«Линзы. Построение изображений.»

  • Карточки-задания
  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Техническое оснащение:мультимедийный проектор, ноутбук, экран. Цель:сформулировать правила построения изображений в линзах; научиться строить изображения, даваемые тонкой линзой; познакомить с физической величиной , характеризующей оптическую силу; развивать психомоторику, логичность мышления, умение синтезировать и анализировать, интерес к изучаемому предмету, формировать устойчивую научную картину мира. 1. Организационный момент. Сегодня на уроке мы узнаем, с помощью чего можно управлять световыми пучками, т.е. менять направление лучей. Как получают различные изображения предметов. Это поможет объяснить, каким образом получают изображение в… телескопах, микроскопах, проекционных аппаратах и глазу человека. Основной частью этих приборов является линза. 2. Основная часть. На каждом столе у учащихся находится несколько пронумерованных линз, экран, свеча(электрическая лампочка), лист с экспериментальным заданием. Даем определение понятию «линза» (прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями) Из каких материалов обычно изготавливают линзы?(стекло) Демонстрируем различные формы линз в «разрезе» и объясняем, какие из них относятся к выпуклым, а какие к вогнутым.(Линза , которая у краёв толще, чем в середине , называется вогнутой , а если у краёв линза тоньше , чем в середине, то она носит название выпуклой). Задание №1 Учащиеся сортируют линзы на их столе по видам. Результат заносят в лист с экспериментальным заданием. Указываем на основные линии линз и их характеристики. Прямая, проходящая через центры сферических поверхностей линзы, называют главной оптической осью. Если толщина линзы пренебрежимо мала , то можно считать, что главная оптическая ось пересекается с линзой в одной точке О- оптическом центре линзы. Демонстрируем, что луч света , идущий вдоль главной оптической оси выпуклой линзы, проходит через линзу без изменения направления распространения. Далее демонстрируем ход лучей через линзу , идущих параллельно главной оптической оси. После прохождения линзы они отклоняются к оси и проходят через одну точку, которую назвали главным фокусом линзы F.Делаем выводы о ходе лучей сквозь тонкую выпуклую линзу и ещё одном названии выпуклых линз –собирающие. Демонстрируем так же, с применением вогнутой линзы.
Иконка файла материала 1.doc
«Линзы. Построение изображений.» Контингент учащихся: 8­й класс общеобразовательной школы, работающих по программе «Физика 8  класс»  автор: Перышкин А.В. Техническое оснащение:мультимедийный проектор, ноутбук, экран. Цель:сформулировать правила построения изображений в линзах; научиться строить изображения,  даваемые тонкой линзой; познакомить с физической величиной , характеризующей оптическую силу;  развивать психомоторику, логичность мышления, умение синтезировать и анализировать, интерес к  изучаемому предмету, формировать устойчивую научную картину мира. 1.     Организационный момент. Сегодня на уроке мы узнаем, с помощью чего можно управлять световыми пучками, т.е. менять  направление лучей. Как получают различные изображения предметов. Это поможет объяснить,  каким образом получают изображение в… телескопах, микроскопах, проекционных аппаратах  и  глазу человека. Основной частью этих приборов является линза. 2.     Основная часть. На каждом столе  у учащихся находится несколько пронумерованных линз, экран, свеча(электрическая  лампочка), лист с экспериментальным заданием.   Даем определение понятию «линза»  (прозрачное тело,   ограниченное двумя сферическими поверхностями) Из каких материалов  обычно изготавливают линзы?(стекло) Демонстрируем различные формы линз в «разрезе» и объясняем, какие из них относятся к выпуклым, а  какие к вогнутым.(Линза , которая у краёв толще, чем в середине , называется вогнутой ,    а если у краёв  линза тоньше , чем в середине, то она носит название выпуклой). Задание №1 Учащиеся сортируют линзы на их столе по видам.  Результат заносят в  лист с экспериментальным  заданием.   Указываем на основные линии линз и их характеристики. Прямая, проходящая через центры сферических поверхностей линзы, называют  главной оптической осью. Если толщина линзы пренебрежимо мала  , то можно считать, что главная оптическая ось пересекается с  линзой в одной точке О­ оптическом центре линзы.  Демонстрируем, что луч света , идущий вдоль главной оптической оси выпуклой линзы, проходит через  линзу без изменения направления распространения.  Далее демонстрируем ход лучей через линзу , идущих  параллельно главной оптической оси. После прохождения линзы они отклоняются к оси и проходят через  одну точку, которую назвали главным фокусом линзы F.Делаем  выводы о ходе лучей сквозь тонкую  выпуклую линзу и ещё одном названии выпуклых  линз –собирающие.  Демонстрируем так же, с применением вогнутой линзы. Применяем эти умозаключения для построения изображения в собирающей линзе  для предмета  находящегося за  двойным фокусом.     Дети  дают характеристику полученному изображению, дополняем его и получаем полный список для  характеристики видов изображения.  Задание №2Самостоятельно построить изображение предмета, предложенного на рисунке, находящегося между  фокусом и удвоенным фокусным расстоянием  в собирающей линзе и охарактеризовать его. Задание №3 Самостоятельно построить изображение предмета, предложенного на рисунке, находящегося  между фокусом и оптическим центром  собирающей линзы и охарактеризовать его. Демонстрируем результаты.    Применяем знания для построения изображения в рассеивающей линзе  для предмета находящегося  между фокусом и линзой. Задание №4   Самостоятельно построить изображение предмета, предложенного на рисунке, находящегося между  фокусом и удвоенным фокусным расстоянием  в собирающей линзе и охарактеризовать его.  Затем сверяем  результат.     Делаем выводы о том, какие изображения можно получать с помощью различных видов линз. Выводы: ­ в рассеивающей линзе получаем уменьшенное, прямое, мнимое изображение; ­в собирающей линзе получаем :     ­перевернутое действительное изображение, если предмет находится на       расстоянии большем, чем  фокусное расстояние линзы;     ­увеличенное , прямое, мнимое, если предмет находится на расстоянии меньшем, чем фокусное  расстояние линзы.    Формулируем понятие оптической силы линзы и её связи с фокусным расстоянием. Обращаем внимание на знаки «+» и «­» у этой величины.  Решаем указанные задачи и отвечаем на вопросы.   Преломляющую способность линзы характеризует оптическая сила линзы. Это величина, обратная фокусному расстоянию. Обозначается:  D.      D = ⁺₋         Единица измерения – 1 диоптрия (дптр). 1 диоптрия – оптическая сила такой линзы, у которой фокусное расстояние равно 1 м. Рассчитать:        1.Оптическую силу линзы, фокусноерасстояние которой равно 20 см.(5дптр.) 2.Оптическая сила линзы составляет­ 2,5 дптр. Какая это линза и чему равно её фокусное расстояние? (­40см) Ответить на вопросы 1. Чем отличаются две линзы друг от друга, если их оптические силы соответственно  + 1,5 дптр и ­ 1,5  дптр? 2. У  какой  линзы  больше  фокусное расстояние, если их оптические силы  равны  – 0,5 дптр   + 2  дптр?3.     Экспериментальная часть.      Цель :получить изображение предмета. Оборудование:несколько пронумерованных линз, экран, свеча (источник света). Ход работы : 1.     Укажите номера  рассеивающих и собирающих  линз.          Рассеивающие________________         Собирающие__________________ 2.     Получите  изображение окна на экране  с помощью линзы.   Какую линзу вы использовали для опыта?_____________   Дайте характеристику полученному изображению:                                        ____________________________                                                       ____________________________                                                           ____________________________ 3.     Получите увеличенное изображение пламени свечи.          Какую линзу вы использовали для опыта?_____________        На каком расстоянии от линзы и её фокуса находится свеча ? ____________________________________________________   4.Решите задачу: оптическая сила фотоаппарата равна 18 дптр. Определите фокусное расстояние  объектива.  Вывод:____________________________________________________ 4.     Оценка работы. 5.     Домашнее задание. Инструктаж. § 66,67, упр. 34 задача 2,3