Урок формирования умений и навыков выполнять анализ текста. Работа проводится в 8 классе. При проведении урока использовался текст К.Хромова "Лебединая верность". Учащиеся должны определить тип и стиль текста, найти основную мысль текста; объяснить значение фразеологизма; определить тип сказуемого; указать количество грамматических основ.Лингвистический анализ текста
Анализ текста.docx
Лингвистический анализ текста
Прочитайте текст и выполните задания А1 – А5; В1 – В7
ЛЕБЕДИНАЯ ВЕРНОСТЬ
(1)Белоснежный лебедь упал в камыши, ещё не понимая, что с ним произошло, пытался
вздететь в синее небо.
(2) Его правое крыло безжизненно повисло. (3) Браконьер лишил птицу самого дорого –
полета. (4)Лебедь неподвижно лежал в камышах. (5) Его подруга, белая лебёдушка,
волновалась. (6) Птица издавала тревожный, гортанный крик. (7)Стая уже снялась с полу
островка и полетела дальше, на север. (8) Отстать не хотелось, но ведь и друга не бросишь
в беде. (9) И тогда она приблизилась, стала заботливо обирать его пёрышки. (10)Я приплыл
в залив рано утром. (11)Лебёдушка взлетела и стала тревожно кружиться. (12)Решил
обследовать камыши. (13)Тут и нашел подбитую птицу.
(14)Оставил лебедя в безопасном месте, привез лекарство и перевязал раненое крыло.
(15)На другой день я снова появился на маленьком островке. (16)Обошёл его, убедился –
хищников нет. (17) «Как же вас назвать? – подумал. – Лебедь отныне будет Лотос, а
лебёдушка – Лилия».
(18) Весь месяц плавал к лебединому острову. (19)Лотос повеселел и гортанным криком
приветствовал меня. (20) Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало
яйцо. (21)Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. (22)Я знал, что Лотосу никогда
не придется летать – крыло было перебито.
(23)Пришла осень. (24)Вместе с Лотосом и Лилией плавали еще два молодых лебедя. (25)А
в это время начался отлёт птиц. (26) В небе всю ночь слышались прощальные голоса. (27)
Лилия тревожно прислушивалась к ним.
(28)На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели, присоединились к стае и полетели в
далёкие края. (29) Лебёдушка волновалась, но вскоре приплыла к Лотосу и стала
прихорашивать его перья. (30)Весь вид её говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в
тёплые края. А нам и здесь неплохо».
(31)А вскоре до меня донеслась лебединая песня. (32)Её пел красавец Лотос. (33)Нет, это
была не прощальная песня – гимн жизни!
(К. Хромов)
А18. Определите тип речи и стиль текста.
1. описание, разговорный стиль
2. рассуждение, публицистический стиль
3. повествование, художественный стиль
4. описание, научный стиль
А19. В каком предложении наиболее ясно выражена основная мысль текста?
1. 1
2. 8
3. 20
4. 31
А20. Что означает фразеологизм ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ?
1. красивые звуки
2. объяснение в любви
3. неблагозвучие
4. самый главный, зачастую последний поступок человека А21. Укажите способ образования слова БЕЛОСНЕЖНЫЙ.
1. суффиксальный
2. приставочный
3. приставочносуффиксальный
4. сложение
А22. Какая характеристика соответствует сказуемым в предложении 11?
1. простое глагольное и простое глагольное
2. простое глагольное и составное глагольное
3. составное глагольное и составное именное
4. простое глагольное и составное именное
Ответы к заданиям В1 – В4 запишите словами
В1. Из предложений 34 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В2. Из предложений 2932 выпишите необособленное приложение.
В3. Из предложения 27 выпишите обстоятельство образа действия.
В4. Из предложения 12 выпишите сказуемое.
Ответы к заданиям В5 – В7 запишите цифрами
В5. Среди предложений 46 найдите предложение с обособленным приложением. Укажите
его номер.
В6. Укажите количество сказуемых в предложении 29.
В7. Укажите номера предложений, в которых есть обособленные обстоятельства,
выраженные деепричастием с зависимыми словами.
Лингвистический анализ текста
Лингвистический анализ текста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.