Праздники на каждый день в лагере – это важная воспитательная составляющая в работе воспитателя или вожатого. Составление мероприятий разноплановых, интересных на каждый день работы в лагере – достаточно кропотливая и непростая работа. Предлагаемая методическая разработка может быть использована для проведения одного из тематических дней в лагерной смене. Может быть адаптирована для любого возраста детей.
ЛЕСНАЯ КЛИНИКА
Театрализованная беседа разработана для детей младшего школьного
возраста. В увлекательной игровой форме ребята смогут не только расширить
свой кругозор, но и проявить артистические задатки, развить способности в
коллективном творчестве.
Беседу о пользе трав и применении их в народной медицине проводит
воспитатель отряда. Роль лесного доктора может исполнить вожатый или
старшеклассник. Эпизодические роли исполняют ребята младшего отряда.
Беседа может проводиться где угодно: на свежем воздухе, в «зеленом
театре», на веранде, в помещении библиотеки.
Необходимые атрибуты для проведения: стол, два стула – для доктора и
пациента; блокнот, ручка – для выписки «рецептов» «больным»; емкости для
«лекарств» с надписями: «Настой валерианы», «Мята перечная», «Ландышевый
настой». Понадобятся костюмы для персонажей: для докторадятла – белый
халат, шапочка, к которой прикреплен длинный клюв, очки; импровизированные
(условные) костюмы зайца и зайчихи и бельчонка ребята, совместно со
взрослыми, придумывают и мастерят сами. В качестве сюрпризного момента
можно угостить ребят морковным коктейлем («коктейлем здоровья») или просто
очищенной свежей морковью.
Действующие лица:
Доктордятел.
Помощник доктора.
Зайчиха.
Зайчонок.
Бельчонок.
Воспитатель рассказывает ребятам о том, что человеку в далекие
времена аптеку с успехом заменял лес и обычная огородная грядка. Древние
греки составляли лекарства из лука и петрушки, а огурцы использовали как
жаропонижающее средство. А для улучшения пищеварения и зрения
употребляли редьку. Но особо целительным растением считалась…
морковь…
Появляется дятелдоктор. Он приветствует ребят и включается в
беседу.
Дятел: Здравствуйте, ребятки! Рад, очень рад видеть вас в нашей лесной
клинике. Я так понял, что разговор шел о полезности моркови, не так ли? (Дети
отвечают.) Я полностью согласен с этим утверждением…А известно ли вам, ребятки, что в древние времена морковь выращивали
исключительно для лечебных целей, то есть как лекарственное растение?
Врачеватели Древнего Рима и Греции применяли морковь для лечения болезней
почек, глаз и других серьезных заболеваний. И лишь спустя некоторого времени
люди стали морковь употреблять в пищу.
Воспитатель: Да, да! Например, в Европе в средние века морковь считалась
деликатесом. Ее подавали к столу только по праздникам. В России морковь
начали выращивать также в средние века.
Дятел: Русская пословица гласит: «От моркови больше крови». И не только
крови, но и жизненной энергии и здоровья…
Появляется помощник доктора и говорит, что в приемной его ожидают
пациенты. Дятел обращается к зрителям.
– Ну что ж, прервемся на время и посмотрим, чем можем помочь больному.
Помощник приглашает пройти больных. Появляется мама–Зайчиха,
ведя за руку сына–Зайчонка. Доктор садится за свой стол и предлагает
присесть пациенту.
Зайчиха: Помогите, доктор милый!
Мой ребенок очень хилый
(показывает на понурого зайчонка).
День от дня теряет вес,
К жизни всякий интерес!
Дятел (потирая руки): Нука, нука… такс, посмотрим…
Хорошенечко осмотрим
(заглядывает в рот Зайчонку),
Досконально простучим…
(Простукивает вдоль позвоночника,
удовлетворенно покачивает
головой.)
Что ж, могу я дать совет,
Как поднять иммунитет…
(Выписывает рецепт, протягивает Зайчихе.)
Вот, пожалуйста, рецепт:
Утром натощак съедать морковку –
Вновь зайчонок станет ловким.
На обед – непременно винегрет,
Станет сильным, как атлет.
Ну а чтобы ты подрос (обращается к зайчонку),
Ешь на ужин ты овес.
Запасешься каротином –
Вмиг забудешь про ангину.Насморк, грипп и тонзиллит,
Стоматит и дерматит
Не пристанут никогда…
(Прощаясь, треплет Зайчонка за уши.)
Будь здоров (пожимает лапку),
Покапока!..
Зайчиха, взяв рецепт и поблагодарив доктора, уводит Зайчонка. Звучит
веселая задорная русская народная мелодия «Трепак». Выскакивает
Зайчонок и исполняет импровизированный танец. После танца доктор
подхватывает Зайчонка и ставит его на стул, осматривает и ощупывает
бицепсы на руках.
Дятел: Через месяц, через два
Зайца я узнал едва!
Наш больнойто как подрос,
«Пистолетом» держит хвост!..
Стал намного энергичней,
Даже вроде симпатичней…
(Крутит Зайчонка в разные стороны, тот радостно верещит.)
Зайчонок (важно): Мне морковка помогла –
Честь и слава ей, хвала!..
(Резво спрыгивает со стула, и, махнув доктору на прощание, убегает.)
Дятел: Морковь поистине творит чудеса! Кушайте, ребятки, морковь. В
ней очень много витаминов роста и молодости, силы и здоровья… (Вновь
появляется помощник и ведет следующего пациента – Бельчонка. Держа
«лапку» на весу, тот жалобно стонет. Обеспокоенный доктор идет ему
навстречу.)
Бельчонок: Дядя доктор, помоги,
Моя лапка вся в крови!
Сжался я в комок от боли,
Потерял я много крови…
Дятел (усаживая бельчонка, успокаивает его):
Успокойтеська, больной.
(Обращается к помощнику.)
Валерианы где настой?
(Помощник молча кивает головой, берет со стола бутылочку с
этикеткой «Настой валерианы» и в стаканчик отсчитывает капли.)
– Ты, Бельчонок, не дрожи,
Лучше лапку покажи..
(Дятел осматривает лапку пациента, тот трясется весь от страха.)Дятел (покачивая головой):
У тебя на лапке ранки,
Выпей, братец, валерьянки…
(Дает Бельчонку лекарство, пока тот пьет, доктор идет к
импровизированной грядке, «срывает» подорожник, приговаривая при этом.)
Подорожник я сорву,
Хорошенечко протру.
К ранке листик мы привяжем,
Бинтом лапку мы обвяжем… (Бельчонок ойкает.)
Кровь сейчас мы остановим,
Боль из лапки мы прогоним…
Полегчало, мой дружок?
Бельчонок (с благодарностью кивает головой): Ага, чуток…
Дятел (гладит больного): Лапка завтра заживет,
Успокойся, все пройдет…
(Обращается ребятам.)
Подорожнику хвала!
Бельчонок (радостно): Я здоров опять, ура!..
(Обращается к Дятлу.)
За все, за все благодарю
И песенку свою дарю…
Бельчонок исполняет песню «Зеленый мир», слова Ю. Полухина,
музыка М. Парцхаладзе.
Погляди на леса и поля,
Погляди, как прекрасна земля!
Кроны сосен и птиц голоса –
Здесь на каждом шагу чудеса!
П р и п е в:
Даже если объехать целый свет,
На земле лучше края нет.
Этот зеленый мир, этот волшебный добрый мир –
Он мне навеки мил.
На заре у опушки лесной
Умывается белка росой,
Шепчет сказки задумчивый лес…
В нем немало таится чудес!На проигрыш припева выходят: Дятел, его помощник, Зайчиха с
Зайчонком и, присоединившись к Бельчонку, взявшись за руки, допевают
песню.
Дятел: В нашем лесу много таится неизведанного и неразгаданного. О
каждой травинке и былинке можно узнать много чего интересного, а о живых
лесных обитателях и подавно. Сколько сказок сложено русским народом о них…
Воспитатель: Доктор, я думаю, ребятам известны эти сказки …
Обращается с просьбой к детям перечислить русские народные сказки,
персонажами которых являются животные леса.
(«Медведьполовинщик», «Лисичкасестричка и волк», «Лиса и заяц»,
«Старик и волк», «Волкдурень», «Лиса и тетерев», «Зимовье зверей», «Заяц
хваста», «Мужик и медведь», «Заяц» и др.)
Дятел: А сегодня вы познакомились с Зайчонком и его мамой Зайчихой, а
также с маленьким Бельчонком. («Звери» выходят и кланяются.)
Воспитатель: И мы очень рады их выздоровлению… (Обращается к
ребятам.) Ребята, вспомните, какие лечебные травы и растения вернули
зверятам здоровье? (Дети отвечают.)
Зайчиха (в руках у нее корзина с морковью): Угощайтесь, ребята, и…
Все артисты вместе: Будьте здоровы! (Звучит веселая русская народная
мелодия, артисты угощают ребят морковью.)