ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ».
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ».

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа
6 кл
19.02.2017
топонимия ростовских городов

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Публикация является частью публикации:
сценарий о словарях.docx
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ         «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ» Сценарий разработал учитель русского языка и литературы Васильева Ольга Владимировна. Цели проведения: ­ способствовать формированию потребности и стремления к  знаниям; ­ развивать у учащихся любознательность и интерес к изучению  русского языка; ­ учить учащихся навыкам работы с лингвистическими словарями; ­ воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку. Оформление: высказывания о богатстве и красоте русского языка, стенгазеты, оформленные учащимися. Чтец:  Есть волшебная страна, Что распахнута пред вами, Та, которая словами, Как людьми, населена. Правит ими государь По прозванию Словарь. И относится он к ним, Словно к подданным своим. Чтец:  Утверждать ему не ново, Как писать какое слово, Как писать и как читать, Как с другими сочетать. Уважаем государь По прозванию Словарь, Даже Пушкин, я об этом Достоверно говорю, Не однажды за советом Обращался к словарю. Он связует новь и старь, И тебе всегда, как другу, Оказать готов услугу Русской речи государь По прозванию Словарь! Чтец: Отправляясь в путешествие, давайте вспомним слова  французского писателя А. Франса: «Словарь – это вся вселенная в  алфавитном порядке. Если хорошенько подумать, словарь – это  книга книг. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и  наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова, ­  дело плоти, крови и души родины и человечества». Существует целая наука лексикография – наука о словарях и их  составлении. Словарей создано великое множество. Выходят 6 учащихся, в руках у каждого из них словари. Чтец: Словари – переводчики с одного иностранного языка на  другой. Чтец: Словари­грамотеи – орфографические словари – подскажут,  как правильно писать слова. Чтец: Словари­эрудиты – энциклопедические – в сжатом объеме представляют состояние современного научного знания. Чтец: Словарь строения слов русского языка расскажет, из чего состоят слова и как они образуются. Чтец: Словарь антонимов познакомит с противоположными значениями слов. Чтец: В словаре пословиц и поговорок можно найти очень меткие, образные народные выражения. Например: «Доносчику первый кнут» (это о ябедах), «Криком изба не рубится» 9говорится тому, кто командует, а сам ничего не делает) и т. д. ­ А сколько же слов в русском языке? (слайд) Обратимся к  словарям русского языка. 1. В однотомном «Толковом словаре» С.И.Ожегова около 57тысяч  слов. 2. В четырёхтомном словаре под редакцией Д.Н.Ушакова более  85тысяч слов. Вплоть до середины 20 века он оставался  незаменимым пособием для учителей, лингвистов и всех любителей  русского языка. 3.На смену этому словарю пришли два новых академических  словаря:17­томный (более120 тысяч слов) и четырёхтомный. 4. Попытку собрать все слова предпринял Владимир Иванович Даль. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» 200 тысяч  слов. Над своим словарём Даль работал 47 лет! Он был и хирургом,  и писателем, и составителем словаря! Все ценители русского языка, желающие постичь его тонкости и  тайны, знакомы с именем Владимира Ивановича Даля. Даль был  человеком разносторонним и очень талантливым, но в  отечественную историю и культуру Даль вошел как выдающийся  лексикограф, создатель знаменитого «Толкового словаря живого  великорусского языка». Словарь этот – уникальное явление в  истории мировой литературы, это национальная сокровищница  русской культуры. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ Чтец: «Толковый словарь живого великорусского языка» состоит из четырех томов. Содержит более 200 000 слов и 30 000 пословиц,  поговорок, загадок. Его автор – Владимир Иванович Даль. 53 года  своей жизни он занимался составлением словаря русского языка Чтец: Родители Владимира Ивановича Даля были по  происхождению иностранцами. Отец – датчанин по национальности, великолепно знал 7 иностранных языков. Мать – немка по отцу и  француженка по матери, была образованной женщиной. Несмотря на такое происхождение, родители сумели создать настоящую русскую семью. Они говорили своим детям: «Гордитесь, что вы русские!» Чтец: Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем,  натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, написал  для школьников учебники: «Ботаника» и «Зоология». Мы с  благодарностью вспоминаем его как автора замечательного словаря, как человека, который собирал слова. Звучит стихотворение Всеволода Рождественского: Ветшают прадедов слова, Они уже полузабыты, Но как извечная трава, Всё пробивается сквозь плиты. Кто нынче скажет «окоём», Иль «росстани», иль «первопуток»­ Всё, что Толковым словарём В безвестный загнано закуток? Слова угасшей старины Вдали мерцают еле­еле, А прежде, жизнью рождены, Они ласкали, жгли и пели. Они рождались неспроста, Не прихотью, а волей сердца Из чернозёмного пласта Для друга и единоверца. Но даже в наши времена Для тех, кто с русской речью дружен, Не так легко добыть со дна Родные россыпи жемчужин.                                         «Главный день». (Разыгрывается сценка о начале работы над словарем на пути из Петербурга в Москву) Ученик 1: В марте 1819 года по дороге из Петербурга в Москву на  паре почтовых лошадей ехал молодой флотский офицер. Всего  несколько дней назад он закончил обучение в морском корпусе и  получил звание мичмана. Служить его отправили на Черноморский  флот. Путь предстоял неблизкий. (Выходит ямщик в тулупе, с кнутом в руках) Ученик 2 (ямщик): Ну что, барин, будем ехать или еще погреемся? Ученик 3 (Даль): (застегивая шинель): А доберемся в такую  пургу? Ученик 2 (ямщик): Не сомневайтесь (тычет кнутом в небо).  Замолаживает. Ученик 3 (Даль): Как это «замолаживает»? Ученик 2 (ямщик): Пасмурнеет. К теплу. Ученик 3 (Даль): Это что ж, у вас в Новгородской губернии так  говорят? Ученик 2 (ямщик): Так. Небо тучами заволакивается, к ненастью  клонит. (Даль вытаскивает из кармана записную книжечку, карандаш,  дует на окоченевшие пальцы и начинает что­то писать. Ямщик  уходит) Ученик 4: Морозный мартовский день 1819 года оказался самым  главным в жизни мичмана Даля. На пути из Петербурга в Москву,  где­то у Зимогорского Яма, затерянного в новгородских снегах,  человек принял решение, которое повернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал в книжке первую страничку. Одна страница –  какая малость, но, как говорил Пушкин, “понемногу сокровища  растут”. Это было рождение «Толкового словаря». «Какова выползина!» (Разыгрывается сценка — Даль и Пушкин) Ученик 1 (Даль): С легкой руки Александра Сергеевича я занялся  составлением словаря русского языка. Зиму 1837 провел в  Петербурге. Как всегда много работал. Однажды вечером ко мне  заехал Пушкин. Ученик 2 (Пушкин): Покажите, покажите, что нового появилось в  вашей коллекции. (Даль показывает ему свои записи. Пушкин берет листок, читает) Ученик 2 (Пушкин): Приметы: «Кота убить – семь лет ни в чем  удачи не видеть»; «Подавая соль, смейся, не то поссоришься»; «При первой кукушке брякни деньгами, чтобы водились»; «Ложка,  забытая на столе, ­ к гостю» А вот просто слова: «медуница,  выступки, калуга, выползина..» Выползина… Это еще что такое? Ученик 1 (Даль): Выползиной крестьяне называют старую кожу  змеи, оставленную ею после линьки Ученик 2 (Пушкин): Ишь ты!.. Вот мы пишем, зовемся писателями, а половины русских слов не знаем!.. Ну, брат, а у меня сегодня  сюртук новый. Какова выползина! Из этой выползины я еще не  скоро выползу! В этой выползине я еще такое напишу!.. Ученик 3: А через несколько дней именно в этом сюртуке Пушкин  будет смертельно ранен на дуэли. Он действительно не снял этого  сюртука, его спороли с него 27 января 1837, чтобы облегчить  смертельную муку от раны. Умирающий Пушкин скажет Далю  прерывающимся голосом: «Выползину тоже возьми себе...» На  память о Пушкине достались Далю простреленный черный сюртук с  небольшой дырочкой внизу живота и перстень с изумрудом,  который сам поэт называл талисманом и подарил другу незадолго  до смерти. Ученик 1 (Даль): «…Перстень Пушкина <...> для меня теперь  настоящий талисман… Можно подхватить перстень кончиками  пальцев, поднести к глазам, заглянуть в чуть продолговатый зеленый камень: камень бездонно глубок, до черноты, и лучист. Так смотрят  в глаза… Как гляну на него, так и пробежит во мне искорка с ног до головы, и хочется приняться за что­нибудь порядочное.» Вместе с развитием языка развиваются и совершенствуются его  нормы. Следовательно, нельзя раз и на всю жизнь обучиться нормам  литературного языка. Для того чтобы овладеть ими, богатством  такого развитого языка, как русский, необходимо постоянно  совершенствовать свою речевую культуру. В трудных случаях  следует обращаться за справками к различным словарям.  Существует справедливое изречение: «Не тот образованный  человек, который все знает (это невозможно!), а тот, кто  знает, где можно найти ответ на возникший вопрос.» Учитель: Некоторые словари расскажут нам о себе подробнее,  зададут вопросы, загадают загадки. Шестиклассники, активно включайтесь в игру, зарабатывайте своей команде очки. СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ Чтец: Я – словарь иностранных слов. Я имею 20 000 слов. При  чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами,  вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого слова, а также сведения о  его происхождении. ЗАДАНИЯ 1. Замените словосочетания иностранными словами: единица измерения, равная 1000 метров ­ километр (франц.) сочетание красок и цветов в картине ­ колорит (итал.) хирургический нож ­ скальпель (лат.) мебель для сидения ­ скамья (греч.) глава государства ­ президент (лат.) титул главы монархического государства ­ император (лат.) помещение для стрельбы в цель ­ тир бал, вечер, на который приходят в масках ­ маскарад (франц.) сладкое блюдо в виде фруктов, печенья, подаваемое в конце обеда ­ десерт (франц.) человек, собирающий марки ­ филателист человек, занимающийся разведением и дрессировкой собак ­ кинолог 2. Послушай стихотворение и ответь на вопросы: 1) каким по происхождению является слово бутерброд? 2) могло ли действие происходить в другой стране? 3) можно ли изменить профессию героя? 4) на игре каких слов основан смысл стихотворения? Чудак­математик В Германии жил. Он булку и масло Случайно сложил. Затем результат Положил себе в рот. Вот так Человек изобрел Бутерброд. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Чтец: Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового  словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка.  Даны толкования их значений, приведены различные формы их  употребления, их синонимы, антонимы, происхождение. Я интересен для людей любых профессий. ЗАДАНИЯ 1. Найдите фразеологические обороты и объясните их значение (см. карточки) 2. Исправьте ошибку в употреблении фразеологизма. (см. карточки). 3. Подберите к каждому фразеологизму первого столбика  подходящее по смыслу слово из второго столбика (см. карточки). ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ Определите род занятий людей, их профессии по следующим  выражениям: 1) направление главного удара, стать в строй, взять на мушку,  вызвать огонь на себя ­ военный; 2) стричь под одну гребенку ­ парикмахер; 3) сбоку припека ­ пекарь; 4) войти в роль, под занавес, этот номер не пройдет ­ актер; 5) шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку ­ портной; 6) через час по чайной ложке, позолотить пилюлю ­ аптекарь; 7) разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши,  топорная работа ­ столяр. СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ Чтец: Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают  речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать  повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и  выразительность. Словарь же ребят частобеден, особенно режет  слух повторение слова «сказал». А между тем русский язык  чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различный глаголов,  обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский  лес». Например: говорить, сообщить, сказать, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и другие. ЗАДАНИЕ Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и  лодыря (см. карточки). ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ Продолжи пословицу. (Ответы команды дают по очереди): 1. Не спеши языком ­ торопись делом. 2. Сам пропадай, а товарища выручай. 3. С кем поведешься, от того и наберешься. 4. Хлеб да вода ­ крестьянская еда. 5. Землю красит солнце, а человека труд. 6. Делу время ­ потехе час. 7. Красна изба углами, а обед пирогами. 8. Хочешь есть калачи, не сиди на печи. 9. Глаза страшатся, а руки делают. 10. Хочешь много знать­ надо мало спать. 11. По одежке встречают, а по уму провожают. 12. Грамоте учиться всегда пригодится. 13. Не сиди сложа руки ­ так и не будет скуки. 14. Птица красна пеньем, а человек уменьем. 15. Любишь кататься ­ люби и саночки возить. СЛОВАРЬ ИМЕН И ФАМИЛИЙ Чтец: В словаре имен и фамилий можно узнать, что означает твое  собственное имя, откуда взялась твоя фамилия. В нашей школе обучается 365 учащихся. Мы провели небольшое исследование и  определили самые распространенные имена мальчиков и девочек. Чтец: Самые распространенные имена мальчиков в нашей школе: Сергей ­ (лат.) «высокочтимый», Дмитрий ­ (греч.) «принадлежащий богине земли», Иван – (греч., древнеевр.) «милость божья», «благодатный». Чтец: Самые распространенные имена девочек в нашей школе: Анастасия ­ (греч.) «воскрещенная», Елена ­ (греч.) «свет, блеск, солнечная, светлая», Наталья ­ (лат.) «родная», Юлия ­ божественное имя, (лат.) «рожденная в июле», Екатерина – (греч.) «всегда чистая, непорочная, благопристойная». ТОПОНИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Чтец: Очень важно любить свой край, изучать его историю.  Топонимический словарь раскрывает тайны географических  названий. Знаете ли вы происхождение и значение географических  названий Ростовской области? Чтец:  Наше путешествие завершается. Ребята, вы сегодня узнали много  интересного. Хочется надеяться, что лингвистические словари  станут для вас настоящими друзьями, верными помощниками в  изучении русского языка, станут ключом к познанию наук. Чтец: Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей вселенною знаком – Это потому, что я владею Русским всеохватным языком. С. Данилов. Только люди обладают даром речи. С помощью слова люди  общаются друг с другом. С помощью слова человек описывает  природу, мир, самого себя. Александр Трифонович Твардовский в стихотворении "Слово о  словах" пишет об ответственности человека за свои слова: (Полина) Да, есть слова, что жгут, как пламя, Что светят вдаль и вглубь ­ до дна. Но их подмена словесами Измене может быть равна. Чтоб ограничить трату слов, Чтоб сердце кровью их питало; Чтоб разум их живой смыкал; Чтоб не транжирить как попало... А великий Лев Николаевич Толстой когда­то писал: "Слово ­ дело  великое. Великое потому, что словом можно и разъединить, словом  служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти". С.Я.Маршак. «Словарь»  Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руках свой потайной фонарь. На всех словах – события печать. Они дались недаром человеку. Читаю – Век. От века. Вековать. Век доживать. Бог сыну не дал веку. Век заедать, век заживать чужой... В словах звучит укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть. В.Шефнер. «Устная речь»  Это так, а не иначе Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Гаснет устная словесность, Разговорная краса, Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов, родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо – Не скудела в наши дни. Чтец: Сегодня мы учились самому главному – умению владеть родным  словом. «Хромое слово – кривая речь», – гласит одна из русских пословиц.  Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее он  выражает свою мысль. Чтобы речь не была «кривой», а стала  красивой, надо не только знать слово, но и уметь с ним обращаться.  Этому помогают словари. Расставаясь с вами, я хочу рассказать вам сказку, которая,  возможно, станет вам напутствием в дальнейшей работе над словом. Сценка. Жили в старом шкафу Толковый словарь и Словарь синонимов.  Жили хорошо, друг другу дарили разные слова. Но однажды появилась в  шкафу пыль, и словари стали ссориться. – Я самый лучший словарь! – сказал Толковый. – Ты не лучше, чем я, – возмутился Словарь синонимов и добавил: –  И вообще, самые лучшие слова – это синонимы. – А спорим, что я любое слово смогу тебе объяснить, – произнес  Толковый словарь. – Не верю этой чепухе! – с неуважением сказал Словарь синонимов. Долго ссорились словари. Вдруг открылся старый шкаф и сказал: ­ Чего вы спорите? Все словари нужны человеку, и каждый по­ своему. И тут пыль, ссорившая словари, исчезла. А словари стали дружить,  как дружили. Недаром древняя мудрость гласит: «Не держи словари в  темнице – пыль поссорит!» Надеюсь, что и вы, ребята, не будете забывать о своих помощниках.
скачать по прямой ссылке