«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
математика
11 кл
05.11.2018
Статья о реализации личностно-ориентированного обучения в условиях сельской школы.
Уровень развития нашего общества, все возрастающий поток информации, создание новых и устаревание старых технологий, появление новых профессий предъявляют серьезные требования к современному человеку. Коммуникабельность, интеллект, эрудиция, профессионализм, физическое развитие, стресоустойчивость, умение самообразовываться, осваивать новые профессии – вот неполный перечень необходимых качеств. Поэтому заказ общества современной школе – воспитание всесторонне развитой личности, способной реализоваться в дальнейшей жизни.
Основная и очень ответственная задача школы – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Согласно современным исследованиям в области педагогики и психологии выполнение указанных задач возможно в условиях личностно-ориентированного обучения.
Заказ общества современной школе.doc
МОУ «Венгеровская средняя общеобразовательная школа»
«Личностно – ориентированное
обучение и организация познавательной
деятельности на уроках математики»
Выполнила
Павлова В.Н.
2018
Введение
Уровень развития нашего общества, все возрастающий поток
информации, создание новых и устаревание старых технологий, появление
новых профессий предъявляют серьезные требования к современному
человеку. Коммуникабельность, интеллект, эрудиция, профессионализм,
физическое развитие, стресоустойчивость, умение самообразовываться,
осваивать новые профессии – вот неполный перечень необходимых
качеств. Поэтому заказ общества современной школе – воспитание
всесторонне развитой личности, способной реализоваться в дальнейшей
жизни. Основная и очень ответственная задача школы – раскрыть
индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, обрести
избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Согласно современным исследованиям в области педагогики и
указанных
психологии выполнение
личностноориентированного обучения.
задач
возможно в условиях
Личностноориентированное обучение
Личностноориентированное обучение – такой тип обучения, в котором
организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени
ориентированна на их индивидуальные особенности и специфику
личностнопредметного моделирования мира. Личностноориентированное
обучение – обучение, в котором учитываются не только способности, но и
потребности ребенка, когда ребенок принимает непосредственное участие
2 в своем образовании. Личностноориентированное обучение строится на
основе следующих дидактических принципов учения: личностное
целеполагание, выбор индивидуальной образовательной траектории,
метапредметные основы образовательного процесса, продуктивность
первичность образовательной продукции учащихся,
обучения,
ситуативность обучения, образовательная рефлексия (Приложение 1).
(3,165,216217)
Каждый ребенок индивидуален. Способности к обучению, степень
развития мышления, когнитивный стиль, мотивация отличают детей друг
от друга. Есть способные дети, с хорошей памятью и развитым мышлением,
но недостаточно замотивированные, а есть – слабые, с плохо развитыми
памятью и мышлением, но старательные, испытывающие потребность в
образовании. Чтобы реализовать личностноориентированное обучение
нужно сначала изучить личность ребенка, его познавательные способности,
мышление, притязания, мотивацию. И только потом строить работу по
развитию, обучению и становлению личности.
Личностноориентированное
обучение по сути является
дифференцированным.
В настоящее время разработано и применяется в образовательном
процессе значительное количество личностноориентированных технологий
обучения:
разноуровневое обучение;
модульное обучение;
проектное обучение;
коллективное взаимообучение в малых группах;
информационные технологии;
дистанционное обучение;
технология полного усвоения знаний;
3 технология педагогических мастерских.
Конечно, личностноориентированное обучение не может быть
реализовано в рамках одного школьного предмета каждый компонент
школьного образования вносит свой вклад в развитие и становление
личности. Какими же возможностями здесь обладает математика?
Математика занимает одно из ведущих мест в системе школьного
образования. И это не случайно. Математические модели, описывающие
взаимосвязь количественных характеристик различных явлений и
процессов, сегодня являются неотъемлемым элементом при проведении
исследования в любой области знаний. В повседневной практике мы также
довольно часто пользуемся математическими знаниями. Процесс усвоения
математических знаний, решение математических задач, работа с
математическими понятиями сами по себе формируют и развивают такие
свойства мышления как анализ, сравнение, синтез, учат доказывать,
обобщать, классифицировать, т. е. обеспечивают интеллектуальное
развитие человека.
Организация познавательной деятельности на уроках
математики
Как организовать деятельность на уроках математики в условиях
личностноориентированного обучения?
4 Мы работаем в сельской школе. Количество учеников в классах нашей
школы колеблется от 7 до 15 человек. Это дети разного уровня развития, с
Ниже приведена таблица примерного
различной мотивацией.
распределения познавательных способностей и мышления, мотивации и,
как результат, обученности учащихся 7 – 11 классов по математике,
составленная на основании тестирования и наблюдений.
7 кл.
(13
чел. в
класс
е)
8кл.
(10 в
9кл.
( 7 в
10кл.
( 9 в
11кл.
(12 в
класс
класс
класс
класс
е)
е)
е)
3 чел.
1 чел.
е)
Обоб
щенны
е
данны
е
2 чел.
12 %
Исследуемые
свойства
Высоко
развито
е
Средне
Мышление
и
познаватель
ные
способност
и
развито
5 чел.
4 чел.
3 чел.
5 чел.
8 чел.
49 %
е
Низко
развито
8 чел.
3 чел.
3 чел.
4 чел.
2 чел.
39 %
е
Мотивация
Внешня
(ярко
я
выраженная
Внутре
)
нняя
Высокий уровень
обученности
Средний уровень
обученности
Низкий уровень
обученности
7 чел.
9 чел.
5 чел.
5 чел.
12
чел.
74,5
%
3 чел.
5 чел.
5 чел.
4 чел.
3 чел.
37 %
0
3
1
0
2
12 %
8 чел.
4 чел.
3 чел.
5 чел.
8 чел.
55 %
5 чел.
3 чел.
3 чел.
4 чел.
2 чел.
33 %
5 Из таблицы видно, что из всех детей нашей школы только 12% обладают
достаточно развитым мышлением и хорошими познавательными
способностями. Внутренняя мотивация сформирована у 39% детей, тогда как
внешняя у 74%, на «отлично» учатся 12% детей, «еле успевают» 33%.
При организации познавательной деятельности на уроках математики
условно делю (в соответствии с приведенными данными) детей на три группы
по уровню развития мышления: низкий, средний и высокий.
Легче всего организовать работу с сильными детьми. У них развито
мышление, хорошая память, устойчивая внешняя и внутренняя мотивация,
умение самообразовываться. С этими детьми я использую очень часто
самостоятельные формы работы: самостоятельное изучение нового
материала, самостоятельную работу по формированию умений и навыков,
самостоятельный контроль знаний, а также индивидуальные занятия в
послеурочное время. При работе с сильными детьми использую сложные
упражнения из разделов «Дополнительные упражнения к главам» из учебника.
В 9 11 классах организовываю работу по изучению дополнительных тем:
«Графики функций, связанных с модулем»,
«Уравнения с модулем»,
«Неравенства с модулем»,
«Нестандартные методы решения уравнений и неравенств»,
«Уравнения, неравенства и системы с параметрами»
по учебнику Никольского С. М., Потапова М.К., Решетникова Н. Н., Шевкина
А. В. «Алгебра и начала анализа», методическим пособиям Мордковича А Г.
«Беседы с учителями математики», Василенко Ю. К. «Тождества, уравнения,
неравенства». А также в условиях подготовки к итоговой аттестации
использую сборники по подготовке к экзамену:
Математика: реальные тесты и ответы, г. Сергиев Посад, ФОЛИО,2007
6 Математика. Подготовка к ЕГЭ – 2088. Вступительные испытания. Под
редакцией Ф. Ф. Лысенко, РостовнаДону, Легион, 2017
Сборник заданий для проведения письменного экзамена по математике
и алгебре и началам анализа за курс средней школы. 11 класс, Дорофеев
Г. В., Муравин Г. К., Седова Е. А., Москва, Дрофа, 2002
ЕГЭ. Репетитор. Математика. Эффективная методика, Лаппо Л. Д.,
Морозов А. В., Попов М. А., Москва, «Экзамен», 2015
Пособие для подготовки к единому государственному экзамену по
математике, Клово А.Г., Калашников В.Ю. и др., Москва, федеральный
центр тестирования
Другие.
При работе с учащимися среднего и низкого уровня стараюсь разумно
сочетать коллективные и самостоятельные формы работы, упор делаю не на
автоматическое запоминание приемов работы, а на понимание и осознанное
решение задач, что, конечно же, способствует развитию мышления и
формированию необходимых умений и навыков. При организации работы с
детьми среднего уровня по изучению нового материала, а также при
повторении и подготовке к экзаменам использую в качестве дополнительного
материала сборники по подготовке к экзаменам (части А и В) и учебник
Никольского С. М. и др.
Высоких профессиональных качеств, педагогического мастерства
требует работа с детьми низкого уровня развития мышления. Плохая память,
несформированность таких свойств мышления как анализ, сравнение, синтез,
неустойчивая мотивация или ее полное отсутствие делают процесс усвоения
знаний и формирования умений очень трудным. От таких детей требую
выполнения самых простых упражнений из учебника и заданий части А из
сборников по подготовке к экзамену. Причем для развития мышления,
7 формирования умений и навыков требуется выполнение довольно большого
количества однотипных заданий.
В заключение приведу результаты итоговой аттестации в форме ЕГЭ за
последние годы:
Учебный год
Количество
учеников,
Отметки,
колво чел.
Качество знаний,
сдававших ЕГЭ
«2» «3» «4» «5»
10
2
12
2
8
5
2
6
1
20142055
20152016
20162017
20172018
%
0
100
58
Я считаю, что рост показателей обусловлен реализацией личностно
ориентированного обучения.
8
«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»
«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»
«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»
«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»
«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»
«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»
«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»
«Личностно – ориентированное обучение и организация познавательной деятельности на уроках математики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.