"Личность" (Рассуждения, пояснения, объяснения)

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЛИЧНОСТЬ.doc

ЛИЧНОСТЬ — феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности — целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, ложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.

         Личность — саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.

*   В широком, традиционном смысле  —   индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.  В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма   —   вплоть до особенностей обмена веществ.   Популярность и стойкость такого расширенного понимания  в литературе,  видимо,  объясняется его сходством с обыденным значением этого слова.

•  В узком смысле   - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируюемое в деятельности совместной и общении.  Согласно Леонтьеву, личность   -   качественно новое образование.  Оно формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного  возраста.  В ходе деятельности человек вступает в  отношения с другими людьми  —   в отношения общественные, отношения становятся личностнообразующими.  Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его  мотивов.

        Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно не совпадает с традиционной трактовкой  —  в широком смысле. Суженное понятие позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным  характером его жизни.  Человек  как общественное существо приобретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированнное, несоциальное. Чтобы лучше понять эти качества, нужно рассмотреть с их т. зр. интересов и задач общества. Общество должно заботиться о воспроизводстве своих членов, причем способных поддерживать его устойчивость и развитие. Но в лице каждого члена общества выступает самоактивный субъект, деятельность   коего  определяется   прежде   всего  собственными потребностями и мотивами.  Поэтому главный путь действительного воспроизводства члена общества  —  воспитание его мотивов. Человек становится личностью в той мере, в какой система его мотивов оказывается соответствующей  требованиям общества.   И  каждая  личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым, преступление  — столь же личностный акт, как и подвиг.

* Для психологической конкретизации понятия личности нужно ответить хотя бы на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности, как представляется с т. зр. самого субъекта рост и функционирование его

личности.

        Критерии сформировавшейся личности таковы: 1) наличие в мотивах иерархии в одном определенном смысле — как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого   — способности к поведению опосредованному;  при этом предполагается, что мотивы,  благодаря коим преодолеваются  непосредственные побуждения, социально значимы, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать  определенным  образом,   однако  действовать  вполне нравственно); 2) способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно  сознательное соподчинение мотивов – сознательное опосредование  поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности).

        В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные функциональные подструктуры, каждая из коих — сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности: 1) система регуляции; 2) си­стема стимуляции; 3) система стабилизации; 4) система индикации.

          В ходе общественного развития человека системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач.

         Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью — преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и пр.

        Западная психология рассматривает личность как особую неизменную духовную сущность, как "целиком психическое существо". В психологии гормической и в психоанализе личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Бихевиоризм фактически снимал проблему личности, коей не оставалось места в механистической схеме "стимул — реакция". Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса также обнаруживают определенную ограниченность. Но в области психотерапии личности, тренинга общения и пр. успехи западной эмпирической психологии весьма заметны.

        В отечественной психологии проблема личности решалась с позиций марксизма. Человека как личность характеризует система обусловленных общественной жизнью отношений, субъектом коих он является. В процессе отражения объективного мира активно действующая личность выступает как целое, в коем познание окружающего осуществляется в единстве с переживанием. Личность рассматривается в единстве — но не тождестве — чувственной сущности ее носителя — индивида и условий социальной среды.   Природные свойства и особенности  индивида выступают в личности как ее социально обусловленные элементы. Личность   — опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в деятельности совместной с

другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью.

     Личность характеризуется: 1) активностью — стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; 2) направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений, идеалов, вкусов и пр., в коих проявляют себя потребности  человека;  3)  глубинными смысловыми структурами (системами смысловыми динамическими, по Выготскому), обуслов­ливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным  воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп  и коллективов (принцип опосредования деятельностного); 4) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр.

    Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон ее активности.

Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система [представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, коя обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и пр. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и осуществлять цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности — важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании.

         Личность как субъект отношений межличностных обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство. 1) личность как относительно устойчивая совокупность ее интраиндивидных качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности; структура характера личности, особенности темперамента, способности; 2) личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании взаимоотношений межличностных либо как феноменов группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое — как личностное;      3) личность как "идеальная представленность" индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований сфер интеллектуальной и аффективно-потребностной других личностей.

      Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью — полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности. Наличие и особенности способности быть личностью могут выявляться с помощью метода субъективности отраженной. Развитие личности осуществляется в условиях социализации индивида и его воспитания.