Лирика Николая Гумилева (план-урок, 11 класс)

  • doc
  • 09.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала методика.doc

 

 

 

 

 

 

Лирика Николая Гумилева

(план-урок, 11 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лирика Николая Гумилева

Тема: «Я ведаю тайны – поэт, чародей, властитель Вселенной…»

Задачи:

·        образовательная (дать школьникам представление о самобытной поэзии Н. Гумилева)

·        воспитательная (на примере личности поэта показать безграничные возможности самовоспитания)

·        развивающая (сформировать у школьников умение реконструировать образ поэта в процессе углубленного прочтения стихотворения «Заблудившийся трамвай»)

Метод (лидер): Художественная интерпретация

Наглядность: портрет Н. Гумилева, фотография А. Ахматовой, сборники стихотворений, запись CD, DVD (чтение стихотворений профессионалами), свечи и т.д.

Тип урока: урок по изучению художественного произведения

Вид: урок-реконструкция  образа

 

Ход урока:

1)                           Психологическая установка. Чтение стихотворения из цикла «Капитаны» учителем, затем – вопрос (Каким, вы представляете себе человека, написавшего это стихотворение?). По возможности опросить всех учеников.

2)                           Гумилев – путешественник, воин, поэт. Рассказ учителя о биографии поэта с использованием визуальной наглядности. Одновременно задаются вопросы ученикам, которые вызывают их на диалог.

3)                           Выразительное чтение стихотворения «Шестое чувство» одним из учеников. Вопрос: «Что же такое шестое чувство в понимании лирического героя?». Опрос учеников. Неактивных провоцируем на диалог.

4)                           Установка на восприятие стихотворения «Заблудившийся трамвай» (из воспоминаний И. Одоевцевой в книге «На берегах Невы». – М., 1988.)

5)                           Чтение стихотворения «Заблудившийся трамвай» с CD, DVD.

6)                           Выяснение первичного восприятия стихотворения. Запись его в тетрадях

7)                           Проблемный анализ стихотворения:

·        Где движется «заблудившийся трамвай»?

·        Как в стихотворении проявляется пророческий дар поэта?

·        Кто такая Машенька? Каким смыслом наполняется этот образ в стихотворении?

·        Почему лирическому герою стихотворения «трудно дышать и больно жить»?

·        Почему поэт считал свое стихотворение «последним из лучших»?

Выводы: Стихотворение «Заблудившийся трамвай» Н Гумилев считал самым главным в своем творчестве, как об этом свидетельствует Ирина Одоевцева. Мы видим в этом стихотворении трамвай, который «заблудился» во времени и пространстве. Поэт совершает на этом трамвае путешествие в прошлое, будущее и возвращается в настоящее. Он присутствует вновь в тех местах, в которых бывал и как воин, и как путешественник, и как поэт. Он возвращается в Петербург. В прошлом у поэта вся жизнь: старик в Бейруте, Машенька в светлице, использование долга в ущерб личному счастью. В настоящем – понимание того, что свобода – это, прежде всего, свобода выбора. Что у него в будущем? Поэт предвидит свою смерть от рук палача. А вся жизнь, утверждает поэт, - это всегда боль и страдание.

Словарик урока:

·        акмеизм

·        словесная дисциплина: равновесие чувства и образа, содержания и формы

·        декоративная цветистость и эпиграмматическая строгость, четкость

·        повествовательный элемент

·        исповедальная интимность, ощущение личностного трагизма

 

 

Задание на дом:

·        Выучить понравившиеся стихотворение Н. Гумилева

·        Написать мини-сочинение по одной из предложенных тем (Мое восприятие стихотворения Н.Гумилева «Заблудившийся трамвай»/ Что такое свобода?/ Прав ли поэт, что жизнь – это всегда боль и страдание?).

Выставление оценок, пожелания ученикам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Из цикла «Капитаны»

На полярных морях и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.



Быстрокрылых ведут капитаны,

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстремы и мель;



Чья не пылью затерянных хартий –

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь,



И, взойдя на трепещущий мостик,

Вспоминает покинутый порт,

Отряхая ударами трости

Клочья пены с высоких ботфорт,



Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвет пистолет,

Так что сыплется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет.



Пусть безумствует море и хлещет,

Гребни волн поднялись в небеса, -

Ни один пред грозой не трепещет,

Ни один не свернет паруса.



Разве трусам даны эти руки,

Этот острый, уверенный взгляд,

Что умеет на вражьи фелуки

Неожиданно бросить фрегат,



Меткой пулей, острогой железной

Настигать исполинских китов

И приметить в ночи многозвездной

Охранительный свет маяков?

Июнь 1909

Шестое чувство

Прекрасно в нас влюбленное вино

И добрый хлеб, что в печь для нас садится,

И женщина, которою дано,



Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,



Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать -

Мгновение бежит неудержимо,

И мы ломаем руки, но опять

Осуждены идти все мимо, мимо.



Как мальчик, игры позабыв свои,

Следит порой за девичьим купаньем,

И, ничего не зная о любви,

Все ж мучится таинственным желаньем;



Как некогда в разросшихся хвощах

Ревела от сознания бессилья

Тварь скользкая, почуя на плечах

Еще не появившиеся крылья, -



Так век за веком - скоро ли, Господь? –

Под скальпелем природы и искусства

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.

1921

Заблудившийся трамвай

Шел я по улице незнакомой

И вдруг услышал вороний грай,

И звоны лютни, и дальние громы,

Передо мною летел трамвай.



Как я вскочил на его подножку,

Было загадкою для меня,

В воздухе огненную дорожку

Он оставлял и при свете дня.



Мчался он бурей темной, крылатой,

Он заблудился в бездне времен...

Остановите, вагоновожатый,

Остановите сейчас вагон.



Поздно. Уж мы обогнули стену,

Мы проскочили сквозь рощу пальм,

Через Неву, через Нил и Сену

Мы прогремели по трем мостам.



И, промелькнув у оконной рамы,

Бросил нам вслед пытливый взгляд

Нищий старик, - конечно, тот самый,

Что умер в Бейруте год назад.



Где я? Так томно и так тревожно

Сердце мое стучит в ответ:

Видишь вокзал, на котором можно

В Индию Духа купить билет.



Вывеска... кровью налитые буквы

Гласят - зеленная, - знаю, тут

Вместо капусты и вместо брюквы

Мертвые головы продают.



В красной рубашке, с лицом как вымя,

Голову срезал палач и мне,

Она лежала вместе с другими

Здесь в ящике скользком, на самом дне.



А в переулке забор дощатый,

Дом в три окна и серый газон...

Остановите, вагоновожатый,

Остановите сейчас вагон.



Машенька, ты здесь жила и пела,

Мне, жениху, ковер ткала,

Где же теперь твой голос и тело,

Может ли быть, что ты умерла!



Как ты стонала в своей светлице,

Я же с напудренною косой

Шел представляться Императрице

И не увиделся вновь с тобой.



Понял теперь я: наша свобода -

Только оттуда бьющий свет,

Люди и тени стоят у входа

В зоологический сад планет.



И сразу ветер знакомый и сладкий,

И за мостом летит на меня

Всадника длань в железной перчатке

И два копыта его коня.



Верной твердынею православья

Врезан Исакий в вышине,

Там отслужу молебен о здравьи

Машеньки и панихиду по мне.



И все ж навеки сердце угрюмо,

И трудно дышать, и больно жить...

Машенька, я никогда не думал,

Что можно так любить и грустить.

1921

 


Скачано с www.znanio.ru