Тема: Общие понятия о маркетинге.
Тип занятия: Изучение новых знаний.
Форма проведения: Теоретическое занятие.
Цели занятия:
Учебная:
- выявить принципы и цели маркетинга
Развивающая:
- развитие логического мышления;
- формирование умений проводить аналогии, причинно-следственные связи;
- формирование интеллектуальных умений;
- формирование самостоятельности в мыслительной деятельности студентов;
- развитие речи, мышления, памяти, формирование коммуникативных навыков;
- формирование навыков самообразования, самореализации личности.
Общие понятия о маркетинге.
Вопросы лекции:
1. Основные понятия и концепции маркетинга.
2. Принципы и цели маркетинга.
3. Функции и этапы маркетинга.
1. Основные понятия и концепции маркетинга.
Маркетинг как концепция управления действиями субъектов рынка в условиях конкуренции
приобрел свою известность в мировом масштабе благодаря его эффективному применению как в
коммерческой, так и некоммерческой сферах. Выделившись в самостоятельную науку в начале
прошлого XXв., он обоснованно занял свое место в ряду достижений экономических наук и практики
бизнеса. Успешная деятельность каждого субъекта рынка в конкурентной среде позитивно
воздействует на общее благосостояние, что во многом зависит от результативного маркетингового
управления соответствующих объектов.
Предпосылками возникновения маркетинга в конце XIX в. были «дикий рынок» (неорганизованная
конкуренция, игнорирование потребностей потребителя, концентрация промышленного и торгового
капитала, монополия и т. п.) и антимонопольное законодательство, т. е. государственное
регулирование рынка.
В 1902 г. вводится преподавание маркетинга как науки в университетах США.
1910 – 1920 гг. ознаменованы началом разработки стройной теории об инструментах регулирования
рынка.
Первоначально предполагалось организовать систему рыночного сбыта на научных основах, которая
получила название дистрибуция. Дистрибуция – это распределение на рынке. В ходе своего развития
теория начинает охватывать процесс продвижения товара, изучение спроса и его удовлетворение и т.
д. И поэтому в начале 1920х гг. экономистом А. Коксом было предложено другое название –
«маркетинг».
Маркетинг (от англ. market – «рынок») – это оригинальное единство строгой науки и умение
эффективно работать на рынке.
Маркетинг – это единый комплекс организации производства и сбыта товара (услуги),
направленный на выявление и удовлетворение потребностей конкретной группы потребителей с целью
получения прибыли.
Свое развитие маркетинг начинает в 1960 – 1970 гг., влияние на это оказывают как
внешние, так и внутренние факторы:
а) возросший уровень жизни;
б) увеличение части располагаемого дохода;
в) повышение качества предоставляемых услуг социальной сферы;
г) развитие систем сообщения (люди активно начинают путешествовать, привозя с собой не
только новые товары, но и новые потребности);
д) желание с пользой для себя проводить свое свободное время.
Маркетинг является своеобразной философией производства, которая постоянно подчинена
рынку, политическим, экономическим и социальным воздействиям. При правильном «понимании
окружающей среды», умении быстро реагировать на рыночные изменения, умение принимать гибкость
1в решении стратегических и тактических задач маркетинг может стать фундаментом для
долгосрочной и прибыльной деятельности любой фирмы.
В самой сущности маркетинга заложены определенные понятия:
Нужда– это ощущение человеком нехватки чеголибо.
Товар – это то, что может удовлетворить потребность (нужду) и предлагается рынку с целью
продажи.
Обмен – это акт получения чеголибо взамен на чтолибо.
Роль маркетинга для экономики – это повышение торговорыночной эффективности.
2. Принципы и цели маркетинга.
Одной из основ деятельности любого предприятия, работающего на принципах маркетинга,
является девиз: «производить только то, что нужно рынку, что будет востребовано покупателем».
Главной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей, что является сущностью данной
науки.
Отсюда вытекают основные принципы, которые включают:
1) достижение конечного оправданного результата деятельности фирмы;
2) завладение в долговременном периоде определенной долей рынка;
3) эффективная реализация товара;
4) выбор эффективной маркетинговой стратегии и политики ценообразования;
5) создание товаров рыночной новизны, позволяющих фирме быть рентабельной;
6) постоянно проводить исследования рынка с целью изучения спроса для дальнейшего активного
приспособления к требованиям потенциальных покупателей;
7) использовать комплексный подход к увязке поставленных целей с имеющимися ресурсами и
возможностями фирмы;
8) поиск новых путей фирмы для повышения эффективности производственной линии, творческой
инициативности персонала по внедрению нововведений;
9) повышение качества продукции;
10) сокращение издержек;
11) организовать поставку продукции фирмы в таком объеме, в такое место и время, которое более
всего устраивало бы конечного потребителя;
12) отслеживать научнотехнический прогресс общества;
13) добиваться преимуществ в борьбе с конкурентами.
Опыт и практика маркетинга четко обозначили, что применение только какихто составляющих
(изучение товара или изучение потребителей) не дает нужного результата. Лишь комплексный подход
дает результат предприятию – позволяет выйти на рынок со своим товаром и быть прибыльным.
Основными целями маркетинга являются следующие:
1. Максимизациявозможно высокого уровня потребления – фирмы пытаются увеличить свои продажи,
максимизировать прибыль с помощью различных способов и методов (вводят моду на свою
продукцию, намечают стратегию роста продаж и др.).
2. Максимизация потребительской удовлетворенности, т. е. цель маркетинга – выявить существующие
потребности и предложить максимально возможный ассортимент однородного товара. Но так как
уровень потребительской удовлетворенности очень трудно измерить, то и оценить маркетинговую
деятельность по этому направлению сложно.
23. Максимизация выбора. Данная цель вытекает и как бы является продолжением предыдущей.
Трудность в реализации данной цели заключается в том, чтобы не создать на рынке марочного
изобилия и мнимого выбора. Да и некоторые потребители при избытке определенных товарных
категориях испытывают чувство беспокойства и растерянности.
4. Максимизация качества жизни. Многие склонны считать, что наличие ассортимента товаров
благоприятно влияет на его качество, количество, доступность, стоимость, т. е. товар
«совершенствуется», а следовательно, потребитель может максимально удовлетворить свои
потребности, повысить качество жизни. Сторонники этого взгляда признают, что повышение качества
жизни – цель благородная, но в то же время это качество трудно измерить, потому порой рождаются
противоречия.
Задачи маркетинга:
1) исследование, анализ, оценка потребностей реальных и потенциальных покупателей;
2) помощь маркетинга в разработке нового товара (услуги);
3) обеспечение сервисного обслуживания;
4) маркетинговые коммуникации;
5) исследование, анализ, оценка и прогнозирование состояния реальных и потенциальных рынков;
6) исследование деятельности конкурентов;
7) сбыт товара (услуги);
8) формирование ассортиментной политики;
9) формирование и реализация ценовой политики фирмы;
10) формирование стратегии поведения фирмы.
3. Функции и этапы маркетинга.
Общими функциями маркетинга является управление, организация, планирование, прогнозирование,
анализ, оценка, учет, контроль. Конкретными функциями являются: изучение рынка, потребителей и
спроса, исследование окружающей среды, реализация товарной политики фирмы, организация
сервисного обслуживания, ведение ценовой политики, товародвижения, поддержание и
стимулирование спроса и т. д.
Функции маркетинга – это взаимосвязь видов деятельности.
Функции маркетинга вытекают из его принципов и бывают следующих вдов:
1)аналитическая – это комплексный анализ микро и макросред, который включает в себя анализ
рынков, потребителей, спроса, конкурентов и конкуренции, а также товаров;
2) производственная – это производство новых товаров, отвечающих все возрастающим требованиям
потребителей и включает в себя организацию производства нового товара, организацию снабжения и
управление качеством;
3)сбытовая – это функция, которая включает в себя все то, что происходит с товаром после его
производства, но до момента начала потребления, а именно: организация товародвижения,
организация сервиса, организация формирования спроса и стимулирования сбыта, формирование
товарной и ценовой политики;
34)управленческая:поиск возможных путей развития деятельности предприятия, особенно в
долгосрочном периоде, т. е. организация стратегии и планирования, информационное управление,
организация коммуникаций;
5)контрольная.
Этапы развития маркетинга как науки тесно связаны с этапами развития рынка и рыночной
ориентацией деятельности фирмы:
Первый этап связан с ориентацией на производство (длился примерно до 1930х гг.), т. е.
деятельность фирмы направлена на использование производственных возможностей. Так, в это время
спрос намного превышает предложение и поэтому любой производитель может продать свой товар
(важную роль играет количество товара, а не его качество). Существует конкуренция между
покупателями.
Другой характерной особенностью данного периода времени является монопольный рынок. В
определенный момент монополия конкретного товара становится тормозом развития своего рынка,
поэтому либо вмешивается государство (антимонопольная политика), либо фирма вынуждена
переориентировать свою деятельность, препятствуя падению покупательского спроса. В результате
появляется маркетинговая концепция совершенствования производства, где основной недостаток –
узость товарного ассортимента. Данное направление применяется при производстве товаров
массового спроса. В конечном итоге предложение начинает превышать спрос, возникает ситуация
изобилия товаров. В 1929 – 1931 гг. наличие перепроизводства показывает, что недостаточно
произвести товар, надо уметь его реализовать.
Второй этап связан с ориентацией на сбыт (1930 – 1959 гг.). Главной идеей этой концепции
являлось то, что необходимо прилагать значительные усилия по сбыту, чтобы товар пользовался
спросом. Фирмы стали применять различные методы реализации своей продукции – от агрессивных
(принуждения к разовой покупки) до ориентации потребителя на долговременные покупки. Хорошо
организованное производство и разветвленная сеть сбыта дает приоритет более дорогим или менее
качественным товарам. Задачей производителя было произвести как можно больше товара и как
можно изощреннее его продать. Все это привело к тому, что рынок перенасытился узким товарным
ассортиментом, а усиление конкуренции заставило компании применять концепцию
«совершенствование товара». Суть – товар будет пользоваться спросом, если он хорошего качества, а
следовательно, ключ к успеху – постоянное совершенствование качества выпускаемого продукта.
Недостатками являются: высокая цена, «увлеченность» фирмы своим товаром и многие другие.
В последующем появляется «потребительская концепция» (конец 1970х гг.), основанная на
желаниях и предпочтениях потребителя. И сбыт будет успешен, если производству предшествует
изучение конъюнктуры и потребностей рынка. Ориентация фирмы на сиюминутные потребности
индивидуума часто противоречили долгосрочному благосостоянию всего общества, что привело к
необходимости ориентации на социальноэтический маркетинг (1980е гг.) данная концепция
характерна тем, что если производство товара вызывает негативные процессы в природе или какимто
образом вредит обществу, то такое производство должно быть ликвидировано или модифицировано.
Все это возможно лишь в обществе с развитым рынком, прошедшим многолетний этап массовой
ориентации на маркетинг.
Каждая из вышеперечисленных концепций имеет свои плюсы и минусы. Соединить
конструктивные элементы попыталась концепция маркетинга, предложенная Дж. Маккарти. Эта
система включает в себя пять направлений рыночной деятельности фирм:
41) продавцы и покупатели (people);
2) товар (product);
3) цена (price);
4) стимулирование сбыта (promotion);
5) позиционирование товара на рынке (place).
Концепция возникла в 1960х гг. как реакция на принятие однозначного маркетингового
решения.
5