В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Педагогика сотрудничества - особого типа технология, она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть
Конференция
Конференция
Конференция
Конференция
Личностно-ориентированный
Личностно-ориентированный
и дифференцированный
и дифференцированный
методы в обучении через
методы в обучении через
развитие самостоятельной
развитие самостоятельной
учебной деятельности
учебной деятельности
Преподаватель: Лютенберг
Н.С.
Словарь терминов
• Действие – сознательно
спланированный фрагмент
деятельности человека, имеющий
свою собственную цель
• Дидактическая единица – часть
учебной информации, выделенная с
целью оптимизации организации
учебного процесса
• Знание (в педагогике) – наличие
у человека в памяти сведений из
какой-либо области науки и/или
практической деятельности
человека (формулировки и/или
формулы законов, принципы,
правила, методы, термины и
понятия, отдельные явления и
факты, их классификации и др.
• Квалификация – уровень и вид
профессиональной обученности,
(продолжение)
характеризующий возможности специалиста
решать профессиональные задачи
определённой сложности
•Квалификационная характеристика –
раздел Государственного образовательного
стандарта, определяющий конечные цели
обучения студента в профессиональном
учебном заведении по конкретной
специальности
• Клиническое мышление - одна
из когнитивных (познавательных)
функций, осуществляемая
врачом(фельдшером) в целях
достижения определенного
результата
• Этим результатом могут быть
постановка правильного диагноза,
грамотный выбор необходимого
лечения
• Колледж – самостоятельное
образовательное учреждение
повышенного типа(или структурное
подразделение университета,
академии, института), реализующее
углублённые профессиональные
программы среднего
профессионального образования
по индивидуальным учебным
планам продлённой подготовки
кадров, обеспечивающие
обучающимся повышенный уровень
квалификации
• Методика учебного
предмета(дисциплины) – частная
дидактика, теория обучения учебному
предмету, совокупность предписаний для
педагога
• Метод обучения – способ совместной
деятельности преподавателя и
обучаемого в ходе учебного процесса.
Методы активного обучения – методы,
организующие непосредственное
вовлечение обучаемых в активную
учебно-познавательную деятельность по
ходу учебного процесса
• Навык- полностью
автоматизированное действие,
протекающее быстро, без
контроля со стороны сознания
человека
• Ориентировочная основа
действия – последовательность
выполнения (алгоритм) операций
и система сведений (ориентиров),
на которую надо опираться при
выполнении действия
Рефлее́ксия (от позднелат. reflexio —
обращение назад) — понятие с
многовековой историей — обращение
внимания субъекта на самого себя и на
продукты собственной активности, а
также какое-либо их переосмысление. В
частности, — в традиционном смысле —
на содержание и функции собственного
сознания, в состав которых входят
личностные структуры (ценности,
интересы, мотивы), мышление,
механизмы восприятия, принятия
решений, эмоционального
реагирования, поведенческие шаблоны
и т. д.
•Умение – способность индивида
(человека) выполнять какое-
либо действие (решать задачи,
выполнять какое-либо простое
действие руками или
комплексные профессиональные
действия и др.)
личностно-ориентированного
занятия
В центре внимания личностно-
ориентированных технологий –
уникальная целостная личность,
которая стремится к максимальной
реализации своих возможностей,
открыта для восприятия нового
опыта, способна на осознанный и
ответственный выбор в
разнообразных жизненных
ситуациях
•
.
• Педагогика сотрудничества - особого типа
технология, она является воплощением нового
педагогического мышления, источником
прогрессивных идей в той или иной мере
входящей во многие современные
педагогические технологии как их часть
• Целевые ориентации данной технологии:
• Переход от педагогики требований к
• Гуманно-личностный подход к студенту
• Единство обучения и воспитания
педагогике отношений
• 1. Гуманно-личностный подход к
студенту
Особенности содержания и методики
В педагогике сотрудничества
выделяются 4 направления:
• 2. Дидактический активизирующий
и развивающий комплекс
• 3. Концепция воспитания
• 4. Педагогизация окружающей среды
Целевые ориентации гуманно-
личностной педагогики:
- Способствовать становлению,
развитию и воспитанию в студенте
благородного человека путем
раскрытия его личностных качеств
- Развитие и становление
познавательных сил студента
- Обеспечение условий для
углубленного объема знаний и
умений
Идеал воспитания –
самовоспитание
Требование обучать всех студентов в
быстром темпе и на высоком уровне
сложности представляется
нереальным, поскольку в
действительности часть студентов не
может работать в высоком темпе, это
проявление генетически обусловленных
особенностей психики
Необходимо использовать элементы
технологии разноуровневого обучения
• Основными принцами технологии
разноуровневого обучения
является следующее:
– Всеобщая талантливость – нет
бесталанных людей, а есть занятые не
своим делом
– Взаимное превосходство – если у кого-то
что-то получается хуже, чем у других,
значит что-то должно получаться лучше;
это что-то нужно искать
– Неизбежность перемен – ни одно
суждение о человеке не может
считаться окончательным
Новая трактовка индивидуального
подхода – отказ от ориентировки на
среднего студента, поиск лучших
качеств личности, применение психолого-
педагогической диагностики личности
(интересы, способности, направленность),
учет особенностей личности в учебно-
воспитательном процессе,
прогнозирование развития личности,
использование систем В.Ф. Шаталова, С.Н.
Лысенковой, Л.В. Занкова, Е.Н. Ильина
Технологии личностной ориентации
пытаются найти методы и средства
обучения и воспитания, соответствующие
индивидуальным особенностям каждого
студента:
берут на вооружение методы
психодиагностики
изменяют отношения и организацию
деятельности студентов
применяют разнообразные и мощные
средства обучения
перестраивают содержание
образования
• Личностно-ориентированные
технологии противопоставляют
авторитарному подходу к студенту
– атмосферу любви, заботы,
сотрудничества, создают условия
для творчества и самоактуализации
личности
• Требования к личностно-
создание условий для познавательной
Средства, методы и приемы,
ориентированному занятию:
активности учеников
позволяющие добиться успеха,
преподаватель должен продумать и
отобрать сам, демонстрируя таким
образом знание возрастных,
психологических, индивидуальных
качеств учащихся, уровень подготовки
группы, свою педагогическую интуицию
и творческий потенциал
• Важным моментом в проведении
успешного занятия является мотивация
студенческой деятельности. Студенты
должны четко понимать, для чего они
изучают тот или иной материал, ясно
представлять себе значимость и
результаты своей работы на занятии. По
возможности при помощи наводящих
вопросов, путем выполнения
специальных заданий подвести их к
самостоятельной формулировке целей и
задач занятия. Так, например, после
объявления темы урока спросить:
сегодняшнем занятии?
• Как вы думаете, почему тема звучит
• О чем, по-вашему, пойдет речь на
• Какие задачи вы ставите перед собой?
• Где могут пригодиться нам знания,
полученные на сегодняшнем занятии?
• Вопросы могут звучать по-разному в
таким образом?
зависимости от темы, типа и вида
занятия, но результат будет неизменным:
понимая значимость изученного
материала, учащиеся проявят к нему
особый интерес, станут работать
вдумчиво и внимательно
Огромные возможности для развития
познавательной активности учащихся,
формирования устойчивого интереса к
предмету таит в себе очень
востребованная сегодня технология
сотрудничества. На практике ее часто
ассоциируют с различными формами
групповой работы, которая как раз и
создает атмосферу взаимопомощи,
взаимообучения, сотрудничества,
будучи тщательно продуманной,
позволяет предусмотреть приобщение к
процессу познания
• Выбирая для себя работу в составе группы,
учащиеся «примеряют» различные роли: они
пробуют свои силы в качестве консультантов,
рецензентов, экспертов, составителей
словарей и т.д., что помогает им раскрыть
свои возможности, реализовать
индивидуальные особенности. Выполняя
задание, данное преподавателем, учащиеся
разрабатывают план деятельности,
распределяют обязанности, а при проверке
задания каждый отчитывается о своей работе,
каждому есть чем гордиться, каждый будет
замечен и получит оценку своего труда. Работа в
группах, наконец, воспитывает умение
обосновать свою позицию и отказываться, от
своего мнения, если кто-то из товарищей
оказывается более убедительным
• Задания при групповой работе
необходимо давать
дифференцированные
• Например, группы (2-3человека)
получают разные задачи для
решения Сначала ребята выполняют
эту работу самостоятельно, затем
консультанты проверяют качество
ее выполнения у членов своей
группы, а потом результаты
обсуждаются в группе
• Часто используется работа в парах,
которая дает возможность даже
учащимся со слабой подготовкой
почувствовать себя в роли лидера,
человека, отвечающего за важный
участок работы, без которого
невозможен общий успех. Работа в
парах эффективна при взаимоопросе,
в процессе усвоения новых понятий,
при выполнении манипуляций и на
других этапах занятия
•Дидактический материал,
различные виды заданий
для урока подбирается в
соответствии с
возрастными,
психологическими,
индивидуальными
качествами учащихся
(контрольные вопросы, клинические
задачи, разыгрывание ролей и т.д.)
Особое внимание при подготовке и
проведении личностно-ориентированного
практического занятия по клинической
дисциплине необходимо уделять работе по
развитию клинического мышления
студентов(практические занятия
фельдшеров). Формы такой работы
многообразны, значимость ее велика, т.к.
саморазвитие, самораскрытие,
самообразование личности, на которые и
направлен личностно-ориентированный
подход, невозможны без систематической,
целенаправленной работы по обогащению
запаса знаний, умений и навыков студентов,
связанных выработкой правильной тактики
фельдшера при том или ином заболевании
Наиболее
востребованным видом
деятельности является
разыгрывание сценариев
с выполнением всех этапов
работы фельдшера,
включая заполнение
медицинской документации
• Мастерская – это психология, требующая от
преподавателя перехода на позиции
партнерства с учащимися. Преобладающие
методы на таких уроках: проблемно-
поисковые(решение клинических задач) и
диалогические
• Обязательно сотрудничество, сотворчество.
Тип управления – система малых групп +
репетитор (мастер). Даже слабоуспевающие
ученики не испытывают больших затруднений
в работе, потому что постоянно чувствуют в
группе локоть друг друга, поддержку, помощь,
понимание. Заканчивается мастерская всегда
рефлексией на уровне мысли, анализа своих
ощущений, впечатлений
О рефлексии заговорили совсем
недавно, хотя этот элемент имел место на
уроке у многих опытных педагогов.
Рефлексия - необходимый и органичный
момент личностно-ориентированного
занятия.
Ведь именно она позволяет
преподавателю осуществить обратную
связь, помогает определить, насколько
результативной, интересной и полезной
для ребят была их деятельность на
занятии, что они узнали, чего добились,
были ли решены в ходе занятия те задачи,
которые сформулировали студенты на
разных этапах занятия:
(продолжение)
• - Что нового вы узнали? Для чего вам
• могут пригодиться эти знания?
• - Достигли ли мы цели занятия?
• - Какие трудности при решении задач
занятия возникли? Почему? Удалось ли
вам их преодолеть? Что нужно сделать,
чтобы они не возникли?
получилось? Что понравилось?
Осталось ли что-нибудь непонятным?
• - Как вам работалось? Что
Такие вопросы способствуют
формированию у учащихся
критического мышления, то
есть умения осмысливать и
контролировать свою
деятельность, навыки
самоанализа, самокоррекции,
учат осмысленно работать
Домашнее задание
Студент должен получить задание для
самостоятельной внеаудиторной работы в
соответствии со своими знаниями и
умениями
разной степени сложности
Студент должен иметь алгоритм выполнения
того или иного задания и соответствующие
разъяснения по выполнению задания
Задания для разных студентов должны быть
Итог педагогической
деятельности
В конце хотелось бы отметить, что при
любых педагогических приёмах
обучения, в результате мы должны
получить квалифицированного
специалиста, соответствующего
полученной специальности,
обладающего необходимыми
знаниями, умениями и навыками