Личностно-ориентированный и дифференцированный методы в обучении через развитие самостоятельной учебной деятельности

  • Презентации учебные
  • Раздаточные материалы
  • Руководства для учителя
  • ppt
  • 12.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Педагогика сотрудничества - особого типа технология, она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть
Иконка файла материала konferenciya16_.ppt
Конференция Конференция Конференция Конференция Личностно-ориентированный Личностно-ориентированный и дифференцированный и дифференцированный методы в обучении через методы в обучении через развитие самостоятельной развитие самостоятельной учебной деятельности учебной деятельности Преподаватель: Лютенберг Н.С.
Словарь терминов • Действие – сознательно спланированный фрагмент деятельности человека, имеющий свою собственную цель • Дидактическая единица – часть учебной информации, выделенная с целью оптимизации организации учебного процесса
• Знание (в педагогике) – наличие у человека в памяти сведений из какой-либо области науки и/или практической деятельности человека (формулировки и/или формулы законов, принципы, правила, методы, термины и понятия, отдельные явления и факты, их классификации и др. • Квалификация – уровень и вид профессиональной обученности,
(продолжение) характеризующий возможности специалиста  решать профессиональные задачи  определённой сложности •Квалификационная характеристика –  раздел Государственного образовательного  стандарта, определяющий конечные цели  обучения студента в профессиональном  учебном заведении по конкретной  специальности
• Клиническое мышление - одна из когнитивных (познавательных) функций, осуществляемая врачом(фельдшером) в целях достижения определенного результата • Этим результатом могут быть постановка правильного диагноза, грамотный выбор необходимого лечения
• Колледж – самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа(или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углублённые профессиональные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продлённой подготовки кадров, обеспечивающие обучающимся повышенный уровень квалификации
• Методика учебного предмета(дисциплины) – частная дидактика, теория обучения учебному предмету, совокупность предписаний для педагога • Метод обучения – способ совместной деятельности преподавателя и обучаемого в ходе учебного процесса. Методы активного обучения – методы, организующие непосредственное вовлечение обучаемых в активную учебно-познавательную деятельность по ходу учебного процесса
• Навык- полностью автоматизированное действие, протекающее быстро, без контроля со стороны сознания человека • Ориентировочная основа действия – последовательность выполнения (алгоритм) операций и система сведений (ориентиров), на которую надо опираться при выполнении действия
Рефлее́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — понятие с многовековой историей — обращение внимания субъекта на самого себя и на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле — на содержание и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.
•Умение – способность индивида (человека) выполнять какое- либо действие (решать задачи, выполнять какое-либо простое действие руками или комплексные профессиональные действия и др.)
личностно-ориентированного занятия В центре внимания личностно- ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях • .
• Педагогика сотрудничества - особого типа технология, она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть • Целевые ориентации данной технологии: • Переход от педагогики требований к • Гуманно-личностный подход к студенту • Единство обучения и воспитания педагогике отношений
• 1. Гуманно-личностный подход к студенту Особенности содержания и методики В педагогике сотрудничества выделяются 4 направления: • 2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс • 3. Концепция воспитания • 4. Педагогизация окружающей среды
Целевые ориентации гуманно- личностной педагогики: - Способствовать становлению, развитию и воспитанию в студенте благородного человека путем раскрытия его личностных качеств - Развитие и становление познавательных сил студента - Обеспечение условий для углубленного объема знаний и умений
Идеал воспитания – самовоспитание Требование обучать всех студентов в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку в действительности часть студентов не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики Необходимо использовать элементы технологии разноуровневого обучения
• Основными принцами технологии разноуровневого обучения является следующее: – Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом – Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать – Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным
Новая трактовка индивидуального подхода – отказ от ориентировки на среднего студента, поиск лучших качеств личности, применение психолого- педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность), учет особенностей личности в учебно- воспитательном процессе, прогнозирование развития личности, использование систем В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Л.В. Занкова, Е.Н. Ильина
Технологии личностной ориентации  пытаются найти методы и средства  обучения и воспитания, соответствующие  индивидуальным особенностям каждого  студента:  берут на вооружение методы  психодиагностики изменяют отношения и организацию  деятельности студентов применяют разнообразные и мощные  средства обучения перестраивают содержание  образования
• Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к студенту – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности
• Требования к личностно- создание условий для познавательной Средства, методы и приемы, ориентированному занятию: активности учеников позволяющие добиться успеха, преподаватель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки группы, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал
• Важным моментом в проведении успешного занятия является мотивация студенческой деятельности. Студенты должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на занятии. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвести их к самостоятельной формулировке целей и задач занятия. Так, например, после объявления темы урока спросить:
сегодняшнем занятии? • Как вы думаете, почему тема звучит • О чем, по-вашему, пойдет речь на • Какие задачи вы ставите перед собой? • Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем занятии? • Вопросы могут звучать по-разному в таким образом? зависимости от темы, типа и вида занятия, но результат будет неизменным: понимая значимость изученного материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно
Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания
• Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное преподавателем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться, от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным
• Задания при групповой работе необходимо давать дифференцированные • Например, группы (2-3человека) получают разные задачи для решения Сначала ребята выполняют эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяют качество ее выполнения у членов своей группы, а потом результаты обсуждаются в группе
• Часто используется работа в парах, которая дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий, при выполнении манипуляций и на других этапах занятия
•Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбирается в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся (контрольные вопросы, клинические задачи, разыгрывание ролей и т.д.)
Особое внимание при подготовке и проведении личностно-ориентированного практического занятия по клинической дисциплине необходимо уделять работе по развитию клинического мышления студентов(практические занятия фельдшеров). Формы такой работы многообразны, значимость ее велика, т.к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению запаса знаний, умений и навыков студентов, связанных выработкой правильной тактики фельдшера при том или ином заболевании
Наиболее востребованным видом деятельности является разыгрывание сценариев с выполнением всех этапов работы фельдшера, включая заполнение медицинской документации
• Мастерская – это психология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися. Преобладающие методы на таких уроках: проблемно- поисковые(решение клинических задач) и диалогические • Обязательно сотрудничество, сотворчество. Тип управления – система малых групп + репетитор (мастер). Даже слабоуспевающие ученики не испытывают больших затруднений в работе, потому что постоянно чувствуют в группе локоть друг друга, поддержку, помощь, понимание. Заканчивается мастерская всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своих ощущений, впечатлений
О рефлексии заговорили совсем недавно, хотя этот элемент имел место на уроке у многих опытных педагогов. Рефлексия - необходимый и органичный момент личностно-ориентированного занятия. Ведь именно она позволяет преподавателю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на занятии, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе занятия те задачи, которые сформулировали студенты на разных этапах занятия:
(продолжение) • - Что нового вы узнали? Для чего вам • могут пригодиться эти знания? • - Достигли ли мы цели занятия? • - Какие трудности при решении задач занятия возникли? Почему? Удалось ли вам их преодолеть? Что нужно сделать, чтобы они не возникли? получилось? Что понравилось? Осталось ли что-нибудь непонятным? • - Как вам работалось? Что
Такие вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, самокоррекции, учат осмысленно работать
Домашнее задание Студент должен получить задание для самостоятельной внеаудиторной работы в соответствии со своими знаниями и умениями разной степени сложности Студент должен иметь алгоритм выполнения того или иного задания и соответствующие разъяснения по выполнению задания Задания для разных студентов должны быть
Итог педагогической деятельности В конце хотелось бы отметить, что при любых педагогических приёмах обучения, в результате мы должны получить квалифицированного специалиста, соответствующего полученной специальности, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками