Консультация для родителей
Левшество, особенности развития левшей
Подготовила:
Учитель-логопед
МБДОУ Детский сад №21
Кемеровская обл., г.Осинники
Бондарчук Дарья Анатольевна
Следует отметить, что понятия «леворукость» и «левшество» различны. Леворукость определяет только ведущую руку, а левшество – это доминирования правого полушария мозга (в то время, как у правшей доминирует левое полушарие).
Существует такое понятие, как «скрытое левшество». Означает оно, что у человека, пишущего правой рукой доминирует правое полушарие («праворукий левша»).
При проведении специальных тестов можно выявить какое полушарие доминирует у ребенка. Например, попросить моргнуть одним глазом (посмотреть каким именно моргнет), послушать как тикают часы (посмотреть к какому уху поднесет часы), переплести пальцы рук (посмотреть большой палец какой руки окажется сверху). Таких тестов несколько, и, если в большинстве ответов определилось левшество, то означает, что у ребенка доминирует правое полушарие, склонное к творчеству. Левши - натуры впечатлительные, эмоциональные и чувственные. Речь таких детей эмоциональна, богата интонациями и жестами. Чтобы запомнить новую информацию они опираются на свои визуальные и тактильные ощущения.
Причины левшества могут быть различны:
• генетическая предрасположенность
• нарушение функционирования левого полушария (в организме ребенка происходит так называемое компенсирование, когда одно из полушарий берет на себя функции другого)
• вынужденная леворукость (в результате травмы правой руки, когда активно начинает использоваться левая, для того чтобы уберечь травмированную правую руку) Отличия людей с левшеством
Левши эмоциональны, импульсивны, у них развита интуиция, они могут мгновенно схватывать материал, часто проявляют яркие творческие способности.
При воспитании и обучении левши нужно всегда помнить о его повышенной эмоциональности, ранимости. Он чрезвычайно чувствителен к внешней оценке и нуждается в принятии, одобрении, уважении, сочувствии. Левши робкие, совестливые по натуре люди, поражающие чувственностью и эстетической впечатлительностью. Задача родителей - развить в нём оптимизм, уверенность в себе, активное отношение к жизни.
У левшей медленнее, чем у праворуких сверстников, формируются простые навыки, которые позволяют нам выполнять какие-то привычные действия автоматически, не задумываясь.
Леворукому ребёнку сложно самому научится (просто глядя на пример) шить иголкой, пользоваться ножницами, завязывать шнурки, застилать постель, рисовать, писать буквы. Ему нужно, чтобы движения, взаимное расположение рук, пальцев, головы «запомнило» всё его тело. Лучше взять его руки в свои и несколько раз вместе с ним проделать нужное действие. Если не запоминается буква или цифра - пусть не просто пытается срисовать её, глядя на образец, а несколько раз обведёт по трафарету.
Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что для освоения этих умений основой является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:
1. Медленный темп чтения и письма - дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого, не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают;
2. Нарушение соотношения элементов букв, цифр, проявляющееся в недописывании или приписывании лишних элементов к букве или цифре; 3. Неустойчивый почерк - большие, растянутые, разнонаклонные буквы;
4. Зеркальное написание букв, цифр, графических элементов.
5. Неполное написание символов
Вопрос переучивания леворукого ребенка очень серьезен, ведь речь идет не только о том, какой рукой ребенок будет писать, но и, самое главное, о том, как будут работать его полушария головного мозга. Следствиями переучивания могут быть возникновение нарушение темпа и ритма речи в виде заикания (каждый третий ребенок с заиканием – это переученный левша), возникновение нарушений эмоциональной сферы в виде вспыльчивости, капризности, раздражительности, нарушения соматические в виде головных болей, плохого сна, вялости и т.д. В итоге у ребенка развиваются невротические реакции, такие как, нервные тики, энурез, невроз.
Есть многие личности, левши, прославившиеся на весь мир. Юлий Цезарь, Александр Македонский, Людвиг ван Бетховен, Иоганн Себастьян Бах, Пабло Пикассо, Леонардо да Винчи и многие-многие другие.
Как быть родителем леворукого ребенка?
Все вышесказанное убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Не следует заострять внимание ребенка на левшестве, повышать голос, принуждать к безотрывному письму. Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире, развивать его сильные стороны, не забывать о том, что в семье растет неординарная личность, способная удивить мир уникальным мышлением.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.