Лингвостилистический анализ текста как способ формирования читательской грамотности.
Практикум. «Текст. Стили речи»
1. Заполните таблицу, размещая в пустые колонки определения и информацию, характеризующую стили речи.
Функциональные стили речи |
Определение и отличительные черты |
Жанры
|
1.Художественный стиль |
|
|
2. |
|
Энциклопедии, учебники, словари, научные журналы,
|
3.Разговорный стиль |
|
|
4. |
Распространён в сфере законодательства, дипломатической, административной деятельности, в представительствах государственных органов, общественных организаций, учреждений.
|
|
5.Публицистический стиль |
|
Статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью |
2. Работа с текстом.
1. Прочитайте фрагменты текстов.
2. Определите, к какому из функциональных стилей относится каждый фрагмент.
3. Проанализируйте языковой материал и укажите отличительные черты каждого стиля (лексика, приемы, средства выразительности, жанр)
1) «Прошу принять моего ребёнка, Иванова Кирилла, в 5а класс МОУ «СОШ №12 г. Зеленокумска».
2) «Ветер – это движение воздушных масс над поверхностью Земли. Движение воздуха от Земли называется восходящим потоком, а движение вниз – нисходящим. Ветер – это один из важнейших элементов природы. Его название зависит от стороны света. Например, ветер, дующий с юга на север, называется южным, а с северо-запада на юго-восток – северо-западный ветер».
3) «Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах» но я так часто ошибался в школьные годы в этом разделе, что решил посвятить свою жизнь науке, точнее изучению норм произношения и ударений», - такой ответ для нашей газеты дал кандидат филологических наук Иванов Петр Михайлович.
4) «Серёжа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно бьёт с ходу. Мяч со свистом летит в ворота».
5) «Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце».
6) Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение о том, что житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Жителем тем был несчастный неуч Сидорович, он плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний, его открытие не давало ему покоя, а утром он получил телеграмму со следующим содержанием: Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свою искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания золотых яиц.
7) Малахит - минерал ярко-зеленого цвета, используемый для различных поделок или как сырье для получения меди. Его название происходит от греческого слова «малахе» - мальва, окраска листьев которой похожа на цвет малахита. Красив камень малахит. Вся весенняя зелень собрана в его радужном блеске. Узорчатые жилки, оттенки, то светлые, то темно-зеленые, напоминают кудрявые сады, полянки с нежной травой и говорливыми ручейками, клумбы диковинных цветов. Камень имеет тонкослоистые и округлые узоры, которые проявляются только при умелой его обработке. Образуется малахит в результате химического выветривания и окисления первичных медьсодержащих минералов и самородной меди. Но в природе малахит тускл и не особенно привлекателен. Красивым становится камень только в умелых руках мастера. Попадает кусок малахита опытному камнерезу, и начнутся с ним чудесные превращения. При сравнительно широком распространении малахит редко образует сплошные натечные формы, которые можно использовать в качестве ювелирного или поделочного камня. И уж только после этого засияет, заискрится, оживет малахит – любо смотреть.
8) Как-то в беседе с ребятами таксист поведал о забавном случае:
- Представьте себе. Сижу за рулем. Ночь. Скорость – 70. Вокруг – ни души. Уверен, что машине я один. И вдруг чувствую: на плечо мне опустилась рука… Я резко повернулся, чтобы защититься!.. Но… защищаться было не от кого. Точнее – незачем: на плече у меня сидел… котенок. Видимо, его оставил кто-то из пассажиров. Я пожалел малыша и отвез его к себе домой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.