Лекция на тему: «Классическая и неклассическая философия»
Оценка 5

Лекция на тему: «Классическая и неклассическая философия»

Оценка 5
Лекции
doc
естествознание +1
Взрослым
19.01.2017
Лекция  на тему:  «Классическая и неклассическая философия»
презентация
Публикация является частью публикации:
Лекция на тему.doc
Лекция  на тему: «Классическая и неклассическая философия» Цель:  ознакомиться   с   основными   понятиями,   положениями классической и неклассической философии  Задачи: Обучающая:  дать   основные   представления   о   неклассической философии.    классической   и Развивающая:  содействовать   развитию   умения   анализировать   и свободно   выражать   свою   точку   зрения   на   протяжении   лекции,   развивать логическое мышление. Воспитывающая:  содействовать   развитию   у   студентов   интереса   к своей профессии.  Форма организации обучения: лекция с элементами беседы.  ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ(3 МИН.) ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ(1ч.10 мин.) 1.Понятие  классической и  неклассической  философии ДЕЯТЕЛЬ НОСТЬ СТУДЕНТ ОВ Приветству ют  преподават еля, дают  цель и  задачи  лекции ДЕЯТЕЛЬ НОСТЬ  СТУДЕНТ ОВ Записываю т схему и  определени я ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Приветствие. У   вас,   уважаемые   студенты,   накоплен   большой   опыт   в изучении   различных   категорий   философской   науки. Сегодня мы с вами начинаем изучать тему:  «Классическая и неклассическая философия» Предлагается студентам  самим сформулировать цель и  задачи лекции. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Схема: Философия Философия Классическая Неклассическая                 Дает определение: Под  классической   философией  понимают   некую   общую ориентацию   и   стилистику   философского   мышления, базирующуюся на принципах рациональной, гармоничной и реалистически ориентированной интерпретации мира и форм   его   взаимосвязи   с   человеком   как   субъектом 2.Особенности классической неклассической философии   и Слушают и  записывают познавательной активности. Стиль мышления, который сформировался в 17­19 веках (в   рамках   классического   рационализма   ­   Р.Декарт, Г.Лейбниц, И.Кант, Г.Гегель ). Под  неклассической   философией  принято   понимать совокупность   разрозненных   философских   течений, возникших   в   Западной   Европе   в   19   ст.   вне   пределов немецкой классической философии (Ф.Ницше, А.Бергсон, экзистенциалисты, постмодернисты) Рассказывает, приводит примеры. Классическая философия 1.Главный базовый принцип ­ рационализм (ориентация на разум, науку).  Пример (не для записи). Математика является образцом, моделью рациональности. Изложение ведется в понятийной форме.  Единственное   свойство,   отличающее   человека   от   всего живого   ­   это   разум,   способность   к   логическому мышлению.   В   связи   с   этим   классическая   философия рассматривала   человека   исключительно   как   разумное существо,   призванием   которого   была   познавательная деятельность. Человек рождается и живет для познания внутреннего   строения   мира,   и   это   познание   требует   от него  сознательного   и  целенаправленного   развития  своих познавательных способностей: разума, интуиции, памяти, морали. Познание ­ не только потребность разума, но и души,  ибо   только   познание   способствует  и   расширению возможностей   человека   в   мире,   и   духовному освобождению. 2.  Гносеологизм,   разработка   методологии,   четкое определение   понятий.   Человек   рассматривается   в качестве субъекта познания.  3. Объективная онтология.  4.  Представление   о   делении   философской проблематики   на   онтологическую,   гносеологическую, аксиологическую, этическую и т.д.  5. Системность мышления и изложения идей.  Не для записи: Таким образом, особенностями классической философии являются:   1.вера   в   разум   (под   которым   понималась   не   только мыслительная   деятельность   человека,   но   и   внутренняя разумность природы, истории);  2.вера в рациональное познание, в науку и прогресс;  3.вера в человека и его неограниченные возможности;   4.убеждение   в   том,   что   в   человеке   всё   может   быть познано, признаны и познаны общечеловеческие идеалы и принципы. Неклассическая философия: 1.Иррационализм, ориентация на внерациональные формы познания и освоения действительности  (волю, инстинкт, откровение   ),   метафоризация   реальности   ,   сближение   с искусством, мифологией. Пример (не для записи).   Иррационализм в неклассической философии не только дополняет   рационализм,   но   и   приобретает   статус мировоззренческой   парадигмы,   которая   неразумность провозглашает   главной   характеристикой   мира   и   его понимания.   Это   было   не   отрицание   разума   или   его познавательных   способностей,   а   только   ограничение разумного   и   утверждение   неразумного   в   качестве характеристики бытия и познания. Под   влиянием   этих   факторов   происходит дерационализация   человека.   Неклассическая   философия не отрицает разумности человека, но и не допускает ее верховенства. Человек не потому человек, что разумен и познает,   а   потому   что   живет.   Сущность   и   способ существования человека в мире обусловлены не разумом, а   тотальной   категорией   жизни   как   совокупности разнообразных   и   многозначных   форм   его   бытия.   Мир можно понять и оправдать не с точки зрения разума, а с позиций   жизни.   Человек   рождается   в   мир   не   для   того, чтобы познавать, а чтобы жить. И разум ­ только одно, и не самое существенное проявление этой жизни. Человек рассматривается   здесь   не   только   как   существо рационально­познающее,   а   как   существо   переживающее, сомневающееся, самосозидающее, практически преобразующее природу и общество. 2.  Нет   теории   познания:   философия   выражает переживания   субъекта   "по   поводу"   реальности (объективной или субъективной) .  3.  Субъективная онтология, бытие как существование человека.  4. Универсализм, синкретичность философских идей.  Не для записи. Неклассическая   философия   от   поиска   всеобщих принципов,   универсалий переходит к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного. 5. конкретных философских проблем. Не для записи: ­ в центре внимания человек (внутренний мир, общество, культура, наука); ­   признание   уникальности   (ни   на   что   непохожести) социальной реальности; ­ разум привносится в абсурдный мир самим человеком; ­ критика способностей разума и возвеличивание на его фоне иных способностей человека; ­ все вероятностно (разгул случайного); (проблемность)   ­   решение   предельных   сущностей,  Антисистемность    чувствующее, 3.Основные  исследовательские  программы  неклассической  философии Слушают и  записывают   Спенсер):  Неопозитивизм  ­ познание – во многом результат свободного творчества познающего; ­ релятивизм (истина всегда относительна); ­ ориентация на практический результат; ­ критика прогресса; ­ у каждого общества специфическое развитие. Иррационализм:  Его   родоначальник   –  Кьеркегор:  у каждого   своя   сущность   (внутренняя   экзистенция),   ее необходимо выявлять и проявлять. Шопенгауэр: мир – единство воли и представления, надо стремиться к состоянию, где все различия угасают. Ницше:  за   торжество   воли   к   власти   и   господство сверхлюдей. Позитивизм:  Классический  (середина   XIX   в.  -  Конт, Милль,   подлинное   знание   лишь   в естествознании,   а   философия   должна   помогать систематизации этих знаний. Эмпириокритицизм (начало XX   в.  -  Авенариус,   Мах):   знание   синтез   психических феноменов   (физиологического   опыта),   синтезируя  - следует избавляться от абстракций, не имеющих опытных прообразов. (Карнап,   Витгенштейн): изучение   формально   логической   и   лингвистической структуры   науки,   верификация   (только   проверяемое уместно   в   науке)   и   конвенционализм   (все   доктрины   – результат соглашений научных мэтров). Постпозитивизм (вторая   половина   XX   в.   Поппер,   Рассел,   Кун   и   др.): изучение   динамики   научного   знания   и   влияния   на   него всех   факторов,   принцип   фальсификации   Поппера (правдоподобно то, что проверяемо, но не опровергнуто) и «парадигма» Куна (она ­ идея или небольшой комплекс идей, определяющих правдоподобность всех истин данной эпохи). Марксизм (Маркс, Энгельс): философия, ориентированная на   практику   ­   изменение   мира,   эталон   –   классическое   Материалистическая   диалектика   и естествознание. материалистическое   понимание   истории   (бытие определяет   сознание,   а   в   социальном   бытии   первичен материальный   базис:   производительные   силы   и  - производственные   отношения).   Человек,   по   сути, совокупность общественных отношений. Психологизм   феноменализм, персонализм, герменевтика и философская антропология, то есть Гуссерль, Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю и т.п.): акцентирование   индивидуального   своеобразия   каждого человека   и   проповедь   свободы   самореализации внутреннего   мира   (свободы   выбора).   Рассмотрение «пограничных   ситуаций»   ­   наивысшего   душевного напряжения   (в   том   числе   под   угрозой),   проявляющего самые глубинные потребности данной индивидуальности. Структурализм   и   постструктурализм  (Соссюр,   Леви­  (экзистенциализм, Стросс,   Фуко):   выявление   типичных   структур   (связей, элементов) в человеческом сознании. «Все есть язык». По мере развития переход от языка к контекстам. Постмодернизм – всесторонняя критика современности и самокритика,  ирония в отношении  всего, в том числе в отношении   Проповедь собственной неповторимости всего и вся. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ иронии.     ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫ Й ЭТАП  (5 мин.) 1.Закрепление (3 мин) Назовите отличия классической и неклассической  ДЕЯТЕЛЬ НОСТЬ  СТУДЕНТ ОВ Работают  устно при  помощи  преподават еля философии Работа с таблицей: найти ошибки в таблице.  Правильный ответ. Критерий Оказала влияние Законченность картины мира Классическая Традиционные каноны поведения и мышления Имеется   некоторая готовая   картина мира Исследование простых   систем,   от частного к целому Неклассическая Классическая философия Готовой картины   мира не имеется Исследование сложных систем Методы познания внешнего мира Мировоззрение Рационалистическое Ограничение рационализма 2.Рефлексия (2 мин) Итак, какую тему мы рассматривали с вами?  Ответьте, что нового вы узнали сегодня на лекции?  А какие сведения были для вас закрепляющими? Отвечают

Лекция на тему: «Классическая и неклассическая философия»

Лекция  на тему:  «Классическая и неклассическая философия»

Лекция на тему: «Классическая и неклассическая философия»

Лекция  на тему:  «Классическая и неклассическая философия»

Лекция на тему: «Классическая и неклассическая философия»

Лекция  на тему:  «Классическая и неклассическая философия»

Лекция на тему: «Классическая и неклассическая философия»

Лекция  на тему:  «Классическая и неклассическая философия»

Лекция на тему: «Классическая и неклассическая философия»

Лекция  на тему:  «Классическая и неклассическая философия»

Лекция на тему: «Классическая и неклассическая философия»

Лекция  на тему:  «Классическая и неклассическая философия»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017