«Лес —богатство
России»
Конспект игрового занятия
по экологии
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о пользе леса в жизни человека и животных.
Задачи:
1. Воспитательные задачи: воспитывать чувство любви к окружающим нас природным богатствам, чуткости, понимаю тайн, скрытых в природе и бережному отношению к ним.
2. Развивающие задачи: развивать познавательный интерес, мышление, воображение, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
3. Обучающие задачи: сформировать представление детей о значении леса в природе и жизни каждого человека и о необходимости бережного отношения к лесным богатствам.
Материал: иллюстрации леса и деревьев, экологические знаки о правилах поведения в лесу, картинки: вырубленный лес, зеленый лес.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами побываем в необычном месте, а где именно, вы мне сами расскажите. Вы должны закрыть глазки, а я вам включу звуки природы и вы мне расскажите, где вы оказались, и что вы себе представили.
Воспитатель. Да, правильно мы оказались в лесу. Лес – это общий дом для растений и животных. Лес невозможно представить без деревьев. Давайте сейчас мы проверим, что вы знаете о деревьях.
Дидактическая игра «Узнай по описанию».
Воспитатель. По описанию догадайтесь, о каком дереве я расскажу:
· Это – хвойное дерево, солнца не любит. Очищает воздух. Из древесины делают бумагу, музыкальные инструменты. (Ель)
· Это– высокое дерево. Любит солнце, поэтому нижних веток нет. Оно очищает воздух от микробов. Смола очень полезна. (Сосна)
· Это– лиственное дерево. Белый ствол защищает дерево от солнечных лучей. Сок очень полезен. Лечебны также почки, листья, из коры делали посуду. Из древесины – мебель. (Береза)
· Это – ягодное дерево. Его ягоды очень полезны, но пригодны в пищу только после осенних заморозков. любят клевать птицы. (Рябина)
Воспитатель. Ребята, скажите мне, а какие еще деревья растут в лесу?
Дети. Дуб, липа, осина.
Воспитатель. Скажите, как называется лес, где растут берёзы, рябины, дуб?
Дети. Лиственный.
Воспитатель. Как называется лес, где растут ели, сосны, кедр?
Дети. Хвойный.
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру «Чьи это шишки?»
Дидактическая игра «Чьи это шишки?»
Дети рассматривают шишки и определяют, к какому дереву относятся. (Сосна, кедр, ель, лиственница).
Физминутка «Шёл козёл по лесу». Выполняют движения по музыку.
Воспитатель. Скажите, ребята, какую пользу приносят деревья?
Дети. Деревья красивые, в жаркий день можно спрятаться в их тени, на деревьях живут птицы, очищают воздух.
Воспитатель. Правильно. Дерево-это дом для множества живых существ. В ветвях деревьев вьют гнёзда птицы, в дупле дерева могут жить белки, совы, поселиться дикие пчёлы. Среди корней устраивают себе норы змеи, ежи, под корой живут различные насекомые. Деревья – большие друзья и человеку, и всем живым существам. И мы должны быть благодарны деревьям.
Воспитатель. Какие птицы живут в лесу?
Дети. Синица, дятел, сова, воробей, сорока.
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, какие животные живут в лесу?
Воспитатель. Тогда отгадайте загадки:
· Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
· Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
· Скачет он и тут и там,
По полям и по лесам,
В белой шубе под сосной,
Длинноухий зверь лесной. (Заяц)
· Из иголок колобок.
Кто свернулся здесь в клубок?
Не поймёшь, где хвост, где носик,
На спине продукты носит.
В общем, сразу не поймёшь.
Кто же это всё же? (Еж)
Воспитатель. А можно забирать детенышей диких животных домой? Почему?
Дети. Потому, что лес - это родной дом зверей, и создать дома такие же условия как в лесу очень трудно. Животные не смогут жить с нами.
Воспитатель. Ребята, что дает человеку лес?
Дети. Грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы, строительный материал.
Воспитатель. Вспомните ребята, что делали люди в старину из дерева?
Дети. И дома рубили, и посуду вырезали, лодки строили, игрушки для детей делали.
Воспитатель. А почему лес- аптека?
Дети. В лесу много лекарственных трав. Воздух тоже лечит.
Воспитатель. А как лес может обогреть человека?
Дети. Человек дровами обогревает дом, а дрова - это деревья, которые росли в лесу.
Воспитатель. Скажите, что ещё можно увидеть в лесу?
Дети. Цветы, кусты, насекомых.
Воспитатель. Чем для них является лес?
Дети. Лес тоже их дом.
Дети подходят к доске и рассматривают картинку: «Вырубленный лес»
Воспитатель. Вот беда! Что случилось с деревьями? Одни пеньки вокруг да ветки валяются. Кто мог это сделать? Дети, разве можно ветки ломать и пилить деревья без нужды?
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Исчезновение лесов»
Игра «Исчезновение лесов»
На полу кольцом лежит толстая веревка. Она условно обозначает границу леса. Дети не могут выходить за пределы круга, но внутри просторно, и они бегают, прыгают, рычат, изображая птиц и животных. Воспитатель останавливает детей и говорит, что часть леса вырубили, чтобы построить новый город; дорогу; завод. С каждым разом территория становится меньше.
Воспитатель. Хорошо ли вам живется звери, птицы? Почему вам теперь лес не нравиться?
Воспитатель. Как может человек помочь лесу? Что нужно сделать, чтобы в лесу опять запели птицы. Росли красивые деревья, много животных.
· - не разорять муравейники;
· - после разведения костра, обязательно потушить его;
· - не разорять гнёзда птиц;
· - нельзя топтать ядовитые грибы;
· - не разбрасывать мусор;
· - не забирать детёнышей животных домой.
Воспитатель. Молодцы ребята!
А теперь мы улыбнёмся,
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу на прощанье
Мы подарим обещанье:
Будем с лесом мы дружить, охранять его любить.
Воспитатель. Давайте с вами нарисуем лесным зверям и птицам красивый, зеленый лес.
Дети рассматривают картину зеленого леса, садятся за столы и с помощью красок рисуют лес.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.