|
|
||||
|
|
||||
|
УТВЕРЖДАЮ
«____»_____________20____г.
|
||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
рабочая ПРОГРАММа профессиональной подготовки членов экипажей морских судов по профессии «Матрос»
|
|||||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
РАЗРАБОТЧИК |
|
||||
|
|
||||
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ |
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
ВЕРСИЯ |
V.3 |
||||
ДАТА ВЫПУСКА |
|
||||
ДАТА ПЕЧАТИ |
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
|
|||||
Содержание
B. ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ.. 3
C. ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ.. 4
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 5
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.. 8
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.. 8
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.. 20
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.. 23
B. Лист ознакомления
Должность |
Фамилия, имя, отчество |
Дата |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Место хранения корректируемого экземпляра |
Номер экземпляра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 Программа профессиональной подготовки разработана Центром профессиональной подготовки КМРК при участии специалистов АО «РПК «Рыбфлот ФОР» с целью методического обеспечения процесса обучения членов экипажей морских судов по профессии «Матрос».
В результате освоения программы слушатели овладевают компетенциями в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), выпуск №52 (утвержден Приказом Минтруда России от 18.02.2013 N 68н) с присвоением квалификации «Матрос (4 разряда)».
1.2 Нормативными документами для разработки рабочей программы являются:
Правило II/4 Международной Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (далее - Конвенция ПДНВ) 1978 г., с поправками;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Типовая основная программа профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии "Вахтенный матрос" (далее – программа «Вахтенный матрос»), утвержденная приказом Министерства транспорта РФ от 27 февраля 2014 г. N 55 (разделы I/4, II/1, III, IV/1, V);
Квалификационные характеристики профессии «Матрос» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС выпуск №52, утвержден приказом Минтруда России от 18.02.2013 N 68н);
Учебный план и программы для подготовки рядового плавсостава судов рыбопромыслового флота (ФГБОУ «ЦУМК» Федерального агентства по рыболовству, Москва, 2017).
1.3 Общая характеристика программы
Миссия программы – удовлетворение социальных потребностей личности в реализации способностей, образовательной, развивающей целей, а также удовлетворение потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, в получении профессионального образования и квалификации в выбранной области деятельности.
Нормативный срок освоения программы при очной форме получения образования – 336 часов.
1.4 Требования к лицам, претендующим на обучение по программе профессиональной подготовки.
Слушателями настоящей программы могут быть лица:
- имеющие среднее общее образование и выше;
- достигшие 18-летнего возраста;
- годные по состоянию здоровья на основании медицинского заключения для работы на морских судах в качестве матроса (лица, не имеющие заключение о годности к плаванию не могут претендовать на получение квалификационного свидетельства международного образца).
1.5. Цели и задачи программы.
Целью программы является подготовка матросов для морских судов в объеме характеристик профессии «Матрос (4 разряда)» согласно ЕТКС и освоение разделов I/4, II/1, III,IV/1, V программы «Вахтенный матрос», утвержденной приказом Минтранса РФ от 27 февраля 2014 года № 55.
В результате изучения программы слушатель должен знать:
-устройство морского судна (основные части судового набора, способы соединения между собой деталей судового корпуса, конструкцию отдельных перекрытий и узлов, настила дна, наружной обшивки, горловин, водонепроницаемых дверей, надстроек и рубок; конструкцию и назначение судовых систем и устройств, расположение и назначение судовых помещений; термины и определения, употребляемые на судне);
-главные размерения судна, водоизмещение, грузоподъемность, грузовместимость, дедвейт, мореходные качества судна, назначение грузовой марки;
-расположение по судну балластных танков и танков пресной воды, их мерительных и воздушных труб, мерительных труб грузовых помещений;
-различные виды маркировки, используемые на судне;
-определения рангоута и такелажа судна, виды материалов и предметов такелажного снаряжения;
-организацию ухода за корпусом и помещениями судна;
-технику эксплуатации судовых устройств и уход за ними;
-основные виды красок, грунтовок, лаков растворителей и особенности применения их на судне;
-виды грузовых и швартовных устройств судна и правила их эксплуатации; правила пожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены труда на судне;
- условия включения противопожарных, водоотливных систем, правила постановки аварийного пластыря, цементного ящика, приемы тушения пожаров;
-приемы оказания первой помощи, индивидуальные приемы выживания, а также вопросы, касающиеся опасности для здоровья и личной безопасности;
-основные команды, относящиеся к управлению рулем, на английском языке;
-огни и знаки судов, звуковые и световые сигналы судов и сигналы бедствия в соответствии с МППСС-72, доклады при обнаружении;
-правила выполнения маневра судна и шлюпки по тревоге "Человек за бортом" и сигнализацию, применяемую по тревоге "Человек за бортом";
-пиротехнические сигналы бедствия;
-основы погрузочно-разгрузочных работ в портах;
-меры предосторожности, принимаемые для предотвращения загрязнения окружающей среды;
-способы поддержания бдительности в области охраны и транспортной безопасности.
В результате изучения программы слушатель должен уметь:
-выполнять малярные, такелажные, плотнические и другие судовые работы;
-выполнять швартовные операции (пользоваться бросательным концом, крепить швартовы на судне и на берегу за кнехты, пушки, рымы и огоны, пользоваться цепным и растительным стопорами при переносе швартовов с барабана швартовного механизма на кнехты, завозить швартовы на берег с помощью шлюпки);
-управлять палубными устройствами;
-обеспечивать подготовку трюмов и грузовых устройств к погрузочно-разгрузочным операциям, выполнять крепление грузов;
-определять осадку судна по маркировке на штевнях, замерять уровень воды в льялах и танках (цистернах), замерять уровень груза и пользоваться клинкетами на нефтеналивных судах;
-действовать при проведении различных видов тревог, в аварийных и чрезвычайных ситуациях;
-применять средства пожаротушения, средства индивидуальной защиты и средства по борьбе с водой;
-использовать индивидуальные и коллективные спасательные средства;
-использовать аптечку первой помощи;
-вести визуальное и слуховое наблюдение, осуществлять связь в соответствии с международным сводом сигналов (далее - МСС); набирать по заданному сочетанию флаги МСС, использовать средства соответствующей внутренней связи и аварийно-предупредительной сигнализации, а также пиротехнические средства;
-подавать сигналы бедствия различными средствами.
Результатом освоения программы является овладение профессией «Матрос (4 разряда)» для морских судов в объеме характеристик профессии согласно ЕТКС.
Освоение программы является условием получения слушателем свидетельства о присвоении квалификации «Матрос (4 разряда)».
3.1. Тематический план программы
п/п |
Наименование цикла/ модуля/ дисциплины/ раздела |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
лекции |
практич. занятия |
||||
|
|
|
|
|
|
I. |
Общепрофессиональный цикл |
50 |
40 |
10 |
- |
4. |
Теория и устройство судна |
50 |
40 |
10 |
Зачет |
|
|
|
|
|
|
II. |
Профессиональные модули |
192 |
172 |
20 |
- |
1. |
Выполнение судовых работ |
192 |
172 |
20 |
Экзамен |
|
|
|
|
|
|
III. |
Производственная практика |
60 |
- |
60 |
- |
|
|
|
|
|
|
IV. |
Вариативная часть |
30 |
8 |
22 |
- |
1. |
Орудия лова рыбы и промысловые механизмы |
10 |
6 |
4 |
Зачет |
2. |
Английский язык |
20 |
2 |
18 |
Зачет |
|
Квалификационный экзамен |
4 |
4 |
- |
- |
|
ИТОГО |
336 |
224 |
112 |
- |
3.2. Содержание обучения по программе
Учебно-тематический план общепрофессионального цикла
п/п |
Наименование дисциплины/раздела |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
лекции |
практические занятия |
||||
4. |
Теория и устройство судна |
50 |
40 |
10 |
Зачет |
4.1. |
Основы теории судна |
8 |
8 |
- |
- |
4.2. |
Классификация судов, их эксплуатационные и мореходные качества |
4 |
2 |
2 |
- |
4.3. |
Общее устройство судов |
6 |
4 |
2 |
- |
4.4. |
Системы набора корпуса судна |
6 |
4 |
2 |
- |
4.5. |
Грузовая марка и надводный борт |
4 |
2 |
2 |
- |
4.6. |
Судовые устройства |
14 |
12 |
2 |
- |
4.7. |
Судовые спасательные средства, аварийно-спасательное имущество и снабжение |
4 |
4 |
- |
- |
4.8. |
Судовые системы |
4 |
4 |
- |
- |
|
ИТОГО |
50 |
40 |
10 |
- |
Содержание дисциплин и разделов общепрофессионального цикла
В ходе изучения дисциплины "Теория и устройство судна" слушателей знакомят с основными видами конструкции судов и их оборудованием.
Дисциплина "Теория и устройство судна" включает в себя следующие разделы:
а) "Основы теории судна". В данном разделе изучаются силы, действующие на плавающее судно; закон плавучести; силы веса и силы поддержания на спокойной воде и на волнении; закон Архимеда; центр величины, центр тяжести; условия равновесия судна; объемное и весовое водоизмещение; основные понятия об остойчивости судна; непотопляемость как качество судна; водонепроницаемые переборки и их роль в обеспечении непотопляемости судов; запас плавучести и надводный борт, их роль в обеспечении непотопляемости; качка, ее виды и элементы; успокоители качки (скуловые кили, бортовые рули, успокоительные цистерны); термины и определения, употребляемые на судне;
б) "Классификация судов, их мореходные и эксплуатационные качества". В данном разделе изучается классификация судов по назначению, району плавания, материалу корпуса, способу движения, способу поддержания на воде, типу главного двигателя, типу двигателей, по архитектурно-конструктивному типу и количеству гребных валов. Основные мореходные и эксплуатационные качества судов;
в) "Общее устройство судов". В данном разделе изучается общее устройство и формы обводов корпуса судна; устройство внутренних помещений и надстроек судна; расположение и оборудование пассажирских помещений; главные размерения корпуса судна; теоретический чертеж судна и его назначение; соотношение главных размерений в обеспечении мореходных и эксплуатационных качеств судна; коэффициенты полноты, их величины для различных судов;
г) "Системы набора корпуса судна". В данном разделе изучается понятие общей и местной прочности корпуса судна; системы набора корпуса, их применение, преимущества и недостатки; элементы конструкции продольного и поперечного набора; особенности набора оконечностей корпуса судна, машинного отделения; наружная обшивка и палубный настил, их отличительные пояса, расположение и назначение; назначение и конструкция водонепроницаемых дверей;
д) "Грузовая марка и надводный борт". В данном разделе изучается понятие грузовой марки и марки углублений, минимального надводного борта;
е) "Судовые устройства". В данном разделе изучаются рулевые, якорные, швартовые, буксирные, шлюпочные, грузовые устройства. Особенности грузовых устройств судов ро-ро и лихтеровозов;
ж) "Судовые спасательные средства, аварийно-спасательное имущество и снабжение". В данном разделе изучаются классификация и разновидности спасательных средств, нормы снабжения судов спасательными средствами, новшества мирового флота по спасательным устройствам, разновидности и назначение аварийно-спасательного и противопожарного имущества, конструктивная противопожарная защита судов, виды перекрытий, нормы аварийного снабжения и снабжения сигнальными средствами, их размещение и хранение на судне;
з) "Судовые системы". В данном разделе слушателей знакомят с назначением, общей характеристикой и классификацией судовых систем; изучаются специальные системы танкеров, системы контроля и пожарной сигнализации. Стационарные системы пожаротушения.
Итоговой формой контроля является зачет.
Учебно-тематический план профессиональных модулей
п/п |
Наименование модуля/раздела/темы |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
лекции |
практические занятия |
||||
1. |
Выполнение судовых работ (профессиональный модуль) |
192 |
172 |
20 |
Экзамен |
1.1. |
Морская практика |
40 |
30 |
10 |
- |
1.1.1. |
Рангоут и такелаж морского судна |
2 |
2 |
- |
- |
1.1.2. |
Судовые средства радиосвязи, световая и флажная сигнализации |
4 |
- |
4 |
- |
1.1.3. |
Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72) |
20 |
16 |
4 |
- |
1.1.4. |
Рулевые устройства: команды на руль на английском языке и их выполнение |
6 |
4 |
2 |
- |
1.1.5. |
Особые случаи морской практики. Плавание судна в штормовых условиях |
2 |
2 |
- |
- |
1.1.6. |
Плавание судна во льдах |
2 |
2 |
- |
- |
1.1.7. |
Снятие судна с мели |
2 |
2 |
- |
- |
1.1.8. |
Оказание помощи судам и людям, терпящим бедствие |
2 |
2 |
- |
- |
1.2. |
Организация судовых работ |
64 |
54 |
10 |
- |
1.2.1. |
Судовые работы |
10 |
10 |
- |
- |
1.2.2. |
Малярные работы |
16 |
16 |
- |
- |
1.2.3. |
Такелажные работы |
28 |
18 |
10 |
- |
1.2.4. |
Требования правил безопасности при выполнении судовых работ |
5 |
5 |
- |
- |
1.2.5. |
Подготовка к плаванию в осенне-зимний период |
5 |
5 |
- |
- |
1.3. |
Работа с судовыми устройствами |
50 |
50 |
- |
- |
1.3.1. |
Якорное устройство |
15 |
15 |
- |
- |
1.3.2. |
Швартовое устройство |
15 |
15 |
- |
- |
1.3.3. |
Буксирное устройство |
10 |
10 |
|
|
1.3.4. |
Шлюпочное устройство |
10 |
10 |
|
|
1.4. |
Погрузочно-разгрузочные работы |
38 |
38 |
|
|
1.4.1. |
Основные понятия о грузах |
10 |
10 |
|
|
1.4.2. |
Грузовые устройство и принцип действия |
14 |
14 |
|
|
1.4.3. |
Основные понятия о грузовых операциях |
14 |
14 |
|
|
|
ИТОГО |
192 |
172 |
20 |
- |
Содержание профессиональных модулей
Целью изучения профессионального модуля "Выполнение судовых работ" является приобретение слушателями теоретических знаний и практических навыков по выполнению судовых и погрузочно-разгрузочных работ, использованию судовых устройств и инструмента, а также средств связи (радиосвязи, звуковых и зрительных, огней судов в соответствии с международными правилами предупреждения столкновений судов в море. Изучение теоретического материала необходимо тесно увязывать с правилами безопасности проведения конкретного вида работ.
Профессиональный модуль "Выполнение судовых работ" включает в себя изучение следующих тем:
а) "Рангоут и такелаж морского судна" (раздел "Морская практика"). В данной теме изучаются общие сведения о рангоуте; рангоут судна с механическим двигателем; мачты, полумачты, стеньги, реи, гафели, стрелы, флагштоки; назначение и терминология основных частей рангоута; типы судовых мачт, их расположение и крепление; понятие такелажа; основные снасти стоячего такелажа (ванты, штаги, контрштаги, штаг-карнак, их назначение и расположение на судне); основные снасти бегучего такелажа (фалы, топенанты, оттяжки, грузовые шкентеля, их назначение; уход за рангоутом и такелажем);
б) "Судовые средства радиосвязи, световая и флажная сигнализации" (раздел "Морская практика"). В данной теме изучается классификация и состав судового радиооборудования, радиотелефонных станций, средств внутрисудовой трансляции; правила пользования средствами связи на судне; особенности применения радиосвязи для передачи сигналов бедствия, срочности и безопасности; зрительными средствами связи (светосигнальные средства, флаги МСС, сигнальные фигуры, пиротехнические средства сигнализации, их хранение и использование на судне); звуковые средства связи. Также в теме раскрывается понятие, способы и виды сигнализации в портах, правила несения визуальной сигнально-наблюдательной вахты, особенности ведения наблюдения по секторам, форма докладов о результатах наблюдений.
По итогам изучения темы проводится практическое занятие по отработке навыков по передаче сигналов бедствия;
в) "Международные правила предупреждения столкновений судов в море" (раздел "Морская практика"). В данной теме изучаются краткая история, общие положения, значения терминов, употребляемых в МППСС-72; огни и знаки, огни судна с механическим двигателем на ходу; огни и знаки судов, занятых буксировкой и толканием; огни и знаки парусных судов и судов на веслах; огни и знаки судов (рыболовных, лишенных возможности управляться, ограниченных в возможности маневрировать, занятых устранением минной опасности, лоцманских, стесненных своей осадкой и занятых дноуглубительными работами); огни и знаки судов, стоящих на якоре и сидящих на мели. Также изучаются звуковые и световые сигналы судов, находящихся на виду друг у друга и при ограниченной видимости, сигналы бедствия.
По итогам изучения темы проводится практическое занятие по опознаванию огней и знаков различных судов;
г) "Рулевые устройства, команды на руль на английском языке и их выполнение" (раздел "Морская практика"). В данной теме изучаются использование судового рулевого устройства и уход за ним; правила эксплуатации рулевого устройства; схемы перехода на ручное управление рулем; команды на руль и их исполнение, в том числе на английском языке.
По итогам изучения темы проводится практическое занятие по отработке выполнения команды на руль, в том числе на английском языке;
д) "Особые случаи морской практики. Плавание судна в штормовых условиях" (раздел "Морская практика"). В данной теме изучаются особенности плавания судна в штормовых условиях; влияние штормовых условий на судно; подготовка судна к плаванию в штормовых условиях; мероприятия по обеспечению живучести судна; особенности работы экипажа во время шторма; строгое соблюдение правил техники безопасности и хорошей морской практики;
е) "Плавание судна во льдах" (раздел "Морская практика"). В данной теме изучаются особенности плавания судна во льдах; подготовка судна к плаванию во льдах; плавание судна во льдах самостоятельно и под проводкой ледокола; возможные повреждения при плавании судна во льдах; обледенение судов и меры борьбы с ним;
ж) "Снятие судна с мели" (раздел "Морская практика"). В данной теме изучается техника снятия судна с мели, в том числе своими средствами и с помощью других судов; завозка якорей для снятия судна с мели;
з) "Оказание помощи судам и людям, терпящим бедствие" (раздел "Морская практика"). В данной теме изучаются способы оказания помощи судам, терпящим бедствие; положения международных нормативных правовых актов, касающиеся помощи судам, терпящим бедствие; линеметательные устройства; процедура снятия людей с гибнущего судна и пересадка их на спасательное судно в море или высадка их на берег; спутниковые системы, используемые при поиске и спасании;
и) "Судовые работы" (раздел "Организация судовых работ"). В данной теме изучаются правила ухода за корпусом, надстройками, рубками, судовыми и грузовыми помещениями, палубами, цистернами и танками; судовые уборки; мойка наружных палуб, уборка палуб и судовых помещений; уход за рангоутом и такелажем, крепления предметов и материалов в помещениях судна, уборка помещений, уход за резиной, расхаживание и смазка резьб; уборка и дезинфекция кладовых грязного белья; правила хранения горючих материалов в фонарных, малярных кладовых; техника замеров воды в танках; проведение плотницких работ;
й) "Малярные работы" (раздел "Организация судовых работ"). В данной теме изучается назначение малярных работ, наименование и характеристики лакокрасочных материалов; шпаклевка, приготовление и использование; палубные мастики, антикоррозийные грунты; двухкомпонентные краски и грунты; приготовление красок, составление колеров, хранение красок на судне; применяемые инструменты для подготовки поверхности к окраске: кирки, скребки, проволочные щётки, цикли, шпатели, пневматические молотки, пневматические и электрические щётки, пневматические и электрические шарошки; инструменты для окрасочных работ: кисти и распылители; их виды, подготовка к работе и уход за ними. Также в теме изучается процедура осмотра корпуса судна, выявление повреждений; подготовка к окраске металлических поверхностей (удаление ржавчины, масляных и жировых пятен, плохо держащихся слоев старой краски; зачистка и грунтовка поверхности под покраску; требования по подготовке к покраске деревянных поверхностей, просушка, покрытие олифой, шпаклёвка, шлифовка, грунтовка); технология проведения окрасочных работ, температурные параметры при окраске, последовательность нанесения краски на окрашиваемые поверхности, порядок растушёвки; применение беседок для окраски, особенности использования окрасочных инструментов при окраске с беседки; правила безопасности при производстве малярных работ;
к) "Такелажные работы" (раздел "Организация судовых работ"). В данной теме изучаются назначение предметов такелажа; инструмент для такелажных работ (драек, свайки, секач, мушкель, лопатка, тиски, такелажные ножи) и материалы; общие сведения о тросах; синтетические, стальные тросы, такелажные цепи их основные характеристики, правила использования, уход и обращения с ними, допустимый износ; дельные вещи (назначение, виды, устройство, уход за ними, допустимый износ);основные характеристики, особенности и конструкция металлических, растительных и синтетических тросов; приём на судно тросов и уход за ними; сравнительная прочность тросов; разрывная и рабочая крепость растительных, синтетических и стальных тросов; определение крепости тросов по приближенным формулам; подбор тросов в зависимости от предполагаемой нагрузки и назначения; применение такелажных цепей; техника изготовления из растительных тросов судового снаряжения;такелажные работы с тросами (сращивание, клетневание, сплесневание, наложение марок и бензелей, изготовление огонов и заделка коушей; плетение матов, кранцев и легостей; применение и вязание узлов, прямой, рифовый, простой штык, штык со шлагом, выбленочный, беседочный, двойной беседочный, шкотовый, брамшкотовый, сваечный и удавка); плетение матов и оплётка кранцев; правила безопасности при производстве такелажных работ.
В ходе изучения темы проводится практическое занятие по проведению такелажных работ с тросами; наложению марок и бензелей; вязанию узлов и их применению; сращиванию тросов, заделке коушей и изготовлению огонов;
л) "Требования правил безопасности при выполнении судовых работ" (раздел "Организация судовых работ"). В данной теме изучаются правила допуска к судовым работам, инструктаж; работы на верхней палубе в штормовых условиях; забортные работы, спуск человека за борт; требования к ограждению проёмов, проходов, вырезов в палубах, переходных мостиков; использование гаков, скоб, вертлюгов, блоков, тросов при выполнении работ на верхней палубе. Также изучаются взрывобезопасные фонари и их применение; работа в беседке, страховочный конец, требования к его креплению и длине;
м) "Подготовка к зимнему отстою и зимний отстой судов" (раздел "Организация судовых работ"). В данной теме изучается приведение судна в зимовочное состояние: зачистка корпуса, уборка инвентаря и имущества, консервация приборов, мероприятия по обеспечению безопасного отстоя судов в зимний период;
н) "Якорное устройство" (раздел "Работа с судовыми устройствами"). В данной теме изучается работа с якорным устройством; управление шпилями и брашпилями; порядок подготовки якорного устройства к постановке судна на один и два якоря, на кормовой якорь, отдача якорей; работы по съемке судна с якоря, подъем якорей; команды, подаваемые при отдаче и поднятии якорей; организация наблюдения при стоянке судна на якоре; маркировка якорной цепи; уход за якорным устройством; техническая эксплуатация якорного устройства и уход за ним; требования правил безопасности при работе с якорным устройством;
о) "Швартовое устройство" (раздел "Работа с судовыми устройствами"). В данной теме изучается работа со швартовыми устройствами, название, правила подачи и крепления, очередность заведения швартовых концов, установка кранцевой защиты судна, отдача швартовых концов, подача трапов и их крепление, техническая эксплуатация швартового устройства и уход за ним, требования правил безопасности при швартовых операциях;
п) "Буксирное устройство" (раздел "Работа с судовыми устройствами"). В данной теме изучается работа с буксирными устройствами; крепление буксирного троса на гаке и его отдача; крепление вожжевых и их уборка; порядок укорачивания или вытравливания буксирного троса, вожжевых; сцепные устройства; техническая эксплуатация буксирного и сцепного устройства и уход за ними; требования правил безопасности при работе с буксирным устройством;
р) "Шлюпочное устройство" (раздел "Работа с судовыми устройствами") изучаются работы со шлюпочными устройствами; работы по спуску и подъему шлюпок; спуск шлюпок на воду; порядок посадки (высадки) людей в шлюпку (из шлюпки); подъем шлюпки и ее крепление на кильблоках; техника безопасности при работе со шлюпочными устройствами;
с) "Основные понятия о грузах" (раздел "Погрузочно-разгрузочные работы"). В данной теме изучаются краткие сведения о физико-химических свойствах грузов; понятие о транспортной характеристике грузов; массовые грузы, навалочные и наливные грузы; генеральные грузы, пакетированные грузы; тяжеловесные и длинномерные грузы; опасные грузы; понятие совместимости грузов; виды тары и упаковки; маркировка грузов; понятие сохранности грузов; правила хранения грузов;
т) "Устройство и принцип действия судовых грузовых устройств" (раздела "Погрузочно-разгрузочные работы"). В данной теме изучается состав и конструкция грузовых устройств судов различных типов (грузовые стрелы, краны, аппарели паромов, насосы и трубопроводы наливных судов); грузоподъёмность грузовых стрел; устройство грузовой стрелы, подъём и опускание с её помощью груза из грузового трюма; электрические и электрогидравлические грузовые краны; их грузоподъёмность; люковые закрытия грузовых трюмов (тип, принцип действия и уход за ними; маркировка грузовых устройств);
у) "Основные понятия о грузовых операциях" (раздел "Погрузочно-разгрузочные работы"). В данной теме изучается подготовка грузовых помещений; грузовой план судна; правила приема, счета и выдачи груза; сигналы и команды при погрузочно-разгрузочных работах; особенности процедур безопасной погрузки и выгрузки на танкере, меры предосторожности; обеспечение безопасного доступа в закрытые помещения; процедуры для предотвращения загрязнения воздуха и воды; меры, предпринимаемые в случае разлива груза; использование защитной одежды и снаряжения, средств приведения в сознание, снаряжения для эвакуации и спасания; требования правил безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и при работе с грузовыми стрелами, кранами, лебедками.
Итоговой формой контроля является экзамен.
Учебно-тематический план вариативной части
№ п/п |
Наименование дисциплины/темы |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
лекции |
практич. занятия |
||||
1. |
Английский язык |
20 |
2 |
18 |
Зачет |
1.1 |
Фонетические особенности английского языка |
2 |
2 |
|
|
1.2 |
Команды, доклады, общение по кругу ведения вахтенного матроса |
18 |
|
18 |
|
2. |
Орудия лова рыбы и промысловые механизмы |
10 |
6 |
4 |
Зачет |
2.1. |
Устройство, принцип действия орудий лова |
|
|
|
|
2.1.1. |
Классификация рыбопромыслового флота и орудий промышленного рыболовства |
1 |
1 |
|
|
2.1.2. |
Организация службы добычи судна |
1 |
1 |
|
|
2.1.3. |
Траловый лов рыбы |
3 |
3 |
|
|
2.1.4. |
Кошельковый лов рыбы |
1 |
1 |
|
|
2.2. |
Эксплуатация орудий лова |
|
|
|
|
2.2.1. |
Эксплуатация тралов |
2 |
|
2 |
|
2.2.2. |
Эксплуатация кошельковых неводов |
1 |
|
1 |
|
2.2.3. |
Эксплуатация морских ставных сетей |
1 |
|
1 |
|
|
ИТОГО |
30 |
8 |
22 |
|
Содержание вариативной части
Вариативная часть включает в себя дисциплины «Английский язык» и «Орудия лова рыбы и промысловые механизмы».
В ходе изучения дисциплины «Английский язык» слушатели изучают лексику и грамматику английского языка, вырабатывают навыки по пониманию устных конструкций, формулированию вопросов и ответов на английском языке с целью организации эффективного общения с руководством и коллегами.
В ходе изучения данной дисциплины проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала.
Итоговой формой контроля является зачет.
Целью изучения дисциплины «Орудия лова рыбы и промысловые механизмы» является приобретение слушателями теоретических знаний и практических навыков по устройству и эксплуатации орудий лова и промысловых механизмов рыбопромысловых судов.
Изучение дисциплины «Орудия лова рыбы и промысловые механизмы» предусматривает изучение следующих тем:
А) Устройство, принцип действия орудий лова. При изучении темы рассматриваются вопросы:
- Классификация рыбопромыслового флота и орудий промышленного рыболовства;
- Организация службы добычи судна;
- Траловый лов рыбы (суда тралового лова, классификация тралов, схемы тралового лова);
- Кошельковый лов рыбы (суда кошелькового лова, схемы кошелькового лова);
Б) Эксплуатация орудий лова. При изучении темы рассматриваются вопросы:
- Эксплуатация тралов (цикл лова, операции по постановке и выборке тралов);
- Эксплуатация кошельковых неводов (цикл лова, замет и выборка кошелькового невода);
- Эксплуатация морских ставных сетей.
-Классификация рыбопромыслового флота и орудий промышленного рыболовства;
Итоговой формой контроля является зачет.
Содержание производственной практики
№ п/n |
Виды выполняемых работ |
Всего часов |
Форма контроля |
1. |
Такелажные работы |
8 |
|
2. |
Малярные работы |
4 |
|
3. |
Швартовные работы |
4 |
|
4. |
Погрузочно-разгрузочные работы |
2 |
|
5. |
Использование аварийно-спасательного и противопожарного имущества и инвентаря |
6 |
|
6. |
Использование систем внутренней связи и сигнализации |
2 |
|
7. |
Управление палубными механизмами. |
4 |
|
8. |
Спуск судовых спасательных средств |
2 |
|
9. |
Открытие и закрытие люков трюмов, погрузка, разгрузка, крепление и раскрепление груза. |
2 |
|
10. |
Подготовка грузовых помещений, грузовых средств и инвентаря к погрузке и выгрузке. |
4 |
|
11. |
Замеры уровня воды в льялах |
2 |
|
12. |
Уборка палубы, судовых служебных и санитарно-бытовых помещений. |
4 |
|
13. |
Техническое обслуживание и ремонт корпусных конструкций |
4 |
|
14. |
Техническое обслуживание и ремонт палубных механизмов |
4 |
|
15. |
Техническое обслуживание и ремонт снаряжения и инвентаря |
2 |
|
16. |
Практическая квалификационная работа |
6 |
|
|
ИТОГО |
60 |
Зачет |
Целью производственной практики является закрепление полученных теоретических знаний, приобретение профессиональных навыков матроса.
Выполняемые виды работ на производственной практике и их освоение регистрируются в Аттестационном листе слушателя, форма которого колледжем разрабатывается самостоятельно.
В ходе производственной практики каждый слушатель выполняет практическую квалификационную работу (ПКР), которая является составной частью итоговой аттестации по профессии.
ПКР по профессии «Матрос» выполняется на основании квалификационных характеристик в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС выпуск №52, утвержден приказом Минтруда России от 18.02.2013 N 68н).
Содержание ПКР соответствует требованиям квалификационных характеристик по профессии «Матрос» 4-го разряда, необходимых для выполнения работ на судах с главным двигателем мощностью свыше 550 кВт, включенных в Единый тарифно-квалификационный справочник
Цель ПКР - проверка навыков слушателей по выполнению судовых и погрузочно-разгрузочных работ, использованию судовых устройств и средств связи в объеме, определенном ЕТКС.
Место проведения ПКР – учебно-тренировочный полигон БГАРФ, учебно-тренировочное судно «Мончегорск».
Итоговой формой контроля является зачет.
Слушатели, планирующие в дальнейшем обучение по программе повышения квалификации «Вахтенный матрос», должны пройти производственную (профессиональную) плавательную практику на судах, находящихся в эксплуатации, продолжительностью не менее двух месяцев.
До убытия на практику такому слушателю выдается журнал практической подготовки, бланки справки о плавании и характеристики (отзыва). Выполняемые работы на производственной практике регистрируются в журнале практической подготовки слушателя. Журнал заполняется в соответствии с изложенными в нем правилами.
По окончании прохождения плавательной практики слушатель должен получить справку о плавании, подтверждающую выполнение требований к стажу работы на судне, выданную в соответствии с приказом Минтранса России от 15 марта 2012г. N 62, и характеристику (отзыв). Формирование компетенций, приведенных в таблице А-II/4 Кодекса ПДНВ, подтверждается и оценивается записями в журнале практической подготовки.
4.1 Материально-техническое обеспечение
Виды помещений и их материально-техническое обеспечение |
Наименование |
1. Наличие помещений: - учебных кабинетов |
УТС СРТМК «Мончегорск» Кабинеты подготовки по борьбе за живучесть судна, Кабинет навигация и лоция, Кабинет гидрометеорология и навигация, Кабинет судовые вспомогательные механизмы, Кабинет медицинской подготовки, Класс такелажный. |
2. Оборудование помещения и рабочих мест |
Действующие и разрезные макеты механизмов, приспособления, модели, стенды, макеты, комплекты тематических плакатов, демонстрационные приборы, манекен для отработки приемов оживления, спасательное снаряжение, инструменты, учебные видеофильмы, наборы морских навигационных карт, навигационные приборы и прокладочные инструменты, навигационные пособия; образцы дельных вещей и тросов; такелажный инструмент, стенд с основными видами судовых узлов; инструменты для малярных работ и работ по подготовке поверхности к покраске; переносные средства пожаротушения, применяемые на судах; образцы индивидуальных спасательных средств, страховочный пояс. |
3. Технические средства обучения |
Компьютеры с лицензионным программным обеспечением; Телевизоры мультимедийные; Видеопроекторы; экраны; Симуляторы, Доски меловые учебные,
|
4.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Виды источников |
Наименование рекомендуемых учебных изданий |
Основные |
1. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками = ПДМНВ-78: консолидированный текст. - СПб. : ЦНИИМФ, 2010. - 805 с. 2. СОЛАС 2005/2006: = Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. : с изменениями и поправками. - Одесса : Негоциант, 2006. - 34 3. Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная протоколом 1978 г. к ней : к изучению дисциплины / консолидированный текст. - СПб. : ЦНИИМФ, 2009 4. Международный кодекс по охране судов и портовых средств = Кодекс ОСПС : законы и законодательные акты. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : ЦНИИМФ, 2009. - 272 с. 5. Международные правила предупреждения столкновений судов в море, 1972 г. (МППСС-72) : на русском и английском языках. - Москва : Моркнига, 2016. - 168 с. : цв. ил. 6. Международный Свод Сигналов (МСС-1965) = МСС-65 : к изучению дисциплины. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во Гл. управления навигации и океанографии Мин. обороны, 1982. - 174 с. 7. Наставление по борьбе за живучесть судов (РД 31.60.14-81) = НБЖС = MANUAL ON EMERGENCY PLANS IN SHIPS : с приложениями и дополнениями. - СПб. : ЦНИИМФ, 2004. - 384 с. 8. Положение о дипломировании членов экипажей морских судов [Электронный ресурс]: нормативно-технический документ / Министерство транспорта РФ. - Введ. с 15 марта 2012 г. приказом Минтранса России № 62. - М. : Моркнига, 2012. - 42 с. 9. Киценко, В. Н. Вахтенный матрос [Электронный ресурс] : учебное пособие для курсантов морских учебных заведений специальности "Судовождение" и подготовки моряков / В. Н. Киценко . - Калининград : БГАРФ, 2017. - 258 с. : цв. ил., рис., табл. 10. Шарлай , Г. Н. Матрос морского судна [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г. Н. Шарлай . - Владивосток : Морской гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского, 2010. - 283 с. : ил., цв. ил. 11. Баранов, Е. Ф. Безопасность жизнедеятельности на водном транспорте [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. Ф. Баранов, В. К. Новиков, В. Г. Сазонов. - Москва : Альтаир-МГАВТ, 2015. 12. Минько, Виктор Михайлович. Пожарная безопасность [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / В. М. Минько ; рец.: Л. М. Стригун, А. И. Валерианов ; Калининградский государственный технический университет (Калининград). - Калининград : КГТУ, 2015. 13. Минько, Виктор Михайлович. Производственная безопасность [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / В. М. Минько ; рец.: В. Т. Линчаровский, Н. А. Евдокимова ; Калининградский государственный технический университет (Калининград). - Калининград : КГТУ, 2016. 14. Бурханов, М. В. Справочник-экзаменатор по огням, знакам и сигналам МППСС-72 : к изучению дисциплины / М. В. Бурханов. - Москва : Моркнига, 2010. - 158 с. : цв.ил. + 1 эл. опт. диск. 15. Крымов, И. С. Борьба за живучесть судна и спасательные средства : учебное пособие для учеб. заведений водного транспорта / И. С. Крымов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ТрансЛит, 2011. - 432 с. : ил. 16. Крымов, И. С. Основы борьбы за живучесть судна : справочное пособие / И. С. Крымов. - М. : РосКонсульт, 2006. - 177 с. : ил. 17. Дверник, А. В. Устройство орудий рыболовства : учеб. пособие для высш. и сред. проф. учеб. заведений / А. В. Дверник, Л. Н. Шеховцев. - М. : Колос, 2007. - 272 с. : ил. |
Дополнительные |
1. Устав о дисциплине работников морского транспорта. - Москва : МОРСАР, 2000. - 15 с. 2. Гордеев, И. И. Вахтенный матрос : учебное пособие / И. И. Гордеев. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ТрансЛит, 2010. - 272 с. : ил 3. Международное руководство по судовой медицине : руководство. - 2-е изд. - Одесса : Негоциант, 2002 4. Фрид, Е. Г. Устройство судна : учебник для сред. проф. - тех. училищ / Е. Г. Фрид. - 5-е изд., испр. и доп. - Л. : Судостроение, 1990. - 344 с. : ил. 5. Предотвращение загрязнения окружающей среды с судов : учебник для вузов и сред. проф. мор. учеб. заведений / А. П. Пимошенко, В. Г. Гурьев, В. П. Ефентьев. - М. : Мир, 2004. - 320 с. : ил., табл. 6. Попович, В. А. Первая медицинская помощь плавсоставу : к изучению дисциплины / В. А. Попович. - М. : РосКонсульт, 2004. - 171 с. : ил. 7. Противопожарная подготовка плавсостава : учеб. пособие для вузов и сред. проф. мор. учеб. заведений / В. П. Ефентьев , В. Н. Дулин, С. И. Жемков. - М. : Мир, 2005. - 392 с. : ил. 8. Бронштейн, Д. Я. Устройство и основы теории судна : учебник для сред.спец. учеб. заведений / Д. Я. Бронштейн. - Л. : Судостроение, 1988 9. Войниканис-Мирский, В. Н. Техника промышленного рыболовства : учебник для ссузов / В. Н. Войниканис-Мирский. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Легкая и пищевая пром., 1983.
|
1.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Выбор методов обучения для каждого занятия определяется преподавателем в соответствии с составом и уровнем подготовленности слушателей, степенью сложности излагаемого материала, наличием и состоянием учебного оборудования, технических средств обучения, местом и продолжительностью проведения занятий.
Теоретические занятия проводятся с целью изучения нового учебного материала. Изложение материала необходимо вести в форме доступной для понимания слушателей, соблюдать единство терминологии, определений и условных обозначений, соответствующих действующим международным и национальным нормативным правовым актам. В ходе занятий преподаватель обязан увязывать новый материал с ранее изученным, дополнять основные положения примерами из практики, соблюдать логическую последовательность изложения.
Практические занятия (тренировки) проводятся с целью закрепления теоретических знаний и выработки у слушателей основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы. Основная часть практических занятий выполняется с использованием специализированных технических средств обучения, образцов судового имущества и оборудования на УТС СРТМК «Мончегорск».
4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Педагогический состав, обеспечивающий обучение слушателей, должен соответствовать следующим минимальным требованиям:
-среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины;
-опыт практической деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
Реализация программы предусматривает проведение промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация слушателей проводится в форме зачётов и экзаменов.
К промежуточной аттестации допускаются слушатели, успешно освоившие программу соответствующей дисциплины (модуля).
Зачёт проводится в письменной форме или в форме собеседования. Допускается проведение компьютерного тестирования, выполнение контрольной работы и защита докладов.
Экзамен проводится в письменной форме или в форме собеседования. Допускается проведение компьютерного тестирования с последующим собеседованием.
Слушатели, успешно выполнившие все элементы учебного плана и прошедшие промежуточную аттестацию, допускаются к итоговой аттестации.
Итоговая аттестация проводится аттестационной комиссией, результаты работы которой оформляются протоколом.
Уровень подготовки слушателей оценивается при проведении экзамена в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
В критерии оценки уровня подготовки слушателей входят:
- уровень освоения слушателями материала, предусмотренного учебной программой;
- четкость, краткость изложения ответа при соблюдении принципа полноты его содержания;
При оценке знаний слушателей необходимо руководствоваться следующим:
- оценки «отлично» заслуживает слушатель, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные рабочей программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется слушателям, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплин программы в их значении для приобретаемой специальности, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала;
- Оценки «хорошо» заслуживает слушатель, обнаруживший полное знание программного материала, успешно выполняющий предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется слушателям, показавшим систематический характер знаний и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей профессиональной деятельности;
- Оценки «удовлетворительно» заслуживает слушатель, обнаруживший знание основного программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы по специальности, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется слушателям, допустившим в ответе погрешности непринципиального характера;
- Оценка «неудовлетворительно» выставляется слушателю, обнаружившему пробелы в знаниях основного программного материала. Как правило, оценка «неудовлетворительно» выставляется слушателям, которые не могут приступить к профессиональной деятельности по окончании ЦПП без дополнительных занятий по программе профессионального образования.
Главным критерием оценки слушателя является способность выполнять задание безопасно и эффективно. В случае несоответствия этому критерию слушателю выставляется оценка «неудовлетворительно».
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании МК судоводительских дисциплин и промышленного рыболовства.
Протокол № ___ от ________ 20___ года
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.