Лекция-концерт «Жизнь посвятил гитаре»
Оценка 4.9

Лекция-концерт «Жизнь посвятил гитаре»

Оценка 4.9
Мероприятия
doc
музыка +1
Взрослым
08.05.2018
Лекция-концерт «Жизнь посвятил гитаре»
Лекция-концерт «Жизнь посвятил гитаре» посвящен скрипачу, дирижеру, певцу, педагогу, композитору Александру Михайловичу Иванову–Крамскому. Он был не только первым, но и единственным концертирующим советским гитаристом. Усилиями Иванова-Крамского в нашей стране была создана профессиональная гитарная школа. Во время лекции учащиеся исполняли произведения этого замечательного композитора.Лекция-концерт «Жизнь посвятил гитаре»
Лекция-концерт Жизнь посвятил гитаре.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  дополнительного образования «Урмарская детская школа искусств» Урмарского района Чувашской Республики  /429400, Чувашская Республика, Урмарский район, п. Урмары,  ул. Мира, д. 10, МБОУДО «Урмарская ДШИ»/ Лекция­концерт «Жизнь посвятил гитаре»  Выполнила: Михайлова Маргарита Павловна                                      Место выполнения работы: МБОУДО «Урмарская ДШИ» п. Урмары   Урмарского района Чувашской Республики, ул. Мира, д.10 В современном обществе, конечно же, всем хорошо известно, как звучит классическая   шестиструнная   гитара   на   академической   сцене.   Но   были времена,   когда   исполнение   на   шестиструнной   гитаре   не   в   домашнем музицировании,   а   именно   на   академической   сцене,   считалось   чуть   не преступлением. 40­е – 50­е годы в тогда еще Советском Союзе – это годы гонения на все иностранное и исполнителей на так называемой «испанской гитаре»   буквально   преследовали,   называя   этот   инструмент   также «космополитическим».   Сейчас   трудно   даже   представить,   что   такое   может быть.   Но   такое   было.   В   ту   пору   царствовала   традиционная   русская семиструнная гитара, хотя шестиструнная гитара была уже очень популярна и любима в западноевропейских странах. Александр Михайлович Иванов­Крамской долгое время был не только первым, но и единственным концертирующим советским гитаристом. И дело не в том, что других не было. Конечно, были. Но такой культурой, верой в свой   инструмент,   убежденностью   в   его   замечательном   будущем   обладал только  он. Был  единственным,  кто  вел последовательную  борьбу  за  жизнь инструмента,   за   утверждение   гитары   на   академической   сцене.   Очень жестокую борьбу. И, к сожалению, не всегда получавшую должную оценку и тем более – поддержку. Хочу   вам   поведать   об   одном   эпизоде   из   биографии   Александра Михайловича,   который   стал   переломным   в   его   жизни.   Родился   Иванов­ Крамской  в 1912 году. У  тогда  еще маленького Саши  рано обнаружились музыкальные способности и его отдали учиться по классу скрипки. Семья жила в Москве.   Шел 1926 год. В те далекие годы шестиструнную гитару воспринимали   как   аккомпанирующий   инструмент   или   цыганский.   И   вот впервые   на   гастроли   в   Москву   приезжает   известный   испанский   гитарист Андрея Сеговии. Концерт проходил в зале консерватории. Пока Александр   с друзьями пробирались к своим местам, до их слуха доносились отрывки возмущенных   фраз:   «В   консерватории,   на   сцене,   где   некогда   играл Рубинштейн,   теперь   бренчат   на   гитарах   здесь   то   в   храме   искусства»­ возмущался какой­то старик. Другой добавляет: «Э.. срам то какой, скоро цыган   запустят»   И   вновь   слышится   другой   голос:   «Невероятно.   Гитара   в консерватории. У меня вот сосед за стеной царапает по струнам. Уж поверьте, я наслышан» Тут дама спрашивает: «Скажите, а что он будет петь под гитару» Но вот наступила тишина и конферансье объявил: «Начинаем концерт испанского гитариста Андрея Сеговии» На сцену вышел молодой человек в очках, приветливо улыбаясь, сел на стул, левую ногу поставил на скамеечку, тихо настроил гитару. Слушатели замерли. Зазвучал Бах. Тишина стояла в переполненном   зале,   а   гитара,   обыкновенная   шестиструнная   гитара, завораживая всех пела и пела. Когда было объявлено, что концерт окончен, зрители еще долго не отпускали Сеговию. Тембр инструмента поразил Сашу. Именно тогда, среди неистово аплодирующей публики, он дал себе слово: «Жизнь посвящу гитаре» и это были не пустые слова.  Александр оставляет скрипку и начинает самостоятельно заниматься на шестиструнной гитаре. Поступает в музыкальный техникум, в класс гитары Петра   Спиридоновича   Агафошина.     В   то   время   преподавали   только   на семиструнной   гитаре.   Агафошин,   после   приезда   в   Москву   испанского гитариста Сеговии, общения с ним, понимает, что шестиструнная гитара – классический инструмент, принадлежащий к той же группе, что и скрипка, виолончель,   арфа.   Пишет   книгу   «Новое   о   гитаре»,   в   которой   доказывал преимущество   забытого   шестиструнного   инструмента   над   семиструнной. Вскоре Агафошин добивается права преподавания на шестиструнной гитаре в музыкальном техникуме. Чуть позже и в консерватории. Пишет большой труд: «Школу на шестиструнной гитаре», который и до наших дней остается одним из фундаментальнейших отечественных учебников. В те трудные годы и начал свое   обучение   Александр   Иванов   ­   Крамской.   Позже   поступил   в консерваторию, совмещая занятия по двум специальностям: дирижированию и гитары.     Уже   тогда   нетрудно   было   угадать   в   молодом   человеке   задатки солиста. Начинает выступать на Всесоюзном радио. В те далекие 30­е годы играть   приходилось   живьем   без   предварительной   записи,   что   даже   для исполнителей со стажем было волнующим. Мастеровых гитар не было, так же, как и хороших струн. Выпускала гитары   лишь   фабрика   Луначарского   рассчитанные   для   домашнего музицирования, которые делались из отходов. Одним   из   первых   советских   мастеров   профессионалов   стал   Федор Гаврилович   Савицкий.   Гитары   Савицкого   отличали   неповторимый, хрустальный   тембр,   чуткой   к   тонкой   нюансировке.   Он   доверял   все   свои инструменты   Александру,  а  однажды   стал  обладателем   поистине   царского подарка. Савицкий подарил после одного выступления свою лучшую гитару. Савицкий всегда грезил о том времени, когда советские гитары зазвучат с концертных   эстрад,   не   уступая   мировым   образцам,   но   началась   война   и проблемы производства мастеровых гитар стало несвоевременным. Популярность   Иванова­Крамского   росла   и   не   давала   покоя   многим, особенно   семиструнникам,   т.к.   он   был   одним   из   лучших   московских гитаристов.   Жадно   претендуя   на   первенство,   семиструнники   не   упускали случая   оскорбить   Агафошина   и   его   учеников.   Иванов   ­   Крамской   для повышения   авторитета   гитары   делал   конечно   очень   много:   вел   на   радио передачу о гитаре, о выдающихся гитаристах, доказывал, что это богатейший инструмент, для которого создавали литературу музыканты всех континентов и конечно же много давал сольных концертов. Чтобы доказать преимущество шестиструнной   гитары   над   семиструнной,   нужно   было   хорошо   владеть инструментом. Если бы семиструнники так боролись бы за свой инструмент! Однако дальше унижения приверженцев шестиструнной гитары дело у них не шло.   все   необходимые   условия   для   подготовки   Казалось   бы, профессиональных исполнительских кадров в Москве созданы, но в1932 году приходит распоряжение о закрытии класса шестиструнной гитары где­бы то ни   было,   то   есть   во   всех   музыкальных   заведениях.     Пресловутые   письма семиструнников   сыграли   в   этом   не   последнюю   роль,   ставя   в   вину шестиструнной гитаре и ее приверженцам западноевропейское происхождение инструмента. Сегодня, годы спустя, совершенно очевидно, что именно это постановление   затормозило   эволюцию   инструмента   в   Советском   Союзе, обрекло его на долгое и незаслуженное забвение. Вплоть до 60­х не было в стране   музыкальных   заведений,   в   которых   можно   было   бы   получить профессиональное образование по классу гитары. В те далекие 30­е годы многие гитаристы переквалифицировались на домристов и балалаечников. Эти годы вошли в историю как эпоха массовых гонений,   а   пропагандируя   западную   классику,   играя   на   испанском инструменте, все прекрасно понимали, что двух этих обстоятельств более чем достаточно для подозрения и ареста. Однако даже в эти кошмарные годы Александр Михайлович не изменил себе и своему инструменту. А наоборот, в полной   мере   осознавая   ответственность   за   судьбу   гитары,   расширяет репертуар,   много   работает   как   исполнитель.   Но   вскоре,   не   довольствуясь этим, начинает сочинять, т.к. учебная литература совершенно отсутствовала. Кроме   исполнительской,   начинается   его   композиторская   деятельность. Одним из первых его сочинений явился «Лирический вальс» для гитары в сопровождении   фортепиано,   которому   суждено   было   стать   украшением репертуара советских гитаристов, в чем вы сегодня можете сами убедиться. Иванов – Крамской был автором многих сочинений, в том числе двух концертов для гитары и симфонического оркестра, многочисленных пьес и обработок.   Народная   песня   в   его   творчестве   всегда   занимала   особенное место.   Глубокое   знание   фольклора,   понимание   природы   голоса   сделали неповторимыми его обработки «У ворот, ворот», «Ах, ты душечка», «Тонкая рябина», «Ты пойди моя коровушка домой» и др. Он очень любил детей и прекрасно разбирался в их психологии, именно поэтому с увлечением сочинял пьесы,   адресованные   начинающим   гитаристам.   Простые,   незамысловатые   и очень музыкальные были доступны буквально всем и способным и так сказать «середничкам».   Недаром   тогда   бытовала   шутка:   «У   Крамского   заиграет всякий!» Александр Михайлович вел обширную концертную деятельность. Ему принадлежит большая заслуга в создании концертного сольного репертуара для гитары. Его программы состояли из музыки всех эпох, от композиторов 16 века до современных. Ивановым ­Крамским было исполнено практически все написанное Никколо Паганини для скрипки с гитарой.   На протяжении многих   лет   он   выступал   в   ансамбле   с   Иваном   Семеновичем   Козловским, уникальный   тенор   которого   замечательно   сочетался   с   гитарой.  У  них   был большой   концертный   репертуар   ­   русские   романсы,   русские   и   украинские народные песни. Чрезвычайно   плодотворна   была   педагогическая   деятельность Александра   Михайловича   Иванова–Крамского.     Шли  50­е   годы,  но   запрет Министерства культуры на преподавание шестиструнной гитары продолжал существовать. Александр Михайлович все же открывает класс гитары в одной из московских музыкальных школ и в клубе кружок гитаристов, в которых он работал   с   полной   отдачей   и   огромным   энтузиазмом,   начиная   все   с   нуля. Вскоре   ему   запрещают   выступать   как   солисту.     Удивительно,   но   даже музыканты   иногда   обвиняли   Иванова­Крамского   в   пропаганде   западной музыки и гитары, чье иностранное происхождение якобы представляло угрозу традициям советской культуры. Как ни старался он объяснить, что такие же «претензии» надо тогда предъявить и пианистам, скрипачам, виолончелистам, все было напрасно…  И все же усилиями Иванова­Крамского в нашей стране была создана профессиональная гитарная школа. Несмотря на многочисленные сложности, Александр Михайлович не терял надежды и продолжал бороться за открытие классов   гитары   в   музыкальных   учебных   заведениях.   В   1960   году   классы гитары   были   открыты.   Александр   Михайлович   стал   преподавать   в музыкальном   училище   при   Московской   консерватории   и   в   Институте культуре. Иванов–Крамской   был   создателем   первого   в   Советском   Союзе самодеятельного   ансамбля   гитаристов,   по   примеру   которого   организованы были   подобные   коллективы   во   многих   городах   страны.   Долгие   годы   был дирижером народного хора и оркестра народных инструментов. За   40­летнюю   творческую   деятельность   Александр   Михайлович исколесил с сольными программами и в составе ансамбля всю страну. Он   автор   «Школы   игры   на   шестиструнной   гитаре»,   по   которой   по настоящее время занимаются музыканты­профессионалы и любители. Имя Иванова­ Крамского было хорошо известно не только в Советском Союзе, но и за его пределами. Искусство этого замечательного музыканта, блестящего   виртуоза   пользовалось   огромным   успехом   у   слушателей, любителей гитары. Его справедливо называли «Чародеем гитары», отмечая в его   исполнении   тембровое   богатство   звука,   виртуозную   технику, эмоциональность и благородство трактовки, тонкое чувство стиля. Учащиеся моего класса с большим желанием исполняют произведения, написанные   А.М.   Ивановым­Крамским,   его   этюды   и   обработки   народных мелодий. В заключение хотелось бы теплые слова выразить его дочери Наталье Александровне   Ивановой­Крамской,   с   которой   мне   посчастливилось познакомиться в Московской творческой школе. Благодаря ей, мы смогли поближе познакомить с творчеством Александра Иванова­Крамского, узнать о   нем   просто   как   о   незаурядном   человеке.   Это   был   очень   общительный человек, интересный и остроумный собеседник, как магнит притягивал к себе людей. Неутомимый   труженик   и   пропагандист   инструмента,   А.М.   Иванов­ Крамской   прожил   интересную   и   полную   драматических   событий   жизнь, ставшую одной из значительных страниц истории отечественной музыкальной культуры. Александр   Михайлович   сделал   в   искусстве   много,   очень   многое. Скрипач, дирижер, певец, педагог, композитор А сколько творческих планов, над которыми он думал, мечтал, но далеко не все осуществил, не все отдал тому обществу, для которого трудился, в котором жил! Мы   горды   тем,   что   постоянно   соприкасаемся   с   творчеством «отечественной   гитаристики».   А   молодое   поколение,   знакомясь   с творчеством   Александра   Михайловича   Иванова­Крамского,   думаю,   найдет ответ   на   вопрос,   как   нужно   бороться   за   свое   любимое   дело,   которое формирует Мастера.

Лекция-концерт «Жизнь посвятил гитаре»

Лекция-концерт «Жизнь посвятил гитаре»

Лекция-концерт «Жизнь посвятил гитаре»

Лекция-концерт «Жизнь посвятил гитаре»

Лекция-концерт «Жизнь посвятил гитаре»

Лекция-концерт «Жизнь посвятил гитаре»

Лекция-концерт «Жизнь посвятил гитаре»

Лекция-концерт «Жизнь посвятил гитаре»

Лекция-концерт «Жизнь посвятил гитаре»

Лекция-концерт «Жизнь посвятил гитаре»

Лекция-концерт «Жизнь посвятил гитаре»

Лекция-концерт «Жизнь посвятил гитаре»

Лекция-концерт «Жизнь посвятил гитаре»

Лекция-концерт «Жизнь посвятил гитаре»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2018