Лингвистическая разминка
МБОУ «Гимназия № 69»
Учитель русского языка и литературы
Тельминова К.А.
г. Барнаул 2025
Вставьте пропущенные буквы, орфограмму «О – Ё после шипящих» обозначьте графически
Я наткнулся на что –то ч…рное и ж…сткое. Это оказался небольш..й стож..к соломы. Зуев заж…г спичку и сунул её в солому. Вспызнул б…гровый огонь и осв..тил поляну, ч..щ…бу вокруг и пологий береж…к небольш…й реч…нки впереди. Отовсюду слышались ш…рохи и ш…пот леса. Мы стояли у горящего стога и смотрели на огонь. Зуев задел меня плеч…м и предложил устроить ноч…вку прямо …десь. Он держался молодц…м, досал холщ…вый меш…чек с ч…рствым хлебом, ш…коладом и банкой туш…нки.
(по К. Паустовскому)
Вставьте, если нужно, мягкий знак, над словами укажите часть речи.
Помощ (?), стереч(?), горяч(?), спряч(?), много задач(?), съёжиш(?)ся,жгуч(?), пустош(?), шалаш(?), запряч(?), уж(?), компот из груш(?), (не)собьёш(?)ся, береч(?), пахуч(?), кирпич(?), из училищ(?), съеш(?), пригож(?), стрич(?), полноч(?), намаж(?)те,мимо рощ(?) и дач(?), хлеб свеж(?), любимая брош(?), полюбиш(?), любуеш(?)ся, хорош(?).
Запишите, графически обозначьте орфограммы в окончаниях глаголов
Шипы кол…тся, осы жал…тся, хозяйка хлопоч…т, крош…т хлеб, дети хохоч…т,кузнечики стрекоч…т, туристы задерж…тся, круж…тся медленно, грустно шепч…шь, застел…т ковром, ( не)хоч…тся уходить, волки рыщ…т, пищу ищ…т, что увид…т и услыш…т, трава колыш…тся, ненавид…т лож… и фальш….
Распределите слова на две группы, по какому принципу вы это сделали.
Умыват(?)ся, вращат(?)ся, кланят(?)ся, хмурит(?)ся, захлопывают(?)ся, смеют(?)ся, объявлят(?)ся, обходит(?)ся, обозначает(?)ся, пользоват(?)ся, дотрагиват(?)ся, соглашает(?)ся, осмеливает(?)ся, расправит(?)ся, печь топит(?)ся, надеят(?)ся.
Спишите словосочетания, раскрывая скобки и согласовывая причастия с существительными. Выделите окончания
(Плескавшийся) волнами, (образующийся) глыба, в (застоявшийся) воздухе, в ( проснувшийся) лесу, к (пестреющий) цветам, (отцветающий) одуванчиков, над (бушующий) море,( поднимающийся) облаком.
От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.. Суффиксы обозначьте.
Вытереть, подчеркнуть, подтянуть, асфальтировать, сделать, слышать, любить, привозить, видеть, исправлять, соединять.
Вставьте пропущенные буквы, расставьтезнаки препинания.
Многие из вас ребята летом мечтают получше заг… реть. Но заг.. рать надо с умом постепенно и ост… рожно. Иначе можно обг…реть и сотв..рить большой вред своему здоровью. Лучше всего заг…рать на утренней или вечерней з..ре. Рано утром солнце нежно и ласково оз…ряет землю и ещё не оп…ляет её. И к вечеру солнечный шар скл…няется к закату и уже не п…лит и не жжёт. Пылает г…рит пожаром солнечный закат но никому не тв…рит зла и тихо дог…рает к ночи.
Вставьте пропущенные буквы, отметьтеслова, написание которых определяется правилом, относя-щимся к чередованию гласных е//и в глагольных корнях.
Выб_ рать, выб_вать, выб_гать, выд_рать, выж_рать, выж_вать, выж_гать, выж_дать, выж_мать, вым_рать, вып_рать, вып_вать (мотив), вып_вать (воду), вып_кать, вып_сать, вып_хать (за дверь), выт_рать, выт_кать, выт_сать (дубинку).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.