Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.
Оценка 4.7

Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
история
Взрослым
07.07.2017
Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.
В настоящее время личностно – ориентированный подход в обучении стал своеобразным знаменем современной школы. Одни отождествляют его с индивидуальным, другие – с дифференцированным подходом. Но настоящая суть ЛОП педагогики – признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса. При проектировании его педагоги исходят из двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее является самостоятельным, личностно – значимым, а потому очень действенным источником развития личности.
Глава ЛОП.doc
Личностно­ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.   Учебный процесс как целостная дидактическая система направлен на  организацию и передачу знаний, создание оптимальных условий для их  усвоения. Содержание, формы, средства, методы обучения здесь тесно  взаимосвязаны и подчинены основной образовательной задаче – познанию  учеником окружающей действительности. В соответствии с этой целью  учебный процесс конструируется как познавательный, воспроизводящий в  своем сознании научную картину мира, разворачивающуюся в логике  возникновения и развития общественно – исторического опыта, фиксируемого в системе научного знания.   В настоящее время личностно – ориентированный подход в обучении стал  своеобразным знаменем современной школы. Одни отождествляют его с  индивидуальным, другие – с дифференцированным подходом. Но настоящая  суть ЛОП педагогики – признание ученика главной действующей фигурой  всего образовательного процесса. При проектировании его педагоги исходят  из двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее является  самостоятельным, личностно – значимым, а потому очень действенным  источником развития личности.    Учение не есть беспристрастное познание. Это субъектно­ значимое  постижение мира, наполненного для ученика личностными смыслами,  ценностями, отношением, зафиксированном в его субъективном опыте.  Содержание этого опыта должно быть раскрыто, максимально использовано,  обогащено научным содержанием и при необходимости преобразовано в ходе  образовательного процесса. Способ учебной работы – это не просто единица знания, а личностное  образование, где, как в сплаве, объединяются мотивационно – потребностные,  эмоциональные и операциональные компоненты.   Основным принципом разработки личностно – ориентированной  системы обучения является признание индивидуальности ученика,  создание необходимых и достаточных условий для его развития.   Индивидуальность рассматривается как неповторимое своеобразие каждого  человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта  развития в течение жизни.   Индивидуальность – обобщенная характеристика особенностей человека,  устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении,  труде, спорте определяет индивидуальный стиль деятельности как  личностное образование.  Индивидуальность человека формируется на основе наследственных  природных задатков в процессе воспитания и одновременно – и это главное  для человека – в ходе саморазвития, самореализации в различных видах  деятельности. В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности  максимального развития каждого ученика, создания социокультурной  ситуации развития, исходя из признания уникальности и неповторимости  психологических особенностей ученика. Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его  психологические особенности, необходимо по­ иному строить весь  образовательный процесс. Технологизация  ЛОП предполагает специальное конструирование учебного  текста, дидактических материалов, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным  развитием ученика в ходе овладения знаниями. Основные требования к разработке дидактического обеспечения ЛОП:  Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания  субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего  обучения.  Изложение знаний должно быть направлено не только на расширение  объема, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика.  Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы  ученик имел возможность выбора при выполнении заданий.  Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и  использованию наиболее значимых для них способов проработки  учебного материала.  Необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но  главным образом, процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые  осуществляет ученик, усваивая учебный материал. Меняется и режиссура урока. Ученики не просто слушают рассказ учителя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся  своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают  с помощью учителя то содержание, которое закреплено научным знанием.  Это очень важно и с точки зрения развития культуры речи.  Учитель постоянно обращается к классу с вопросами типа: что вы знаете об  этом; какие признаки, свойства могли бы выделить (назвать, перечислить и  т.п.); где они, по вашему мнению, могут быть использованы; с какими из них  вы уже встречались и т.п. В ходе такой беседы нет правильных (неправильных) ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения,  выделив которые учитель затем начинает их «отрабатывать». Он должен не  принуждать, а убеждать учеников принять то содержание, которое он  предлагает с позиции научного знания.  Ученики не просто усваивают готовые образцы, а осознают как они получены,  почему в их основе лежит то или иное содержание, в какой мере оно  соответствует не только научному знанию, но и личностно­ значимым  смыслам, ценностям. Такая работа может проводиться только на уроке,где  задан жестко контекст и содержание беседы, их передача организуется как  «встреча» различного понимания этого содержания, носителем которого  является не только учитель, но и сами ученики. Научное содержание  рождается как знание которым владеет не только учитель, но и ученик,  происходит своеобразный обмен знаниями, коллективный отбор его  содержания. Ученик при этом есть «творец» этого знания, участник его  порождения. В ходе его учитель не просто ласков и внимателен к детям, а  вместе с ними осуществляет равноправную работу по поиску и отбору  научного содержания знания, которое подлежит усвоению. При этих условиях усваиваемое знание не «обезличено» (отчуждено), а становится личностно  значимым. Взаимодействуя с учениками в ходе урока, учитель не опасается  неправильных ответов (если это не проверочный урок), привлекает к работе  всех учеников (а не только хорошо успевающих), обсуждает все  высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие научному  содержанию знания, не боится подчеркивать – «давайте договоримся, что в  это понятие мы вкладываем определенный смысл и будем в дальнейшем его  придерживаться». Ведь любое научное знание возникает как коллективное мнение ученых – профессионалов и в этом смысле затем становится  общепринятым, подлежащим усвоению в школе.   Основные требования к личностно – ориентированным урокам.     Цель – создание условий для проявления познавательной активности  учащихся и возможности постоянного совершенствования навыков  развития правильной, связной , монологически построенной речи. Средства достижения:  Использование разнообразных форм и методов организации учебной  деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.  Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе  класса.  Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных  способов выполнения заданий без боязни ошибиться. Получить  неправильный ответ.  Использование в ходе урока дидактических материалов, позволяющих  ученику выбирать наиболее значимый для него вид и форму учебного  содержания.  Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и  по процессу его достижения.  Поощрение стремления ученика находить свой способ работы.   Анализировать способы работы других учеников в ходе урока.  Выбирать и осваивать наиболее рациональные.  Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих  каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для  естественного самовыражения ученика. В современных условиях личностно­ориенитированный подход выступает как  инновация, однако ясно, что в будущем он станет нормой школьной жизни. Использование в преподавании предмета современных педагогических технологий.     Одной из современных педагогических технологий, активно внедряемых в  обучение, является личностно­ориентированный подход (ЛОП).     С  2005 года я являюсь членом творческой лаборатории по использованию  технологии ЛОП в МОУСОШ поселка Нижнеивкино.  Применение данной технологии осуществлялось в 9 классе. В течение  учебного года учащиеся работали над уровневыми заданиями, на каждом  уроке писали тест – достижение, раз в триместр выполняли уровневые  контрольные работы.         К каждому уроку один из учеников составлял развернутый план  изучаемой темы, распечатывал его и освещал в виде лекции перед  одноклассниками. Он же или кто­нибудь другой составлял тест – достижение, который выполняли все ученики. В результате этой работы девятиклассники  приобрели неоценимый опыт самостоятельного исследования учебного  материала и составления по нему развернутого плана, даже слабоуспевающие  ученики были вынуждены изучать материал учебника для составления теста –  достижения, хотя слово «вынуждены» здесь не совсем подходит, т.к. эта  работа представилась большинству учеников, своего рода игрой, которую они  выполняли с большим желанием и интересом.       ЛОП в изучении истории весьма эффективно способствует  решению задачи по формированию связной,  развитой, монологически  построенной речи. Дети, выполняя уровневые задания, проговаривают их  вслух; работая в парах, они также развивают свою историческую речь; но самое важное значение имеет выступление перед классной аудиторией с  сообщением по заданной теме или презентация проделанной  исследовательской работы.   В октябре 2006 года я выступила с обобщением своего опыта по теме «ЛОП  на уроках истории как способ формирования системы ценностей  современного школьника» на семинаре «Использование технологии ЛОП в  условиях развития постиндустриальной цивилизации».    Данная теория Использование в преподавании предмета современных педагогических технологий.     Одной из современных педагогических технологий, активно внедряемых в  обучение, является личностно­ориентированный подход (ЛОП).     С  2005 года я являюсь членом творческой лаборатории по использованию  технологии ЛОП в МОУСОШ поселка Нижнеивкино. В качестве экспериментального мною был выбран 9«а» класс. В течение  учебного года учащиеся работали над уровневыми заданиями, на каждом  уроке писали тест – достижение, раз в триместр выполняли уровневые  контрольные работы.         К каждому уроку один из учеников составлял развернутый план  изучаемой темы, распечатывал его и освещал в виде лекции перед  одноклассниками. Он же или кто­нибудь другой составлял тест – достижение, который выполняли все ученики. В результате этой работы девятиклассники  приобрели неоценимый опыт самостоятельного исследования учебного  материала и составления по нему развернутого плана, даже слабоуспевающие  ученики были вынуждены изучать материал учебника для составления теста –  достижения, хотя слово «вынуждены» здесь не совсем подходит, т.к. эта  работа представилась большинству учеников, своего рода игрой, которую они  выполняли с большим желанием и интересом.       ЛОП в изучении истории весьма эффективно способствует  решению задачи по формированию связной,  развитой, монологически  построенной речи. Дети, выполняя уровневые задания, проговаривают их  вслух; работая в парах, они также развивают свою историческую речь; но  самое важное значение имеет выступление перед классной аудиторией с  сообщением по заданной теме или презентация проделанной  исследовательской работы.   В октябре 2006 года я выступила с обобщением своего опыта по теме «ЛОП  на уроках истории как способ формирования системы ценностей  современного школьника» на семинаре «Использование технологии ЛОП в  условиях развития постиндустриальной цивилизации».    Данная теория предусматривает соответствующую педагогическую  диагностику, отслеживающую результаты учебной деятельности в течение  года (данные приводятся в таблице «Диагностика качества знаний учащихся  9­а класса на примере методики ЛОП»). Далее предлагаются варианты работ учащихся по составлению разнообразных  планов, опорных конспектов и тестов – достижения в соответствии с  методикой ЛОП, а также некоторые примеры разноуровневых заданий,  составленных педагогом.

Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.

Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.

Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.

Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.

Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.

Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.

Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.

Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.

Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.

Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.

Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.

Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.

Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.

Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.

Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.

Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.

Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.

Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.07.2017