Тема: Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Ход урока
I. 1) Посмотрите на экран, угадайте по иллюстрациям сказки.
Слайд 2-4
- Какие виды сказок вы знаете? Слайд 5
II. Отгадайте загадки:
а) Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. (Журавль) Слайд 6
б) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? (лиса)
- Какие названные в загадке признаки помогли вам узнать отгадку?
- Знаете ли вы другие загадки о лисе или журавле?
- Могут ли они встретиться вместе в природе?
- В жизни лиса или журавль практически не встречаются. Но в народном творчестве и литературе есть жанр, в котором возможно все, самые невероятные вещи.
- Как называется жанр? (Сказка)
III. Работа по теме
- Назовите уже прочитанные и знакомые народные сказки, в которых главный герой — лиса.(«Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Колобок»)
Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план. «Русская народная сказка «Лиса и Журавль» Слайд 7
1) Словарная работа.
- Как можно объяснить значение слов и выражений, сказать понятно всем нам: «званый пир», «потчевать», «стряпала», «не обессудь», «несолоно хлебавши» врозь? Слайд 8
- Как сказать иначе: «взяла лису досада», «как аукнулось, так и откликнулось», «с тех пор и дружба врозь».
- Какие слова сказки мы слышали как пословицы?
2) Аудиозапись 2:21
3) Работа по содержанию
- Какое впечатление произвела сказка на вас? Понравилась вам сказка? Чем особенно?
- Какой вид сказки? Почему?
- Кто является главными героями? (лиса и журавль)
- Охарактеризуйте героев. Слайд 9
- В сказке лиса хочет перехитрить журавля. Удалось ли хитрой лисе осуществить свой план? Почему?
4) Чтение сказки учащимися.
а) - Найдите в тексте пословицу. Как вы ее понимаете?
- К кому из наших героев можно отнести эти пословицы? Почему? (лиса) Слайд 10
1. Каков гость, таково ему и угощение.
2. На что и звать, коли нечего дать.
3. Не потчуй меня тем, чего я не ем.
б) - Какой фразой начинается сказка?
- Можно ли назвать лису и журавля друзьями? Почему?
- Какое угощение приготовила лиса журавлю? Почему?
- Как вёл себя Журавль после того, как Лиса его угостила?
- Получился ли званый пир? Почему?
- Почему лиса решила угостить журавля?
- О чем думала лиса?
- Что получилось с ее планом?
- Какой урок преподал журавль лисе?
- Почему лиса перестала дружить с журавлем?
- Была ли это настоящая дружба?
в) - Перечитайте начало сказки.
- Как думаете, они действительно были друзьями?
- В начале сказки это понятно или нет?
- А когда выясняется, что дружбы не получилось?
- В каком предложении заключена главная мысль этой сказки?
- Какая мудрость заключается в этих словах?
5) Работа с текстом.
а) Найди в тексте близкие по значению слова:
-«познакомились» (подружились)
- «положила в тарелку каши» (размазала по тарелке)
-«стала ходить вокруг кувшина с окрошкой» (вертеться)
- «пошла домой голодная» (не солоно хлебавши)
б) Прочитайте отрывок, рассказывающий о том, как поступил журавль после «угощения».
-В чем он оказался неправ?
в) Найдите слова, описывающие состояние лисы после приема у журавля. (досада)
- Как она могла не допустить ссоры с журавлем?
г) Прочитайте самое длинное слово в тексте сказки. (откликнулось)
- Что оно значит?
- Какие другие слова близки по смыслу? (отозвалось)
- Есть ли противоположные по смыслу слова для слова «откликнулось»?
6) Работа по иллюстративному материалу. Слайд 11
1.Прочитайте предложения и
перечислите те действия, которые не упоминались в сказке?
2.Установите очередность выражений, которые присутствовали в сказке.
Какие пословицы могли бы стать моралью сказки:
• Один за всех и все за одного.
• Как аукнется, так и откликнется.
• Знает кошка, чьё мясо съела.
• Что в воду упало, то пропало.
• Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
- Какие традиции и особенности быта русского народа показаны в сказке?
7) «Восстанови последовательность событий». Слайд 12 (Ответ: 3, 2, 4, 1, 6, 5)
1. Журавль пригласил лису в гости.
2. Лиса пригласила журавля в гости.
3. Лиса с журавлем подружились.
4. Лиса угощает журавля.
5. С тех пор дружба врозь.
6. Журавль угощает лису.
Составление диалога Слайд 13
IV. Итог
- Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно обидел, о чём надо подумать? (О том, чем я спровоцировал эту обиду.)
- Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду? (Нет.)
- Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка “о ложной дружбе”.)
ДЗ Уч. с.84-85
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.