Лекция "Правовая и экономическая ответственность предприятия за экологические правонарушения."
Оценка 5

Лекция "Правовая и экономическая ответственность предприятия за экологические правонарушения."

Оценка 5
Раздаточные материалы
docx
правоведение
Взрослым
20.12.2018
Лекция "Правовая и экономическая ответственность предприятия за экологические правонарушения."
. Экологические правонарушения — нарушения зако¬нодательства связанные с причинением вреда окружающей природной среде. Например, загрязнение природной среды, браконьерство, незаконная вырубка леса и т.д. Если вред наносится не природной среде, а среде оби¬тания человека, то говорят о санитарных правонарушениях. Например, сверхнормативное загрязнение воздуха в производственных помещениях. Экологические правонарушения делят на экологические проступки и экологические преступления. Если экологические правонарушения не относятся к категории обще¬ственно опасных, их относят к экологическим проступкам. Если же они представляют общественную опасность, посягают на экологическую безопасность общества, причиняют ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью человека, их расценивают как экологические преступления. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает следующие виды ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарную, административную, уголовную, материальную.
правовая и экономическая ответственность.docx
Тема: Правовая и экономическая ответственность предприятия за экологические правонарушения. План: 1. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. 2. Оценка природных ресурсов. 3. Ущербы при нерациональном природопользовании 4. Эффективность природопользования и природоохранных мероприятий 5. Экономический механизм охраны окружающей среды 6. Материальное стимулирование природоохранной деятельности 7. Лицензия, договор и лимиты на природопользование 1.   Экологические   правонарушения  —   нарушения   законодательства   связанные   с причинением вреда окружающей природной среде. Например, загрязнение природной среды, браконьерство, незаконная вырубка леса и т.д. Если   вред   наносится   не   природной   среде,   а   среде   обитания   человека,   то   говорят   о  Например,   сверхнормативное   загрязнение   воздуха   в санитарных   правонарушениях. производственных помещениях. Экологические   правонарушения   делят   на   экологические   проступки   и   экологические преступления.   Если   экологические   правонарушения   не   относятся   к   категории   общественно опасных,   их   относят   к  экологическим   проступкам.  Если   же   они   представляют общественную   опасность,   посягают   на   экологическую   безопасность   общества,   причиняют ощутимый   вред   окружающей   природной   среде   и   здоровью   человека,   их   расценивают   как экологические преступления.  Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7­ФЗ «Об охране окружающей   среды»   предусматривает   следующие   виды   ответственности   за   экологические правонарушения: дисциплинарную, административную, уголовную, материальную. Дисциплинарная   ответственность.  К   дисциплинарной   ответственности   привлекаются должностные   лица,   рабочие   и   служащие   за   невыполнение   ими   своих   производственных обязанностей,   связанных   с   охраной   окружающей   природной   среды.   Дисциплинарными наказаниями являются предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в   окладе,   увольнение   с   работы.   Они   накладываются   руководителем   предприятия, организации, учреждения. При   вынесении   дисциплинарных   наказаний   следует   учитывать   два   важных   момента:   1) дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологических правил, исполнение   которых   входило   в   круг   должностных   обязанностей   нарушителя.   Например, нельзя   привлекать   к   ответственности   водителя   за   выпуск   в   эксплуатацию   автомобиля,   в выхлопных   газах   которого   содержание   загрязняющих   веществ   превышало   установленные нормы, поскольку исполнительный контроль за этот выпуск не входит в число водительских обязанностей; 2) недопустимо наказывать в дисциплинарном порядке лиц, которые нарушают экологические правила во внерабочее время. Административная ответственность.  К административной ответственности могут быть привлечены   организации,   предприятия,   должностные   лица,   отдельные   граждане. Административная   ответственность   устанавливается   за   противоправное   действие   или бездействие,   нарушающее   законодательство   об   охране   окружающей   природной   среды.   К административным правонарушениям относятся порча, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ и т.д. Административного взыскания — чаще всего это денежный штраф, а также предупреждения, общественное порицание, изъятие орудий и средств совершения правонарушения, конфискация незаконно добытой продукции и т.д. Мера административной ответственности определяется специально уполномоченными на то органами Минприроды РФ и др. Уголовная   ответственность  предусмотрена   за   экологические   правонарушения, отличающиеся   наивысшей   степенью   общественной   опасности   и   тяжелыми   последствиями. Например,   умышленное   уничтожение   или   повреждение   лесных   массивов   путем   поджога, загрязнение   водоемов   и   атмосферного   воздуха,   незаконная   порубка   леса,   браконьерство   и некоторые другие. Меры уголовной ответственности прописаны в Уголовном кодексе. К ним относятся   лишение   свободы,   конфискация   имущества,   крупный   денежный   штраф   и   т.п. Степень уголовной ответственности устанавливает суд. Материальная ответственность  направлена на компенсацию  причиненных  убытков  за счет   правонарушителя.   Все   предприятия   и   граждане,   причинившие   вред   окружающей природной среде, здоровью и имуществу других граждан или хозяйству, обязаны возместить его в   полном   объеме.   Должностные   лица,   по   вине   которых   предприятие   понесло   расходы   по возмещению   вреда,   несут   материальную   ответственность.   Они   обязаны   возместить предприятию   причиненный   ему   прямой   вред.   При   этом   неполученные   доходы   (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. 2. Оценка природных ресурсов Виды оценок природных ресурсов.  Каждый природный ресурс обладает определенной ценностью для человека (экономической, экологической, культурной и т.д.). Эта ценность от­ ражается суммой экономической и внеэкономической оценок. Экономическая   оценка   природных   ресурсов  —   определение   их   общественной полезности,   то   есть   вклада   данного   ресурса   (его   единицы)   в   удовлетворение   человеческих потребностей   через   производство   или   потребление   какого­либо   продукта   или   услуги.   В узкоэкономическом   смысле   —   денежное   выражение   хозяйственной   ценности   природных ресурсов. Внеэкономическая   оценка   природных   ресурсов   —  определение   экологической, здравоохранительной,   социальной,   социально­психологической   (моральной   и   культурной), религиозно­культовой   и   иной   ценности   природного   ресурса,   обычно   не   выражаемой   в экономических показателях либо условно выраженная в деньгах как сумма, которой готово и может пожертвовать общество для сохранения природных ресурсов. Задачи,   стоящие   перед   экономикой   природопользования,   можно   решить,   только   дав правильную экономическую оценку природным ресурсам. Функции   оценки   природных   ресурсов.  Экономическая   оценка   природных   ресурсов выполняет две функции:  учетную  (показывает, каким национальным богатством обладает страна, на что можно рассчитывать в развитии производства) и  стимулирующую  (создает основу   для   введения   платы   за   эксплуатацию   природных   ресурсов   с   учетом   ущерба   и   его возмещения в случае их нерационального использования). Экономическая оценка природных ресурсов представляет собой очень сложную научную и практическую проблему. Дело в том, что стоимость любой вещи определяется затратами труда на ее изготовление, а природные ресурсы являются продуктами природы, а не человека. Одна­ ко в их разведку, освоение, охрану и воспроизводство труд вкладывается, то есть создается стоимость. Подходы к оценке природных ресурсов. В настоящее время существуют два основных подхода к оценке природных ресурсов: затратный и рентный. При  затратном   подходе  учитываются   суммарные   затраты   на   освоение   природных ресурсов, а качество природных благ, их полезность выступают как дополнительных фактор меры ценности. При этом используют различные методы оценки: •  прямых   затрат:  суммируют   затраты   на   освоение   и   использование   (эксплуатацию) ресурсного источника; • издержек: помимо непосредственных финансовых затрат на освоение ресурсного источника учитывается ущерб, вызванный его эксплуатацией (косвенные затраты); •  транспортных   затрат:  на   основе   оценки   стоимости   или   времени,   затрачиваемой   на доставку ресурса из места его расположения, определяется экономическая ценность ресурсного источника; •  стоимости   воссоздания:  оценивают   затраты   на   воспроизводство   потерянного   или деградировавшего вида ресурсов; • «желания платить»  — путем опросов или анкетирования населения выясняют желание людей платить за существование определенного вида ресурсов. При  рентном подходе  исчисляется  дифференциальная рента, то есть  разная  величина дохода,   получаемая   при   эксплуатации   природных   ресурсов   различного   качества   и местоположения (например, земель высоко­ и низкоплодородных, расположенных далеко или близко от транспортных путей и т.д.). Используется в основном при оценке земельных ресурсов. От правильности экономической оценки природных ресурсов зависит: • выбор очередности и вариантов использования природных ресурсов в народном хозяйстве; • оценка   ущерба   от   их   нерационального   использования   и   эффективности   природоохранных затрат; •  действенность   мер   по   стимулированию   рационализации   природопользования, обоснованность размеров платы за использование природных ресурсов; • прибыльность экспорта природных ресурсов; • справедливое распределение прибыли, получаемой на совместных предприятиях. 3. Ущербы при нерациональном природопользовании В   природопользовании   под  ущербом  понимают   фактические   или   возможные экономические  и социальные потери в  результате изменения  природной среды под  воздей­ ствием хозяйственной деятельности человека. Ущербы   в   природопользовании   классифицируют   на  исчислимые  (экономические   и социально­экономические) и условно­исчислимые (социальные и экологические). В качестве примера приведем классификацию ущербов в результате загрязнения атмосферы. I. Исчислимые: а) экономические: • потери вследствие недополучения промышленной и сельскохозяйственной продукции; • потери вследствие снижения продуктивности биогеоценозов; •  потери   вследствие   снижения   производительности   труда,   вызванного   ростом заболеваемости; • потери сырья, топлива и материалов в связи с выбросами; • затраты на ликвидацию последствий от загрязнения; • затраты на восстановление или поддержания равновесия в экосистемах; • затраты вследствие сокращения срока службы зданий и сооружений;  б) социально­экономические: • затраты в области здравоохранения; • затраты на сохранение рекреационных ресурсов; • потери вследствие миграции, вызванной ухудшением качества среды; • дополнительные затраты на отдых. П. Условно исчислимые (практически не поддающиеся количественной оценке): а) социальные: • эстетический ущерб от деградации ландшафтов; • увеличение смертности, патологических изменений в организме людей; • психологический ущерб вследствие неудовлетворенности населения качеством среды; б) экологические: • необратимые разрушения уникальных экосистем, исчезновение видов, генетический ущерб. Под экономическим ущербом, наносимым окружающей среде, понимаются выраженные в стоимостной форме фактические и возможные убытки, причиняемые народному хозяйству загрязнениями, или дополнительные затраты на компенсацию этих убытков. В   настоящее   время   разработано   2   метода   определения   экономического   ущерба:  метод прямого счета и эмпирический метод укрупненного счета. Метод   прямого   счета  позволяет   получить   наиболее   достоверные   значения экономического ущерба, но на практике он применяется редко, поскольку требует детальной информации   об   изменениях   в   окружающей   среде,   а   также   об   ее   исходном   состоянии,   по отношению к которому констатируются изменения. Эмпирический метод укрупненного счета основан на расчете экономического ущерба раздельно по основным природным средам (воздуху, водным объектам, земельным ресурсам и недрам). В настоящее время считается наиболее целесообразным и широко используется на практике. Экономический ущерб может быть рассчитан по формуле: У = Уатм   •   а + Увод   •   Р+ Узем   '   Y + У™№   '   Ц, где У — экономический ущерб окружающей среде от отдельного источника или предприятия в целом, руб/год; Уа™ — экономический ущерб, причиняемый выбросом загрязнений в атмосферный воздух, руб/год;  Увод — экономический ущерб, причиняемый годовым сбросом загрязняющих ве­ ществ   в   водные   источники,   руб/год;  У3ем  —   экономический   ущерб   от   годового   нарушения   и загрязнения земельных ресурсов, руб/год; Унедр — экономический ущерб от годового нарушения и загрязнения недр, руб/год; а, р\ у, г\ — поправочные коэффициенты на степень достоверности укрупненного   метода   определяются   как   соотношение   между   показателем   ущерба, определенного   методом  укрупненного  счета,   и  показателем ущерба,  определенного   методом прямого счета. 4. Эффективность природопользования и природоохранных мероприятий Эффективность   (в   общем   смысле)  —   отношение   полезного   действия   (эффекта)   к затраченным усилиям. Эффективность   природопользования эколого­со­циально­экономическая результативность использования природных ресурсов и эксплуатации природной среды. При этом следует рассматривать не отдельные формы природопользования, которые в некоторых случаях  могут  быть  псевдоубыточными  (например,   создание  заповедников),   а  их   комплекс, проводя соответствующее моделирование и расчеты.  —   Эффективность природоохранных мероприятий — эколого­социально­экономическая результативность проведения тех или иных природоохранных мероприятий. Эффективность природоохранных мероприятий рассчитывается по формуле: Эпом = ЕДУ / 3, где Эпом — эффективность природоохранных мероприятий; ЕДУ — сумма уменьшений ущербов; 3 — годовые затраты на осуществление природоохранных мероприятий. Практическое определение ущербов, а следовательно, и эффективности природоохранных мероприятий — очень сложная задача. Природоохранная   деятельность   требует   очень   больших   средств.   Например,   стоимость природоохранного   оборудования   может   составлять   30%   и   более   от   стоимости   всего оборудования на предприятии. Однако затраты на охрану природы обязательны. На рис. 28 видно, когда эффективность природоохранных мероприятий максимальна. Это точка   4   —   так   называемый   экономический   оптимум.   В   этой   точке   сумма   ущербов   равна расходам   на   природоохранную   деятельность.   Для   поддержания   экономического   оптимума уровень   природоохранных   затрат   должен   составлять   около   8­10%   от   ВНП   (валового национального продукта). В нашей стране суммы ущерба составляют приблизительно 8­9%, расходы   на   охрану   природы   —   только   1%.   Если   положение   вещей   не   изменится,   то результатом будет экологическая катастрофа. Еще больше средств нужно для достижения экологического оптимума (точка ПДК). При этом затраты на природоохранную деятельность должны быть такими, чтобы ущерба не возникало вообще. Расчет   экономического   эффекта   природоохранных   мероприятий   основывается   на сопоставлении   затрат   на   их   осуществление   с   экономическим   результатом,   достигнутым благодаря этим мероприятиям. Этот результат выражается величиной ликвидированного или предотвращенного экономического ущерба от нарушения или потерь ресурса. 5. Экономический механизм охраны окружающей среды До недавнего времени в нашей стране охрана окружающей среды была ориентирована на плановое   централизованное   финансирование   из   государственного   бюджета.   В   условиях рыночной экономики был сформирован экономический механизм охраны окружающей среды. Он   сочетает   как   ранее   действовавшие   нормы   (природноресурсные   кадастры,   материально­ техническое обеспечение и др.), так и новые экономические стимулы (плата за пользование природными   ресурсами,   плата   за   загрязнение,   экологические   фонды,   экологическое страхование и др.). Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7­ФЗ «Об охране окружающей среды» основными задачами экономического механизма являются: • планирование и финансирование природоохранительных мероприятий; •  установление лимитов на размещение отходов, объемов выбросы и сбросы загрязняющих веществ; • установление нормативов платы и размеров платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия; •  предоставление   налоговых,   кредитных   и   иных   льгот   при   внедрении   малоотходных   и ресурсосберегающих   технологий   и   нетрадиционных   видов   энергии,   осуществлении   других эффективных мер по охране окружающей природной среды; • возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека. Главная цель экономического механизма — сделать охрану окружающей среды составной частью   производственно­коммерческой   деятельности,   чтобы   предприниматель   был заинтересован   в   охране   окружающей   среды   не   меньше,   чем   он   заинтересован   в   выпуске конкурентоспособной продукции.  6. Материальное стимулирование природоохранной деятельности Материальное стимулирование природоохранной деятельности — обеспечение выгодности для   природо­пользователей   природоохранной   деятельности.   Материальное   стимулирование предполагает применение не только мер поощрения, но и наказания. Меры материального поощрения: •  установление  налоговых льгот  (сумма прибыли, с которой взимается налог, уменьшается на величину, полностью или частично соответствующую природоохранным затратам); • освобождение от налогообложения экологических фондов и природоохранного имущества; • применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (овощи с пониженным  содержанием нитратов,  пестицидов,  ядохимикатов  и  других  вредных  веществ могут стоить дороже, а значит, их выгоднее будет продавать и выращивать); •  применение  льготного кредитования  предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды (снижение процента за кредит или беспроцентное кредитование). Меры, материального наказания: •  введение специального  добавочного налогообложения  экологически вредной продукции и продукции,   выпускаемой   с   применением   экологически   опасных   технологий   (то   есть   такой продукции, потребление или производство которой опасно для здоровья людей и окружающей среды); • штрафы за экологические правонарушения. Экономическое стимулирование эффективно в том случае, если соблюдаются следующие условия:  з = (Руг + нл + кл + цн), (1) 3 = (Пси. + Пса. + Пер. + Ш + Ндоп), (2) где 3 — затраты природопользователя на природоохранную деятельность; Рут — прибыль от утилизации   отходов;   Нл  —   льготы   по   налогообложению;   Кл  —   кредитные   льготы;   Ц„   — надбавка к цене; Пси. — плата за сверхнормативное использование ресурсов природы; Псз. — плата   за   сверхнормативное   загрязнение   окружающей   среды;   Пср.   —   плата   за   размещение отходов   в   окружающей   среде   (складирование   уловленных   в   природоохранных   аппаратах вредных веществ); Ш — штрафы; Ндоп — дополнительное налогообложение. Элементы   формулы  (1)  должны   увеличивать   доход,   остающийся   в   распоряжении предприятия в случае проведения эффективной природоохранной деятельности, а элементы формулы   (2)  —   снижать   его,   когда   предприятие   пытается  экономить   на   природоохранных затратах.   То   и   другое   должно   превышать   затраты,   необходимые   для   осуществления природоохранной деятельности в достаточном объеме. 7. Лицензия, договор и лимиты на природопользование Эффективными   средствами   охраны   окружающей   природной   среды   и   рационального природопользования служат такие экономические рычаги, как лицензия, договор и лимиты. Лицензия   (разрешение)   на   комплексное   природопользование  —   документ, удостоверяющий  право  его  владельца  на  использование  в  фиксированный  период времени природного   ресурса   (земель,   вод,   недр   и   др.),   а   также   на   размещение   отходов,   выбросы   и сбросы. Лицензия на комплексное природопользование содержит:  • перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия;  • нормативные платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов; •  перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов; • нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов; •  экологические   требования   и   ограничения,   при   которых   допускается   хозяйственная   или иная деятельность; Лицензия на комплексное природопользование выдается органами Минприроды  РФ  сроком на один год. Право пользования ею может быть прекращено досрочно, если возникает угроза экологической безопасности населения. Лицензия имеет существенное значение не только как средство  защиты окружающей природной  среды,  но  и  как  один  из  способов регулирования природопользования. Получив лицензию и пройдя соответствующую экспертизу на предполагаемую деятельность, природопользователь должен заключить договор о комплексном природопользовании. Договор   на   комплексное   природопользование  —   документ,   предусматривающий условия   и   порядок   использования   природных   ресурсов,   права   и   обязанности   природо­ пользователя,   размеры   платежей   за   пользование   природными   ресурсами,   ответственность сторон и возмещение вреда. В лицензии и договоре установлены лимиты на природопользование. Лимиты на природопользование — предельные объемы природных ресурсов, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для   предприятий­природопользователей   на   определенный   срок.   Например,   лимиты потребления  вод промышленного  использования,  нормы  отвода  земель  для автомобильных дорог, лимиты по отлову животных, расчетную лесосеку и т.д. За   сверхлимитное   использование   природных   ресурсов   и   сверхлимитное   загрязнение окружающей   среды   предусматривается   дополнительная   плата.   Она   в   несколько   раз превышает плату за использование и загрязнение в пределах установленных предприятию нормативов.   Тем   самым   лимиты   экономическим   путем   побуждают   природопользо­вателя   к бережному   отношению   к   природной   среде,   сокращению   отходов,   уменьшению   выбросов (сбросов)   загрязняющих   веществ,   переходу   к   малоотходным   и   ресурсосберегающим технологиям.   Таким   образом,   лимиты   выполняют   не   только   экономические,   но   и природоохранительные функции. Контрольные вопросы 1. Что изучает экономика природопользования и каковы ее основные задачи? 2. Какие существуют виды оценки природных ресурсов? 3. Каковы функции оценки природных ресурсов? 4. Что понимают под ущербом в природопользовании? Какие виды ущербов выделяют? 5. Что понимают под эффективностью природопользования и природоохранных мероприятий? 6.  Какой   должен   быть   уровень   природоохранных   затрат   в   процентах   от   ВНП   для   поддержания экономического оптимума? Чему он равен в нашей стране? 7. В чем суть экономического механизма охраны окружающей среды? 8. Охарактеризуйте инструменты материального стимулирования природоохранной деятельности. 9. Что такое лицензия и договор на комплексное природопользование? 10. Что такое лимиты на природопользование?

Лекция "Правовая и экономическая ответственность предприятия за экологические правонарушения."

Лекция "Правовая и экономическая ответственность предприятия за экологические правонарушения."

Лекция "Правовая и экономическая ответственность предприятия за экологические правонарушения."

Лекция "Правовая и экономическая ответственность предприятия за экологические правонарушения."

Лекция "Правовая и экономическая ответственность предприятия за экологические правонарушения."

Лекция "Правовая и экономическая ответственность предприятия за экологические правонарушения."

Лекция "Правовая и экономическая ответственность предприятия за экологические правонарушения."

Лекция "Правовая и экономическая ответственность предприятия за экологические правонарушения."

Лекция "Правовая и экономическая ответственность предприятия за экологические правонарушения."

Лекция "Правовая и экономическая ответственность предприятия за экологические правонарушения."

Лекция "Правовая и экономическая ответственность предприятия за экологические правонарушения."

Лекция "Правовая и экономическая ответственность предприятия за экологические правонарушения."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2018