по окончании учебного года;
способствовать популяризации различных направлений деятельности отдела музыкального воспитания.
Оборудование:
украшения для сцены: цветы, шары, кадры из фильмов
мультимедийный экран,
презентация «Звучала музыка с экрана»,
музыкальные фрагменты-заставки.
Планируемые результаты
предметные:
ученики научатся разбираться в понятиях, «тапер»; сознавать, что музыка - неотъемлемая часть произведений киноискусств; осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам.
Ученики получат возможность научиться устанавливать связи между музыкой и другими видами искусства ( театр, кино).
Метапредметные.
Личностные: ученики научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;
Познавательные:
Ученики получат возможность научиться владеть понятийным аппаратом, терминами в пределах изучаемого курса, использовать их в различных ситуациях, где эти знания востребованы.
Регулятивные: учащиеся научатся исполнять музыку, передавая художественный смысл; исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическому интонированию); проявлять мотивацию к изучению музыки, знакомству с лучшими театральными и телевизионными постановками.
Коммуникативные:
Обучающиеся получат возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГБПОУ СО «Красноуфимский педагогический колледж»
Кафедра музыкального образование
«Звучала музыка с экрана»
(урокконцерт)
Составитель:
Евдокимова Галина Витальевна
студентка 5 курса, 51 группы
специальность 53.02.01 «Музыкальное образование»
Руководитель:
Пролубникова Марина Владимировна
преподаватель кафедры «Музыкальное образование»
1Красноуфимск
2017
II.Вступительная часть
Цель: формирование у обучающихся устойчивого интереса к музыке.
Задачи:
познакомить слушателей с музыкой советского кино;
представить достижения обучающихся отдела музыкального воспитания по окончании
учебного года;
способствовать популяризации различных направлений деятельности отдела
музыкального воспитания.
Оборудование:
украшения для сцены: цветы, шары, кадры из фильмов
мультимедийный экран,
презентация «Звучала музыка с экрана»,
музыкальные фрагментызаставки.
Планируемые результаты
предметные:
ученики научатся разбираться в понятиях, «тапер»; сознавать, что музыка неотъемлемая
часть произведений киноискусств; осознанно воспринимать и исполнять музыкальные
произведения; обращаться к литературным первоисточникам.
Ученики получат возможность научиться устанавливать связи между музыкой и другими
видами искусства ( театр, кино).
Метапредметные.
Личностные: ученики научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное
отношение при восприятии музыки;
Познавательные:
Ученики получат возможность научиться владеть понятийным аппаратом, терминами в
пределах изучаемого курса, использовать их в различных ситуациях, где эти знания
востребованы.
Регулятивные: учащиеся научатся исполнять музыку, передавая художественный
смысл; исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическому
интонированию); проявлять мотивацию к изучению музыки, знакомству с лучшими
театральными и телевизионными постановками.
2Коммуникативные:
Обучающиеся получат возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе
исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.
III.Основная часть
Перед началом концерта.
За 10 минут до начала концерта гости преподаватели родители входят в нарядно
оформленный концертный зал, где звучит музыка; на экране проектора проецируется первый
слайд презентации.
Звучит музыка Раймонда Паулса из к/ф «Театр»
Ведущий:
28 декабря 1895 года — родилась новая муза — муза кино. Более века кино захватывает
сердца и умы миллионов людей. Поколения сменяют друг друга, а любовь к кинематографу не
ослабевает. И мы хотим посвятить наш сегодняшний концерт этому чуду – искусству КИНО,
а точнее, соединению кинематографа, искусства «оживших картинок», с музыкой.
Ведущий:
Мир кинематографа – сказочный сон, мир, где оживают мечты, где всё возможно.
Ведущий:
Как правило, у каждого зрителя есть свои любимые артисты, режиссёры, фильмы, которые
человек будет пересматривать ещё и ещё, которые не просто уводят в мир грёз, но дарят
незабываемые минуты соприкосновения с прекрасным. Если ты познакомился с действительно
хорошим кино, то оно никогда не покинет твоего сердца.
Ведущий:
Киноискусство – уникальное явление, оно вобрало в себя несколько искусств.
Ведущий:
Авторами кино признаны братья Люмьер. Поначалу ничто не предвещало их новому
изобретению статуса искусства. Его создатели относились к своему детищу довольно
легкомысленно. Один из братьев, Огюст, думал, что они с братом сконструировали всего лишь
забавную игрушку, которая будет в моде не дольше полугода. Своё название новый вид
искусства получил не случайно: греческие корни слова “кинема” и “графо” означают – “пишу
движение”. Кино даёт возможность видеть движение, а значит – жизнь. Вероятно, именно
поэтому новое искусство сразу приняли и полюбили.
Ведущий:
Все мы знаем, что сначала кино было “немым”. Но музыка уже тогда соседствовала с ним. За
фортепьяно сидел…….(кто?)……тапёр (музыкант,
который сопровождал фильм,
импровизировал под сменяющие друг друга экранные картины). Одним из таких тапёров был
и Д. Д. Шостакович.
3“…Помнишь звуки немого кино?
Аппарат так уютно стрекочет
Зритель титры читая, бормочет –
Он с актёром сейчас заодно….”
Эра звукового кино. Эпоха 30х годов.
В 1927 году началась эра звукового кино. Это был фильм А. Кросленда “Певец джаза”.
Музыка органично вошла в фильм и стала его “атмосферой”.
Благодаря музыке и изысканной режиссуре, жизнь персонажей приподнялась над
обыденностью и заиграла новыми красками.
Ведущий:
В 1932 году в СССР вышел первый художественный звуковой фильм – “Путёвка в жизнь”
(режиссёр Николай Экк) с Николаем Баталовым и Михаилом Жаровым в главных ролях. Речь
в фильме шла о беспризорниках.
(Видеофрагмент.)
В 30х годах прошлого столетия историкореволюционная тема становилась главной.
Появился большой цикл фильмов о героях революции 1917 года, Гражданской войне
(“Чапаев”, “Броненосец Потёмкин” и другие).
Сейчас мы послушаем одну из революционных песен:
Революционная песня “Смело, товарищи, в ногу” (из к/ф “Как закалялась сталь”).
Исполняет Ильин Вениамин (учитель физической культуры).
Особое распространение в 30х годах получила музыкальная комедия. Это всем
известные кинофильмы “Весёлые ребята”, “Цирк”. Создателем жанра явился Григорий
Александров.
(изображение на слайде.)
Послушаем песню из музыкальной комедии тех лет. Кому знакома эта песня – можете
подпевать!
Дмитрий и Даниил Покрассы “Три танкиста” (из к/ф “Трактористы”). Исполняет.
Впервые песня прозвучала в фильме “Трактористы” в 1939году. В фильме её поют
возвращающиеся с Дальнего Востока три товарища, три героя военных событий на озере
Хасан (бои с японскими захватчиками явились предвестниками Второй мировой войны).
Первая танкистская песня про “экипаж машины боевой”, посвящённая защитникам рубежей
Родины, полюбилась в народе, она стала неофициальным гимном танковых и пограничных
войск.
“…..На границе тучи ходят хмуро, край суровый тишиной объят,
У высоких берегов Амура часовые Родины стоят….”
4(В зале ученики, учителя, родители, поют эту песню)
Эпоха 40х годов
Старинная пословица гласит: “Когда говорят пушки – музы молчат”. Великая
Отечественная война заставила кинематограф перестроиться. Фантазия и художественный
поиск отступили на второй план. Экран принял облик войны.
(Звучат песни из кинофильмов, посвящённых Великой Отечественной войне):
Николай Богословский “Любимый город” (из к/ф “Истребители”). Исполняет
Матвей Блантер ” Катюша” (из к/ф “ А зори здесь тихие”). Исполняет.
ИЛИ
Эта песня была написана в конце 30х годов, но свою огромную популярность
получила именно во время Великой Отечественной войны. И в наше время её поют и в
семейном кругу, и на эстраде.
Этап “ Оттепели”, 50е 60е годы.
В середине 50х годов в жизни нашей страны начался новый этап – этап “Оттепели”.
После десятилетий тоталитарного режима люди почувствовали некоторую свободу, что
открывало новые возможности для творчества. Комедии постепенно становились лиричнее,
смех – непосредственнее, оптимизм – искреннее.
Всенародным успехом пользовались три комедии: “Верные друзья”, “Иван Бровкин”,
“Девчата”
Послушаем музыку из кинофильмов 50х годов:
Александра Пахмутова “ Старый клён” (из к/ф “Девчата”) исполняют УЧИТЕЛЯ.
Родион Щедрин “Весёлый марш монтажников” (из к/ф “Высота”) исполняет.
А кинокомедии…(дети помогают хором называть): “Операция “Ы” и другие
приключения Шурика”, “Кавказская пленница”, “Бриллиантовая рука” сразу стали
чемпионами проката. Режиссёр этих комедий – Леонид Гайдай.
Послушаем музыку из всеми любимых фильмов:
Александр Зацепин “Песня про зайцев” (из к/ф “Бриллиантовая рука”) исполняет.
В 60х годах музыкальный фильм поднялся на новый уровень. Появились актёры, для
которых петь в кадре так же естественно, как и говорить. На преобразование музыкального
кино в заметной степени повлияли режиссёр Жак Деми (19311990) и композитор Мишель
Легран (род.1932). Вместе они создали такие фильмы, как “Шербурские зонтики”, “Девушки
из Рошфора”, героями которых были молодые французы с их повседневными проблемами.
Однако благодаря музыке и изысканной режиссуре жизнь персонажей приподнялась над
обыденностью и заиграла новыми красками.
Слушаем французскую музыку:
5 Мишель Легран “ Жди меня” (из к/ф “Шербурские зонтики”) исполняет
Простые и поэтичные мелодии Леграна, сойдя с экрана, зазвучали с эстрады и
музыкальных дисков, принесли автору огромную популярность.
Эпоха конца 20го века.(7090е годы)
В 70х годах кинематограф в Советском Союзе, в отличии от голливудского и
европейского, был не частным предприятием, а был государственной монополией и приносил
огромный доход государству. На смену революционной и военной тематике прошлых лет
пришли поэзия и проза повседневности.
Сейчас прозвучит мелодии из кинофильма конца прошлого столетия:
Александра Пахмутова “Птица счастья ”(из к/ф “О спорт, ты мир”) исполняет
Начался бум телесериалов.
Послушаем музыку из них:
Сергей Лебедев “Песня гардемаринов” (из т/ф “Гардемарины, вперёд”) исполняет
Игорь Корнелюк “Город, которого нет” (из к/ф “Бандитский Петербург”) исполняет
Песни, которые исполняются в кинофильмах, очень часто становятся популярными.
Они звучат в концертах, на радио, телевидении, за праздничным столом. Песни начинают жить
самостоятельной жизнью. Часто музыка “переживает” сам фильм, то есть, кинофильм уже
никто не помнит, а музыка – живёт!
В киноискусстве есть ещё замечательный вид деятельности, где работают настоящие
добрые волшебники. Они создают для детей мультфильмы!
Звучит музыка из мультфильмов. Все можете дружно петь!
Владимир Шаинский “Песенка Черепахи” (из м/ф” Львёнок и Черепаха”) исполняют
учащиеся 12 класса
Владимир Шаинский “Пусть бегут неуклюже” (из м/ф “Чебурашка”) исполняют
учащиеся 34 классов
Заключение.
20й век ушёл в прошлое. Всё чаще стали звучать голоса, утверждающие: искусство
кино уходит вместе со своим веком. И что же, выходит, что будущее принадлежит только
яркому зрелищному кино, напоминающему видеоигры? Уверенно можно ответить: НЕТ!
Конечно, традиционные кинематографические профессии меняют своё содержание. Экраны
домашних телевизоров становятся крупнее, преображаясь в домашние кинотеатры. И в
скором времени зритель будет не пассивным получателем впечатлений, а творческим
соавтором фильма, но это – в будущем. А пока режиссёры чаще заглядывают не в будущее, а
в прошлое. Оказывается, кино далеко не исчерпало своих возможностей. И мы ещё увидим
много прекрасных кинофильмов и услышим много интересной, красивой музыки!
6На этом наша с вами встреча окончена. Спасибо за внимание.
До новых встреч!
7IV. Методические рекомендации и советы своим коллегам по проведению
лекции:
выделить значимые моменты, на которые нужно обратить внимание при
подготовке и проведении данной лекции;
какие изменения можно внести и что должно остаться в авторском
варианте;
какой литературой, сайтами… пользоваться при подготовке к лекции;
какими компетенциями должен обладать учитель, чтобы провести данную
лекцию.
Личностные, профессиональные, коммуникативные, организационные,
89