Лекция на тему:
«Классическая и неклассическая философия» Цель:
ознакомиться с основными понятиями,
положениями
классической и неклассической философии
Задачи:
Обучающая: дать основные представления о
неклассической философии.
классической и
Развивающая:
содействовать развитию умения анализировать и
свободно выражать свою точку зрения на протяжении лекции, развивать
логическое мышление.
Воспитывающая: содействовать развитию у студентов интереса к
своей профессии.
Форма организации обучения: лекция с элементами беседы.
ЭТАПЫ
ПРОВЕДЕНИЯ
ЛЕКЦИИ
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ
ЧАСТЬ(3 МИН.)
ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ(1ч.10 мин.)
1.Понятие
классической и
неклассической
философии
ДЕЯТЕЛЬ
НОСТЬ
СТУДЕНТ
ОВ
Приветству
ют
преподават
еля, дают
цель и
задачи
лекции
ДЕЯТЕЛЬ
НОСТЬ
СТУДЕНТ
ОВ
Записываю
т схему и
определени
я
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Приветствие.
У вас, уважаемые студенты, накоплен большой опыт в
изучении различных категорий философской науки.
Сегодня мы с вами начинаем изучать тему: «Классическая
и неклассическая философия»
Предлагается студентам самим сформулировать цель и
задачи лекции.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Схема:
Философия
Философия
Классическая
Неклассическая
Дает определение:
Под классической философией понимают некую общую
ориентацию и стилистику философского мышления,
базирующуюся на принципах рациональной, гармоничной
и реалистически ориентированной интерпретации мира и
форм его взаимосвязи с человеком как субъектом 2.Особенности
классической
неклассической
философии
и
Слушают и
записывают
познавательной активности.
Стиль мышления, который сформировался в 1719 веках
(в рамках классического рационализма Р.Декарт,
Г.Лейбниц, И.Кант, Г.Гегель ).
Под неклассической философией принято понимать
совокупность разрозненных философских течений,
возникших в Западной Европе в 19 ст. вне пределов
немецкой классической философии (Ф.Ницше, А.Бергсон,
экзистенциалисты, постмодернисты)
Рассказывает, приводит примеры.
Классическая философия
1.Главный базовый принцип рационализм (ориентация
на разум, науку).
Пример (не для записи).
Математика является образцом, моделью рациональности.
Изложение ведется в понятийной форме.
Единственное свойство, отличающее человека от всего
живого это разум, способность к логическому
мышлению. В связи с этим классическая философия
рассматривала человека исключительно как разумное
существо, призванием которого была познавательная
деятельность. Человек рождается и живет для познания
внутреннего строения мира, и это познание требует от
него сознательного и целенаправленного развития своих
познавательных способностей: разума, интуиции, памяти,
морали. Познание не только потребность разума, но и
души, ибо только познание способствует и расширению
возможностей человека в мире,
и духовному
освобождению.
2.
Гносеологизм, разработка методологии, четкое
определение понятий. Человек рассматривается в
качестве субъекта познания.
3. Объективная онтология.
4.
Представление о делении философской
проблематики на онтологическую, гносеологическую,
аксиологическую, этическую и т.д.
5. Системность мышления и изложения идей.
Не для записи:
Таким образом, особенностями классической философии
являются:
1.вера в разум (под которым понималась не только
мыслительная деятельность человека, но и внутренняя
разумность природы, истории);
2.вера в рациональное познание, в науку и прогресс;
3.вера в человека и его неограниченные возможности;
4.убеждение в том, что в человеке всё может быть
познано, признаны и познаны общечеловеческие идеалы и
принципы.
Неклассическая философия:
1.Иррационализм, ориентация на внерациональные формы познания и освоения действительности (волю, инстинкт,
откровение ), метафоризация реальности , сближение с
искусством, мифологией.
Пример (не для записи).
Иррационализм в неклассической философии не только
дополняет рационализм, но и приобретает статус
мировоззренческой парадигмы, которая неразумность
провозглашает главной характеристикой мира и его
понимания. Это было не отрицание разума или его
познавательных способностей, а только ограничение
разумного и утверждение неразумного в качестве
характеристики бытия и познания.
Под влиянием
этих факторов происходит
дерационализация человека. Неклассическая философия
не отрицает разумности человека, но и не допускает ее
верховенства. Человек не потому человек, что разумен и
познает, а потому что живет. Сущность и способ
существования человека в мире обусловлены не разумом,
а тотальной категорией жизни как совокупности
разнообразных и многозначных форм его бытия. Мир
можно понять и оправдать не с точки зрения разума, а с
позиций жизни. Человек рождается в мир не для того,
чтобы познавать, а чтобы жить. И разум только одно, и
не самое существенное проявление этой жизни. Человек
рассматривается здесь не только как существо
рациональнопознающее, а как существо переживающее,
сомневающееся,
самосозидающее,
практически преобразующее природу и общество.
2.
Нет теории познания: философия выражает
переживания субъекта "по поводу" реальности
(объективной или субъективной) .
3. Субъективная онтология, бытие как существование
человека.
4. Универсализм, синкретичность философских идей.
Не для записи.
Неклассическая философия от поиска всеобщих
принципов,
универсалий
переходит к самоценности индивидуального, уникального,
своеобразного, единичного.
5.
конкретных философских проблем.
Не для записи:
в центре внимания человек (внутренний мир, общество,
культура, наука);
признание уникальности (ни на что непохожести)
социальной реальности;
разум привносится в абсурдный мир самим человеком;
критика способностей разума и возвеличивание на его
фоне иных способностей человека;
все вероятностно (разгул случайного);
(проблемность) решение
предельных сущностей,
Антисистемность
чувствующее, 3.Основные
исследовательские
программы
неклассической
философии
Слушают и
записывают
Спенсер):
Неопозитивизм
познание – во многом результат свободного творчества
познающего;
релятивизм (истина всегда относительна);
ориентация на практический результат;
критика прогресса;
у каждого общества специфическое развитие.
Иррационализм: Его родоначальник – Кьеркегор: у
каждого своя сущность (внутренняя экзистенция), ее
необходимо выявлять и проявлять.
Шопенгауэр: мир – единство воли и представления, надо
стремиться к состоянию, где все различия угасают.
Ницше: за торжество воли к власти и господство
сверхлюдей.
Позитивизм: Классический (середина XIX в. - Конт,
Милль,
подлинное знание лишь в
естествознании,
а философия должна помогать
систематизации этих знаний. Эмпириокритицизм (начало
XX в. - Авенариус, Мах): знание синтез психических
феноменов (физиологического опыта), синтезируя -
следует избавляться от абстракций, не имеющих опытных
прообразов.
(Карнап, Витгенштейн):
изучение формально логической и лингвистической
структуры науки, верификация (только проверяемое
уместно в науке) и конвенционализм (все доктрины –
результат соглашений научных мэтров). Постпозитивизм
(вторая половина XX в. Поппер, Рассел, Кун и др.):
изучение динамики научного знания и влияния на него
всех факторов, принцип фальсификации Поппера
(правдоподобно то, что проверяемо, но не опровергнуто) и
«парадигма» Куна (она идея или небольшой комплекс
идей, определяющих правдоподобность всех истин данной
эпохи).
Марксизм (Маркс, Энгельс): философия, ориентированная
на практику изменение мира, эталон – классическое
Материалистическая диалектика и
естествознание.
материалистическое понимание истории
(бытие
определяет сознание, а в социальном бытии первичен
материальный базис:
производительные силы и
-
производственные отношения). Человек, по сути,
совокупность общественных отношений.
Психологизм
феноменализм,
персонализм, герменевтика и философская антропология,
то есть Гуссерль, Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю и т.п.):
акцентирование индивидуального своеобразия каждого
человека и проповедь свободы самореализации
внутреннего мира (свободы выбора). Рассмотрение
«пограничных ситуаций» наивысшего душевного
напряжения (в том числе под угрозой), проявляющего
самые глубинные потребности данной индивидуальности.
Структурализм и постструктурализм (Соссюр, Леви
(экзистенциализм, Стросс, Фуко): выявление типичных структур (связей,
элементов) в человеческом сознании. «Все есть язык». По
мере развития переход от языка к контекстам.
Постмодернизм – всесторонняя критика современности и
самокритика, ирония в отношении всего, в том числе в
отношении
Проповедь
собственной
неповторимости всего и вся.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
иронии.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫ
Й ЭТАП
(5 мин.)
1.Закрепление (3 мин) Назовите отличия классической и неклассической
ДЕЯТЕЛЬ
НОСТЬ
СТУДЕНТ
ОВ
Работают
устно при
помощи
преподават
еля
философии
Работа с таблицей: найти ошибки в таблице.
Правильный ответ.
Критерий
Оказала
влияние
Законченность
картины мира
Классическая
Традиционные
каноны поведения и
мышления
Имеется некоторая
готовая картина
мира
Исследование
простых систем, от
частного к целому
Неклассическая
Классическая
философия
Готовой
картины мира
не имеется
Исследование
сложных
систем
Методы
познания
внешнего мира
Мировоззрение Рационалистическое Ограничение
рационализма
2.Рефлексия (2 мин)
Итак, какую тему мы рассматривали с вами?
Ответьте, что нового вы узнали сегодня на лекции?
А какие сведения были для вас закрепляющими?
Отвечают
Лекция на тему: «Классическая и неклассическая философия»
Лекция на тему: «Классическая и неклассическая философия»
Лекция на тему: «Классическая и неклассическая философия»
Лекция на тему: «Классическая и неклассическая философия»
Лекция на тему: «Классическая и неклассическая философия»
Лекция на тему: «Классическая и неклассическая философия»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.