Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.
Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
история
Взрослым
07.07.2017
В настоящее время личностно – ориентированный подход в обучении стал своеобразным знаменем современной школы. Одни отождествляют его с индивидуальным, другие – с дифференцированным подходом. Но настоящая суть ЛОП педагогики – признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса. При проектировании его педагоги исходят из двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее является самостоятельным, личностно – значимым, а потому очень действенным источником развития личности.
Глава ЛОП.doc
Личностноориентированный подход на уроках истории
как способ формирования системы ценностей
современного школьника.
Учебный процесс как целостная дидактическая система направлен на
организацию и передачу знаний, создание оптимальных условий для их
усвоения. Содержание, формы, средства, методы обучения здесь тесно
взаимосвязаны и подчинены основной образовательной задаче – познанию
учеником окружающей действительности. В соответствии с этой целью
учебный процесс конструируется как познавательный, воспроизводящий в
своем сознании научную картину мира, разворачивающуюся в логике
возникновения и развития общественно – исторического опыта, фиксируемого
в системе научного знания.
В настоящее время личностно – ориентированный подход в обучении стал
своеобразным знаменем современной школы. Одни отождествляют его с
индивидуальным, другие – с дифференцированным подходом. Но настоящая
суть ЛОП педагогики – признание ученика главной действующей фигурой
всего образовательного процесса. При проектировании его педагоги исходят
из двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее является
самостоятельным, личностно – значимым, а потому очень действенным
источником развития личности.
Учение не есть беспристрастное познание. Это субъектно значимое
постижение мира, наполненного для ученика личностными смыслами,
ценностями, отношением, зафиксированном в его субъективном опыте.
Содержание этого опыта должно быть раскрыто, максимально использовано,
обогащено научным содержанием и при необходимости преобразовано в ходе
образовательного процесса. Способ учебной работы – это не просто единица знания, а личностное
образование, где, как в сплаве, объединяются мотивационно – потребностные,
эмоциональные и операциональные компоненты.
Основным принципом разработки личностно – ориентированной
системы обучения является признание индивидуальности ученика,
создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Индивидуальность рассматривается как неповторимое своеобразие каждого
человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта
развития в течение жизни.
Индивидуальность – обобщенная характеристика особенностей человека,
устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении,
труде, спорте определяет индивидуальный стиль деятельности как
личностное образование.
Индивидуальность человека формируется на основе наследственных
природных задатков в процессе воспитания и одновременно – и это главное
для человека – в ходе саморазвития, самореализации в различных видах
деятельности.
В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности
максимального развития каждого ученика, создания социокультурной
ситуации развития, исходя из признания уникальности и неповторимости
психологических особенностей ученика.
Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его
психологические особенности, необходимо по иному строить весь
образовательный процесс.
Технологизация ЛОП предполагает специальное конструирование учебного
текста, дидактических материалов, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным
развитием ученика в ходе овладения знаниями.
Основные требования к разработке дидактического обеспечения ЛОП:
Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания
субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего
обучения.
Изложение знаний должно быть направлено не только на расширение
объема, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика.
Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы
ученик имел возможность выбора при выполнении заданий.
Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и
использованию наиболее значимых для них способов проработки
учебного материала.
Необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но
главным образом, процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые
осуществляет ученик, усваивая учебный материал.
Меняется и режиссура урока. Ученики не просто слушают рассказ учителя,
а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся
своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают
с помощью учителя то содержание, которое закреплено научным знанием.
Это очень важно и с точки зрения развития культуры речи.
Учитель постоянно обращается к классу с вопросами типа: что вы знаете об
этом; какие признаки, свойства могли бы выделить (назвать, перечислить и
т.п.); где они, по вашему мнению, могут быть использованы; с какими из них
вы уже встречались и т.п. В ходе такой беседы нет правильных (неправильных) ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения,
выделив которые учитель затем начинает их «отрабатывать». Он должен не
принуждать, а убеждать учеников принять то содержание, которое он
предлагает с позиции научного знания.
Ученики не просто усваивают готовые образцы, а осознают как они получены,
почему в их основе лежит то или иное содержание, в какой мере оно
соответствует не только научному знанию, но и личностно значимым
смыслам, ценностям. Такая работа может проводиться только на уроке,где
задан жестко контекст и содержание беседы, их передача организуется как
«встреча» различного понимания этого содержания, носителем которого
является не только учитель, но и сами ученики. Научное содержание
рождается как знание которым владеет не только учитель, но и ученик,
происходит своеобразный обмен знаниями, коллективный отбор его
содержания. Ученик при этом есть «творец» этого знания, участник его
порождения. В ходе его учитель не просто ласков и внимателен к детям, а
вместе с ними осуществляет равноправную работу по поиску и отбору
научного содержания знания, которое подлежит усвоению. При этих условиях
усваиваемое знание не «обезличено» (отчуждено), а становится личностно
значимым.
Взаимодействуя с учениками в ходе урока, учитель не опасается
неправильных ответов (если это не проверочный урок), привлекает к работе
всех учеников (а не только хорошо успевающих), обсуждает все
высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие научному
содержанию знания, не боится подчеркивать – «давайте договоримся, что в
это понятие мы вкладываем определенный смысл и будем в дальнейшем его
придерживаться». Ведь любое научное знание возникает как коллективное мнение ученых – профессионалов и в этом смысле затем становится
общепринятым, подлежащим усвоению в школе.
Основные требования к личностно – ориентированным урокам.
Цель – создание условий для проявления познавательной активности
учащихся и возможности постоянного совершенствования навыков
развития правильной, связной , монологически построенной речи.
Средства достижения:
Использование разнообразных форм и методов организации учебной
деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе
класса.
Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных
способов выполнения заданий без боязни ошибиться. Получить
неправильный ответ.
Использование в ходе урока дидактических материалов, позволяющих
ученику выбирать наиболее значимый для него вид и форму учебного
содержания.
Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и
по процессу его достижения.
Поощрение стремления ученика находить свой способ работы.
Анализировать способы работы других учеников в ходе урока.
Выбирать и осваивать наиболее рациональные.
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих
каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для
естественного самовыражения ученика.
В современных условиях личностноориенитированный подход выступает как
инновация, однако ясно, что в будущем он станет нормой школьной жизни. Использование в преподавании предмета современных
педагогических технологий.
Одной из современных педагогических технологий, активно внедряемых в
обучение, является личностноориентированный подход (ЛОП).
С 2005 года я являюсь членом творческой лаборатории по использованию
технологии ЛОП в МОУСОШ поселка Нижнеивкино.
Применение данной технологии осуществлялось в 9 классе. В течение
учебного года учащиеся работали над уровневыми заданиями, на каждом
уроке писали тест – достижение, раз в триместр выполняли уровневые
контрольные работы.
К каждому уроку один из учеников составлял развернутый план
изучаемой темы, распечатывал его и освещал в виде лекции перед
одноклассниками. Он же или ктонибудь другой составлял тест – достижение,
который выполняли все ученики. В результате этой работы девятиклассники
приобрели неоценимый опыт самостоятельного исследования учебного
материала и составления по нему развернутого плана, даже слабоуспевающие
ученики были вынуждены изучать материал учебника для составления теста –
достижения, хотя слово «вынуждены» здесь не совсем подходит, т.к. эта
работа представилась большинству учеников, своего рода игрой, которую они
выполняли с большим желанием и интересом.
ЛОП в изучении истории весьма эффективно способствует
решению задачи по формированию связной, развитой, монологически
построенной речи. Дети, выполняя уровневые задания, проговаривают их
вслух; работая в парах, они также развивают свою историческую речь; но самое важное значение имеет выступление перед классной аудиторией с
сообщением по заданной теме или презентация проделанной
исследовательской работы.
В октябре 2006 года я выступила с обобщением своего опыта по теме «ЛОП
на уроках истории как способ формирования системы ценностей
современного школьника» на семинаре «Использование технологии ЛОП в
условиях развития постиндустриальной цивилизации».
Данная теория Использование в преподавании предмета
современных педагогических технологий.
Одной из современных педагогических технологий, активно внедряемых в
обучение, является личностноориентированный подход (ЛОП).
С 2005 года я являюсь членом творческой лаборатории по использованию
технологии ЛОП в МОУСОШ поселка Нижнеивкино. В качестве экспериментального мною был выбран 9«а» класс. В течение
учебного года учащиеся работали над уровневыми заданиями, на каждом
уроке писали тест – достижение, раз в триместр выполняли уровневые
контрольные работы.
К каждому уроку один из учеников составлял развернутый план
изучаемой темы, распечатывал его и освещал в виде лекции перед
одноклассниками. Он же или ктонибудь другой составлял тест – достижение,
который выполняли все ученики. В результате этой работы девятиклассники
приобрели неоценимый опыт самостоятельного исследования учебного
материала и составления по нему развернутого плана, даже слабоуспевающие
ученики были вынуждены изучать материал учебника для составления теста –
достижения, хотя слово «вынуждены» здесь не совсем подходит, т.к. эта
работа представилась большинству учеников, своего рода игрой, которую они
выполняли с большим желанием и интересом.
ЛОП в изучении истории весьма эффективно способствует
решению задачи по формированию связной, развитой, монологически
построенной речи. Дети, выполняя уровневые задания, проговаривают их
вслух; работая в парах, они также развивают свою историческую речь; но
самое важное значение имеет выступление перед классной аудиторией с
сообщением по заданной теме или презентация проделанной
исследовательской работы.
В октябре 2006 года я выступила с обобщением своего опыта по теме «ЛОП
на уроках истории как способ формирования системы ценностей
современного школьника» на семинаре «Использование технологии ЛОП в
условиях развития постиндустриальной цивилизации».
Данная теория предусматривает соответствующую педагогическую
диагностику, отслеживающую результаты учебной деятельности в течение
года (данные приводятся в таблице «Диагностика качества знаний учащихся
9а класса на примере методики ЛОП»).
Далее предлагаются варианты работ учащихся по составлению разнообразных
планов, опорных конспектов и тестов – достижения в соответствии с
методикой ЛОП, а также некоторые примеры разноуровневых заданий,
составленных педагогом.
Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.
Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.
Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.
Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.
Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.
Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.
Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.
Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.
Личностно-ориентированный подход на уроках истории как способ формирования системы ценностей современного школьника.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.