Конспект урока позволяет : ознакомить учащихся с личностью и удивительной жизнью русского ученого — М. В. Ломоносова; рассмотреть основное содержание, особенности композиции и художественные особенности произведения; обучать выразительному чтению, работе с различными словарями; развивать умение находить в тексте юмористические моменты.
Тема: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Цели деятельности учителя: дать представление о древнерусской литературе, жанре и идейно-художественных особенностях летописи, ознакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока...»; развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному; обучать составлению цитатного плана.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.
ЛЕТОПИСЬ «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ.docx
ЛЕТОПИСЬ «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
«ПОДВИГ ОТРОКА-КИЕВЛЯНИНА И ХИТРОСТЬ ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА».
Конспект урока позволяет : ознакомить учащихся с личностью и удивительной
жизнью русского ученого — М. В. Ломоносова; рассмотреть основное содержание,
особенности композиции и художественные особенности произведения; обучать
выразительному чтению, работе с различными словарями; развивать умение
находить в тексте юмористические моменты.
Тема: «Подвиг отрокакиевлянина и хитрость воеводы Претича»
Цели деятельности учителя: дать представление о древнерусской литературе, жанре и
идейнохудожественных особенностях летописи, ознакомить с созданием и основной
мыслью повести «Подвиг отрока...»; развивать умение формулировать тему произведения,
делать выводы по прочитанному; обучать составлению цитатного плана.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать особенности повествования; уметь воспринимать и
анализировать текст.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет
способность к самооценке своих действий поступков; положительно относится к учению,
познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует
имеющиеся.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности,
осуществляет поиск причин и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу;
планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)
необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: выполняет учебнопознавательные действия в материализованной и
умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза,
сравнения, классификации, устанавливает причинноследственные связи, делает
обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную
информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих
тетрадей.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в
общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задает вопросы, слушает и отвечает
на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и
обосновывает ее.
I. Стадия вызова.
1. Все ли слова понятны в заглавии произведения? Какое именно слово непонятно?
( отрок – это дитя от 7 до 15 лет)
2. А что такое подвиг? (Доблестный, героический поступок, важное по своему значению
действие, совершённое в трудных условиях.) Знаете ли вы хотя бы об одном человеке,
совершившем подвиг?
3. Как вы думаете, о чём это произведение? Перед нами отрывок из летописи, которую обычно называют «Повестью временных
лет». Вспомните, что такое летопись? А может быть, ктонибудь знает имя монаха
летописца?
II. Стадия осмысления содержания.
1. Чтение первого отрывка.
В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был
тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками в городе Киеве. И осадили
печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя
было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести коня напоить:
стояли печенеги на Лыбеди. Изнемогали люди от голода и жажды.
Что означает выражение лето 6476, от какого момента велось летоисчисление в
Древней Руси (от сотворения мира).
Кто такие печенеги? Святослав? (Святослав (?—972), великий князь киевский,
был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из
Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей
от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат,
что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он
отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в
небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу
Руси.
В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли
новые кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце,
далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и
рассказывает нам летописный отрывок.)
Чем знаменита княгиня Ольга?
Столицей какого государства является сегодня Киев?
Что такое Лыбедь? (Небольшая речка, которая впадает в Днепр.)
2. Чтение 2го отрывка.
И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу. И нельзя
было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе
и сказали:
Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не
подступите утром к городу, сдадимся печенегам".
И сказал один отрок:
Я проберусь.
И ответили ему:
Иди. Что означает слово тужить (горевать).
Всё ли понятно в этом отрывке? Кому отрок должен передать сообщение от
киевлян?
3. Чтение третьего отрывка.
Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стан печенегов, спрашивая
их:
Не видел ли ктонибудь коня?
Ибо знал он попеченежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке,
то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Видя это, печенеги устремились за
ним, стреляли в него, но не могли ему ничего сделать.
На том берегу видели это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли
его к дружине. И сказал им отрок:
Если не подступите завтра к городу, то сдадутся люди печенегам.
Сказал же Воевода их, по имени Претич:
Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону..
Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав".
Всё ли вам понятно из этого отрывка?
Значение каких слов затрудняетесь объяснить? (Ладья большая лодка, гребная или под
парусом. Воевода начальник войска в древней Руси, княжичи – дети князя.)
Почему поступок отрока называют в летописи подвигом? Чем рисковал отрок?
4.Чтение четвертого отрывка.
Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе
закричали. Печенеги же подумали, что пришел сам князь, и побежали от города. И
вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, видя это,
возвратился один к воеводе Претичу и спросил :
Кто это пришел?
А тот ответил ему:
Люди той стороны Днепра.
Печенежский князь снова спросил:
А ты не князь ли ?
Претич же ответил:
Я муж его, пришел в сторожах , а за мною идет полк (войско) с самим князем:
бесчисленное их множество.
Так сказал он, чтобы пригрозить им. Князь же печенежский сказал Претичу:
Будь мне другом.
Тот ответил:
Так и сделаю.
И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю ,
стрелы. Он же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города.
Почему побежали печенеги от города?
Почему печенежский князь предложил Претичу дружбу?
В чем хитрость Претича? В чем смысл обмена подарками?
5. Чтение последнего отрывка.
И послали киевляне к Святославу со словами: Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было
не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придешь и не защитишь нас,
то возьмут нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, ни старой матери, ни детей
своих?
Услышав это, Святослав быстро сел на коня и пришел в Киев с дружиною своею.
Он поцеловал мать и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И
собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и был мир.
Что такое отчина? (Владение, которое досталось по наследству от отца.)
Дружина? (Отряд воинов на службе у князя.)
Что значит сокрушаться? (Сильно печалиться.)
В чём киевляне обвиняют князя Святослава?
Что сделал князь?
III. Стадия рефлексии. Задания на выбор (письменный ответ на вопрос).
1. Почему поступок отрока можно назвать подвигом?
2. Как вы думаете, согласившись на дружбу с печенежским ханом, хитрил Претич или
был искренним?
3. Как вы оцениваете поступок князя Святослава (возвратился и прогнал печенегов).
Общий вопрос : какое слово (событие) повашему самое главное в отрывке.
Список использованной литературы.
1. ЗаирБек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. –
М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
2. Коровина В.Я., Журавлёв В.П, Коровин В.И. Литература: учебник для
общеобразоват. организаций. В 2х ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2013. – С. 4852.
3. Ерёмина О.А. Начало письменности у восточных славян и возникновение
древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет»
как литературный памятник. «Подвиг отрокакиевлянина и хитрость воеводы
Претича» // http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Urokiliter_5kl_Knigauchit/2.html
ЛЕТОПИСЬ «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
ЛЕТОПИСЬ «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
ЛЕТОПИСЬ «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
ЛЕТОПИСЬ «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.