Лекция "понятие информационной технологий. классификация информационных технологий"

  • Лекции
  • docx
  • 14.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Определение информационной технологии Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных средств и методов. Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Иконка файла материала тема 1 вопрос 5.docx
тема 1 вопрос 5 понятие информационной технологий. классификация информационных технологий Определение информационной технологии Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а  это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную  совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен  определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью  совокупности различных средств и методов. Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов  сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации  нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком  и принятия на его основе решения по выполнению какого­либо действия. Известно, что,  применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить  разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки  информации. Новая информационная технология Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса  использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла  несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием  научно­технического прогресса, появлением новых технических средств переработки  информации. В современном обществе основным техническим средством технологии  переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял  как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на  качество результатной информации. Внедрение персонального компьютера в  информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили  новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия  за счет присоединения одного из синонимов: "новая", "компьютерная" или "современная". Прилагательное "новая" подчеркивает новаторский, а не эволюционный характер этой  технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно  изменяет содержание различных видов деятельности в организациях. В понятие новой  информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые  обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно — телефон, телеграф,  телекоммуникации, факс и др. В таблице 1 приведены основные характерные черты новой  информационной технологии. Методология Основной признак Результат Принципиально новые средства  обработки информации Целостные технологические  системы Целенаправленные создание,  передача, хранение и  отображение информации "Встраивание" в технологию  управления Интеграция функций  специалистов и менеджеров Учет закономерностей  социальной среды Новая технология  коммуникаций Новая технология обработки  информации Новая технология принятия  управленческих решений Таблица 1 ­ Основные характеристики новой информационной технологии Новая информационная технология — информационная технология с "дружественным"интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и  телекоммуникационные средства. Прилагательное "компьютерная" подчеркивает, что основным техническим средством ее  реализации является компьютер. Основные принципы новой (компьютерной) информационной технологии:    интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;  интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;  гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.  Инструментарий информационной технологии Для информационной технологии техническими средствами производства информации  будет являться аппаратное, программное и технологическое обеспечение этого процесса. С их помощью производится переработка первичной информации в информацию нового  качества. Выделим отдельно из этих средств программные продукты и назовем их  инструментарием информационной технологии. Определим это понятие. Инструментарий информационной технологии — один или несколько взаимосвязанных  программных продуктов, установленных на компьютере, технология работы с которыми  позволяет достичь поставленную пользователем цель. В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды  программных продуктов для персонального компьютера: программы офисного назначения,  пакеты графических программ, программы для обработки звуковой и видео ­ информации,  информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для  маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д. Классификация информационных технологий Классификация по типу интерактивности Для того, чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать  информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их  предварительная классификация. Классификация информационных технологий зависит от критерия классификации. В  качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих на  выбор той или иной информационной технологии. Примером такого критерия может  служить пользовательский интерфейс (совокупность приемов взаимодействия с  компьютером), реализующийся операционной системой. ИТ разделяются на две большие группы: технологии с избирательной и с полной  интерактивностью. ИТ с избирательной интерактивностью принадлежат все технологии,  обеспечивающие хранение информации в структурированном виде. Сюда входят банки и  базы данных и знаний, видеотекст, телетекст, интернет и т.д. Эти технологии  функционируют в избирательном интерактивном режиме и существенно облегчают доступ  к огромному объему структурируемой информации. В данном случае пользователю  разрешается только работать с уже существующими данными, не вводя новых. ИТ с полной интерактивностью содержит технологии, обеспечивающие прямой доступ к  информации, хранящейся в информационных сетях или каких­либо носителях, что  позволяет передавать, изменять и дополнять ее. Классификация по области применения и по степени использования в них компьютеров Информационные технологии следует классифицировать прежде всего по области  применения и по степени использования в них компьютеров. Различают такие области  применения информационных технологий, как наука, образование, культура, экономика,  производство, военное дело и т. п. По степени использования в информационных технологиях компьютеров различают  компьютерные и бескомпьютерные технологии. В области образования информационные  технологии применяются для решения двух основных задач: обучения и управления.  Соответственно paзличают компьютерные и бескомпьютерные технологии обучения,  компьютерные и бескомпьютерные технологии управления образованием. В обучении информационные технологии могут быть использованы, во­первых, дляпредъявления учебной информации обучающимся, во­вторых, для контроля успешности ее  усвоения. С этой точки зрения информационные; технологии, используемые в обучении,  делятся на две группы: технологии предъявления учебной информации и технологии  контроля знаний. К числу бескомпьютерных информационных технологий предъявления учебной  информации относятся бумажные, оптотехнические, электроннотехнические технологии.  Они отличаются друг от друга средствами предъявления учебной информации и  соответственно делятся на бумажные, оптические и электронные. К бумажным средствам  обучения относятся учебники, учебные и учебно­методические пособия; к оптическим ­  эпипроекторы, диапроекторы, графопроекторы, кинопроекторы, лазерные указки; к  электронным телевизоры и проигрыватели лазерных дисков. К числу компьютерных информационных технологий предъявления учебной информации  относятся: технологии, использующие компьютерные обучающие программы;    мультимедия технологии;   технологии дистанционного обучения.  Компоненты информационной технологии В любой технологии, в том числе и в информационной, всегда следует начинать с  определения цели. Затем следует провести структурирование всех предполагаемых  действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный  инструментарий. На рисунке 1 ­ технологический процесс переработки информации представлен в виде  иерархической структуры по уровням:   Рисунок 1 ­ Представление информационной технологии в виде иерархической структуры. 1­й уровень – этапы, где реализуются сравнительно длительные технологические  процессы, состоящие из операций и действий последующих уровней. Пример 1. Как следует понимать этап информационной технологии. Технология создания  шаблона формы документа в среде текстового процессора Word состоит из следующих  этапов: этап 1 — создание постоянной части формы в виде текстов и таблиц; этап 2 — создание постоянной части формы в виде кадра, куда затем помещается рисунок; этап 3 — создание переменной части формы; этап 4 — защита и сохранение формы. 2­й уровень – операции, в результате выполнения которых будет создан конкретный объект в выбранной на первом уровне программной среде. Пример 2. Как следует понимать операцию информационной технологии. Рассмотрим этап  2 технологии создания постоянной части формы документа в виде кадра в среде  текстового процессора Word, который состоит из следующих операций: операция 1 — создание кадра; операция 2 — настройка кадра; операция 3 — внедрение в кадр рисунка. 3­й уровень – действия – совокупность стандартных для каждой программной среды  приемов работы, приводящих к выполнению поставленной в соответствующей операциицели. Каждое действие изменяет содержание экрана. Пример 3. Как следует понимать действие информационной технологии. Рассмотрим  операцию 3 – внедрение в кадр рисунка в среде текстового процессора Word, которая  состоит из следующих действий: действие 1 — установка курсора в кадре; действие 2 — выполнение команды ВСТАВКА, Рисунок; действие 3 — установка значений параметров в диалоговом окне. 4­й уровень – элементарные операции по управлению мышью и клавиатурой. Пример 4. Как следует понимать элементарную операцию информационной технологии.  Ею может быть: ввод команды, нажатие правой кнопки мыши, выбор пункта меню и т.п. Необходимо понимать, что освоение информационной технологии и дальнейшее ее  использование должны свестись к тому, что вы должны сначала хорошо овладеть набором  элементарных операций, число которых ограничено. Из этого ограниченного числа  элементарных операций в разных комбинациях составляется действие, а из действий, также в разных комбинациях, составляются операции, которые определяют тот или иной  технологический этап. Совокупность технологических этапов образует технологический  процесс (технологию). Примечание. Технологический процесс необязательно должен состоять из всех уровней,  представленных на рисунке 2. Он может начинаться с любого уровня и не включать,  например, этапы или операции, а состоять только из действий. Для реализации этапов  технологического процесса могут использоваться разные программные среды. Информационная технология должна отвечать следующим требованиям: обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации  на этапы (фазы), операции, действия;  включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;  иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции технологического процесса  могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно  осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.      Информационная технология (ИТ) – это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих: ∙                   методы   эффективной   организации   труда   людей,   занятых   обработкой   и   хранением информации; ∙                  вычислительную технику; ∙                   методы   организации   и   взаимодействия   с   людьми   и   производственным   оборудованием,   их практические приложения; ∙                  а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Информационная технология – процесс, использующий совокупность методов и средств  реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе  программно­аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта.  Информационная технология ­ это системно­организованная последовательность операций,  выполняемых над информацией с использованием средств и методов автоматизации. Операциями  являются элементарные действия над информацией.  Процедура передачи информации включает кроме самой передачи операции ввода данных в систему, в сеть, преобразования из цифровой формы в аналоговую и наоборот, операции вывода сообщений, контроль ввода и вывода, защиту данных.  Процедуры обработки информации являются главными в информационных технологиях. Остальные процедуры носят вспомогательный характер. Автоматизированная информационная технология (АИТ) – системно организованная для  решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитогопрограммного обеспечения, используемых средств вычислительной техники и связи, а также  способов, с помощью которого информация предлагается клиентам.  Основная цель автоматизированной информационной технологии – получать  посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой  вырабатываются оптимальные управленческие решения.  4.      Классификация информационных технологий АИТ в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков, в частности (рисунок  ∙                    способу реализации в автоматизированных информационных системах (АИС); ∙                    степени охвата АИТ задач управления; ∙                    классам реализуемых технологических операций; ∙                    типу пользовательского интерфейса; ∙                    вариантам использования сети ЭВМ; ∙                    обслуживаемой предметной области. 4):    Рисунок 4 ­ Классификация автоматизированных информационных технологий  По  способу   реализации  АИТ   в   автоматизированных   информационных   системах   традиционно сложившиеся и новые информационные технологии.    выделяют Если традиционные АИТ прежде всего существовали в условиях централизованной обработки  данных, до массового использования ПЭВМ были ориентированы главным образом на снижение  трудоемкости при формировании регулярной отчетности, то новые информационные технологии  связаны с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.  Новая информационная технология – это технология, которая основывается на применении  компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в  информационном процессе, высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса, широком использовании пакетов прикладных программ общего и проблемного назначения, доступе  пользователя к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям ЭВМ.   По  степени охвата  АИТ задач управления выделяют  электронную обработку данных, когда с использованием   ЭВМ   без   пересмотра   методологии   и   организации   процессов   управления   ведется обработка данных с решением отдельных экономических задач, и  автоматизацию управленческой деятельности.Во втором случае вычислительные средства, включая суперЭВМ и ПЭВМ, используются для  комплексного решения функциональных задач, формирования регулярной отчетности и работы в  информационно­справочном режиме для подготовки управленческих решений.  К этой же группе могут быть отнесены АИТ поддержки принятия решений, которые  предусматривают широкое использование экономико­математических методов, моделей и ППП для  аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес­планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам, явлениям производственно­хозяйственной практики.  К названной группе относятся и широко внедряемые в настоящее время АИТ, получившие  название электронного офиса и экспертной поддержки решений. Эти два варианта АИТ  ориентированы на использование последних достижений в области интеграции новейших подходов к  автоматизации работы специалистов и руководителей, создание для них наиболее благоприятных  условий выполнения профессиональных функций, качественного и своевременного информационного  обслуживания за счет полного автоматизированного набора управленческих процедур, реализуемых в  условиях конкретного рабочего места и офиса в целом.  Электронный офис предусматривает наличие интегрированных пакетов прикладных  программ, включающих специализированные программы и информационные технологии, которые  обеспечивают комплексную реализацию задач предметной области. В настоящее время все большее  распространение приобретают электронные офисы, оборудование и сотрудники которых могут  находиться в разных помещениях. Необходимость работы с документами, материалами, базами  данных конкретной организации или учреждения в домашних условиях, в гостинице, транспортных  средствах привела к появлению АИТ виртуальных офисов. Такие АИТ основываются на работе  локальной сети, соединенной с территориальной или глобальной сетью. Благодаря этому абонентские  системы сотрудников учреждения независимо от того, где они находятся, оказываются включенными  в общую для них сеть.  Автоматизированные информационные технологии экспертной поддержки составляют основу автоматизация труда специалистов­аналитиков. Эти работники кроме аналитических методов и  моделей для исследования складывающихся в рыночных условиях ситуаций по сбыту продукции,  услуг, финансового положения предприятия, фирмы, финансово­кредитной организации вынуждены  использовать накопленный и сохраняемый в системе опыт оценки ситуаций, т.е. сведения,  составляющие базу знаний в конкретной предметной области. Обработанные по определенным  правилам такие сведения позволяют подготавливать обоснованные решения для поведения на  финансовых и товарных рынках, вырабатывать стратегию в областях менеджмента и маркетинга.   По  классам   реализуемых   технологических   операций  АИТ   рассматриваются   по   существу   в программном аспекте и включают:  ∙                     текстовую   обработку;∙                     электронные   таблицы;∙                     автоматизированные банки данных;∙                    обработку графической и звуковой информации; ∙                    мультимедийные и другие системы. Перспективным направлением развития компьютерной технологии является создание  программных средств для вывода высококачественного звука и видеоизображения. Технология  формирования видеоизображения получила название компьютерной графики. Компьютерная графика  ­ это создание, хранение и обработка моделей объектов и их изображений с помощью ЭВМ. Эта  технология проникла в область экономического анализа, моделирования различного рода  конструкций, она незаменима в производстве, проникает в рекламную деятельность, делает  занимательным досуг. Формируемые и обрабатываемые с помощью цифрового процессора  изображения могут быть демонстрационными и анимационными. К первой группе, как правило,  относят коммерческую (деловую) и иллюстративную графику, ко второй ­ инженерную и научную, а  также связанную с рекламой, искусством, играми, когда выводятся не только одиночные изображения, но и последовательность кадров в виде фильма (интерактивный вариант). Интерактивная машинная  графика является одним из наиболее прогрессивных направлений среди новых информационных  технологий. Это направление переживает бурное развитие в области появления новых графических  станций и в области специализированных программных средств, позволяющих создавать  реалистические объемные движущиеся изображения, сравнимые по качеству с кадрами видеофильма.  Программно­техническая организация обмена с компьютером текстовой, графической, аудио­  и видеоинформацией получила название мультимедиа­технологии. Такую технологию реализуютспециальные программные средства, имеющие встроенную поддержку мультимедиа и позволяющие  использовать ее в профессиональной деятельности, учебно­образовательных, научно­популярных и  игровых областях. При применении этой технологии в экономической работе открываются реальные  перспективы использовать компьютер для озвучивания изображений, а также понимания им  человеческой речи, ведения компьютером диалога со специалистом на родном для специалиста языке.   По  типу   пользовательского   интерфейса  можно   рассматривать   АИТ   с   точки   зрения возможностей   доступа   пользователя   к   информационным   и   вычислительным   ресурсам.   Так, пакетная  АИТ исключает возможность пользователя влиять на обработку информации, пока она производится   в   автоматическом   режиме.   Это   объясняется   организацией   обработки,   которая основана   на   выполнении   программно­заданной   последовательности   операций   над   заранее накопленными в системе и объединенными в пакет данными. В отличие от пакетной диалоговая АИТ предоставляет   пользователю   неограниченную   возможность   взаимодействовать   с   хранящимися   в системе   информационными   ресурсами   в   реальном   масштабе   времени,   получая   при   этом   всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений.  Интерфейс сетевой АИТ предоставляет пользователю средства теледоступа к  территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам благодаря развитым  средствам связи, что делает такие АИТ широко используемыми и многофункциональными.