Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)
Оценка 4.8

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
русский язык
7 кл
07.12.2017
Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)
Форма проведения: лингвистическая игра Возрастная группа: 7 класс Цели: • Создать условия для расширения и углубления знания русского языка, развития речи обучающихся, коммуникативных, регулятивных способностей; • Развивать умение работать в группах, толерантность, стремление к сопереживанию, креативность, способствовать воспитанию патриотизма, гордости за свой народ, его культуру. 1-й конкурс: «Подберите рифмы» 2-й конкурс «Поэт-писатель-сценарист» 3-й конкурс «Хоровод слов» 4-й конкурс «Проверяем орфографическое здоровье» 5-й конкурс –«Конкурс капитанов»Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме лингвистической игры "Наш родной язык - русский"
Внеклассное мероприятие по русскому языку Наш родной язык - русский 7 класс.docx
Кудрявцева Елена Николаевна,  учитель   русского   языка   и литературы   МБОУ   «Средняя общеобразовательная   школа   № 27 имени А.А. Дейнеки» Наш родной язык – русский Форма проведения: лингвистическая игра Возрастная группа: 7 класс Цели:  Создать условия для расширения и углубления знания русского языка,   регулятивных развития   речи   обучающихся,   коммуникативных, способностей;  Развивать   умение   работать   в   группах,   толерантность,   стремление   к воспитанию   креативность,   сопереживанию, патриотизма, гордости за свой народ, его культуру. способствовать   Оборудование:  подборка   высказываний­слайдов   (в   напечатанном   виде)   на доске,   словари,   карточки   с   заданиями,   портрет   И.С.   Тургенев,   таблицы   с кроссвордами   и   анаграммы   на   доске,  песочные   часы,   объёмные   названия команд на столах.   Ведущий Ход игры        Более 100 лет назад И.С. Тургенев написал удивительное стихотворение в прозе «Русский язык». Прочитайте его. Чтение учеником стихотворения И.С. Тургенева «Русский язык»         Глубина и мудрость строчек писателя поражает. Ведь И.С. Тургенев, к тому времени уже долго живший за границей, именно в русском языке видел опору   и   поддержку,   считая   наш   язык   великим,   могучим,   свободным   и правдивым. Пусть эти слова станут лейтмотивом нашей сегодняшней игры «Наш родной язык – русский». Ведь наш родной язык действительно русский. Вспомните: в начале года мы говорили о роли русского языка в современном мире. Чтение высказываний (читают учащиеся ) (См. Приложение №1)  Как вы думаете, хорошо ли мы знаем русский язык?  Всегда ли мы умело пользуемся богатствами нашего языка?        Да, согласна, вы правы; мы не можем обойтись без знания языка и иногда мы допускаем ошибки в речи. Сейчас речевые ошибки множатся: они нередко звучат   с   экранов   телевизоров,   допускают   их   герои   фильмов   и   даже журналисты. Особенно часто, например, путают глаголы «одеть» и «надеть». Давайте сейчас проведём блиц­опрос. Я стану произносить предложение, а вы будете добавлять нужный глагол. Итак, внимание! Блиц­опрос        Ты проснулся утром рано, начал(а) собираться в школу.  Стал(а) свитер или рубашку…(надевать)  Потом нужно было куртку …(надевать)  А затем стал(а) младшего братишку …(одевать) Как же различить эти коварные, очень похожие глаголы? Чтение четверостишия: «Одеть» ­ «надеть» ­ два этих слова Мы путаем так бестолково. Теперь, дружок, давай глядеть, Кого одеть и что надеть.         А теперь я предлагаю всем присутствующим проверить, достаточно ли хорошо мы знаем русский язык, умеем ли пользоваться словом. Ведь русский язык   –  один   из   самых   трудных   языков,   как   утверждают   учёные.  Об   этом говорит и грузинский анекдот. Идёт   урок   русского   языка   в   грузинской   школе.   Учитель   говорит   детям: «Д[э]ти,   возьмите   тетради   и   запишите:   в   русском   языке   слова   «уше[   л’], прише[ л’] и наше[л’] пишутся без мягкого знака, а слова со[л] и фасо[л] с мягким знаком. Обязательно запишите это, д[э]ти, потому что запомнить это н[э]возможно!»        А сейчас всем участникам я предлагаю разделиться на две команды. Одна из них пусть будет называться  «Соль», а другая – «Фасоль». Я думаю, что эти шуточные названия помогут сделать нашу игру весёлой, увлекательной, и мы вспомним многое из того, что знаем о русском языке. Ученики делятся на команды, получают таблички­названия «Соль», «Фасоль».              В каждой команде должен быть капитан, выберите себе капитанов. Капитаны, представьтесь, пожалуйста. Капитаны встают.        Ну, а судить нашу игру будет уважаемое жюри, в которое вошли… Представление жюри (учащиеся 10 класса)        А сейчас 1­й конкурс: «Подберите рифмы» Прошу пройти к доске по 1­му человеку от каждой команды и написать за 1 минуту рифмы к названиям команд. Время. Начали! Соль                                                 Фасоль Моль                                                  Толь Боль                                                   Король Пароль                                               Изволь Уволь                                                 Юдоль и т.д.              А теперь вычеркнем повторяющиеся слова. Сколько слов останется у каждой команды – столько у неё и баллов за 1­й конкурс. Жюри объявляет результаты за 1­й конкурс. Поскольку   вы   так   успешно   справились   с   подбором   рифм,   вам предлагается   следующий  конкурс   2­й   «Поэт­писатель­сценарист».  (См. Приложение № 2)        Одной команде нужно будет сочинить стихотворение, желательно на тему «Язык­речь­стиль речи», вам будет помогать вот этот Словарь созвучий. 2­й команде предлагается составить монолог любой части речи. Представьте, что на   карнавале   вам   досталась   маска   Глагола   или   Прилагательного. Пофантазируйте,   можно   даже   произнести   монолог   служебной   части   речи. Например Монолог Частицы: ­   Я   частица.   Нас,   Частиц,   постоянно   недооценивают.   Неужели   вы думаете,   что   мы   значим,   то   есть   играем   меньшую   роль,   чем   глупое самовлюблённое   прилагательное   или   этот   трудоголик   Глагол?   Да   мы главное,   что   есть   в   этом   языке!   Вот   депутат,   о   нём   говорят:   «Он честен!»   Подходит   частица   Разве   и   становится   рядом:   «Разве   он честен?» И упал рейтинг вашего депутата! Я уж не говорю о всемогущих НЕ   и  НИ,   они  могут   весь   мир   обратить  в   хаос.   Вы  утверждаете:   «Я знаю!» Подходит частица НЕ – и вы уже не знаете ничего! Вы красивы? Частица НЕ сделает вас не красивой!        Неужели люди так глупы, что не понимают важности частиц? Всё, наше терпенье иссякло! Или дайте нам статус самостоятельной части речи, или пусть всё летит в тартарары! Капитаны, прошу взять задания. Время для выполнения 3 минуты. Ставлю песочные часы. Начали! Прослушиваем написанное. Жюри оценивает 2 конкурс .         А теперь 3­й конкурс «Хоровод слов» От каждой команды приглашаем к доске по 1­му участнику, и в течение 2 минут   им   нужно   написать   как   можно   больше   имён   существительных, обозначающих качества характера человека на –ость (например, хитрость), расположить   слова   в   2   столбика:   положительные   и   отрицательные.   А остальная   команда   сочиняет   рассказ,   используя   только   одну   часть   речи, рассказать его нужно будет по кругу. Через 3 круга рассказ должен быть закончен. Например:        Пятница. Вечер. Школа. Собрание родителей. Выступления учителей. Журнал.   Оценки.   Эмоции.   Время.   Усталость.   Лестница.   Холод.   Тьма. Троллейбус,   Пробежка.   Двери.   Досада!   Тротуар.   Выбоины.   Каблук. Звёзды. Дом. Тепло. Радость. Покой. О   чём,   по­вашему,   рассказ?   Как   его   можно   назвать?   Смелее экспериментируйте! Можно взять даже междометие, например, такая история любви:        Ах! Ах­ах­ах! О­о­о! О Боже! Ах! Ага, ай­ай­ай, фу, тьфу, у­у­у, ой­ой­ ой, эхе­хе­хе, О! Ах! Ах! Ах! Как развивался роман? Он был бурным?        Время выполнения задания 2 минуты. Песочные часы. Проверка слов (слово – балл), выслушивание рассказов. Слово жюри, объявляется счёт игры.           Следующий 4­й конкурс «Проверяем орфографическое здоровье»           От каждой команды по одному игроку, которым нужно будет в словах на   карточках поставить ударение и правильно их прочитать. Игроки берут карточки со словами.(См. Приложение № 4)               Пока   представители   команд   расставляют   ударение,   мы   попробуем выстроить   занимательную   пирамиду   из   слов   (См.   Приложение   №   4). Отвечают команды по очереди. Если нет ответа, вопрос переходит к другой команде. За слово 2 балла. Внимание! Начали! 1. Устаревшее слово, обозначает то же, что и глаз (око) 2. Замкнутый в берегах естественный водоём (озеро) 3. Река в Южной Америке (Ориноко) 4. Название   местности,   района   Москвы,   где   находится   телецентр (Останкино) 5. Состояние человека, отделённого от других (одиночество) 6. Официально данное обещание, требующего безусловного выполнения (обязательство) Слушаем чтение слов по 4 конкурсу(См. Приложение № 1) Жюри подсчитывает баллы. И наконец 5­й конкурс –«Конкурс капитанов» Прошу сюда выйти капитанов, им предстоит выполнить 2 задания: 1. Произнести скороговорку, проговорить 3 раза. Возьмите карточки. 2. Продолжить крылатую фразу. Возьмите карточки (См. Приложение № 5) Команда   может   помочь   своему   капитану.   Каждое   задание   оценивается   3 баллами. Конкурс капитанов. Итак, конкурс капитанов завершён. Жюри объявляет победителя и общий счёт игры. 6­й конкурс «Однофамильцы»               В   русском   языке   однофамильцы   не   редкость.   Но   интересно,   что однофамильцы бывают и среди слов. Вот у меня на столе лежит ключ, а в лесу тоже есть ключ, но его в карман не положишь. Как называют эти слова в русском языке? Верно, это омонимы. Их нередко используют для загадок, шуток.   Попробуйте   отгадать   эти   загадки.   Ответ   даёт   тот,   кто   быстрее поднимет руку. За ответ ­  2 балла.   Каким патроном не зарядить ружьё? (электрическим)  В какой клетке не держат птиц и зверей? (в грудной)  В каких лесах не водится дичь? (в строительных)  Какую балку нельзя прибить? (балка – овраг)  Из какого крана не берут воду? (из водосточного)  Каким поясом нельзя подпоясаться? (часовым)  Какой   вид   литературного   произведения   называется   литературным именем? (Роман)  Из какого сосуда не напьёшься? (из кровеносного) Молодцы! Итак, наша игра подходит к важному моменту: жюри подведёт сейчас итог игры – объявит, кто набрал наибольшее количество баллов. Но независимо от итогов игры, количества баллов, я всем хочу сказать спасибо за участие, творчество и талант, главный же результат игры, мне кажется, не в победе, а в чём­то другом. Как вы думаете, можно ли согласиться со словами И.С.   Тургенева?   Почему?   Что   вам   на   игре   было   важнее   всего?   Что   вы чувствовали? Что запомнилось? Жюри объявляет итоги. Стоит   поблагодарить   и   жюри   за   объективную   оценку.   Спасибо,   вы   очень помогли. Высказывания­слайды: Приложение № 1 №1 №2 Русский язык – национальный язык  Русского народа           Русский   язык   –   это   государственный   язык   русского   народа, государственный язык Российской Федерации.          В  июне 2005 г.  был принят Федеральный закон  «О государственном языке Российской Федерации»      Закон направлен на обеспечение использования государственного языка РФ на   всей   территории   РФ,   обеспечение   права   граждан   РФ   на   пользование государственным языком РФ, защиту и развитие языковой культуры В современном мире русский язык выполняет три функции: №3 №4 Русский язык – один из важнейших  мировых языков       Русский язык относится к числу мировых языков, то есть таких языков, которые   служат   средством   международного   общения   народов   разных государств. На   всемирных   конгрессах,   международных   конференциях   учёные,   дипломаты,   политики   на   русском   языке   обсуждают   важнейшие   вопросы, касающиеся   экономического   и   политического   развития,   развития   науки, культуры и др.      Русский язык наряду с английским, французским, китайским, арабским и испанским входит в шестёрку официальных языков ООН. №5      Русский язык – это средство межнационального общения народов России.       На русском языке говорят многочисленные народы, населяющее Россию: татары, калмыки, чукчи, кабардинцы и др. Приложение № 2 Карточка № 1  Сочини стихотворение Карточка № 2 Составь и произнеси монолог любой части речи Карточка №3 1. Федченко   С.   М.Словарь   русских   созвучий.   Для   поэтов   и   любителей поэзии,  переводчиков   стихотворных   текстов,   литературоведов,  учителей. – М., 2000 Можно предложить карточку: ЯЗЫК – велик, вник, выпускник, калмык, материк, мужик, напрямик, отвык, равновелик, родник, озорник.  …родной язык  …русский наш язык  …и велик  …таджик и калмык  …ребёнок и старик  …выпускник…призывник  если… ………озорник  скажем………напрямик  …изучает ученик  …защитил ведь фронтовик СЛОВО РОДНОЕ – богатство какое  …а слово вечевое  ….взрывное…бытовое  …..слово любимое и дорогое  …бывает жёсткое и сухое  Пожалуй, самое золотое  Просто забавное……запасное  ….просто забавное….запасное  …просто ледяное…..луговое  Самое сильное слово мирское  …отразилось пережитое СЛОВА – большинства, голова, канва, кружева, мастерства, родства ЛЮБОВЬ – вновь, изготовь, кровь, бровь, новь, не неволь ГОВОРЮ – благодарю, богатырю, дарю, воспою, засорю, напою, одарю                      оживлю, поборю, покорю, примирю, разговорю, смотрю, творю.  РЕЧЬ – беречь, влечь, возжечь, завлечь, облечь,                 приналечь, уберечь, посечь.  Ты прекрасна…           ….речь  ……………словом возжечь  …….можно в атаку увлечь  Чувства…………в слова облечь  Врага заклеймить и рассечь  Как…   для будущего сберечь Приложение № 3 К конкурсу № 4.  Занимательная пирамида О О О в О О О О О О к О О з и а о т О р т н а е н н ч е О О р О о О к е л О к О и с ь н О в т с т О О с и з О д я О б О Устаревшее слово, означающее глаз (око) Замкнутый в берегах естественный водоём (озеро) Река в Южной Америке (Ориноко) Название   местности,   района   Москвы,   где   находится   телецентр Состояние человека, отделённого от других (одиночество) Официально   данное   обещание,   требующего   безусловного   выполнения 1. 2. 3. 4. (Останкино) 5. 6. (обязательство) Приложение № 4 К конкурсу № 4 «Проверяем орфографическое здоровье» Карточка №1                                                                    Карточка №2 Алфавит                                                                            Квартал Портфель                                                                          Документ Магазин                                                                             Эксперт  Каталог                                                                              Каламбур Досуг                                                                                 Фарфор Звонит                                                                                Свекла Бармен                                                                                Начал Понял                                                                                 Торты Арахис                                                                                Феномен Баржа                                                                                  Творог Приложение № 5 К конкурсу капитанов Карточка № 1 Тридцать три корабля лавировали, лавировали и не вылавировали. Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговаришь. Карточка № 2 Закончи фразу: 1. Чтоб музыкантом быть… 2. Не имей сто рубле, а… 3. Чтение – вот лучшее… Карточка №3 Карточка № 4 Закончи фразу: 1. Когда в товарищах согласья нет… 2. Старый друг… 3. Сказка – ложь, да в ней…

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)

Лингвистическая игра "Наш родной язык - русский" (7 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2017