Рабочая Программа профессиональной подготовки членов экипажей морских судов по профессии «Матрос»
Оценка 5

Рабочая Программа профессиональной подготовки членов экипажей морских судов по профессии «Матрос»

Оценка 5
Документация +10
docx
Междисциплинарный 7
6 кл—11 кл +1
30.12.2022
Рабочая Программа  профессиональной подготовки членов экипажей морских судов  по профессии «Матрос»
Рабочая Программа профессиональной подготовки членов экипажей морских судов по профессии «Матрос»
РП ПП матрос.docx

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

 

 «____»_____________20____г.

 

 

 

 

 

 

рабочая ПРОГРАММа

профессиональной подготовки членов экипажей морских судов

по профессии

«Матрос»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТЧИК

 

 

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

 

 

 

 

 

ВЕРСИЯ

V.3

ДАТА ВЫПУСКА

 

ДАТА ПЕЧАТИ

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание

 

B. ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ.. 3

C. ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ.. 4

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 5

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.. 8

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.. 8

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.. 20

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.. 23


B. Лист ознакомления

Должность

Фамилия, имя, отчество

Дата

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


C. Лист учета экземпляров

Место хранения корректируемого экземпляра

Номер

экземпляра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1 Программа профессиональной подготовки разработана Центром профессиональной подготовки КМРК при участии специалистов АО «РПК «Рыбфлот ФОР» с целью методического обеспечения процесса обучения членов экипажей морских судов по профессии «Матрос».

В результате освоения программы слушатели овладевают компетенциями в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), выпуск №52 (утвержден Приказом Минтруда России от 18.02.2013 N 68н) с присвоением квалификации «Матрос (4 разряда)».

1.2 Нормативными документами для разработки рабочей программы являются:

Правило II/4 Международной Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (далее - Конвенция ПДНВ) 1978 г., с поправками;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Типовая основная программа профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии "Вахтенный матрос" (далее – программа «Вахтенный матрос»), утвержденная приказом Министерства транспорта РФ от 27 февраля 2014 г. N 55 (разделы I/4, II/1, III, IV/1, V);

Квалификационные характеристики профессии «Матрос» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС выпуск №52, утвержден приказом Минтруда России от 18.02.2013 N 68н);

Учебный план и программы для подготовки рядового плавсостава судов рыбопромыслового флота (ФГБОУ «ЦУМК» Федерального агентства по рыболовству, Москва, 2017).

1.3 Общая характеристика программы

Миссия программы – удовлетворение социальных потребностей личности в реализации способностей, образовательной, развивающей целей, а также удовлетворение потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, в получении профессионального образования и квалификации в выбранной области деятельности.

Нормативный срок освоения программы при очной форме получения образования – 336 часов.

1.4 Требования к лицам, претендующим на обучение по программе профессиональной подготовки.

Слушателями настоящей программы могут быть лица:

-        имеющие среднее общее образование и выше;

-        достигшие 18-летнего возраста;

-        годные по состоянию здоровья на основании медицинского заключения для работы на морских судах в качестве матроса (лица, не имеющие заключение о годности к плаванию не могут претендовать на получение квалификационного свидетельства международного образца).

1.5. Цели и задачи программы.

Целью программы является подготовка матросов для морских судов в объеме характеристик профессии «Матрос (4 разряда)» согласно  ЕТКС и освоение разделов I/4, II/1, III,IV/1, V программы «Вахтенный матрос», утвержденной приказом Минтранса РФ от 27 февраля 2014 года № 55.

 

В результате изучения программы слушатель должен знать:

-устройство морского судна (основные части судового набора, способы соединения между собой деталей судового корпуса, конструкцию отдельных перекрытий и узлов, настила дна, наружной обшивки, горловин, водонепроницаемых дверей, надстроек и рубок; конструкцию и назначение судовых систем и устройств, расположение и назначение судовых помещений; термины и определения, употребляемые на судне);

-главные размерения судна, водоизмещение, грузоподъемность, грузовместимость, дедвейт, мореходные качества судна, назначение грузовой марки;

-расположение по судну балластных танков и танков пресной воды, их мерительных и воздушных труб, мерительных труб грузовых помещений;

-различные виды маркировки, используемые на судне;

-определения рангоута и такелажа судна, виды материалов и предметов такелажного снаряжения;

-организацию ухода за корпусом и помещениями судна;

-технику эксплуатации судовых устройств и уход за ними;

-основные виды красок, грунтовок, лаков растворителей и особенности применения их на судне;

-виды грузовых и швартовных устройств судна и правила их эксплуатации; правила пожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены труда на судне;

- условия включения противопожарных, водоотливных систем, правила постановки аварийного пластыря, цементного ящика, приемы тушения пожаров;

-приемы оказания первой помощи, индивидуальные приемы выживания, а также вопросы, касающиеся опасности для здоровья и личной безопасности;

-основные команды, относящиеся к управлению рулем, на английском языке;

-огни и знаки судов, звуковые и световые сигналы судов и сигналы бедствия в соответствии с МППСС-72, доклады при обнаружении;

-правила выполнения маневра судна и шлюпки по тревоге "Человек за бортом" и сигнализацию, применяемую по тревоге "Человек за бортом";

-пиротехнические сигналы бедствия;

-основы погрузочно-разгрузочных работ в портах;

-меры предосторожности, принимаемые для предотвращения загрязнения окружающей среды;

-способы поддержания бдительности в области охраны и транспортной безопасности.

 

В результате изучения программы слушатель должен уметь:

-выполнять малярные, такелажные, плотнические и другие судовые работы;

-выполнять швартовные операции (пользоваться бросательным концом, крепить швартовы на судне и на берегу за кнехты, пушки, рымы и огоны, пользоваться цепным и растительным стопорами при переносе швартовов с барабана швартовного механизма на кнехты, завозить швартовы на берег с помощью шлюпки);

-управлять палубными устройствами;

-обеспечивать подготовку трюмов и грузовых устройств к погрузочно-разгрузочным операциям, выполнять крепление грузов;

-определять осадку судна по маркировке на штевнях, замерять уровень воды в льялах и танках (цистернах), замерять уровень груза и пользоваться клинкетами на нефтеналивных судах;

-действовать при проведении различных видов тревог, в аварийных и чрезвычайных ситуациях;

-применять средства пожаротушения, средства индивидуальной защиты и средства по борьбе с водой;

-использовать индивидуальные и коллективные спасательные средства;

-использовать аптечку первой помощи;

-вести визуальное и слуховое наблюдение, осуществлять связь в соответствии с международным сводом сигналов (далее - МСС); набирать по заданному сочетанию флаги МСС, использовать средства соответствующей внутренней связи и аварийно-предупредительной сигнализации, а также пиротехнические средства;

-подавать сигналы бедствия различными средствами.

 

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Результатом освоения программы является овладение профессией «Матрос (4 разряда)» для морских судов в объеме характеристик профессии согласно ЕТКС.

Освоение программы является условием получения слушателем свидетельства о присвоении квалификации «Матрос (4 разряда)».

 

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

3.1. Тематический план программы

 

п/п

Наименование цикла/ модуля/ дисциплины/ раздела

Всего часов

В том числе

Форма

контроля

лекции

практич.

занятия

 

 

 

 

 

 

I.

Общепрофессиональный цикл

50

40

10

-

4.

Теория и устройство судна

50

40

10

Зачет

 

 

 

 

 

 

II.

Профессиональные модули

192

172

20

-

1.

Выполнение судовых работ

192

172

20

Экзамен

 

 

 

 

 

 

III.

Производственная практика

60

-

60

-

 

 

 

 

 

 

IV.

Вариативная часть

30

8

22

-

1.

Орудия лова рыбы и промысловые механизмы

10

6

4

Зачет

2.

Английский язык

20

2

18

Зачет

 

Квалификационный экзамен

4

4

-

-

 

ИТОГО

336

224

112

-

 


 

3.2. Содержание обучения по программе

 

Учебно-тематический план общепрофессионального цикла

 

п/п

Наименование

дисциплины/раздела

Всего часов

В том числе

Форма

контроля

лекции

практические занятия

4.

Теория и устройство судна

50

40

10

Зачет

4.1.

Основы теории судна

8

8

-

-

4.2.

Классификация судов, их эксплуатационные и мореходные качества

4

2

2

-

4.3.

Общее устройство судов

6

4

2

-

4.4.

Системы набора корпуса судна

6

4

2

-

4.5.

Грузовая марка и надводный борт

4

2

2

-

4.6.

Судовые устройства

14

12

2

-

4.7.

Судовые спасательные средства, аварийно-спасательное имущество и снабжение

4

4

-

-

4.8.

Судовые системы

4

4

-

-

 

ИТОГО

50

40

10

-

 

Содержание дисциплин и разделов общепрофессионального цикла

 

В ходе изучения дисциплины "Теория и устройство судна" слушателей знакомят с основными видами конструкции судов и их оборудованием.

Дисциплина "Теория и устройство судна" включает в себя следующие разделы:

а) "Основы теории судна". В данном разделе изучаются силы, действующие на плавающее судно; закон плавучести; силы веса и силы поддержания на спокойной воде и на волнении; закон Архимеда; центр величины, центр тяжести; условия равновесия судна; объемное и весовое водоизмещение; основные понятия об остойчивости судна; непотопляемость как качество судна; водонепроницаемые переборки и их роль в обеспечении непотопляемости судов; запас плавучести и надводный борт, их роль в обеспечении непотопляемости; качка, ее виды и элементы; успокоители качки (скуловые кили, бортовые рули, успокоительные цистерны); термины и определения, употребляемые на судне;

б) "Классификация судов, их мореходные и эксплуатационные качества". В данном разделе изучается классификация судов по назначению, району плавания, материалу корпуса, способу движения, способу поддержания на воде, типу главного двигателя, типу двигателей, по архитектурно-конструктивному типу и количеству гребных валов. Основные мореходные и эксплуатационные качества судов;

в) "Общее устройство судов". В данном разделе изучается общее устройство и формы обводов корпуса судна; устройство внутренних помещений и надстроек судна; расположение и оборудование пассажирских помещений; главные размерения корпуса судна; теоретический чертеж судна и его назначение; соотношение главных размерений в обеспечении мореходных и эксплуатационных качеств судна; коэффициенты полноты, их величины для различных судов;

г) "Системы набора корпуса судна". В данном разделе изучается понятие общей и местной прочности корпуса судна; системы набора корпуса, их применение, преимущества и недостатки; элементы конструкции продольного и поперечного набора; особенности набора оконечностей корпуса судна, машинного отделения; наружная обшивка и палубный настил, их отличительные пояса, расположение и назначение; назначение и конструкция водонепроницаемых дверей;

д) "Грузовая марка и надводный борт". В данном разделе изучается понятие грузовой марки и марки углублений, минимального надводного борта;

е) "Судовые устройства". В данном разделе изучаются рулевые, якорные, швартовые, буксирные, шлюпочные, грузовые устройства. Особенности грузовых устройств судов ро-ро и лихтеровозов;

ж) "Судовые спасательные средства, аварийно-спасательное имущество и снабжение". В данном разделе изучаются классификация и разновидности спасательных средств, нормы снабжения судов спасательными средствами, новшества мирового флота по спасательным устройствам, разновидности и назначение аварийно-спасательного и противопожарного имущества, конструктивная противопожарная защита судов, виды перекрытий, нормы аварийного снабжения и снабжения сигнальными средствами, их размещение и хранение на судне;

з) "Судовые системы". В данном разделе слушателей знакомят с назначением, общей характеристикой и классификацией судовых систем; изучаются специальные системы танкеров, системы контроля и пожарной сигнализации. Стационарные системы пожаротушения.

Итоговой формой контроля является зачет.

 

 


 

Учебно-тематический план профессиональных модулей

 

п/п

Наименование

модуля/раздела/темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

практические занятия

1.

Выполнение судовых работ (профессиональный модуль)

192

172

20

Экзамен

1.1.

Морская практика

40

30

10

-

1.1.1.

Рангоут и такелаж морского судна

2

2

-

-

1.1.2.

Судовые средства радиосвязи, световая и флажная сигнализации

4

-

4

-

1.1.3.

Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72)

20

16

4

-

1.1.4.

Рулевые устройства: команды на руль на английском языке и их выполнение

6

4

2

-

1.1.5.

Особые случаи морской практики.

Плавание судна в штормовых условиях

2

2

-

-

1.1.6.

Плавание судна во льдах

2

2

-

-

1.1.7.

Снятие судна с мели

2

2

-

-

1.1.8.

Оказание помощи судам и людям, терпящим бедствие

2

2

-

-

1.2.

Организация судовых работ

64

54

10

-

1.2.1.

Судовые работы

10

10

-

-

1.2.2.

Малярные работы

16

16

-

-

1.2.3.

Такелажные работы

28

18

10

-

1.2.4.

Требования правил безопасности при выполнении судовых работ

5

5

-

-

1.2.5.

Подготовка к плаванию в осенне-зимний период

5

5

-

-

1.3.

Работа с судовыми устройствами

50

50

-

-

1.3.1.

Якорное устройство

15

15

-

-

1.3.2.

Швартовое устройство

15

15

-

-

1.3.3.

Буксирное устройство

10

10

 

 

1.3.4.

Шлюпочное устройство

10

10

 

 

1.4.

Погрузочно-разгрузочные работы

38

38

 

 

1.4.1.

Основные понятия о грузах

10

10

 

 

1.4.2.

Грузовые устройство и принцип действия

14

14

 

 

1.4.3.

Основные понятия о грузовых операциях

14

14

 

 


 

ИТОГО

192

172

20

-

 


 

Содержание профессиональных модулей

Целью изучения профессионального модуля "Выполнение судовых работ" является приобретение слушателями теоретических знаний и практических навыков по выполнению судовых и погрузочно-разгрузочных работ, использованию судовых устройств и инструмента, а также средств связи (радиосвязи, звуковых и зрительных, огней судов в соответствии с международными правилами предупреждения столкновений судов в море. Изучение теоретического материала необходимо тесно увязывать с правилами безопасности проведения конкретного вида работ.

Профессиональный модуль "Выполнение судовых работ" включает в себя изучение следующих тем:

а) "Рангоут и такелаж морского судна" (раздел "Морская практика"). В данной теме изучаются общие сведения о рангоуте; рангоут судна с механическим двигателем; мачты, полумачты, стеньги, реи, гафели, стрелы, флагштоки; назначение и терминология основных частей рангоута; типы судовых мачт, их расположение и крепление; понятие такелажа; основные снасти стоячего такелажа (ванты, штаги, контрштаги, штаг-карнак, их назначение и расположение на судне); основные снасти бегучего такелажа (фалы, топенанты, оттяжки, грузовые шкентеля, их назначение; уход за рангоутом и такелажем);

б) "Судовые средства радиосвязи, световая и флажная сигнализации" (раздел "Морская практика"). В данной теме изучается классификация и состав судового радиооборудования, радиотелефонных станций, средств внутрисудовой трансляции; правила пользования средствами связи на судне; особенности применения радиосвязи для передачи сигналов бедствия, срочности и безопасности; зрительными средствами связи (светосигнальные средства, флаги МСС, сигнальные фигуры, пиротехнические средства сигнализации, их хранение и использование на судне); звуковые средства связи. Также в теме раскрывается понятие, способы и виды сигнализации в портах, правила несения визуальной сигнально-наблюдательной вахты, особенности ведения наблюдения по секторам, форма докладов о результатах наблюдений.

По итогам изучения темы проводится практическое занятие по отработке навыков по передаче сигналов бедствия;

в) "Международные правила предупреждения столкновений судов в море" (раздел "Морская практика"). В данной теме изучаются краткая история, общие положения, значения терминов, употребляемых в МППСС-72; огни и знаки, огни судна с механическим двигателем на ходу; огни и знаки судов, занятых буксировкой и толканием; огни и знаки парусных судов и судов на веслах; огни и знаки судов (рыболовных, лишенных возможности управляться, ограниченных в возможности маневрировать, занятых устранением минной опасности, лоцманских, стесненных своей осадкой и занятых дноуглубительными работами); огни и знаки судов, стоящих на якоре и сидящих на мели. Также изучаются звуковые и световые сигналы судов, находящихся на виду друг у друга и при ограниченной видимости, сигналы бедствия.

По итогам изучения темы проводится практическое занятие по опознаванию огней и знаков различных судов;

г) "Рулевые устройства, команды на руль на английском языке и их выполнение" (раздел "Морская практика"). В данной теме изучаются использование судового рулевого устройства и уход за ним; правила эксплуатации рулевого устройства; схемы перехода на ручное управление рулем; команды на руль и их исполнение, в том числе на английском языке.

По итогам изучения темы проводится практическое занятие по отработке выполнения команды на руль, в том числе на английском языке;

д) "Особые случаи морской практики. Плавание судна в штормовых условиях" (раздел "Морская практика"). В данной теме изучаются особенности плавания судна в штормовых условиях; влияние штормовых условий на судно; подготовка судна к плаванию в штормовых условиях; мероприятия по обеспечению живучести судна; особенности работы экипажа во время шторма; строгое соблюдение правил техники безопасности и хорошей морской практики;

е) "Плавание судна во льдах" (раздел "Морская практика"). В данной теме изучаются особенности плавания судна во льдах; подготовка судна к плаванию во льдах; плавание судна во льдах самостоятельно и под проводкой ледокола; возможные повреждения при плавании судна во льдах; обледенение судов и меры борьбы с ним;

ж) "Снятие судна с мели" (раздел "Морская практика"). В данной теме изучается техника снятия судна с мели, в том числе своими средствами и с помощью других судов; завозка якорей для снятия судна с мели;

з) "Оказание помощи судам и людям, терпящим бедствие" (раздел "Морская практика"). В данной теме изучаются способы оказания помощи судам, терпящим бедствие; положения международных нормативных правовых актов, касающиеся помощи судам, терпящим бедствие; линеметательные устройства; процедура снятия людей с гибнущего судна и пересадка их на спасательное судно в море или высадка их на берег; спутниковые системы, используемые при поиске и спасании;

и) "Судовые работы" (раздел "Организация судовых работ"). В данной теме изучаются правила ухода за корпусом, надстройками, рубками, судовыми и грузовыми помещениями, палубами, цистернами и танками; судовые уборки; мойка наружных палуб, уборка палуб и судовых помещений; уход за рангоутом и такелажем, крепления предметов и материалов в помещениях судна, уборка помещений, уход за резиной, расхаживание и смазка резьб; уборка и дезинфекция кладовых грязного белья; правила хранения горючих материалов в фонарных, малярных кладовых; техника замеров воды в танках; проведение плотницких работ;

й) "Малярные работы" (раздел "Организация судовых работ"). В данной теме изучается назначение малярных работ, наименование и характеристики лакокрасочных материалов; шпаклевка, приготовление и использование; палубные мастики, антикоррозийные грунты; двухкомпонентные краски и грунты; приготовление красок, составление колеров, хранение красок на судне; применяемые инструменты для подготовки поверхности к окраске: кирки, скребки, проволочные щётки, цикли, шпатели, пневматические молотки, пневматические и электрические щётки, пневматические и электрические шарошки; инструменты для окрасочных работ: кисти и распылители; их виды, подготовка к работе и уход за ними. Также в теме изучается процедура осмотра корпуса судна, выявление повреждений; подготовка к окраске металлических поверхностей (удаление ржавчины, масляных и жировых пятен, плохо держащихся слоев старой краски; зачистка и грунтовка поверхности под покраску; требования по подготовке к покраске деревянных поверхностей, просушка, покрытие олифой, шпаклёвка, шлифовка, грунтовка); технология проведения окрасочных работ, температурные параметры при окраске, последовательность нанесения краски на окрашиваемые поверхности, порядок растушёвки; применение беседок для окраски, особенности использования окрасочных инструментов при окраске с беседки; правила безопасности при производстве малярных работ;

к) "Такелажные работы" (раздел "Организация судовых работ"). В данной теме изучаются назначение предметов такелажа; инструмент для такелажных работ (драек, свайки, секач, мушкель, лопатка, тиски, такелажные ножи) и материалы; общие сведения о тросах; синтетические, стальные тросы, такелажные цепи их основные характеристики, правила использования, уход и обращения с ними, допустимый износ; дельные вещи (назначение, виды, устройство, уход за ними, допустимый износ);основные характеристики, особенности и конструкция металлических, растительных и синтетических тросов; приём на судно тросов и уход за ними; сравнительная прочность тросов; разрывная и рабочая крепость растительных, синтетических и стальных тросов; определение крепости тросов по приближенным формулам; подбор тросов в зависимости от предполагаемой нагрузки и назначения; применение такелажных цепей; техника изготовления из растительных тросов судового снаряжения;такелажные работы с тросами (сращивание, клетневание, сплесневание, наложение марок и бензелей, изготовление огонов и заделка коушей; плетение матов, кранцев и легостей; применение и вязание узлов, прямой, рифовый, простой штык, штык со шлагом, выбленочный, беседочный, двойной беседочный, шкотовый, брамшкотовый, сваечный и удавка); плетение матов и оплётка кранцев; правила безопасности при производстве такелажных работ.

В ходе изучения темы проводится практическое занятие по проведению такелажных работ с тросами; наложению марок и бензелей; вязанию узлов и их применению; сращиванию тросов, заделке коушей и изготовлению огонов;

л) "Требования правил безопасности при выполнении судовых работ" (раздел "Организация судовых работ"). В данной теме изучаются правила допуска к судовым работам, инструктаж; работы на верхней палубе в штормовых условиях; забортные работы, спуск человека за борт; требования к ограждению проёмов, проходов, вырезов в палубах, переходных мостиков; использование гаков, скоб, вертлюгов, блоков, тросов при выполнении работ на верхней палубе. Также изучаются взрывобезопасные фонари и их применение; работа в беседке, страховочный конец, требования к его креплению и длине;

м) "Подготовка к зимнему отстою и зимний отстой судов" (раздел "Организация судовых работ"). В данной теме изучается приведение судна в зимовочное состояние: зачистка корпуса, уборка инвентаря и имущества, консервация приборов, мероприятия по обеспечению безопасного отстоя судов в зимний период;

н) "Якорное устройство" (раздел "Работа с судовыми устройствами"). В данной теме изучается работа с якорным устройством; управление шпилями и брашпилями; порядок подготовки якорного устройства к постановке судна на один и два якоря, на кормовой якорь, отдача якорей; работы по съемке судна с якоря, подъем якорей; команды, подаваемые при отдаче и поднятии якорей; организация наблюдения при стоянке судна на якоре; маркировка якорной цепи; уход за якорным устройством; техническая эксплуатация якорного устройства и уход за ним; требования правил безопасности при работе с якорным устройством;

о) "Швартовое устройство" (раздел "Работа с судовыми устройствами"). В данной теме изучается работа со швартовыми устройствами, название, правила подачи и крепления, очередность заведения швартовых концов, установка кранцевой защиты судна, отдача швартовых концов, подача трапов и их крепление, техническая эксплуатация швартового устройства и уход за ним, требования правил безопасности при швартовых операциях;

п) "Буксирное устройство" (раздел "Работа с судовыми устройствами"). В данной теме изучается работа с буксирными устройствами; крепление буксирного троса на гаке и его отдача; крепление вожжевых и их уборка; порядок укорачивания или вытравливания буксирного троса, вожжевых; сцепные устройства; техническая эксплуатация буксирного и сцепного устройства и уход за ними; требования правил безопасности при работе с буксирным устройством;

р) "Шлюпочное устройство" (раздел "Работа с судовыми устройствами") изучаются работы со шлюпочными устройствами; работы по спуску и подъему шлюпок; спуск шлюпок на воду; порядок посадки (высадки) людей в шлюпку (из шлюпки); подъем шлюпки и ее крепление на кильблоках; техника безопасности при работе со шлюпочными устройствами;

с) "Основные понятия о грузах" (раздел "Погрузочно-разгрузочные работы"). В данной теме изучаются краткие сведения о физико-химических свойствах грузов; понятие о транспортной характеристике грузов; массовые грузы, навалочные и наливные грузы; генеральные грузы, пакетированные грузы; тяжеловесные и длинномерные грузы; опасные грузы; понятие совместимости грузов; виды тары и упаковки; маркировка грузов; понятие сохранности грузов; правила хранения грузов;

т) "Устройство и принцип действия судовых грузовых устройств" (раздела "Погрузочно-разгрузочные работы"). В данной теме изучается состав и конструкция грузовых устройств судов различных типов (грузовые стрелы, краны, аппарели паромов, насосы и трубопроводы наливных судов); грузоподъёмность грузовых стрел; устройство грузовой стрелы, подъём и опускание с её помощью груза из грузового трюма; электрические и электрогидравлические грузовые краны; их грузоподъёмность; люковые закрытия грузовых трюмов (тип, принцип действия и уход за ними; маркировка грузовых устройств);

у) "Основные понятия о грузовых операциях" (раздел "Погрузочно-разгрузочные работы"). В данной теме изучается подготовка грузовых помещений; грузовой план судна; правила приема, счета и выдачи груза; сигналы и команды при погрузочно-разгрузочных работах; особенности процедур безопасной погрузки и выгрузки на танкере, меры предосторожности; обеспечение безопасного доступа в закрытые помещения; процедуры для предотвращения загрязнения воздуха и воды; меры, предпринимаемые в случае разлива груза; использование защитной одежды и снаряжения, средств приведения в сознание, снаряжения для эвакуации и спасания; требования правил безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и при работе с грузовыми стрелами, кранами, лебедками.

Итоговой формой контроля является экзамен.

 

Учебно-тематический план вариативной части

 

п/п

Наименование

дисциплины/темы

Всего часов

В том числе

Форма

контроля

лекции

практич. занятия

1.

Английский язык

20

2

18

Зачет

1.1

Фонетические особенности английского языка

2

2

 

 

1.2

Команды, доклады, общение по кругу ведения вахтенного матроса

18

 

18

 

2.

Орудия лова рыбы и промысловые механизмы

10

6

4

Зачет

2.1.

Устройство, принцип действия орудий лова

 

 

 

 

2.1.1.

Классификация рыбопромыслового флота и орудий промышленного рыболовства

1

1

 

 

2.1.2.

Организация службы добычи судна

1

1

 

 

2.1.3.

Траловый лов рыбы

3

3

 

 

2.1.4.

Кошельковый лов рыбы

1

1

 

 

2.2.

Эксплуатация орудий лова

 

 

 

 

2.2.1.

Эксплуатация тралов

2

 

2

 

2.2.2.

Эксплуатация кошельковых неводов

1

 

1

 

2.2.3.

Эксплуатация морских ставных сетей

1

 

1

 

 

ИТОГО

30

8

22

 

 

Содержание вариативной части

 

Вариативная часть включает в себя дисциплины «Английский язык» и «Орудия лова рыбы и промысловые механизмы».

 

В ходе изучения дисциплины «Английский язык» слушатели изучают лексику и грамматику английского языка, вырабатывают навыки по пониманию устных конструкций, формулированию вопросов и ответов на английском языке с целью организации эффективного общения с руководством и коллегами.

В ходе изучения данной дисциплины проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала.

Итоговой формой контроля является зачет.

 

Целью изучения дисциплины «Орудия лова рыбы и промысловые механизмы» является приобретение слушателями теоретических знаний и практических навыков по устройству и эксплуатации орудий лова и промысловых механизмов рыбопромысловых судов.

Изучение дисциплины «Орудия лова рыбы и промысловые механизмы»  предусматривает изучение следующих тем:

А) Устройство, принцип действия орудий лова. При изучении темы рассматриваются вопросы:

- Классификация рыбопромыслового флота и орудий промышленного рыболовства;

- Организация службы добычи судна;

- Траловый лов рыбы (суда тралового лова, классификация тралов, схемы тралового лова);

- Кошельковый лов рыбы (суда кошелькового лова, схемы кошелькового лова);

Б) Эксплуатация орудий лова. При изучении темы рассматриваются вопросы:

- Эксплуатация тралов (цикл лова, операции по постановке и выборке тралов);

- Эксплуатация кошельковых неводов (цикл лова, замет и выборка кошелькового невода);

- Эксплуатация морских ставных сетей.

-Классификация рыбопромыслового флота и орудий промышленного рыболовства;

Итоговой формой контроля является зачет.


Содержание производственной практики

 

п/n

Виды выполняемых работ

Всего

часов

Форма контроля

1.      

Такелажные работы

8

 

2.      

Малярные работы

4

 

3.      

Швартовные работы

4

 

4.      

Погрузочно-разгрузочные работы

2

 

5.      

Использование аварийно-спасательного и противопожарного имущества и инвентаря

6

 

6.      

Использование систем внутренней связи и сигнализации

2

 

7.      

Управление палубными механизмами.

4

 

8.      

Спуск судовых спасательных средств

2

 

9.      

Открытие и закрытие люков трюмов, погрузка, разгрузка, крепление и раскрепление груза.

2

 

10.   

Подготовка грузовых помещений, грузовых средств и инвентаря к погрузке и выгрузке.

4

 

11.   

Замеры уровня воды в льялах

2

 

12.   

Уборка палубы, судовых служебных и санитарно-бытовых помещений.

4

 

13.   

Техническое обслуживание и ремонт корпусных конструкций

4

 

14.   

Техническое обслуживание и ремонт палубных механизмов

4

 

15.   

Техническое обслуживание и ремонт снаряжения и инвентаря

2

 

16.   

Практическая квалификационная работа

6

 

 

ИТОГО

60

Зачет

 

Целью производственной практики является закрепление полученных теоретических знаний, приобретение профессиональных навыков матроса.

Выполняемые виды работ на производственной практике и их освоение регистрируются в Аттестационном листе слушателя, форма которого колледжем разрабатывается самостоятельно.

В ходе производственной практики каждый слушатель выполняет практическую квалификационную работу (ПКР), которая является составной частью итоговой аттестации по профессии.

ПКР по профессии «Матрос» выполняется на основании квалификационных характеристик  в  Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС выпуск №52, утвержден приказом Минтруда России от 18.02.2013 N 68н).

Содержание ПКР соответствует требованиям квалификационных характеристик по профессии «Матрос» 4-го разряда, необходимых для выполнения работ на судах с главным двигателем мощностью свыше 550 кВт, включенных в Единый тарифно-квалификационный справочник

Цель ПКР - проверка навыков слушателей по выполнению судовых и погрузочно-разгрузочных работ, использованию судовых устройств и средств связи в объеме, определенном ЕТКС.

Место проведения ПКР – учебно-тренировочный полигон БГАРФ,  учебно-тренировочное судно «Мончегорск».

Итоговой формой контроля является зачет.

Слушатели, планирующие в дальнейшем обучение по программе повышения квалификации «Вахтенный матрос», должны пройти производственную (профессиональную) плавательную практику на судах, находящихся в эксплуатации, продолжительностью не менее двух месяцев.

До убытия на практику такому слушателю выдается журнал практической подготовки, бланки справки о плавании и характеристики (отзыва). Выполняемые работы на производственной практике регистрируются в журнале практической подготовки слушателя. Журнал заполняется в соответствии с изложенными в нем правилами.

По окончании прохождения плавательной практики слушатель должен получить справку о плавании, подтверждающую выполнение требований к стажу работы на судне, выданную в соответствии с приказом Минтранса России от 15 марта 2012г. N 62, и характеристику (отзыв). Формирование компетенций, приведенных в таблице А-II/4 Кодекса ПДНВ, подтверждается и оценивается записями в журнале практической подготовки.

 

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

4.1 Материально-техническое обеспечение

 

Виды помещений и их

материально-техническое

обеспечение

Наименование

 

1. Наличие помещений:

- учебных кабинетов

УТС СРТМК «Мончегорск»

Кабинеты подготовки по борьбе за живучесть судна,

Кабинет навигация и лоция,

Кабинет гидрометеорология и навигация,

Кабинет  судовые вспомогательные механизмы,

Кабинет медицинской подготовки,

Класс такелажный.

 

2. Оборудование помещения и рабочих мест

Действующие и разрезные макеты механизмов, приспособления, модели, стенды, макеты, комплекты тематических плакатов,  демонстрационные приборы, манекен для отработки приемов оживления, спасательное снаряжение, инструменты, учебные видеофильмы, наборы морских  навигационных карт,  навигационные приборы и прокладочные инструменты, навигационные пособия; образцы дельных вещей и тросов; такелажный инструмент, стенд с основными видами судовых узлов; инструменты для малярных работ и работ по подготовке поверхности к покраске; переносные средства пожаротушения, применяемые на судах; образцы индивидуальных спасательных средств, страховочный пояс.

 

3. Технические средства обучения

Компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

Телевизоры мультимедийные;

Видеопроекторы; экраны;

Симуляторы,

Доски меловые учебные,

 

 

4.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение

 

Виды источников

Наименование рекомендуемых учебных изданий

 

Основные

1.     Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками = ПДМНВ-78: консолидированный текст. - СПб. : ЦНИИМФ, 2010. - 805 с.

2.     СОЛАС 2005/2006:  = Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. : с изменениями и поправками. - Одесса : Негоциант, 2006. - 34

3.     Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная протоколом 1978 г. к ней : к изучению дисциплины / консолидированный текст. - СПб. : ЦНИИМФ, 2009

4.     Международный кодекс по охране судов и портовых средств  = Кодекс ОСПС : законы и законодательные акты. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : ЦНИИМФ, 2009. - 272 с.

5.     Международные правила предупреждения столкновений   судов в море, 1972 г. (МППСС-72) : на русском и английском языках. - Москва : Моркнига, 2016. - 168 с. : цв. ил.

6.     Международный Свод Сигналов (МСС-1965) = МСС-65 : к изучению дисциплины. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во Гл. управления навигации и океанографии Мин. обороны, 1982. - 174 с.       

7.     Наставление по борьбе за живучесть судов (РД 31.60.14-81)  = НБЖС = MANUAL ON EMERGENCY PLANS IN SHIPS : с приложениями и дополнениями. - СПб. : ЦНИИМФ, 2004. - 384 с.

8.     Положение о дипломировании членов экипажей морских судов [Электронный ресурс]: нормативно-технический документ / Министерство транспорта РФ. - Введ. с 15 марта 2012 г. приказом Минтранса России № 62. - М. : Моркнига, 2012. - 42 с.

9.     Киценко, В. Н. Вахтенный матрос [Электронный ресурс]  : учебное пособие для курсантов морских учебных заведений специальности "Судовождение" и подготовки моряков / В. Н. Киценко . - Калининград : БГАРФ, 2017. - 258 с. : цв. ил., рис., табл.

10.  Шарлай , Г. Н. Матрос морского судна  [Электронный ресурс]  : учебное пособие  / Г. Н. Шарлай . - Владивосток : Морской гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского, 2010. - 283 с. : ил., цв. ил.

11.  Баранов, Е. Ф. Безопасность жизнедеятельности на водном транспорте [Электронный ресурс]  : учебное пособие / Е. Ф. Баранов, В. К. Новиков, В. Г. Сазонов. - Москва : Альтаир-МГАВТ, 2015.

12.  Минько, Виктор Михайлович. Пожарная безопасность [Электронный ресурс]  : учебное пособие для вузов / В. М. Минько ; рец.: Л. М. Стригун, А. И. Валерианов ; Калининградский государственный технический университет (Калининград). - Калининград : КГТУ, 2015.

13.  Минько, Виктор Михайлович. Производственная безопасность [Электронный ресурс]  : учебное пособие для вузов / В. М. Минько ; рец.: В. Т. Линчаровский, Н. А. Евдокимова  ; Калининградский государственный технический университет (Калининград). - Калининград : КГТУ, 2016.

14.  Бурханов, М. В. Справочник-экзаменатор по огням, знакам и сигналам МППСС-72 : к изучению дисциплины / М. В. Бурханов. - Москва : Моркнига, 2010. - 158 с. : цв.ил. + 1 эл. опт. диск.

15.  Крымов, И. С. Борьба за живучесть судна и спасательные средства : учебное пособие для учеб. заведений водного транспорта / И. С. Крымов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ТрансЛит, 2011. - 432 с. : ил.

16.  Крымов, И. С. Основы борьбы за живучесть судна : справочное пособие / И. С. Крымов. - М. : РосКонсульт, 2006. - 177 с. : ил.

17.  Дверник, А. В. Устройство орудий рыболовства : учеб. пособие для высш. и сред. проф. учеб. заведений / А. В. Дверник, Л. Н. Шеховцев. - М. : Колос, 2007. - 272 с. : ил.

 

Дополнительные

1.     Устав о дисциплине работников морского транспорта. - Москва : МОРСАР, 2000. - 15 с.

2.     Гордеев, И. И. Вахтенный матрос : учебное пособие / И. И. Гордеев. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ТрансЛит, 2010. - 272 с. : ил

3.     Международное руководство по судовой медицине : руководство. - 2-е изд. - Одесса : Негоциант, 2002

4.     Фрид, Е. Г. Устройство судна : учебник для сред. проф. - тех. училищ / Е. Г. Фрид. - 5-е изд., испр. и доп. - Л. : Судостроение, 1990. - 344 с. : ил.

5.     Предотвращение загрязнения окружающей среды с судов : учебник для вузов и сред. проф. мор. учеб. заведений / А. П. Пимошенко, В. Г. Гурьев, В. П. Ефентьев. - М. : Мир, 2004. - 320 с. : ил., табл.

6.     Попович, В. А. Первая медицинская помощь плавсоставу : к изучению дисциплины / В. А. Попович. - М. : РосКонсульт, 2004. - 171 с. : ил.

7.   Противопожарная подготовка плавсостава : учеб. пособие для вузов и сред. проф. мор. учеб. заведений / В. П. Ефентьев , В. Н. Дулин, С. И. Жемков. - М. : Мир, 2005. - 392 с. : ил.

8.   Бронштейн, Д. Я. Устройство и основы теории судна : учебник для сред.спец. учеб. заведений / Д. Я. Бронштейн. - Л. : Судостроение, 1988

9.     Войниканис-Мирский, В. Н. Техника промышленного рыболовства : учебник для ссузов / В. Н. Войниканис-Мирский. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Легкая и пищевая пром., 1983.

 

 

1.3.       Общие требования к организации образовательного процесса

 

Выбор методов обучения для каждого занятия определяется преподавателем в соответствии с составом и уровнем подготовленности слушателей, степенью сложности излагаемого материала, наличием и состоянием учебного оборудования, технических средств обучения, местом и продолжительностью проведения занятий.

Теоретические занятия проводятся с целью изучения нового учебного материала. Изложение материала необходимо вести в форме доступной для понимания слушателей, соблюдать единство терминологии, определений и условных обозначений, соответствующих действующим международным и национальным нормативным правовым актам. В ходе занятий преподаватель обязан увязывать новый материал с ранее изученным, дополнять основные положения примерами из практики, соблюдать логическую последовательность изложения.

Практические занятия (тренировки) проводятся с целью закрепления теоретических знаний и выработки у слушателей основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы. Основная часть практических занятий выполняется с использованием специализированных технических средств обучения, образцов судового имущества и оборудования на УТС СРТМК «Мончегорск».

 

4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса

 

Педагогический состав, обеспечивающий обучение слушателей, должен соответствовать следующим минимальным требованиям:

-среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины;

-опыт практической деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

 

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Реализация программы предусматривает проведение промежуточной и итоговой аттестации.

Промежуточная аттестация слушателей проводится в форме зачётов и экзаменов.

К промежуточной аттестации допускаются слушатели, успешно освоившие программу соответствующей дисциплины (модуля).

Зачёт проводится в письменной форме или в форме собеседования. Допускается проведение компьютерного тестирования, выполнение контрольной работы и защита докладов.

Экзамен проводится в письменной форме или в форме собеседования. Допускается проведение компьютерного тестирования с последующим собеседованием.

Слушатели, успешно выполнившие все элементы учебного плана и прошедшие промежуточную аттестацию, допускаются к итоговой аттестации.

Итоговая аттестация проводится аттестационной комиссией, результаты работы которой оформляются протоколом.

Уровень подготовки слушателей оценивается при проведении экзамена в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

В критерии оценки уровня подготовки слушателей входят:

- уровень освоения слушателями материала, предусмотренного учебной программой;

- четкость, краткость изложения ответа при соблюдении принципа полноты его содержания;

При оценке знаний слушателей необходимо руководствоваться следующим:

- оценки «отлично» заслуживает слушатель, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные рабочей программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется слушателям, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплин программы в их значении для приобретаемой специальности, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала;

- Оценки «хорошо» заслуживает слушатель, обнаруживший полное знание программного материала, успешно выполняющий предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется слушателям, показавшим систематический характер знаний и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей профессиональной деятельности;

- Оценки «удовлетворительно» заслуживает слушатель, обнаруживший знание основного программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы по специальности, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется слушателям, допустившим в ответе погрешности непринципиального характера;

- Оценка «неудовлетворительно» выставляется слушателю, обнаружившему пробелы в знаниях основного программного материала. Как правило, оценка «неудовлетворительно» выставляется слушателям, которые не могут приступить к профессиональной деятельности по окончании ЦПП без дополнительных занятий по программе профессионального образования.

Главным критерием оценки слушателя является способность выполнять задание безопасно и эффективно. В случае несоответствия этому критерию слушателю выставляется оценка «неудовлетворительно».

 

 

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании МК судоводительских дисциплин и промышленного рыболовства.

Протокол № ___ от ________ 20___ года


 

Скачано с www.znanio.ru

УТВЕРЖДАЮ «____»_____________20____г

УТВЕРЖДАЮ «____»_____________20____г

Содержание B. ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Содержание B. ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

B. Лист ознакомления

B. Лист ознакомления

C. Лист учета экземпляров

C. Лист учета экземпляров

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Программа профессиональной подготовки разработана

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Программа профессиональной подготовки разработана

Нормативный срок освоения программы при очной форме получения образования – 336 часов

Нормативный срок освоения программы при очной форме получения образования – 336 часов

МППСС-72 , доклады при обнаружении; -правила выполнения маневра судна и шлюпки по тревоге "Человек за бортом" и сигнализацию, применяемую по тревоге "Человек за бортом"; -пиротехнические…

МППСС-72 , доклады при обнаружении; -правила выполнения маневра судна и шлюпки по тревоге "Человек за бортом" и сигнализацию, применяемую по тревоге "Человек за бортом"; -пиротехнические…

МСС); набирать по заданному сочетанию флаги

МСС); набирать по заданному сочетанию флаги

Содержание обучения по программе

Содержание обучения по программе

Системы набора корпуса судна"

Системы набора корпуса судна"

Учебно-тематический план профессиональных модулей п/п

Учебно-тематический план профессиональных модулей п/п

Содержание профессиональных модулей

Содержание профессиональных модулей

Также изучаются звуковые и световые сигналы судов, находящихся на виду друг у друга и при ограниченной видимости, сигналы бедствия

Также изучаются звуковые и световые сигналы судов, находящихся на виду друг у друга и при ограниченной видимости, сигналы бедствия

Судовые работы" (раздел "Организация судовых работ")

Судовые работы" (раздел "Организация судовых работ")

В ходе изучения темы проводится практическое занятие по проведению такелажных работ с тросами; наложению марок и бензелей; вязанию узлов и их применению; сращиванию тросов, заделке…

В ходе изучения темы проводится практическое занятие по проведению такелажных работ с тросами; наложению марок и бензелей; вязанию узлов и их применению; сращиванию тросов, заделке…

Швартовое устройство" (раздел "Работа с судовыми устройствами")

Швартовое устройство" (раздел "Работа с судовыми устройствами")

Итоговой формой контроля является экзамен

Итоговой формой контроля является экзамен

В ходе изучения данной дисциплины проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала

В ходе изучения данной дисциплины проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала

Содержание производственной практики № п/n

Содержание производственной практики № п/n

ЕТКС. Место проведения ПКР – учебно-тренировочный полигон

ЕТКС. Место проведения ПКР – учебно-тренировочный полигон

Технические средства обучения Компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

Технические средства обучения Компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

Основные 1. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками =

Основные 1. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками =

Практические занятия (тренировки) проводятся с целью закрепления теоретических знаний и выработки у слушателей основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы

Практические занятия (тренировки) проводятся с целью закрепления теоретических знаний и выработки у слушателей основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы

При оценке знаний слушателей необходимо руководствоваться следующим: - оценки «отлично» заслуживает слушатель, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные…

При оценке знаний слушателей необходимо руководствоваться следующим: - оценки «отлично» заслуживает слушатель, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные…

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2022