Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета.
доклад на авг совещ.doc
ЛЕПКА – ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей.
Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «…В семье
изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в
математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое
чтение, изложение предмета.
В рисовании предмет изображается относительным. Изза перспективы
часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета,
главный его смысл… Правильное соотношение частей, отличие главного от
второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при
изображении предмета посредством лепки».
Говоря о лепке, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе
которой дети изображают предметы окружающей их действительности,
создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной, пластилином и другими
послушными (пластичными) материалами, которые легко изменяют форму.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.
Так, шарообразный комок глины представляется мячом, апельсином,
яблоком, а согнутый до соединения концов глиняный столбик – кольцом или
баранкой. Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое
наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в
процессе лепки.
Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина,
знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него
развивается точность движения рук и глазомер, формируются
конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно
поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.
На занятиях лепкой перед учителем ставятся определенные задачи:
развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и
техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности.
Обычно для лепки используют глину и пластилин. Человек с древних
времен знает, что из глины можно лепить, и с древних времен люди
занимались гончарным делом. Глина вошла в быт человека, из нее готовят
посуду, глиняными, обожженными плитками покрывают крыши, стены, и полы
в домах. Глина – землистая масса, которая при смешивании с водой
превращается в пластичный материал. Высохшая глина сохраняет форму,
которую ей придают, и, если ее обжечь, она становится твердой. Эти
особенности глины позволяют человеку использовать ее в строительстве, а
также для изготовления керамических, глиняных изделий. Глина очень
выразительна, пластична, однотонна, красива как материал и дает ребенку
возможность понять целостность формы предметов. Глина имеет еще одно
преимущество перед пластилином: глиняные изделия можно подвергать
дальнейшей обработке в муфельной печи или после хорошего просушивания окрашивать гуашью. Таким образом, детские работы превращаются в
керамические изделия, которые могут найти применение как сувениры,
игрушкисамоделки, украшения.
Главный инструмент для лепки – пальцы. К оборудованию для лепки
относятся каркасы, которые помогают совершеннее изображать ноги
животных, делать фигуры устойчивыми и динамичными. В процессе лепки
нужно пользоваться стеками. Они могут быть деревянными или
металлическими. Деревянные легко сделать самим. Самые простые формы
стеки – это палочка, заостренная с одной стороны и закругленная с другой.
Качество работы ребенка зависит от того, как организовано его рабочее
место. Для успешной работы хорошо иметь небольшие по размеру доски
(квадратные или круглые), которые размещаются на столе и дают
возможность аккуратно поворачивать изделие. Перед занятием лепки учитель
знакомит детей с правилами личной гигиены, помогает удобно организовать
рабочее место, учит правилам безопасного пользования стеками.
Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и
наглядных представлений. В начальной школе на уроках математики
знакомство с геометрическими фигурами можно успешно и увлекательно
начать через лепку. Затем познакомить детей с объемной и плоской
геометрической формой путем осязания и зрения, учить видеть и
анализировать окружающие предметы по сходству формы с предложенным
геометрическим эталоном и отличию от него. И тогда дети с легкостью будут
пользоваться словами: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, шар,
цилиндр, конус, пирамида, отличать фигуру овальной формы от плоской или
объемной.
Затем педагог вводит новые понятия «скульптор» и «скульптура»,
объясняет детям, что скульпторы обычно выполняют изображение из целого
куска материала путем вытягивания и отсечения, удаления всего лишнего.
Для этого применяются специальные приемы вдавливания, заминания,
вытягивания, защипления и т.д. Так дети, познают новые приемы работы и
развивают свой кругозор. Лепить можно не только скульптуры, но и картины.
Для этого надо подготовить основу: покрыть тонким слоем пластилина
картонную, деревянную или керамическую пластину. Процарапайте на ней
задуманный рисунок или сделайте эскиз на бумаге. А теперь лепите детали
попорядку и прикрепляйте их придавливая, примазывая, разглаживая.
Лепная картина с выпуклым изображением называется барельеф. А если
изображение процарапать или продавить стекой, палочкой или штампиком, то
изображение углубляется в поверхность основы и получается контррельеф.
На уроках обществознания дети изучают письменность, в частности
клинопись, зародившаяся в Древнем Шумере. Как известно, это письмо на
сырых глиняных табличках с помощью тростниковых палочек. Дайте детям
возможность ощутить все удобства и неудобства этого вида письменности и
уроки изучения истории перестанут быть скучными. Классический прием лепки на уроках технологии – это изготовление
глиняных игрушек. Самые знаменитые – конечно, дымковские,
филимоновские, каргопольские.
У этих игрушек богатая история. В каждом городе, в каждой деревне мастера
придумывают свои игрушки, не похожие на другие. Так давайте не будем
бояться беспорядка, наберемся мужества – дадим детям в руки пластилин,
тесто, глину, снег или влажный песок… Закатаем рукава и сядем рядом с
ребенком. Мы окунемся в детство, а ребенок будет счастлив лепить вместе с
вами! Ведь лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного
общения, это:
координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;
разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);
возможность создания объемных поделок;
умение планировать работу и доводить ее до конца;
богатое воображение.
Закончить хочу словами Алексея Ивановича Деньшина: «Детей необходимо
научить творить хотя бы ради того, чтобы они не вытворяли». Список использованной литературы:
1. Изобразительное искусство и художественный труд: 14 кл.: Кн. Для
учителя/Неменский Б.М. и др. М.:Просвещение, 1991.
2. Выгонов В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: Композиции,
подарки, модели: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое
сентября», 2002.
3. И.А.Лыкова. Лепилка//Жл «Мастерилка»,1998.
4. Игрушки из пластилина. Веселый зоопарк/В.Кард, С.Петров. М.:АСТ;
СПб.: Сова, 2007. Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №2 д. Улукулево муниципальное образование Кармаскалинский район
Республика Башкортостан
ЛЕПКА – ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(доклад для августовского совещания учителей начальных классов)
Составила: учитель начальных классов
Ермалаева Лира Фаритовна 2007/2008 уч. год
ЛЕПКА – ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЛЕПКА – ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЛЕПКА – ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЛЕПКА – ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЛЕПКА – ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЛЕПКА – ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.