Лингвистический турнир "Всезнайка" (5 класс)

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 10.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный турнир можно провести в рамках предметной недели русского языка и литературы
Иконка файла материала Лингвистический турнир Всезнайка 5 класс.docx

Лингвистический турнир по русскому языку

«Всезнайка»

 

Тип урока: игра

Цель проведения:

- проверить знания учащихся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка;

- способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;
- создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

УУД:

Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, структурируют знания, выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям)     

Коммуникативные: сотрудничают с учителем, со сверстниками, доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; читают и понимают лингвистический текст, составляют собственные тексты делового стиля.

Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности, понимают личностный смысл учения, усваивают правила здорового образа жизни

Регулятивные: обучающиеся ставят цели учебной деятельности и ищут средства ее осуществления, контролируют правильность выполнения заданий

Формы организации познавательной деятельности: групповая,  коллективная, индивидуальная

- Методы обучения: словесный, метод учебных дискуссий, частично-поисковый

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, грамоты для награждения.

 

ХОД ИГРЫ

  1. Организационный момент
  2. Мотивация учебной деятельности

Вступительное слово учителя:

- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в рамках проведения недели русского языка мы с вами проведем лингвистический турнир по русскому языку. Нам нужно разделиться на 2 команды. Каждая команда должна придумать название и представить себя.
- Наш турнир будет состоять из         туров. За каждый правильный ответ вы будете получать  балы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.

3. Игра

1. Первый тур «Представление» (название, девиз, оригинальность представления)

За 3 минуты вы должны придумать название, девиз и оригинальное представление. Этот конкурс оценивается 3 баллами

 

Второй тур «Фразеологический»

Задание: Кто быстрее сопоставит фразеологизм с его лексическим значением.

(Задание команды получают на разрезанных карточках, соединяют пары на время. Время- 2 минуты. За каждую правильно сопоставленную пару по 1 баллу)

чуть свет - рано на ночь глядя - поздно

жить душа в душу - дружно как кошка с собакой - врозь

куры не клюют - много кот наплакал - мало

у чёрта на куличках - далеко в двух шагах - близко

спустя рукава - плохо хоть глаза выколи – темно

бежать сломя голову - быстро ползти черепашьим шагом - медленно

сидеть сложа руки - бездельничать во всё горло - громко

хоть отбавляй – много задирать нос - зазнаваться

набрать в рот воды - молчать как снег на голову – неожиданно

возносить до небес - хвалить водить вокруг пальца – обманывать

водить за нос – обманывать яблоку негде упасть - тесно

Третий тур «Орфоэпический»

Игра «Ударение – волшебное превращение». Нередко одно слово может иметь два значения, если изменить ударение.

Командам предлагается задание: правильно расставьте ударение в предложениях (время 1 минута, по 1 баллу за каждое правильное предложение, максимум 7 баллов))

Семена гвоздики похожи на гвоздики.

Купи соли и соли капусту.

На дороге вижу сорок резво скачущих сорок.

Солнце село за село.

Замок был закрыт на замок.

Огородное пугало всех пугало.

Сорваться в пропасть – значит пропасть.

Четвертый тур «Словообразовательный»

Игра «Собери словечко». Поменяй буквы местами так, чтобы получились слова.

(Время выполнения 2 минуты. За каждое верно составленное слово 1 балл)

родабо =  БОРОДА

рпички =  

годапо =  

лотозо =

 онбуль =  

лнцесо =  

ловаго =  

тровос =  

лосыво =  

ныбли =

рьбабо =  

цаули =  

нарикфо =

рытоко =  

харьглу =  

стикмо =  

реводе =  

снокче =  

зыкаму =  

магабу =  

менька =  

сникле =  

рилапе =  

топаль =  

лпакко =  

нияли =  

патало =  

иркаст =  

матавто =  

влинпа =  

 

Пятый тур «Морфология»

Задание: команды получают карточки, где вертикально записаны слова. К каждой букве этого слова нужно подобрать другие слова, относящиеся к разным частям речи, не повторяясь.

С – числительное                   Л- наречие

Т – местоимение                   Е - прилагательное

Р – глагол                               С - числительное

А – прилагательное             Н - существительное

Н – наречие                          И - глагол

А – существительное         К - прилагательное

Шестой тур «Путаница»

Одна команда записывает на отдельных листочках имена существительные, другая –глаголы (по 10 слов). Затем учитель наугад берет листочки из каждой группы и записывает полученное сочетание. Например: «Стол летает», «мороженое танцует», «облако стреляет» и т.д.

Каждая команда пытается объяснить последствия получившихся нелепиц (по 5 словосочетаний каждой команде), за каждое разумное объяснение 1 балл

 

3.      Подведение итогов. Награждение команд