Станция «Морфология». Задание 1 «Шарады».
Корень мой находится в «цене»
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Все же – в дневнике я и в журнале.
В «списке» вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в «собрании» встретите вскоре,
В слове «рассказ» вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете.
Корнем с «дорогой» роднится,
В «сборе» приставка таится,
Суффикс – как в слове «дневник»,
Целым же в космос проник.
Мой корень – родственник сраженью,
Приставка – в слове «заявление»,
В «наборщике» есть суффикс мой,
А весь тружусь я под землей.
Мой корень в «просьбе» заключен,
(в ней он озвучен и смягчен);
Приставка – в «воплощенье» где-то,
На целое – все ждут ответа.
Задание 2 «Ход шахматного короля».
Начиная с рисунка шахматной фигуры, прочтите две строчки одного из стихотворений С. Маршака – «Школьнику на память». В каждой клетке находится какая-либо часть слова – приставка, корень, суффикс, окончание.
па | держ | сво | ан | ник |
й | кажд | в | ник | е |
ать | ряд | уч | ев | обяз |
ый | дн | ◊ | к | е |
Задание 3 «Одним словом».
Ведущий произносит по порядку приведенные ниже словосочетания и, указав на одного из участников игры, предлагает выразить это понятие ОДНИМ словом с приставкой. Кто не смог ответить, должен встать и стоять до тех пор, пока не даст правильного ответа.
Лишенный смысла , находящийся за пределами школы, никогда не умирающий, расположенный у берега , относящийся ко времени перед восходом солнца , не имеющий определенной формы , очень некрасивый , не дающий результата, находящийся вблизи, происходящий между планетами, лишить оружия, вселить надежду, сделать длиннее –, сильнее нажать, немного посолить.
Задание 4 «Чайнворд – Имя существительное».
Творительный падеж ед.ч. из существительных с. р., не принадлежащих ни к одному из трех типов склонений.
Творительный падеж ед. ч. существительного ж. р. 3 склонения, имеющего в косвенных падежах наращение –ер-.
Существительное 1 склонения м. р., обозначающее возраст.
Коренной житель Анголы.
Существительное м. р., имеющее во мн. ч. окончание –е- и пишущееся с буквой ы после ц.
Существительное, образованное от глагола ночевать.
Родительный падеж мн. ч. от существительного апельсин.
Детеныш волчицы.
Несклоняемое существительное, обозначающее народность.
Задание 5 «Будь внимателен!»
Ведущий читает вслух имена существительные из списка, указывая по очереди на участников, который должен быстро произнести это прилагательное в сравнительной степени: сладкий, далекий, хороший, горький, дорогой, богатый, страшный, молодой, жесткий, крутой, маленький, строгий, толстый, дешевый, упругий, чистый, красивый, здоровый.
Задание 6 «Одним словом».
Учащимся предлагается заменить приведенные ниже слова с составной частью само-.
Волшебная скатерть, на которой сами собой появляются кушанья.
Металлический прибор для кипячения воды к чаю.
Неограниченная власть монарха.
Совершаемый по своей воле, без разрешения.
Сделанный собственноручно, домашними средствами.
Художественное творчество непрофессиональных певцов, танцоров, артистов.
Критика недостатков собственной работы.
Слишком уверенный в своих силах, способностях.
Удовлетворение своих бытовых нужд собственными силами.
Автоматическая ручка.
Крупный кусок драгоценного металла, встречающийся в природе в чистом виде.
Грузовая автомашина с механическим опрокидывающимся кузовом.
Своими силами, без посторонней помощи.
Тот, кто выучился чему-нибудь без специального обучения и руководства.
Задание 7 «Шуточные вопросы».
Какие местоимения самые чистые?
Какие два местоимения мешают ездить по дорогам?
Какое местоимение требует чистоты?
Какое местоимение можно считать и самым хвастливым и скромным?
Какое местоимение является помощником прилагательного?
Какие местоимения, дружа с частицами, недолюбливают предлогов?
Станция «Лексика».Задание 1 «Загадки».
Пионерское - в школе, полеводческое – в поле, и в любой цепи оно; называется…
Они обычно для шитья; и у ежа их видел я; бывают на сосне, на елке, а называются …
Я в дверях, я в замке, я и в нотной строке, я и гайку отвинчу, я могу, если хочу, телеграмму передать и загадку разгадать.
В тетрадке я бываю косая и прямая; в другом своем значении я – планка для черчения, и, наконец, порою в шеренгу вас построю.
Если строится здание, я его украшаю. Если строятся люди, они меня украшают.
Я бываю шелковая и изоляционная, в конвейере, телеграфе, киноаппарате и пулемете. Со мной сравнивают реку и дорогу. Кто я такая?
Задание 2 «Кто больше?»
Ведущий записывает на доске одно из приведенных ниже слов и предлагает записать побольше словосочетаний. Например: мягкий (мох, воск, свет, характер, наказание, климат, знак, вода…)
Задание 3 «Кто лучше?»
Ведущий записывает на доске пары омофонов: прут – пруд, спица – спится, везти – вести, лес - лез… Задача играющих – за условленное время составить небольшие предложения с этими словами.
Задание 4 «Кто скорее?»
Ведущий выбирает из приведенного списка нужные ему слова, записывает их на доске и предлагает подобрать к ним по одному синониму. Слова: блестеть, бой, быстрый, враг, горячий, доктор, известие, интересный, летчик, маленький, пища, разговаривать, старый, темнота, тихий, умный, хотеть, шалить.
Задание 5 «Скажи без запинки».
Участники игры рассаживаются полукругом. Ведущий произносит слова, антонимы. Участники по очереди встают и быстро называют антонимы. В случае задержки отвечает следующий, а виновник продолжает стоять до тех пор, пока к нему не дойдет его очередь. Слова: большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, левый, первый, верхний, тяжелый, острый, горячий, светлый, белый, мокрый, громкий, сладкий, хороший, скупой, нежный, храбрый, умный, чистый, больной, дорогой, передовой, смеяться...
Станция «Фонетика».Задание 1 «Метаграммы».
Я с Л смягченным – под землей, бываю каменный и бурый, а с твердым – в комнате любой, в геометрической фигуре.
Вы в сказках обо мне читали: меня в кубышках зарывали. Но если Д в конце смягчить, - телегу можно мной грузить.
С твердым Л я на стене, книги, например, на мне, но как только Л смягчите, сразу в танец превратите.
С твердым Р – коллектив певцов, с мягким – хищный зверек с ценным мехом.
Задание 2 «Одним словом».
Ведущий зачитывает краткие определения и предлагает заменить каждое из них словом, начинающимся звуком э.
Ярлык, табличка с надписью на каком-либо предмете.
Вид соревнования в беге.
Крупное соединение судов военно-морского или воздушного флота.
Широко распространившаяся заразная болезнь.
Команда корабля, самолета, танка.
Организованный вызов людей, имущества в безопасное место.
Себялюбивый человек.
Задание 3 «Загадки-складки».
На бахче у нас растет, как разрежешь – сок течет; свеж и сладок он на вкус, называется…
Это зелье ты не тронь: жжется больно, как огонь. Неприметна, некрасива, называется…
Из меня посуду тонкую, нежно-белую и звонкую обжигают с древних пор, называюсь я…
Чтоб скорей в библиотеке отыскать ты книгу смог, в ней бывает картотека, специальный…
Стелют на меня матрас, называюсь…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.