Лекция-концерт на тему "Звучала музыка с экрана..."

  • Мероприятия
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 17.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

II.Вступительная часть Цель: формирование у обучающихся устойчивого интереса к музыке. Задачи: познакомить слушателей с музыкой советского кино; представить достижения обучающихся отдела музыкального воспитания по окончании учебного года; способствовать популяризации различных направлений деятельности отдела музыкального воспитания. Оборудование: украшения для сцены: цветы, шары, кадры из фильмов мультимедийный экран, презентация «Звучала музыка с экрана», музыкальные фрагменты-заставки. Планируемые результаты предметные: ученики научатся разбираться в понятиях, «тапер»; сознавать, что музыка - неотъемлемая часть произведений киноискусств; осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам. Ученики получат возможность научиться устанавливать связи между музыкой и другими видами искусства ( театр, кино). Метапредметные. Личностные: ученики научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки; Познавательные: Ученики получат возможность научиться владеть понятийным аппаратом, терминами в пределах изучаемого курса, использовать их в различных ситуациях, где эти знания востребованы. Регулятивные: учащиеся научатся исполнять музыку, передавая художественный смысл; исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическому интонированию); проявлять мотивацию к изучению музыки, знакомству с лучшими театральными и телевизионными постановками. Коммуникативные: Обучающиеся получат возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.
Иконка файла материала 5.docx
Министерство общего и профессионального образования  Свердловской области ГБПОУ СО  «Красноуфимский педагогический колледж» Кафедра музыкального образование «Звучала музыка с экрана» (урок­концерт) Составитель: Евдокимова Галина Витальевна студентка 5 курса, 51 группы специальность 53.02.01 «Музыкальное образование» Руководитель: Пролубникова Марина Владимировна преподаватель кафедры «Музыкальное образование» 1Красноуфимск 2017  II.Вступительная часть Цель: формирование у обучающихся устойчивого интереса к музыке. Задачи:     познакомить слушателей с музыкой советского кино; представить достижения обучающихся отдела музыкального воспитания по окончании учебного года;  способствовать   популяризации   различных   направлений   деятельности   отдела музыкального воспитания. Оборудование:   украшения для сцены: цветы, шары, кадры из фильмов   мультимедийный экран,   презентация «Звучала музыка с экрана»,   музыкальные фрагменты­заставки. Планируемые результаты предметные:  ученики научатся разбираться в понятиях, «тапер»;  сознавать, что музыка ­ неотъемлемая часть   произведений   киноискусств;   осознанно   воспринимать   и   исполнять   музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам. Ученики  получат возможность научиться  устанавливать связи между музыкой и другими видами искусства ( театр, кино). Метапредметные.         Личностные:  ученики   научатся проявлять   эмоциональную   отзывчивость,   личностное отношение при восприятии музыки;   Познавательные:  Ученики   получат   возможность  научиться   владеть   понятийным   аппаратом,   терминами   в пределах   изучаемого   курса,   использовать   их   в   различных   ситуациях,   где   эти   знания востребованы.         Регулятивные:  учащиеся   научатся   исполнять   музыку,   передавая   художественный смысл;  исполнительской   деятельности   (вокализации   основных   тем,   пластическому интонированию);   проявлять   мотивацию   к   изучению   музыки, знакомству   с   лучшими театральными и телевизионными постановками. 2Коммуникативные:  Обучающиеся   получат   возможность научиться   сотрудничать   со   сверстниками   в   процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.                      III.Основная часть Перед началом концерта. За   10   минут   до   начала   концерта   гости   преподаватели   родители   входят   в   нарядно­ оформленный концертный зал, где звучит музыка; на экране проектора проецируется первый слайд презентации. Звучит музыка Раймонда Паулса из к/ф «Театр» Ведущий: 28 декабря 1895 года — родилась новая муза — муза кино. Более века кино захватывает сердца и умы миллионов людей. Поколения сменяют друг друга, а любовь к кинематографу не ослабевает. И мы хотим посвятить наш сегодняшний концерт этому чуду – искусству КИНО, а точнее, соединению кинематографа, искусства «оживших картинок», с музыкой.  Ведущий: Мир кинематографа – сказочный сон, мир, где оживают мечты, где всё возможно. Ведущий: Как правило, у каждого зрителя есть свои любимые артисты, режиссёры, фильмы, которые человек будет пересматривать ещё и ещё, которые не просто уводят в мир грёз, но дарят незабываемые минуты соприкосновения с прекрасным. Если ты познакомился с действительно хорошим кино, то оно никогда не покинет твоего сердца.  Ведущий:  Киноискусство – уникальное явление, оно вобрало в себя несколько искусств. Ведущий:  Авторами   кино   признаны   братья   Люмьер.   Поначалу   ничто   не   предвещало   их   новому изобретению   статуса   искусства.   Его   создатели   относились   к   своему   детищу   довольно легкомысленно. Один из братьев, Огюст, думал, что они с братом сконструировали всего лишь забавную   игрушку,   которая   будет   в   моде   не   дольше   полугода.   Своё   название   новый   вид искусства получил не случайно: греческие корни слова “кинема” и “графо” означают – “пишу движение”. Кино даёт возможность видеть движение, а значит – жизнь. Вероятно, именно поэтому новое искусство сразу приняли и полюбили. Ведущий: Все мы знаем, что сначала кино было “немым”. Но музыка уже тогда соседствовала с ним. За фортепьяно   сидел…….(кто?)……тапёр   (музыкант,   который   сопровождал   фильм, импровизировал под сменяющие друг друга экранные картины). Одним из таких тапёров был и Д. Д. Шостакович.  3“…Помнишь звуки немого кино? Аппарат так уютно стрекочет Зритель титры читая, бормочет – Он с актёром сейчас заодно….” Эра звукового кино. Эпоха 30­х годов. В 1927 году началась эра звукового кино. Это был фильм А. Кросленда “Певец джаза”. Музыка органично вошла в фильм и стала его “атмосферой”. Благодаря   музыке   и   изысканной   режиссуре,   жизнь   персонажей   приподнялась   над обыденностью и заиграла новыми красками. Ведущий: В 1932 году в СССР вышел первый художественный звуковой фильм – “Путёвка в жизнь” (режиссёр Николай Экк) с Николаем Баталовым и Михаилом Жаровым в главных ролях. Речь в фильме шла о беспризорниках. (Видео­фрагмент.) В 30­х годах прошлого столетия историко­революционная тема становилась главной. Появился   большой   цикл   фильмов   о   героях   революции   1917   года,   Гражданской   войне (“Чапаев”, “Броненосец Потёмкин” и другие). Сейчас мы послушаем одну из революционных песен:  Революционная   песня “Смело, товарищи, в ногу” (из к/ф “Как закалялась сталь”). Исполняет Ильин Вениамин (учитель физической культуры). Особое   распространение   в   30­х   годах   получила   музыкальная   комедия.   Это   всем известные   кинофильмы   “Весёлые   ребята”,   “Цирк”.   Создателем   жанра   явился   Григорий Александров. (изображение на слайде.) Послушаем   песню   из   музыкальной   комедии   тех   лет.   Кому   знакома   эта   песня   –   можете подпевать!  Дмитрий и Даниил Покрассы  “Три танкиста” (из к/ф “Трактористы”). Исполняет. Впервые песня прозвучала в фильме “Трактористы” в 1939году. В фильме её поют возвращающиеся   с  Дальнего  Востока  три   товарища,  три  героя  военных   событий   на  озере Хасан   (бои   с   японскими   захватчиками   явились   предвестниками   Второй   мировой   войны). Первая танкистская песня про “экипаж машины боевой”, посвящённая защитникам рубежей Родины, полюбилась в народе, она стала неофициальным гимном танковых и пограничных войск. “…..На границе тучи ходят хмуро, край суровый тишиной объят, У высоких берегов Амура часовые Родины стоят….” 4(В зале ученики, учителя, родители, поют эту песню) Эпоха 40­х годов Старинная   пословица   гласит:   “Когда   говорят   пушки   –   музы   молчат”.   Великая Отечественная   война  заставила   кинематограф  перестроиться.  Фантазия   и  художественный поиск отступили на второй план. Экран принял облик войны. (Звучат песни из кинофильмов, посвящённых Великой Отечественной войне):  Николай Богословский  “Любимый город” (из к/ф “Истребители”). Исполняет   Матвей Блантер ” Катюша” (из к/ф “ А зори здесь тихие”). Исполняет. ИЛИ Эта   песня   была   написана   в   конце   30­х   годов,   но   свою   огромную   популярность получила   именно   во   время   Великой   Отечественной   войны.   И   в   наше   время   её   поют   и   в семейном кругу, и на эстраде.  Этап “ Оттепели”, 50­е  ­ 60­е годы. В середине 50­х годов в жизни нашей страны начался новый этап – этап “Оттепели”. После   десятилетий   тоталитарного   режима   люди   почувствовали   некоторую   свободу,   что открывало новые возможности для творчества. Комедии постепенно становились лиричнее, смех – непосредственнее, оптимизм – искреннее. Всенародным успехом пользовались три комедии: “Верные друзья”, “Иван Бровкин”, “Девчата” Послушаем музыку из кинофильмов 50­х годов:  Александра Пахмутова “ Старый клён” (из к/ф “Девчата”) исполняют УЧИТЕЛЯ.  Родион Щедрин “Весёлый марш монтажников” (из к/ф “Высота”) исполняет. А   кинокомедии…(дети   помогают   хором   называть):   “Операция   “Ы”   и   другие приключения   Шурика”,   “Кавказская   пленница”,   “Бриллиантовая   рука”   сразу   стали чемпионами проката. Режиссёр  этих комедий – Леонид Гайдай. Послушаем музыку из всеми любимых фильмов:  Александр Зацепин “Песня про зайцев” (из к/ф “Бриллиантовая рука”) исполняет. В 60­х годах музыкальный фильм поднялся на новый уровень. Появились актёры, для которых петь в кадре так же естественно, как и говорить. На преобразование музыкального кино в заметной степени повлияли режиссёр Жак Деми (1931­1990) и композитор Мишель Легран (род.1932). Вместе они создали такие фильмы, как “Шербурские зонтики”, “Девушки из Рошфора”, героями которых были молодые французы с их повседневными проблемами. Однако   благодаря   музыке   и   изысканной   режиссуре   жизнь   персонажей   приподнялась   над обыденностью и заиграла новыми красками. Слушаем французскую музыку: 5 Мишель Легран “ Жди меня” (из к/ф “Шербурские зонтики”) исполняет  Простые   и   поэтичные   мелодии   Леграна,   сойдя   с   экрана,   зазвучали   с   эстрады   и музыкальных дисков, принесли автору огромную популярность.  Эпоха конца 20­го века.(70­90­е годы)   В   70­х   годах   кинематограф   в   Советском   Союзе,   в   отличии   от   голливудского   и европейского, был не частным предприятием, а был государственной монополией и приносил огромный доход государству. На смену революционной и военной тематике прошлых лет пришли поэзия и проза повседневности. Сейчас прозвучит мелодии из кинофильма конца прошлого столетия:  Александра Пахмутова “Птица счастья ”(из к/ф “О спорт, ты­ мир”) исполняет  Начался бум телесериалов. Послушаем музыку из них:  Сергей Лебедев “Песня гардемаринов” (из т/ф “Гардемарины, вперёд”) исполняет    Игорь Корнелюк “Город, которого нет” (из к/ф “Бандитский Петербург”) исполняет  Песни, которые исполняются в кинофильмах, очень часто становятся популярными. Они звучат в концертах, на радио, телевидении, за праздничным столом. Песни начинают жить самостоятельной жизнью. Часто музыка “переживает” сам фильм, то есть, кинофильм уже никто не помнит, а музыка – живёт! В киноискусстве есть ещё замечательный  вид деятельности, где работают настоящие добрые волшебники. Они создают для детей мультфильмы! Звучит музыка из мультфильмов. Все можете дружно петь!  Владимир Шаинский “Песенка Черепахи” (из м/ф” Львёнок и Черепаха”) исполняют учащиеся 1­2 класса  Владимир   Шаинский   “Пусть   бегут   неуклюже”   (из   м/ф   “Чебурашка”)   исполняют учащиеся 3­4 классов Заключение. 20­й век ушёл в прошлое. Всё чаще стали звучать голоса, утверждающие: искусство кино уходит вместе со своим веком. И что же, выходит, что будущее принадлежит только яркому   зрелищному   кино,   напоминающему   видеоигры?   Уверенно   можно   ответить:   НЕТ! Конечно, традиционные кинематографические профессии меняют своё содержание. Экраны домашних   телевизоров   становятся   крупнее,   преображаясь   в   домашние   кинотеатры.   И   в скором   времени   зритель   будет   не   пассивным   получателем   впечатлений,   а   творческим соавтором фильма, но это – в будущем. А пока режиссёры чаще заглядывают не в будущее, а в прошлое. Оказывается, кино далеко не исчерпало  своих возможностей. И мы ещё увидим много прекрасных кинофильмов и услышим много интересной, красивой музыки! 6На этом наша с вами встреча окончена. Спасибо за внимание. До новых встреч! 7IV. Методические рекомендации и советы своим коллегам по проведению  лекции:  выделить значимые моменты, на которые нужно обратить внимание при  подготовке и проведении данной лекции;  какие изменения можно внести и что должно остаться в авторском  варианте;  какой литературой, сайтами… пользоваться при подготовке к лекции;  какими компетенциями должен обладать учитель, чтобы провести данную  лекцию. Личностные, профессиональные, коммуникативные,  организационные, 89