Выучи русский язык
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих книг.
Русское слово – свободы зарница.
Выучи русский язык!
«О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»
И.С. Тургенев.
Лингвистический турнир в 4-м классе.docx
Выучи русский язык
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих книг.
Русское слово – свободы зарница.
Выучи русский язык!
«О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»
И.С. Тургенев.
– Вы уже определили тему нашей игры. Главный гость – его величество русский язык. Могуч и прекрасен
русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся писатели и поэты. (Дети читают высказывания о
русском языке – это домашнее задание).
Сегодня мы проводим «Лингвистический турнир». Лингвистика – это наука, изучающая законы языка.
Сегодня мы еще раз убедимся в том, что велик и богат наш русский язык, изучение языка – дело интересное,
полезное и увлекательное. Участвуют 3 команды: 4А, Б, В классов. 4 тура, на обсуждение вопросов
отводится определённое количество времени. Если команда дает неправильный ответ, у другой есть
возможность заработать дополнительные очки.
1 тур. «Смекалка».
Любая игра начинается с разминки. Чья команда даст больше правильных ответов? «Не сидите сложа руки»,
«держите ухо востро». (по 1 б. – одна фишка). (Задания вынесены на слайд)
1. Назовите твердые согласные в скороговорке: Летели лебеди с лебедятами. (т)
2.
«Найди лишнее». Объясни почему?
существительное, прилагательное, глагол, союз;
белый, белизна, белеет, белка;
пароход, тепловоз, землетрясение, экипаж;
касса, маска, тонна, килограмм;
увидеть, покрасить, держать, пробежка;
3. Расшифруйте слова, найди лишнее. (лыжи, санки, слоны, книги, санки – только ед.числа) (по 1 б.)
жыил
ански
нолсы
инигк
4. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп – 1 б.)
5. Прочитайте слова. Произнесите звуки в обратном порядке. Какие слова получились? (по 1 б.)
Дог – (кот),
Кот – (ток)
Араб – (пара)
Люк – (куль)
6. Назовите существительные во множественном числе: (куры, морские суда, чудеса, небеса, дети,
люди) – по 1 б.
Курица –
Морское судно –
Чудо –
Небо –
Ребенок –
Человек –
7.
7. Определи части речи у выделенных слов.
Бабка Дарья холст чернила,
Внучка пролила чернила.
Снежное покрывало
Все поле покрывало.
Итоги тура: Сдать жетоны жюри.
2 тур. «Дружная семейка».
командные задания. Каждая команда получила лист с заданиями. Задания выполняются на время. Вам
открыта «зеленая улица» – т.е. перед вами открыта прямая, свободная дорога для осуществления своих
задумок. (Задания на отдельных листах)
1. На каком языке написаны эти слова? Попробуйте их прочитать. Запишите их. (2 б.)
с о л
м в е
е с п
к я о
а к м л о о
к м ж
а д е
в е т
2. Попробуйте разобрать, что было написано. (4 б.)
Рыбу не скотина крыше съел.
3. Собери текст. (4 б.)
И хвост оторвался от головы и пополз вперед.
Голова сказала: «Разойдемся!»
Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.
Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, а у тебя нет глаз и ушей».
Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.
Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю. Если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не
тронешься».
4. Поставь ударение в словах: (3 б.)
Алфавит, шофер, положил, красивее, документ, километр, хозяева, щавель, крапива, звонит.
5. Расставьте знаки препинания так, чтобы смысл предложения остался верным: (4б)
Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.
3 тур. «Конкурс капитанов».
Кто кого «разделает под орех». «Желаю вам не попасть впросак», т.е. не запутаться, не оказаться в трудном
положении.
1). «Слабое звено». Дать как можно больше правильных ответов. «Пас» если не знаешь. (по 1 б, жетоны)
Сколько звуков в слове лью? (3)
Антоним к слову «временный» (постоянный)
От кого Айболиту пришла телеграмма? (гиппопотама)
«Подруга дней моих суровых…» О ком?
Назови слова с удвоенной н (весенний, ранний, тонна, осенний, длинный)
Объясни смысл выражения «хоть кровь их носу» (обязательно)
Словарь, в котором можно узнать о правильности написания слов (орфографический)
Часть слова без окончания
Назови слово с приставкой при (приезд, приказ, присоединение)
Есть ли непроизносимая согласная в слове «участвовать». 2. Вам дано несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, замененными точками. Отгадайте
их. (1 балл, по 1 б. за расшифровку) Что они означают?(Задания вынесены на слайд)
…. об … .Из ….вон плохо. Мастер на все …. Сидеть сложа ….. Золотые ….. Как …сняло.
Команда: Соедини парами: (на листах – или по 1 б.)
метко
неожиданно
тесно
темно
опытный
мокрый
молчать
хвалить
обманывать
бить
исчезать
рассеиваться как дым
держать язык за зубами
намять бока
как снег на голову
хоть глаз выколи
не в бровь, а в глаз
яблоку негде упасть
стрелянный воробей
ни одной сухой нитки
возносить до небес
обводить вокруг пальца
3. Какие слова можно составить из букв слова: (3 мин.) (по 1 б.) – на листах.
Грамотей
Все команды за это время.
Найди и выпиши слова, которые перемешались: ( по 1 б за слово) ( ежики, стол, роза, город, астра, работа)
ё сто ки за
ро ас ро ра
жи т го л
ра д бо та
4 тур. «Домашнее задание».
«Поставим точку над И» выясним окончательно победителя, доведем игру до конца. (Задания вынесены на
слайд).
1. Определите род имен существительных.
мебель, кофе, тюль, рояль, кенгуру, какао, такси, хрусталь.
Составьте словосочетание по схеме: прил. + сущ.
2. Некрасов завещал писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, то есть говорить
«экономно». Как вы думаете, какие слова в приведенных выражениях являются «лишними», т.е. не содержат
никакой информации? (месяц, денег)
Выбери правильные высказывания:
Месяц май, май; апрель месяц, апрель; два рубля, два рубля денег.
3. Подберите фразеологизмы, связанные с
конем (не в коня корм);
лошадью (работать как лошадь – много работать;
медведем – медвежья услуга – ненужная помощь, медведь на ухо наступил – плохой слух;
белкой – вертеться как белка в колесе – успевать выполнять много работы, быть проворным;
вороной – ворон считать – отвлекаться;
свиньей – свинья везде грязь найдет;
курицей – денег куры не клюют – много, общипали как курицу – обобрали, курам на смех – о ч.н.
нелепом, с курами ложиться – очень рано;
гусем – как с гуся вода – бесполезно, гусь свинье не товарищ – не пара, не подходит.
Дайте толкование нескольких.
Подведение итогов игры.
Награждение.
– А тех, кто «опростоволосился» – сплоховал, «не держите на друзей камень за пазухой» – т.е. обиды.
Закончу словами Ивана Сергеевича Тургенева, который в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение
в прозе.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, ты один мне поддержка и опора, о
великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан
великому народу»
Учите наш родной русский язык с интересом, охотой, увлечением.
Лингвистический турнир в 4-м классе
Лингвистический турнир в 4-м классе
Лингвистический турнир в 4-м классе
Лингвистический турнир в 4-м классе
Лингвистический турнир в 4-м классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.