Методическая система «Развитие коммуникативной культуры школьника как субъекта учения на уроках истории средствами технологии диалогового обучения»
Оценка 4.8

Методическая система «Развитие коммуникативной культуры школьника как субъекта учения на уроках истории средствами технологии диалогового обучения»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
история
Взрослым
07.07.2017
Методическая система «Развитие коммуникативной культуры школьника как субъекта учения на уроках истории средствами технологии диалогового обучения»
Целями предлагаемой методической системы «Развитие коммуникативной культуры школьника как субъекта учения на уроках истории средствами технологии диалогового обучения» являются: • Признание педагогом школьников субъектами учения, что означает создание условий для диалога с целью актуализации и обогащения их жизненного опыта. • Диалоговое обучение предполагает создание ситуации встречи с иным опытом, ситуации открытия себя, ситуации духовных исканий. • Формирование у школьников умений вступать в диалог, что дает возможность самоутвердиться, развивает речь, мышление, раскрывает интеллектуальные и духовные качества личности.
Методическая система.doc
Методическая система     В   условиях   современного   общества,   перехода   на   новые   образовательные   стандарты необходимо создание условий для формирования внутреннего субъектного мира личности школьника с учетом уникальной ценности ребенка.    Вследствие этого, в современной школе происходит изменение идеологии  коллективизма на   личностно­ориентированное   образование,   что   предполагает   внимание   к   личности ученика.   В   этом   помогают   гуманитарные   технологии,   которые   основываются   на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего   развития   личности.   Приоритетным   становится   развитие   ценностных ориентиров,   формирование   социально­культурных   моделей   речевого   поведения   в различных ситуациях общения, то есть свободное и правильное выражение собственной позиции   в   устной   и   письменной   речи.   Причиной   данного   приоритета   коммуникативно­ деятельностного   подхода   в   обучении   является   несформированность   речевых   навыков общения   у   школьников,   например   9   процентов   ребят   до   15   лет   плохо   читают,   у   них отсутствует смысловое чтение, это один из худших показателей цивилизованных  стран. Требуется   комплексное   овладение   всеми   видами   речевой   деятельности   как   условия эффективного общения. Учебный   процесс   на   уроках   истории   выступает   моделью   целенаправленного мотивированного   общения.   отслеживает   ситуации   речевого взаимодействия   между   учениками,   является   организатором   ситуативной   и   плановой рефлексии.   Это   является   немаловажным   шагом   в   формировании   коммуникативной культуры   школьника,   которая   представляет   из   себя   совокупность   социально   значимых характеристик,   основанных   на   владении   всеми   видами   речевой   деятельности,   наличие таких качеств, как творческое мышление, культура речевого действия адекватно ситуации общения,   культура   восприятия   коммуникаций   и   культура   эмоций.   В   ходе   этой деятельности   продолжается   развитие   и   такого   качества   личности   школьника,   как субъектность, которая выражается в готовности к самореализации, инициативе, рефлексии в   различных   видах   учебной   деятельности   создания,   проектирования   жизненных траекторий, целей через овладение средствами познания мира и самого себя.   Целями   предлагаемой   методической   системы   «Развитие  коммуникативной   культуры школьника как  субъекта  учения на уроках истории средствами технологии  диалогового обучения» являются:   Педагог   создает,  Признание   педагогом   школьников  субъектами  учения,   что   означает   создание условий для диалога  с целью актуализации и обогащения их жизненного опыта.   Диалоговое   обучение   предполагает   создание   ситуации   встречи   с   иным   опытом, ситуации открытия себя, ситуации духовных исканий.   Формирование   у   школьников   умений   вступать   в   диалог,   что   дает   возможность самоутвердиться,   развивает   речь,   мышление,   раскрывает   интеллектуальные   и духовные качества личности. Для реализации заявленных целей объективной потребностью является разработка и  внедрение в образовательный процесс различного рода инноваций, направленных на  всестороннее развитие личности ученика средствами диалогового общения. Субъектный  опыт ученика не может быть предметом оценок учителя. Субъектный опыт – предмет  анализа и осмысления его учащимися. Поэтому содержание учебного материала предмета,  предлагаемое учителем должно развивать и обогащать этот субъектный опыт, быть  личностно значимым для школьников и обеспечивать формирование базовой культуры  личности.  Одним из факторов становления субъектности ученика является такое  развитие его коммуникативных компетентностей, когда не только его деятельность на уроке, но и само присутствие в школе будет личностно­значимым и для ребенка и для  окружающих.  Для реализации  главной цели обучения – создание условий для развития  субъектности ученика средствами диалога разработан дидактический материал готовых опорных конспектов по темам курса,   одновременно происходит  обучение их самостоятельному выполнению подобной работы по  определенному алгоритму. При таком подходе приобретается неоценимый  опыт самостоятельного исследования учебного материала и его письменного  оформления в удобной и понятной для ученика форме.    Успешно применяются разработанные для школьников индивидуально­ ориентированные планы на тему курса, в которых каждый ученик имеет  возможность выбора и права выступления перед аудиторией с использованием  опорного конспекта или развернутого плана, текст которых ему знаком и  понятен. Он уверен в себе, говорит, доказывает, убеждает.  Разработаны и успешно применяются авторские  материалы для внеурочной  деятельности школьников: домашние практикумы по анализу исторических  событий, роли личности в истории, темы которых личностно значимы для  учеников и  практико – ориентированы.  Также эффективны разработанные  алгоритмы плана ответа по историческому событию.  Имеются  задания разного уровня сложности, которые предлагаются школьникам для проведения беседы  в парах, в группах, перед аудиторией. Ученик всегда имеет право выбора  задания и той формы, в которой он его намерен выполнить. Одним из   вариантов самостоятельной  работы, довольно привлекательной для учеников  является составление презентации и ее защита перед аудиторией.  Идее формирования коммуникативной компетентности большое внимание  уделяется в осуществлении исследовательской деятельности. Многие  разрабатываемые учениками проекты являются социально значимыми. Данная  деятельность предполагает не только широкий круг общения, но и  соответствующие умения вести диалог во время интервьюирования, работать  над подготовкой вопросов для проведения социологического опроса,  обрабатывать полученные результаты анкетирования.  Современные информационные технологии позволяют значительно расширить  возможности развития субъектности школьников в ходе просмотра  художественных, документальных исторических фильмов, разнообразных  информационных передач.    Разработаны программы кружков «Изучаем Конституцию», «Уголовная и  административная юстиция» и элективных курсов «Личность и история  России», «Реформы и реформаторы России», которые созданы в соответствии с психо­физиологическими особенностями школьников и на основе  преемственности по содержанию, что  также способствуют реализации  основной идеи методической системы. Таким образом, обеспечивается усвоение учебного материала каждым учеником в  объеме Госстандарта и предоставляется право выбора уровня и объема за его  пределами. Любой человек находит свою сущность в диалоге, который является мощным  средством предупреждения изоляции, возникновения одиночества личности.  Личностная парадигма в образовании – это новая система ценностей, которая  предполагает иные формы обучения. На уроках истории есть место для острого  диалога и полилога с неоднозначностью трактовок и многозначностью позиций. Для достижения целей нашей методической системы мы используем следующие формы  обучения:  Уроки развития творческих способностей учащихся – «исторические бои»,  «исторические гостиные», «умники и умницы», которые способствуют развитию креативности, коммуникативности.  Создание ученических проектов и их самопрезентация.   Организация уроков индивидуально­ориентированных маршрутов,  основывающихся  на решении учениками ситуаций интеллектуального  затруднения, исходя из своих возможностей, способностей, интересов, своего  субъектного опыта.   Уроки лекции отличаются тем, что не являются односторонним процессом  выступления одного учителя. На таких уроках роль педагога примеряет на себя  сам ученик, расширяющий сферу применения своих способностей.   Не отменяются и уроки­семинары, которые способствуют дальнейшему  развитию процесса диалога.   Весьма актуальными формами обучения, в последнее время, стали  конференции, на которых школьники могут активно демонстрировать свои  умения в диалоговом общении.  Интересная для учащихся работа ведется и с источниками знаний, в частности с Конституцией РФ, что приводит к значительному обогащению их субъектного  опыта.  В современных условиях информационного общества нормой для учащихся  стало обсуждение учебных вопросов с использованием сети Интернет. Диалог строится на главном принципе признания чужого «я». Учитель должен  воспринимать ученика как самоценную, но внутренне незавершенную личность. Роль  учителя в диалоге – это роль организатора, созидателя личности ученика, а не  передатчика знаний, навязывающего свой образ мысли, свое видение проблем, свой  способ их решения. Учитель проектирует, организует диалог, предусматривая  столкновение разных точек зрения, разных сознаний, вносит свои коррективы в  незавершенную структуру свойств личности ученика. Ученик в процессе диалога  должен внутренне осознать свои глубинные личные свойства, ценности. В зависимости от решаемых дидактических задач(изучение нового, совершенствование  знаний и умений, отработка теоретического материала …) и подготовленности  учащихся используются парные, групповые, коллективные формы организации  деятельности учащихся, включающие взаимопередачи тем, взаимодиктант,  взаимообмен заданиями. На уроках возникает необычная атмосфера сотрудничества и  взаимопомощи, идет постоянное общение в парах, группах, дети не утомляются,  происходит постоянная смена видов деятельности, осуществляются систематическая  оценка и самооценка, контролируемая учителем и самими учениками. Для реализации  технологий коллективного способа обучения создано большое количество  разнообразных блоков заданий, главная цель которых – раскрытие и развитие духовных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных, потребностно­мотивационных  свойств личности. На уроках используются фронтальная, групповая,  индивидуальная и коллективная  формы организации познавательной деятельности, которые направлены на создание  определенной атмосферы, вовлекающей в общий ход работы каждого ученика. Во  многом выбор формы организации деятельности на уроке зависит от содержания  изучаемой темы, уровня подготовленности класса, познавательного интереса учеников. Результатом работы  будет сам процесс постижения истины и создание творческого  продукта, полученного в ходе сотрудничества и сотворчества участников общего дела. Самыми эффективными методами изучения истории считаю исследовательский и  проблемный.  При проведении урока­исследования  мастерство педагога заключается в  умении создать условия для возникновения у учащегося вопроса, который потом станет  сущностью проблемы. Затем школьники, обычно в группах, используя различные  материалы, находят пути решения данной проблемы. Происходит изложение результатов  исследования и свободный обмен мнениями. На следующем этапе находится общая идея,  которая соотносится с каждой группой фактов. Оценивается, насколько решена проблема.  Рефлексируется сам процесс мышления. Метод очень действенный для формирования  коммуникативных компетентностей. Технология диалогового обучения имеет гуманитарную сущность, которая является  мощным средством предупреждения изоляции и одиночества личности. Диалог дает  возможность самоутвердиться, развивать речь, мышление, раскрывает интеллектуальные и  духовные качества личности, выводя отношения на ценностно­смысловой уровень,  порождает открытость иному опыту. Эффективность методической системы доказана полученными результатами психолого­ педагогической диагностики, положительной динамикой успеваемости по предмету,  успешной социализацией  выпускников, результатами итоговой аттестации в форме ГИА и   ЕГЭ. Результаты психолого­педагогической диагностики (автор Ясюкова  Л.А.), отражают  повышение уровня личностных, метапредметных и предметных качеств обучаемых.  В ходе реализации методической системы были достигнуты следующие результаты:  Ежегодно увеличивается численность учеников, занимающихся историей и  обществознанием дополнительно, через посещение элективных курсов и кружков.  Растет число участников научно­практических конференций школьного,  муниципального, есть участники регионального уровней.  Ежегодно самыми востребованными предметами для прохождения итоговой  аттестации выпускников, как в форме ЕГЭ и ГИА, так и в устной форме, являются  история и обществознание.  Ежегодно в средние и высшие учебные заведения, для получения юридического,  исторического, культурологического, журналистского образования поступает до  половины и более выпускников МКОУ СОШ пгт. Нижнеивкино.  Многие выпускники успешно социализированы: работают тележурналистами в  Санкт­ Петербурге и Нижнем Новгороде, главными редакторами журналов в  Москве, судьями, научными работниками. В основе методической системы лежит идея, которая на наш взгляд четко определена в  словах Я.А. Коменского: «Учащие меньше бы учили, а учащие больше бы учились, в  школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше радости и  основательного успеха». Новизна нашего подхода, направленного на формирование субъектности школьника, обеспечивается развитием его коммуникативной сферы  средствами диалогового общения. Ученик в процессе диалога внутренне осознает свои  глубинные личностные свойства и ценности. Учащиеся самостоятельно и творчески  постигают субъективно новое, обсуждают полученные результаты, сравнивают их с  результатами партнеров в процессе взаимодействия. В ходе такого общения обучается и  развивается каждый ученик. Роль учителя в диалоге – это роль организатора, который  проектирует, организует диалог, предусматривает столкновение разных точек зрения,  оказывая педагогическую поддержку тонким прикосновением, опосредованно

Методическая система «Развитие коммуникативной культуры школьника как субъекта учения на уроках истории средствами технологии диалогового обучения»

Методическая система «Развитие коммуникативной культуры школьника как субъекта учения на уроках истории средствами технологии диалогового обучения»

Методическая система «Развитие коммуникативной культуры школьника как субъекта учения на уроках истории средствами технологии диалогового обучения»

Методическая система «Развитие коммуникативной культуры школьника как субъекта учения на уроках истории средствами технологии диалогового обучения»

Методическая система «Развитие коммуникативной культуры школьника как субъекта учения на уроках истории средствами технологии диалогового обучения»

Методическая система «Развитие коммуникативной культуры школьника как субъекта учения на уроках истории средствами технологии диалогового обучения»

Методическая система «Развитие коммуникативной культуры школьника как субъекта учения на уроках истории средствами технологии диалогового обучения»

Методическая система «Развитие коммуникативной культуры школьника как субъекта учения на уроках истории средствами технологии диалогового обучения»

Методическая система «Развитие коммуникативной культуры школьника как субъекта учения на уроках истории средствами технологии диалогового обучения»

Методическая система «Развитие коммуникативной культуры школьника как субъекта учения на уроках истории средствами технологии диалогового обучения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.07.2017