«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»
Оценка 4.7

«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
математика
11 кл
05.11.2018
«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»
Статья о реализации личностно-ориентированного обучения в условиях сельской школы. Уровень развития нашего общества, все возрастающий поток информации, создание новых и устаревание старых технологий, появление новых профессий предъявляют серьезные требования к современному человеку. Коммуникабельность, интеллект, эрудиция, профессионализм, физическое развитие, стресоустойчивость, умение самообразовываться, осваивать новые профессии – вот неполный перечень необходимых качеств. Поэтому заказ общества современной школе – воспитание всесторонне развитой личности, способной реализоваться в дальнейшей жизни. Основная и очень ответственная задача школы – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Согласно современным исследованиям в области педагогики и психологии выполнение указанных задач возможно в условиях личностно-ориентированного обучения.
Заказ общества современной школе.doc
МОУ «Венгеровская средняя общеобразовательная школа»  «Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики» Выполнила  Павлова В.Н. 2018 Введение Уровень   развития   нашего   общества,   все   возрастающий   поток информации, создание новых и устаревание старых технологий, появление новых   профессий   предъявляют   серьезные   требования   к   современному человеку.   Коммуникабельность,   интеллект,   эрудиция,   профессионализм, физическое   развитие,   стресоустойчивость,   умение   самообразовываться, осваивать   новые   профессии   –   вот   неполный   перечень   необходимых качеств.   Поэтому     заказ   общества   современной   школе   –   воспитание всесторонне   развитой   личности,   способной   реализоваться   в   дальнейшей жизни. Основная   и   очень   ответственная   задача   школы   –   раскрыть индивидуальность   ребенка,   помочь   ей   проявиться,   развиться,     обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Согласно   современным   исследованиям   в   области   педагогики   и   указанных   психологии   выполнение   личностно­ориентированного обучения.    задач     возможно   в   условиях Личностно­ориентированное обучение Личностно­ориентированное обучение – такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентированна   на   их   индивидуальные   особенности   и   специфику личностно­предметного моделирования мира. Личностно­ориентированное обучение – обучение, в котором учитываются не только способности, но и потребности ребенка, когда  ребенок принимает непосредственное участие 2 в  своем  образовании.  Личностно­ориентированное  обучение  строится на основе   следующих   дидактических   принципов   учения:   личностное целеполагание,   выбор   индивидуальной   образовательной   траектории, метапредметные   основы   образовательного   процесса,   продуктивность   первичность   образовательной   продукции   учащихся, обучения, ситуативность   обучения,   образовательная   рефлексия   (Приложение   1). (3,165,216­217) Каждый   ребенок   индивидуален.   Способности   к   обучению,   степень развития мышления, когнитивный стиль, мотивация отличают детей друг от друга. Есть способные дети, с хорошей памятью и развитым мышлением, но недостаточно замотивированные, а   есть – слабые, с плохо развитыми памятью и мышлением, но старательные,   испытывающие потребность в образовании.   Чтобы   реализовать   личностно­ориентированное   обучение нужно сначала изучить личность ребенка, его познавательные способности, мышление,   притязания, мотивацию. И только потом строить работу по развитию, обучению и становлению личности. Личностно­ориентированное   обучение   по   сути   является дифференцированным. В   настоящее   время   разработано   и   применяется   в   образовательном процессе значительное количество личностно­ориентированных технологий обучения:  разноуровневое обучение;  модульное обучение;  проектное обучение;  коллективное взаимообучение в малых группах;  информационные технологии;  дистанционное обучение;  технология полного усвоения знаний; 3  технология педагогических мастерских. Конечно,   личностно­ориентированное   обучение   не   может   быть реализовано в рамках одного школьного предмета ­­ каждый компонент школьного   образования   вносит   свой   вклад   в   развитие   и   становление личности. Какими же возможностями здесь обладает математика? Математика   занимает   одно   из   ведущих   мест   в   системе   школьного образования. И это не случайно. Математические модели, описывающие взаимосвязь   количественных   характеристик   различных   явлений   и процессов,   сегодня   являются   неотъемлемым   элементом   при   проведении исследования в любой области знаний. В повседневной практике мы также довольно часто пользуемся математическими знаниями. Процесс усвоения математических   знаний,   решение   математических   задач,   работа   с математическими понятиями сами по себе формируют и развивают такие свойства   мышления   как   анализ,   сравнение,   синтез,   учат   доказывать, обобщать,   классифицировать,   т.   е.   обеспечивают   интеллектуальное развитие человека.  Организация познавательной деятельности на уроках математики Как   организовать   деятельность   на   уроках   математики   в   условиях личностно­ориентированного обучения?  4 Мы работаем  в сельской школе. Количество учеников в классах нашей школы колеблется от 7 до 15 человек. Это дети разного уровня развития, с   Ниже   приведена   таблица   примерного различной   мотивацией. распределения   познавательных   способностей   и   мышления,  мотивации   и, как   результат,   обученности   учащихся   7   –   11   классов   по   математике, составленная на основании тестирования и наблюдений. 7 кл. (13 чел. в класс е) ­­ 8кл. (10 в 9кл.  ( 7 в 10кл. ( 9 в 11кл. (12 в класс класс класс класс е) е) е) 3 чел. 1 чел. е) ­­ Обоб щенны е данны е 2 чел. 12 % Исследуемые свойства Высоко развито е Средне Мышление и познаватель ные способност и развито 5 чел. 4 чел. 3 чел. 5 чел. 8 чел. 49 % е Низко развито 8 чел. 3 чел. 3 чел. 4 чел. 2 чел. 39 % е Мотивация Внешня (ярко я выраженная Внутре ) нняя Высокий уровень обученности Средний уровень обученности Низкий уровень обученности 7 чел. 9 чел. 5 чел. 5 чел. 12 чел. 74,5 % 3 чел. 5 чел. 5 чел. 4  чел. 3 чел. 37 % 0 3 1 0 2 12 % 8 чел. 4 чел. 3 чел. 5 чел. 8 чел. 55 % 5 чел. 3 чел. 3 чел. 4 чел. 2 чел. 33 % 5 Из таблицы видно, что из всех детей нашей школы только 12% обладают достаточно   развитым   мышлением   и   хорошими   познавательными способностями. Внутренняя мотивация сформирована у 39% детей, тогда как внешняя у 74%, на «отлично»  учатся 12% детей, «еле успевают» ­­ 33%.    При организации познавательной деятельности на уроках математики условно делю (в соответствии с приведенными данными) детей на три группы по уровню развития мышления: низкий, средний и высокий.  Легче   всего   организовать   работу   с  сильными   детьми.  У   них   развито мышление,  хорошая   память,  устойчивая   внешняя   и  внутренняя  мотивация, умение   самообразовываться.   С   этими   детьми   я   использую   очень   часто самостоятельные   формы   работы:   самостоятельное   изучение   нового материала,   самостоятельную   работу   по   формированию   умений   и   навыков, самостоятельный   контроль   знаний,   а   также   индивидуальные   занятия   в послеурочное   время.   При   работе   с   сильными   детьми   использую   сложные упражнения из разделов «Дополнительные упражнения к главам» из учебника. В 9 ­ 11 классах организовываю работу по изучению дополнительных тем:   «Графики функций, связанных с модулем»,   «Уравнения с модулем»,   «Неравенства с модулем»,   «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств»,   «Уравнения, неравенства и системы с параметрами» по учебнику Никольского С. М.,  Потапова М.К., Решетникова Н. Н., Шевкина А. В. «Алгебра и начала анализа», методическим пособиям  Мордковича А Г. «Беседы с учителями математики», Василенко Ю. К. «Тождества, уравнения, неравенства».     А   также   в   условиях   подготовки   к   итоговой   аттестации использую сборники по подготовке к экзамену:  Математика: реальные тесты и ответы, г. Сергиев Посад,  ФОЛИО,2007 6  Математика. Подготовка к ЕГЭ – 2088. Вступительные испытания. Под редакцией Ф. Ф. Лысенко, Ростов­на­Дону, Легион, 2017  Сборник заданий для проведения письменного экзамена по математике и алгебре и началам анализа за курс средней школы. 11 класс, Дорофеев Г. В., Муравин Г. К., Седова Е. А., Москва, Дрофа, 2002  ЕГЭ.   Репетитор.   Математика.   Эффективная   методика,   Лаппо   Л.   Д., Морозов А. В., Попов М. А., Москва, «Экзамен», 2015  Пособие   для   подготовки   к   единому   государственному   экзамену   по математике, Клово А.Г., Калашников В.Ю. и др., Москва, федеральный центр тестирования  Другие. При   работе   с   учащимися   среднего   и   низкого   уровня   стараюсь   разумно сочетать коллективные и самостоятельные формы работы, упор делаю не на автоматическое запоминание приемов работы, а на понимание и осознанное решение   задач,   что,   конечно   же,   способствует     развитию   мышления   и формированию необходимых умений и навыков. При организации работы с детьми   среднего   уровня   по   изучению   нового   материала,   а   также   при повторении и подготовке к экзаменам  использую в качестве дополнительного материала   сборники   по   подготовке   к   экзаменам   (части   А   и   В)   и   учебник Никольского С. М. и др. Высоких   профессиональных   качеств,   педагогического   мастерства требует работа с детьми низкого уровня развития мышления. Плохая память, несформированность таких свойств мышления как анализ, сравнение, синтез, неустойчивая мотивация или ее полное отсутствие делают процесс усвоения знаний   и   формирования   умений   очень   трудным.   От   таких   детей     требую выполнения самых простых упражнений из учебника и заданий части А из сборников   по   подготовке   к   экзамену.   Причем   для   развития   мышления, 7 формирования умений и навыков  требуется выполнение довольно большого количества однотипных заданий. В заключение приведу результаты итоговой аттестации в форме ЕГЭ за последние годы: Учебный год Количество учеников, Отметки, кол­во чел. Качество знаний, сдававших ЕГЭ «2» «3» «4» «5» 10 ­­ 2 12 2 ­­ ­­ ­­ 8 ­­ ­­ 5 ­­ ­­ 2 6 ­­ ­­ ­­ 1 2014­2055 2015­2016 2016­2017 2017­2018 % 0 ­­ 100 58 Я   считаю,   что   рост   показателей   обусловлен   реализацией   личностно­ ориентированного обучения. 8

«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»

«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»

«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»

«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»

«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»

«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»

«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»

«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»

«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»

«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»

«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»

«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»

«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»

«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»

«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»

«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2018