ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
«В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ»
Сценарий разработал учитель русского языка и литературы
Васильева Ольга Владимировна.
Цели проведения:
способствовать формированию потребности и стремления к
знаниям;
развивать у учащихся любознательность и интерес к изучению
русского
языка;
учить учащихся навыкам работы с лингвистическими словарями;
воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку.
Оформление: высказывания о богатстве и красоте русского языка,
стенгазеты, оформленные учащимися.
Чтец:
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми, населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Чтец:
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать. Уважаем государь
По прозванию Словарь,
Даже Пушкин, я об этом
Достоверно говорю, Не однажды за советом
Обращался к словарю.
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу,
Оказать готов услугу
Русской речи государь
По прозванию Словарь!
Чтец: Отправляясь в путешествие, давайте вспомним слова
французского писателя А. Франса: «Словарь – это вся вселенная в
алфавитном порядке. Если хорошенько подумать, словарь – это
книга книг. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и
наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова,
дело плоти, крови и души родины и человечества».
Существует целая наука лексикография – наука о словарях и их
составлении. Словарей создано великое множество.
Выходят 6 учащихся, в руках у каждого из них словари.
Чтец: Словари – переводчики с одного иностранного языка на
другой.
Чтец: Словариграмотеи – орфографические словари – подскажут,
как
правильно писать слова.
Чтец: Словариэрудиты – энциклопедические – в сжатом объеме
представляют состояние современного научного знания.
Чтец: Словарь строения слов русского языка расскажет, из чего
состоят слова и как они образуются.
Чтец: Словарь антонимов познакомит с противоположными значениями слов.
Чтец: В словаре пословиц и поговорок можно найти очень меткие,
образные народные выражения. Например: «Доносчику первый
кнут» (это о ябедах), «Криком изба не рубится» 9говорится тому,
кто командует, а сам ничего не делает) и т. д.
А сколько же слов в русском языке? (слайд) Обратимся к
словарям русского языка.
1. В однотомном «Толковом словаре» С.И.Ожегова около 57тысяч
слов.
2. В четырёхтомном словаре под редакцией Д.Н.Ушакова более
85тысяч слов. Вплоть до середины 20 века он оставался
незаменимым пособием для учителей, лингвистов и всех любителей
русского языка.
3.На смену этому словарю пришли два новых академических
словаря:17томный (более120 тысяч слов) и четырёхтомный.
4. Попытку собрать все слова предпринял Владимир Иванович Даль.
В его «Толковом словаре живого великорусского языка» 200 тысяч
слов. Над своим словарём Даль работал 47 лет! Он был и хирургом,
и писателем, и составителем словаря!
Все ценители русского языка, желающие постичь его тонкости и
тайны, знакомы с именем Владимира Ивановича Даля. Даль был
человеком разносторонним и очень талантливым, но в
отечественную историю и культуру Даль вошел как выдающийся
лексикограф, создатель знаменитого «Толкового словаря живого
великорусского языка». Словарь этот – уникальное явление в
истории мировой литературы, это национальная сокровищница
русской культуры. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
Чтец: «Толковый словарь живого великорусского языка» состоит из
четырех томов. Содержит более 200 000 слов и 30 000 пословиц,
поговорок, загадок. Его автор – Владимир Иванович Даль. 53 года
своей жизни он занимался составлением словаря русского языка
Чтец: Родители Владимира Ивановича Даля были по
происхождению иностранцами. Отец – датчанин по национальности, великолепно знал 7 иностранных языков. Мать – немка по отцу и
француженка по матери, была образованной женщиной. Несмотря на
такое происхождение, родители сумели создать настоящую русскую
семью. Они говорили своим детям:
«Гордитесь, что вы русские!»
Чтец: Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем,
натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял
сказки и повести, делал сложные хирургические операции, написал
для школьников учебники: «Ботаника» и «Зоология». Мы с
благодарностью вспоминаем его как автора замечательного словаря,
как человека, который собирал слова.
Звучит стихотворение Всеволода Рождественского:
Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты,
Но как извечная трава,
Всё пробивается сквозь плиты.
Кто нынче скажет «окоём»,
Иль «росстани», иль «первопуток»
Всё, что Толковым словарём
В безвестный загнано закуток?
Слова угасшей старины
Вдали мерцают елееле,
А прежде, жизнью рождены,
Они ласкали, жгли и пели.
Они рождались неспроста,
Не прихотью, а волей сердца Из чернозёмного пласта
Для друга и единоверца.
Но даже в наши времена
Для тех, кто с русской речью дружен,
Не так легко добыть со дна
Родные россыпи жемчужин.
«Главный день».
(Разыгрывается сценка о начале работы над словарем на пути из
Петербурга в Москву)
Ученик 1: В марте 1819 года по дороге из Петербурга в Москву на
паре почтовых лошадей ехал молодой флотский офицер. Всего
несколько дней назад он закончил обучение в морском корпусе и
получил звание мичмана. Служить его отправили на Черноморский
флот. Путь предстоял неблизкий.
(Выходит ямщик в тулупе, с кнутом в руках)
Ученик 2 (ямщик): Ну что, барин, будем ехать или еще погреемся?
Ученик 3 (Даль): (застегивая шинель): А доберемся в такую
пургу?
Ученик 2 (ямщик): Не сомневайтесь (тычет кнутом в небо).
Замолаживает.
Ученик 3 (Даль): Как это «замолаживает»?
Ученик 2 (ямщик): Пасмурнеет. К теплу.
Ученик 3 (Даль): Это что ж, у вас в Новгородской губернии так
говорят? Ученик 2 (ямщик): Так. Небо тучами заволакивается, к ненастью
клонит.
(Даль вытаскивает из кармана записную книжечку, карандаш,
дует на окоченевшие пальцы и начинает чтото писать. Ямщик
уходит)
Ученик 4: Морозный мартовский день 1819 года оказался самым
главным в жизни мичмана Даля. На пути из Петербурга в Москву,
гдето у Зимогорского Яма, затерянного в новгородских снегах,
человек принял решение, которое повернуло его жизнь. Застывшими
пальцами исписал в книжке первую страничку. Одна страница –
какая малость, но, как говорил Пушкин, “понемногу сокровища
растут”. Это было рождение «Толкового словаря».
«Какова выползина!»
(Разыгрывается сценка — Даль и Пушкин)
Ученик 1 (Даль): С легкой руки Александра Сергеевича я занялся
составлением словаря русского языка. Зиму 1837 провел в
Петербурге. Как всегда много работал. Однажды вечером ко мне
заехал Пушкин.
Ученик 2 (Пушкин): Покажите, покажите, что нового появилось в
вашей коллекции.
(Даль показывает ему свои записи. Пушкин берет листок,
читает)
Ученик 2 (Пушкин): Приметы: «Кота убить – семь лет ни в чем
удачи не видеть»; «Подавая соль, смейся, не то поссоришься»; «При
первой кукушке брякни деньгами, чтобы водились»; «Ложка,
забытая на столе, к гостю» А вот просто слова: «медуница,
выступки, калуга, выползина..» Выползина… Это еще что такое? Ученик 1 (Даль): Выползиной крестьяне называют старую кожу
змеи, оставленную ею после линьки
Ученик 2 (Пушкин): Ишь ты!.. Вот мы пишем, зовемся писателями,
а половины русских слов не знаем!.. Ну, брат, а у меня сегодня
сюртук новый. Какова выползина! Из этой выползины я еще не
скоро выползу! В этой выползине я еще такое напишу!..
Ученик 3: А через несколько дней именно в этом сюртуке Пушкин
будет смертельно ранен на дуэли. Он действительно не снял этого
сюртука, его спороли с него 27 января 1837, чтобы облегчить
смертельную муку от раны. Умирающий Пушкин скажет Далю
прерывающимся голосом: «Выползину тоже возьми себе...» На
память о Пушкине достались Далю простреленный черный сюртук с
небольшой дырочкой внизу живота и перстень с изумрудом,
который сам поэт называл талисманом и подарил другу незадолго
до смерти.
Ученик 1 (Даль): «…Перстень Пушкина <...> для меня теперь
настоящий талисман… Можно подхватить перстень кончиками
пальцев, поднести к глазам, заглянуть в чуть продолговатый зеленый
камень: камень бездонно глубок, до черноты, и лучист. Так смотрят
в глаза… Как гляну на него, так и пробежит во мне искорка с ног до
головы, и хочется приняться за чтонибудь порядочное.»
Вместе с развитием языка развиваются и совершенствуются его
нормы. Следовательно, нельзя раз и на всю жизнь обучиться нормам
литературного языка. Для того чтобы овладеть ими, богатством
такого развитого языка, как русский, необходимо постоянно
совершенствовать свою речевую культуру. В трудных случаях
следует обращаться за справками к различным словарям.
Существует справедливое изречение: «Не тот образованный
человек, который все знает (это невозможно!), а тот, кто
знает, где можно найти ответ на возникший вопрос.» Учитель: Некоторые словари расскажут нам о себе подробнее,
зададут вопросы, загадают загадки. Шестиклассники, активно
включайтесь в игру, зарабатывайте своей команде очки.
СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ
Чтец: Я – словарь иностранных слов. Я имею 20 000 слов. При
чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами,
вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно
получить справку о значении незнакомого слова, а также сведения о
его происхождении.
ЗАДАНИЯ
1. Замените словосочетания иностранными словами:
единица измерения, равная 1000 метров километр (франц.)
сочетание красок и цветов в картине колорит (итал.)
хирургический нож скальпель (лат.)
мебель для сидения скамья (греч.)
глава государства президент (лат.)
титул главы монархического государства император (лат.)
помещение для стрельбы в цель тир
бал, вечер, на который приходят в масках маскарад (франц.)
сладкое блюдо в виде фруктов, печенья,
подаваемое в конце обеда десерт (франц.)
человек, собирающий марки филателист
человек, занимающийся разведением и
дрессировкой собак кинолог
2. Послушай стихотворение и ответь на вопросы:
1) каким по происхождению является слово бутерброд?
2) могло ли действие происходить в другой стране?
3) можно ли изменить профессию героя?
4) на игре каких слов основан смысл стихотворения?
Чудакматематик
В Германии жил.
Он булку и масло Случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот.
Вот так
Человек изобрел
Бутерброд.
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Чтец: Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового
словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка.
Даны толкования их значений, приведены различные формы их
употребления, их синонимы, антонимы, происхождение. Я интересен
для людей любых профессий.
ЗАДАНИЯ
1. Найдите фразеологические обороты и объясните их значение
(см. карточки)
2. Исправьте ошибку в употреблении фразеологизма. (см. карточки).
3. Подберите к каждому фразеологизму первого столбика
подходящее по смыслу слово из второго столбика (см. карточки).
ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ
Определите род занятий людей, их профессии по следующим
выражениям:
1) направление главного удара, стать в строй, взять на мушку,
вызвать огонь
на себя военный;
2) стричь под одну гребенку парикмахер;
3) сбоку припека пекарь;
4) войти в роль, под занавес, этот номер не пройдет актер;
5) шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку портной;
6) через час по чайной ложке, позолотить пилюлю аптекарь;
7) разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши,
топорная работа
столяр.
СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ Чтец: Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают
речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать
повторения одного и того же слова.
Умелый подбор синонимов придает языку красочность и
выразительность. Словарь же ребят частобеден, особенно режет
слух повторение слова «сказал». А между тем русский язык
чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различный глаголов,
обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский
лес». Например: говорить, сообщить, сказать, изложить, промолвить,
подтвердить, спросить, повторить, обсудить и другие.
ЗАДАНИЕ
Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и
лодыря (см. карточки).
ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ
Продолжи пословицу. (Ответы команды дают по очереди):
1. Не спеши языком торопись делом.
2. Сам пропадай, а товарища выручай.
3. С кем поведешься, от того и наберешься.
4. Хлеб да вода крестьянская еда.
5. Землю красит солнце, а человека труд.
6. Делу время потехе час.
7. Красна изба углами, а обед пирогами.
8. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
9. Глаза страшатся, а руки делают.
10. Хочешь много знать надо мало спать.
11. По одежке встречают, а по уму провожают.
12. Грамоте учиться всегда пригодится.
13. Не сиди сложа руки так и не будет скуки.
14. Птица красна пеньем, а человек уменьем.
15. Любишь кататься люби и саночки возить.
СЛОВАРЬ ИМЕН И ФАМИЛИЙ
Чтец: В словаре имен и фамилий можно узнать, что означает твое
собственное имя, откуда взялась твоя фамилия. В нашей школе обучается 365 учащихся. Мы провели небольшое исследование и
определили самые распространенные имена мальчиков и девочек.
Чтец: Самые распространенные имена мальчиков в нашей школе:
Сергей (лат.) «высокочтимый»,
Дмитрий (греч.) «принадлежащий богине земли»,
Иван – (греч., древнеевр.) «милость божья», «благодатный».
Чтец: Самые распространенные имена девочек в нашей школе:
Анастасия (греч.) «воскрещенная»,
Елена (греч.) «свет, блеск, солнечная, светлая»,
Наталья (лат.) «родная»,
Юлия божественное имя, (лат.) «рожденная в июле»,
Екатерина – (греч.) «всегда чистая, непорочная, благопристойная».
ТОПОНИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Чтец: Очень важно любить свой край, изучать его историю.
Топонимический словарь раскрывает тайны географических
названий. Знаете ли вы происхождение и значение географических
названий Ростовской области?
Чтец:
Наше путешествие завершается. Ребята, вы сегодня узнали много
интересного. Хочется надеяться, что лингвистические словари
станут для вас настоящими друзьями, верными помощниками в
изучении русского языка, станут ключом к познанию наук.
Чтец: Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
С. Данилов.
Только люди обладают даром речи. С помощью слова люди
общаются друг с другом. С помощью слова человек описывает
природу, мир, самого себя.
Александр Трифонович Твардовский в стихотворении "Слово о
словах" пишет об ответственности человека за свои слова: (Полина) Да, есть слова, что жгут, как пламя,
Что светят вдаль и вглубь до дна.
Но их подмена словесами
Измене может быть равна.
Чтоб ограничить трату слов,
Чтоб сердце кровью их питало;
Чтоб разум их живой смыкал;
Чтоб не транжирить как попало...
А великий Лев Николаевич Толстой когдато писал: "Слово дело
великое. Великое потому, что словом можно и разъединить, словом
служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти".
С.Я.Маршак. «Словарь»
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю – Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой... В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
В.Шефнер. «Устная речь»
Это так, а не иначе
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
Чтец:
Сегодня мы учились самому главному – умению владеть родным
словом. «Хромое слово – кривая речь», – гласит одна из русских пословиц.
Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее он
выражает свою мысль. Чтобы речь не была «кривой», а стала
красивой, надо не только знать слово, но и уметь с ним обращаться.
Этому помогают словари.
Расставаясь с вами, я хочу рассказать вам сказку, которая,
возможно, станет
вам напутствием в дальнейшей работе над словом.
Сценка.
Жили в старом шкафу Толковый словарь и Словарь синонимов.
Жили
хорошо, друг другу дарили разные слова. Но однажды появилась в
шкафу
пыль, и словари стали ссориться.
– Я самый лучший словарь! – сказал Толковый.
– Ты не лучше, чем я, – возмутился Словарь синонимов и добавил: –
И
вообще, самые лучшие слова – это синонимы.
– А спорим, что я любое слово смогу тебе объяснить, – произнес
Толковый
словарь.
– Не верю этой чепухе! – с неуважением сказал Словарь синонимов.
Долго ссорились словари.
Вдруг открылся старый шкаф и сказал:
Чего вы спорите? Все словари нужны человеку, и каждый по
своему.
И тут пыль, ссорившая словари, исчезла. А словари стали дружить,
как
дружили. Недаром древняя мудрость гласит: «Не держи словари в
темнице – пыль поссорит!»
Надеюсь, что и вы, ребята, не будете забывать о своих помощниках.
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ».
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ».
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ».
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ».
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ».
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ».
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ».
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ».
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ».
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ».
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ».
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ».
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ».
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ».
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.