Лингвистический турнир по русскому языку
«Всезнайка»
Тип урока: игра
Цель проведения:
- проверить знания учащихся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка;
-
способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать
интеллект, внимание, память, воображение;
- создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства
товарищества, взаимопомощи, ответственности.
УУД:
Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, структурируют знания, выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям)
Коммуникативные: сотрудничают с учителем, со сверстниками, доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; читают и понимают лингвистический текст, составляют собственные тексты делового стиля.
Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности, понимают личностный смысл учения, усваивают правила здорового образа жизни
Регулятивные: обучающиеся ставят цели учебной деятельности и ищут средства ее осуществления, контролируют правильность выполнения заданий
Формы организации познавательной деятельности: групповая, коллективная, индивидуальная
- Методы обучения: словесный, метод учебных дискуссий, частично-поисковый
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, грамоты для награждения.
ХОД ИГРЫ
Вступительное слово учителя:
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в
рамках проведения недели русского языка мы с вами проведем лингвистический турнир
по русскому языку. Нам нужно разделиться на 2 команды. Каждая команда должна
придумать название и представить себя.
- Наш турнир будет состоять из туров. За каждый правильный ответ вы
будете получать балы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов,
является победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.
3. Игра
1. Первый тур «Представление» (название, девиз, оригинальность представления)
За 3 минуты вы должны придумать название, девиз и оригинальное представление. Этот конкурс оценивается 3 баллами
Второй тур «Фразеологический»
Задание: Кто быстрее сопоставит фразеологизм с его лексическим значением.
(Задание команды получают на разрезанных карточках, соединяют пары на время. Время- 2 минуты. За каждую правильно сопоставленную пару по 1 баллу)
чуть свет - рано на ночь глядя - поздно
жить душа в душу - дружно как кошка с собакой - врозь
куры не клюют - много кот наплакал - мало
у чёрта на куличках - далеко в двух шагах - близко
спустя рукава - плохо хоть глаза выколи – темно
бежать сломя голову - быстро ползти черепашьим шагом - медленно
сидеть сложа руки - бездельничать во всё горло - громко
хоть отбавляй – много задирать нос - зазнаваться
набрать в рот воды - молчать как снег на голову – неожиданно
возносить до небес - хвалить водить вокруг пальца – обманывать
водить за нос – обманывать яблоку негде упасть - тесно
Третий тур «Орфоэпический»
Игра «Ударение – волшебное превращение». Нередко одно слово может иметь два значения, если изменить ударение.
Командам предлагается задание: правильно расставьте ударение в предложениях (время 1 минута, по 1 баллу за каждое правильное предложение, максимум 7 баллов))
Семена гвоздики похожи на гвоздики.
Купи соли и соли капусту.
На дороге вижу сорок резво скачущих сорок.
Солнце село за село.
Замок был закрыт на замок.
Огородное пугало всех пугало.
Сорваться в пропасть – значит пропасть.
Четвертый тур «Словообразовательный»
Игра «Собери словечко». Поменяй буквы местами так, чтобы получились слова.
(Время выполнения 2 минуты. За каждое верно составленное слово 1 балл)
родабо = БОРОДА |
рпички = |
годапо = |
лотозо = |
онбуль = |
лнцесо = |
ловаго = |
тровос = |
лосыво = |
ныбли = |
рьбабо = |
цаули = |
нарикфо = |
рытоко = |
харьглу = |
стикмо = |
реводе = |
снокче = |
зыкаму = |
магабу = |
менька = |
сникле = |
рилапе = |
топаль = |
лпакко = |
нияли = |
патало = |
иркаст = |
матавто = |
влинпа = |
Пятый тур «Морфология»
Задание: команды получают карточки, где вертикально записаны слова. К каждой букве этого слова нужно подобрать другие слова, относящиеся к разным частям речи, не повторяясь.
С – числительное Л- наречие
Т – местоимение Е - прилагательное
Р – глагол С - числительное
А – прилагательное Н - существительное
Н – наречие И - глагол
А – существительное К - прилагательное
Шестой тур «Путаница»
Одна команда записывает на отдельных листочках имена существительные, другая –глаголы (по 10 слов). Затем учитель наугад берет листочки из каждой группы и записывает полученное сочетание. Например: «Стол летает», «мороженое танцует», «облако стреляет» и т.д.
Каждая команда пытается объяснить последствия получившихся нелепиц (по 5 словосочетаний каждой команде), за каждое разумное объяснение 1 балл
3. Подведение итогов. Награждение команд
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.