15 урок, 8 класс
Учитель: Брух Т.В.
Дата: ______________
Тема урока: «Линейные программы. ПР2 Линейные программы»
Цели:
· Способствовать формированию навыков формально - логического мышления, умению рассуждать и делать выводы;
· Познакомить учащихся с линейным алгоритмом;
· Созданием программы на линейный алгоритм на языке Pascal;
· Способствовать формированию информационной культуры и потребности в приобретении знаний.
Задачи:
Образовательные:
· Обобщение уже ранее изученного материала по основам языка Pascal;
· Закрепление знаний по теме «Линейные алгоритмы»;
· Обеспечить овладение всеми учащимися приемами составления программы на линейный алгоритм на языке Pascal ;
· Выполнение программы для линейного алгоритма ;
Развивающие:
· Развитие целостности восприятия науки о программировании
· Развитие умения создания программы исходя из поставленной задачи
· Формирование умения анализировать, сравнивать.
· Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Воспитательные:
· Воспитание осознанной потребности в знаниях;
· Воспитание потребности учащихся развивать гибкость мышления.
· Совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету.
· Формирование таких качеств личности, как чёткость и организованность в работе;
· Умение контролировать свою деятельность
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
· Привести из жизни примеры на линейный алгоритм ;
· Нарисовать структурную схему линейного алгоритма;
· Записать линейный алгоритм на языке Pascal;
Учащиеся должны уметь:
· отладить и запустить программу на исполнение;
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Перевод арифметических действий на язык программирования.
3. Изучение нового материала.
· Алфавит языка
ü все латинские прописные и строчные буквы
ü арабские цифры (0 – 9)
ü символы + - * / = < > , . ; : ’ _ ( ) { } и др.
ü служебные (зарезервированные) слова
· Структура программы
Очень важно программу писать в структурном виде, тогда она будет читаемой и в ней проще будет исправлять ошибки
Program имя программы;
Раздел объявлений;
Begin
Операторная часть;
End.
Каждый оператор разделяется ;
После End ставится точка
Записываем структуру себе в тетрадь
Программа начинается с заголовка, имеющего следующий вид: Program имя программы;.
Правила образования имени программы (рассмотрим и запишем в тетрадь):
1. Начинается с латинских букв, за которым могут идти цифры и знак подчеркивания _
2. В написании не различаются строчные и прописные буквы
3. Имя служит для обозначения имени программы
4. Имя не должно содержать пробелов и других символов , ; :
5. Не должно совпадать с названиями базовых слов и операторов
· Операторная часть
Операторная часть – последовательность оператор, используемых в программе.
Оператор – команда на языке программирования для задания некоторого завершенного действия
Операторы разделяются ;.
End. – конец программы. После него обязательно ставиться точка.
· Типы переменных:
integer (Целый) – целые числа от -32768 до 32767
longint (Целый) – целые числа от – 2 147 483 648 до 2 147 483 647
real (действительные)
char – символьный (1 символ ‘a’, ‘+’, ‘F’)
string – строковый (строка символов от 0 до 255, например ‘Петя’)
boolean – логический (true – истина, false - ложь)
· Оператор ввода
Любая программа взаимодействует с пользователем с помощью операторов ввода-вывода
Ввод данных – передача исходных данных программы в оперативную память.
Основные устройства ввода – клавиатура. По окончании ввода значения соответствующих переменных известны, их можно использовать для дальнейших вычислений.
Для ввода данных в паскале предусмотрены операторы read, readln. Названия обозначают «читай» и «читай строку». Рассмотрим и запишем в тетрадь как структуру данного оператора
readln (список переменных);
Встретив этот оператор, ПК ждет ввода данных с клавиатуры, данные вводятся через пробел или Enter
Пример: что будет происходить, если вы в программе напишите оператор
readln (а, с);
· Оператор вывода
Для вывода сообщений используется оператор write/writeln («пиши» «пиши строку»).
ü Write (список переменных);
ü Выводит значение переменных
ü Write (‘Текст’);
ü Выводится текст, стоящий в апострофах
ü Write (3+2);
Появляется значение выражения
· Оператор присваивания
Поговорим об операторе, который является основным в языке программирования и с помощью которого мы будем записывать, в том числе и арифметические выражения. Это оператор присваивания.
Он в общем виде записывается так, рассмотрим и запишем
<переменная> := <выражение>
<постоянная>
<переменная>
Рассмотрим ПРИМЕР:
S := a+b
a := 5
b := S
Выполнение: вычисляется значение выражения и полученное значение принимает переменная выписанная слева. При этом тип выражения должен соответствовать типу переменной
Виды алгоритмов: (линейный, разветвляющийся, циклический)
1. линейным называется такой алгоритм, в котором порядок выполнения команд производится последовательно одна за другой;
Структурная схема линейного алгоритма
![]() |
4. Практическая работа за компьютером:
5. Итоги урока. Рефлексия
Подведем итоги нашего урока. Что мы сегодня делали на уроке, что вспомнили и обобщили?
6. Домашнее задание: параграф 18, презентация
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.