Урок русского языка в 5 классе.
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУСОШ №5 г. Беслан РСО-Алания
Тедеева Светлана Исламовна
Тема урока: «Антонимы»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока: познакомить учащихся с понятием «антонимы», с ролью антонимов в речи.
Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку;
метапредметные: развивать логическое мышление: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли антонимов в речи
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1.Оргмомент. Мотивация (2,5 минуты) |
Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Учитель читает сказку об антонимах В одном замечательном городе под названием
Языкознание жила одна богатая женщина. Звали ее Лексика, а богатая она была
тем, что имела трех хороших сыновей. Звали их антонимы, синонимы и омонимы.
Каждый из них уже имел свою собственную семью, однако все они жили вместе, в
одном прекрасном доме, только на разных этажах. |
Слушают, рассуждают, делают выводы. |
Личностные: внимание, уважение к окружающим; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; Регулятивные: саморегуляция |
2.Актуализация изученного. Работа в группах (5 минут) |
1 группа В тексте найдите синонимы, объясните, для чего они употреблены автором. Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в десять. Когда все белые распустятся, на реке начинается бал. 2.Дате определение синонимам. 2 группа Лингвистический эксперимент. Задание для 3-ей группы. Найдите в этом тексте синонимы, замените слово изумрудная его синонимом зелёная. Как от этого изменится текст? От сырости ёжится цапля, Нахохлились кряквы, тихи. Дрожит изумрудная капля В зелёной ладошке ольхи. 3 группа. Запишите синонимы, расположив слова по степени нарастания признака, действия. 1.Грусть, скорбь, печаль; 2.Ярость гнев, бешенство; 3. Гигантский, громадный, большой, огромный;4.Улыбаться, хохотать, смеяться, хихикать; -Терминологический диктант.(2 слайд) 1.Слова, имеющие одно лексическое значение. 2.Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написании, но разные по лексическому значению. 3.Слова, имеющие несколько лексических значений. 4.Основное лексическое значение слова. 5 Вторичное значение слова, которое возникло на основе прямого значения. |
Учащиеся:
определяют признак, делают выводы.
Вывод. Синонимы передают тончайшие оттенки в характеристике предметов, их признаков, действий и благодаря этому позволяют наиболее точно выразить мысль.
Записывают термины, проговаривают. |
Познавательные:
Коммуникативные: · изложение своего мнения; · аргументация своего мнения; · учет разных мнений. |
3.Создание проблемной ситуации. Открытие нового знания (слайд 3) Фронтальная устная работа. |
Учитель: Чем по значению отличаются данные пары слов? Сиять – сверкать, блестеть Сырой – мокрый, влажный Свет- сияние, свечение Нежно- мягко, ласково |
1.Учащиеся анализируют, делают открытие. 2. Отвечают на вопросы учителя. 3. Записывают тему урока: Антонимы. |
Познавательные:
• осознанное построение речевого высказывания. Регулятивное:
Коммуникативные:
|
4. Постановка учебной задачи. Фронтальное обсуждение. |
Учитель вместе с учащимися формулирует цели урока. Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи.
|
Учащиеся вместе с учителем формулируют цели урока. Сегодня мы будем говорить о словах с противоположным значением. |
Регулятивные:
|
5. Открытие новых знаний
|
Работа с учебным материалом. -Что такое антонимы? -Что означает слово антоним, каково его происхождение? (слайд4) -Могут ли быть антонимами слова разных частей речи? |
Записывают определение антонимов. |
|
5.Динамическая пауза Динамическая пауза «Наоборот» |
Учитель дает команды Например: - Руки вверх! (дети опускают вниз) Наклониться влево! (дети – вправо)Повернуться направо! (дети – налево) На месте стоять смирно!(дети- шагают) |
Учащиеся выполняют разминку: наоборот. |
Личностное: · установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
6. Первичное закрепление. (5,6,7 слайды)
Работа в парах. |
Учитель организует поисковую работу. 1)Найдите среди этих слов антонимы и запишите их попарно, обозначьте орфограммы в корне слова. Наказать, поздний, вверху, нападать, взлетать, внизу, ранний, близкий, садиться, день, поощрить, ночь, приземлиться, защищать.
2) Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях (7слайд): Добрый друг - ………….. (злой враг) Теплый день - ………….. (холодная ночь) Хорошее начало - ………. (плохой конец) Полезный труд - …………. (вредное безделье) Утренний уход - ………….. (вечерний приход) Последнее поражение - ………… (первая победа)
|
Учащиеся выполняют задание: находят антонимы, обозначают орфограммы. Подбирают антонимы, корректируют результаты деятельности в парах на основе правильных ответов учащихся. |
Познавательные: · анализ объектов с целью выявления признаков, подведение под понятие; · осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: · оценить степень успешности выполнения задания; · корректировка. Коммуникативные: · изложение своего мнения; · аргументация своего мнения; · учет разных мнений; · участие в диалоге. |
Учащиеся выполняют упражнение № 554: записывают существительные, имеющие форму только единственного числа, продолжают перечисление названий по группам. |
Познавательные:
Коммуникативные: · изложение своего мнения; · аргументация своего мнения; · учет разных мнений. |
||
7.Самостоятельная работа с проверкой. |
Учитель даёт задание. Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов. Свежий (хлеб, журнал, ветер). (Чёрствый, старый, тёплый). Что необычного в задании? |
Слушают ответы одноклассников, высказывают свое мнение, корректируют результаты своей деятельности. Делают вывод: Если у слова несколько значений, у него может быть несколько антонимов. |
Коммуникативные:
Познавательные:
Регулятивные:
|
8. Игра «Кто больше?» Работа в группах. (слайды 8,9,10)
(11 слайд) |
Записать пары антонимов, обозначающие: 1ряд. Чувство, характер человека 2 ряд. Пространство 3 ряд. Время Подобрать синонимы и антонимы к словам, составить 2 предложения с антонимами(8 слайд)1. Шторм 2. Идти 3. Красивый 4. Легко1. Шторм (синонимы): буря, ураган;
(антонимы): штиль
|
Записывают, подбирают антонимы и синонимы, записывают пословицы.
Наблюдают, исследуют, отвечают на вопросы. Записывают термин и его значение. Анафора - это повторение одинаковых слов, выражений, созвучий или синтаксических конструкций в начале стихотворных строк или фраз. |
Познавательные:
Коммуникативные: · изложение своего мнения; · аргументация своего мнения; учет разных мнений. Регулятивные: коррекция результатов своей деятельности. |
8.Включение новых знаний в систему. (12 слайд) |
(Устно) Восстановите авторский текст, заменив выделенные слова антонимами Было УЖЕ довольно ПОЗДНО, когда я УСНУЛ, но солнце
заливало ЕЩЁ ТУСКЛЫМ светом всю комнату. МЕДЛЕННО одевшись, ПОДНЯЛСЯ я в сад,
а оттуда в рощу. Я пробирался СЮДА, где РЕЖЕ зелень, где смолистее запах
деревьев и куда ГРУСТНЕЕ заглядывал ЛУННЫЙ луч, ПЕЧАЛЯСЬ, что удалось там и
сям пронизать мглистую густоту листьев. Было УЖАСНОЕ утро. Учитель: Мы восстановили текст, автором которого является великий русский писатель Ф.М.Достоевский. Какие средства выразительности использовал автор в этом отрывке? Учитель: Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся. Герасим был хороший, а барыня жестокая. Эта речка не широкая, а мелкая. Царевна была добрая, а царица плохая. Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть. Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки. |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Делают вывод: - Антонимы могут служить для связи предложений в тексте.
Исправляют, корректируют. |
Познавательные:
Регулятивная:
Коммуникативные:
Личностные:
|
9.Итоги. Рефлексия. |
Закончи правильно. Антонимы - это слова _______части речи с_____ значением. Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, ...
Я сегодня научился на уроке…Мне трудно было…Мне было интересно… |
Рассуждают, подводя итог своей деятельности на уроке. |
Регулятивные:
|
10. Домашнее задание. |
1. Составить по 3 предложения с антонимами и синонимами, подчеркнуть в них гр. основы.(для сильных уч-ся).2.Выписать по 3 пословицы с антонимами и синонимами (для остальных). |
Слушают, записывают. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.