«Лес —богатство России» Конспект игрового занятия по экологии

  • docx
  • 16.08.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Лес богатство россии.docx

«Лес —богатство России» 
Конспект игрового занятия по экологии

 

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о пользе леса в жизни человека и животных.

Задачи:

1. Воспитательные задачи: воспитывать чувство любви к окружающим нас природным богатствам, чуткости, понимаю тайн, скрытых в природе и бережному отношению к ним.

2. Развивающие задачи: развивать познавательный интерес, мышление, воображение, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

3. Обучающие задачи: сформировать представление детей о значении леса в природе и жизни каждого человека и о необходимости бережного отношения к лесным богатствам.

Материал: иллюстрации леса и деревьев, экологические знаки о правилах поведения в лесу, картинки: вырубленный лес, зеленый лес.

 

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами побываем в необычном месте, а где именно, вы мне сами расскажите. Вы должны закрыть глазки, а я вам включу звуки природы и вы мне расскажите, где вы оказались, и что вы себе представили.

Воспитатель. Да, правильно мы оказались в лесу. Лес – это общий дом для растений и животных. Лес невозможно представить без деревьев. Давайте сейчас мы проверим, что вы знаете о деревьях.

Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Воспитатель. По описанию догадайтесь, о каком дереве я расскажу:

·        Это – хвойное дерево, солнца не любит. Очищает воздух. Из древесины делают бумагу, музыкальные инструменты. (Ель)

·        Это– высокое дерево. Любит солнце, поэтому нижних веток нет. Оно очищает воздух от микробов. Смола очень полезна. (Сосна)

·        Это– лиственное дерево. Белый ствол защищает дерево от солнечных лучей. Сок очень полезен. Лечебны также почки, листья, из коры делали посуду. Из древесины – мебель. (Береза)

·        Это – ягодное дерево. Его ягоды очень полезны, но пригодны в пищу только после осенних заморозков. любят клевать птицы. (Рябина)

Воспитатель. Ребята, скажите мне, а какие еще деревья растут в лесу?

Дети. Дуб, липа, осина.

Воспитатель. Скажите, как называется лес, где растут берёзы, рябины, дуб?

Дети. Лиственный.

Воспитатель.  Как называется лес, где растут ели, сосны, кедр?

Дети. Хвойный.

Воспитатель.  Ребята, давайте поиграем в игру «Чьи это шишки?»

Дидактическая игра «Чьи это шишки?»

Дети рассматривают шишки и определяют, к какому дереву относятся. (Сосна, кедр, ель, лиственница).

Физминутка «Шёл козёл по лесу».  Выполняют движения по музыку.

Воспитатель. Скажите, ребята, какую пользу приносят деревья?

Дети. Деревья красивые, в жаркий день можно спрятаться в их тени, на деревьях живут птицы, очищают воздух.

Воспитатель. Правильно. Дерево-это дом для множества живых существ. В ветвях деревьев вьют гнёзда птицы, в дупле дерева могут жить белки, совы, поселиться дикие пчёлы. Среди корней устраивают себе норы змеи, ежи, под корой живут различные насекомые. Деревья – большие друзья и человеку, и всем живым существам. И мы должны быть благодарны деревьям.

Воспитатель. Какие птицы живут в лесу?

Дети. Синица, дятел, сова, воробей, сорока.

Воспитатель.  Ребята, давайте вспомним, какие животные живут в лесу?

Воспитатель. Тогда отгадайте загадки:

·        Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

·        Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

·        Скачет он и тут и там,

По полям и по лесам,

В белой шубе под сосной,

Длинноухий зверь лесной. (Заяц)

·        Из иголок колобок.

Кто свернулся здесь в клубок?

Не поймёшь, где хвост, где носик,

На спине продукты носит.

В общем, сразу не поймёшь.

Кто же это всё же? (Еж)

Воспитатель. А можно забирать детенышей диких животных домой? Почему?

Дети. Потому, что лес - это родной дом зверей, и создать дома такие же условия как в лесу очень трудно. Животные не смогут жить с нами.

Воспитатель. Ребята, что дает человеку лес?

Дети. Грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы, строительный материал.

Воспитатель. Вспомните ребята, что делали люди в старину из дерева?

Дети. И дома рубили, и посуду вырезали, лодки строили, игрушки для детей делали.

Воспитатель. А почему лес- аптека?

Дети. В лесу много лекарственных трав. Воздух тоже лечит.

Воспитатель. А как лес может обогреть человека?

Дети. Человек дровами обогревает дом, а дрова - это деревья, которые росли в лесу.

Воспитатель. Скажите, что ещё можно увидеть в лесу?

Дети. Цветы, кусты, насекомых.

Воспитатель. Чем для них является лес?

Дети. Лес тоже их дом.

Дети подходят к доске и рассматривают картинку«Вырубленный лес»

 

Воспитатель. Вот беда! Что случилось с деревьями? Одни пеньки вокруг да ветки валяются. Кто мог это сделать? Дети, разве можно ветки ломать и пилить деревья без нужды?

Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Исчезновение лесов»

Игра «Исчезновение лесов»

На полу кольцом лежит толстая веревка. Она условно обозначает границу леса. Дети не могут выходить за пределы круга, но внутри просторно, и они бегают, прыгают, рычат, изображая птиц и животных. Воспитатель останавливает детей и говорит, что часть леса вырубили, чтобы построить новый город; дорогу; завод. С каждым разом территория становится меньше.

Воспитатель. Хорошо ли вам живется звери, птицы? Почему вам теперь лес не нравиться?

Воспитатель. Как может человек помочь лесу? Что нужно сделать, чтобы в лесу опять запели птицы. Росли красивые деревья, много животных.

·        - не разорять муравейники;

·        - после разведения костра, обязательно потушить его;

·        - не разорять гнёзда птиц;

·        - нельзя топтать ядовитые грибы;

·        - не разбрасывать мусор;

·        - не забирать детёнышей животных домой.

Воспитатель. Молодцы ребята!

А теперь мы улыбнёмся,

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу на прощанье

Мы подарим обещанье:

Будем с лесом мы дружить, охранять его любить.

Воспитатель. Давайте с вами нарисуем лесным зверям и птицам красивый, зеленый лес.

Дети рассматривают картину зеленого леса, садятся за столы и с помощью красок рисуют лес.