Литература 5 класс
Оценка 4.9

Литература 5 класс

Оценка 4.9
docx
14.09.2020
Литература 5 класс
литература 5 в.docx

 

 

1. Лист согласования рабочей программы заместителем директора по УВР

 

Рабочую программу вносит педагогический работник (ФИО, дата, подпись)

Результат рассмотрения

Дата,   ФИО, подпись заместителя директора

Рабочая программа (ФГОС)

по литературе,

5в класс, основное общее образование.

Учитель: Погорелова Анна Николаевна.

 

«___»________________2020

__________Н.Н. Олейникова.

 

2. Лист согласования рабочей программы научно-методическим советом

 

Рабочую программу вносит педагогический работник (ФИО, дата, подпись)

Результат рассмотрения

Дата, ФИО, подпись руководителя НМС

Рабочая программа (ФГОС)

по литературе,

5в класс, основное общее образование.

Учитель: Погорелова Анна Николаевна.

 

«___»______________2020

_____________И.Б. Фатун.

 

 

                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

                   Нормативные документы и методические рекомендации, на основе которых составлена рабочая программа:

- Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-  Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020/2021 учебный год (приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 №345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования");

-   Образовательная программа основного общего образования МОБУ лицея № 33 на 2020-2021 учебный год.    

                     Название, автор и год издания примерной (типовой), авторской учебной программы, на основе которой разработана рабочая программа:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2011. Примерные программы по учебным предметам.

-  Программа курса литературы для 5 – 11 классов образовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012г.

                   Нормативная продолжительность изучения содержания программы соответствует учебному плану основного общего образования - 3 учебных часа в неделю. Программа рассчитана на 105 часов, в том числе на проверочные работы отводится 7 часов и работы по развитию речи - 6 часов.

                   В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание учебного предмета направлено на реализацию следующих целей изучения литературы:

- способствовать духовному становлению личности;

- формированию нравственных позиций, эстетического вкуса;

- совершенному владению речью;

- осмыслению литературы как особой формы культурной традиции.

                   Задачи:

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки художественных произведений;

- совершенствование навыков грамотной устной и письменной речи;

- развитие потенциальных творческих способностей школьников.

                   Для   реализации рабочей   программы   используется   учебно  –  методический   комплект,  включающий  в  себя:

- учебник (Литература 5 класс. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений под ред. Т.Ф. Курдюмовой, М.: Дрофа, 2015 г.);

- методическое пособие для учителя (Литература 5 кл.: Методические рекомендации для учителя под ред. Т.Ф. Курдюмовой, М.: Дрофа, 2014 г.).

 

Раздел I «Планируемые результаты освоения учебного предмета»

 

                   Личностные результаты освоения литературы как учебного предмета:

- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны;

- различать основные нравственно-эстетические понятия;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию уважительно относиться к родной литературе;

- оценивать свои и чужие поступки;

-  выражать положительное отношение к процессу познания.

                  Метапредметные результаты освоения литературы как учебного предмета:

 - удерживать цель деятельности до получения ее результата;

- анализировать достижение цели;

. воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- осуществлять синтез как составление целого из его частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);

- самостоятельно ставить новые учебные цели задачи;

- учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

                  Предметные результаты освоения литературы как учебного предмета.

                  Обучающийся научится:

- видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную или вымышленную ситуацию;

- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;

- выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения.

                  Обучающийся получит возможность научиться:

- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

- сочинять сказку (в том числе и по пословице);

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах.

 

Раздел II «Содержание учебного предмета»

 

Раздел 1. Происхождение и развитие литературы - 1 час.

 

Искусство как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в образовании и воспитании человека. Искусство слова как наиболее совершенная форма человеческой речи. Особенности художественного слова. Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафора, сравнение, риторическое обращение, риторический вопрос и др.

 Уроки литературы. Труд писателя и труд читателя. Работа ученика с художественным текстом как школа читательского мастерства. Знания и умения читателя. Ученик как слушатель и как исполнитель — чтец художественного текста.

Теория. Литература как искусство слова и другие виды искусств. Общее понятие о тропах и фигурах в художественном слове.

Раздел 2. Мифы народов мира – 5 часа.

 

Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы разных времен и народов. Календарные мифы и календарные праздники. Связь мифов с ритуалами. Масленица, народные обычаи, связанные с этим праздником. Яркость поэтического изображения природы и Вселенной в мифах. Персонажи славянской мифологии. Греческие мифы. Подвиги Геракла. «Золотые яблоки Гесперид». Теория. Мифы.

Раздел 3. Устное народное творчество. Фольклор – 14 часов.

Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Национальное восприятие мира, отраженное в фольклоре. Эстетическое совершенство произведений русского фольклора. Теория. Фольклор. Жанры фольклора. Детский фольклор.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Сказка как популярный жанр народного творчества. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Рассказчики и слушатели сказок.

«Царевна-лягушка». Волшебные превращения героини. Василиса Премудрая и Иван-царевич. Роковая ошибка героя и стремление добиться перелома в судьбе. Способность героев волшебной сказки преодолевать препятствия и добиваться победы. Волшебные помощники. Характер отражения реальной жизни в волшебной сказке. Народные идеалы в сюжете и образах сказки. Художественное совершенство сказок. Любимое число сказок (троекратное повторение).  

Народные сказки в творчестве художников (В.М.Васнецов, И.А.Билибин и др.).

Теория. Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, яркость языка.

СКАЗКИ НАРОДОВ МИРА

Отражение полноты жизни в сказках народов мира. Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов. Смелость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретательность как главные достоинства героев сказок.

Теория. Сюжет сказки и реальная жизнь.

«Тысяча и одна ночь» ( «Путешествия Синдбада-морехода»). «Тысяча и одна ночь» - сборник народных сказок. «Путешествия Синдбада-морехода» - сказки об освоении незнакомого мира. Стремление Синдбада познать тайны далеких стран — причина его путешествий и приключений.

Теория. Путешествие как жанр.

МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА.

Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Детский фольклор.

Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи. Теория. Малые жанры фольклора. Лаконизм и эмоциональная выразительность малых жанров фольклора.

Пословицы. Поговорки. Богатство и разнообразие тематики, форм и способов включения пословиц и поговорок в живую речь и в тексты художественных произведений. Отличие пословиц от поговорок по роли в речи и по завершенности мысли. Связь с другими жанрами фольклора. Процесс постоянного обогащения речи малыми формами фольклора. Теория. Пословица. Поговорка. Отличительные особенности. Афоризм.

Загадки. Загадка как один из видов фольклора и как древнейшая форма «тестов» на сообразительность. Особенности процесса создания загадок: роль метафоры и сравнения в их создании. Роль и место загадки в фольклоре и литературе.

Теория. Загадка и особенности ее строения. Отгадка.

Анекдот. Анекдот как один из малых жанров фольклора. Популярность анекдота. Рождение анекдотов. Герои и сюжеты анекдотов. Циклы анекдотов. Судьба анекдота в устной речи и в литературе.

Теория. Анекдот.

Причины создания произведений, сочетающих разные жанры: сказка-загадка, сказка-анекдот.

Песни. Частушки. Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Одна из самых поздних форм песенного фольклора — частушка. Стих и мелодия в песне и частушке. Причины популярности этих жанров.

Теория. Песня. Частушка. Музыка в произведениях фольклора.

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР. Народный театр в истории русской культуры. Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой кукольных пьес — озорник Петрушка. Синкретический характер представлений народного театра. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора.

 Теория.   Театр. Сцена. Пьеса. Особенности построения и оформления драматического произведения: акт, действие, явление; мизансцена; декорация.

     «Озорник Петрушка». Пьесы о Петрушке и их сюжеты.  Петрушка и другие герои пьесы. Острота столкновения Петрушки и его врагов. Стремительность развития действия и яркость диалогов. Насыщенность пьесы малыми жанрами фольклора. Особенности кукольного театра.

Теория. Диалог, реплика, ремарка.   

Методика. При изучении фольклора важно учитывать, что эти произведения долгое время существовали только в устной форме. Поэтому их изучение предполагает активное использование звучащей речи, а там, где это представляется возможным, - обращение к импровизации.

Раздел 4. Литература 19 века - 33 часов.

 

И. А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Осёл и Мужик». Жанр басни, история его развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен Крылова.

А. С. Пушкин. Стихотворения «Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Образы, мотивы, художественные средства русской народной поэзии в творчестве Пушкина.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Парус», «Листок», «Тучи», «И вижу я себя ребенком….». Тема природы в лирике поэта.

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов. Изображение конфликта темных и светлых сил. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма.

И. С. Тургенев. Повесть «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России. Образ Герасима. Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. Образ Муму. Смысл финала повести.

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.

Раздел 5. Героическое прошлое Родины в стихах и прозе – 11 часов.

А. К. Толстой. Стихотворение «Край ты мой, родимый край…». М.Ю. Лермонтов «Сашка» (отрывок из поэмы), стихотворение «Кто видел Кремль в час утра золотой…». И.С. Никитин.  Стихотворение «Русь». Н.А. Некрасов. Стихотворение «Соловьи». Образ родины в русской поэзии. Обращение поэтов к картинам русской жизни, изображению родной природы, событий отечественной истории, создание ярких образов русских людей.

Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной…». Природные образы и средства их создания.

А. А. Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них — у дуба, у берёзы…». Философская проблематика стихотворений Фета. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события. Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Л.Н. Толстой «Война и мир» (фрагмент «Петя Ростов»). Образ защитника родины во фрагменте из романа-эпопеи.

М.А. Булгаков «Петя Ростов» (отрывок из инсценировки романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Раздел 6.Литература 20 века – 32 часов.

И.А.Бунин. Стихотворение «26-е мая». А.А. Ахматова. Стихотворение «В Царском Селе». В.А. Рождественский. Стихотворение «Памятник юноше Пушкину», К.Д. Бальмонт. Стихотворение «Пушкин». Развитие классических традиций в литературе 20 века. Неразрывная связь русской литературы 19  и 20 веков. Память о Пушкине в литературе 20 века.

Х. К. Андерсен. Сказка «Снежная королева». А. Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». А.П. Платонов. «Волшебное кольцо». Дж. Родари. «Сказки по телефону». Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес.».  Дж.Р.Р. Толкиен. Повесть «Хоббит, или  Туда и обратно». Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.

Проза русских писателей 20 века.

И.С. Шмелев. Рассказ «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Двойное название рассказа.

Е.И. Замятин. «Огненное  ̒ ̒А ̓ ̓ » - рассказ о мечте подростков начала XX века

А. И. Куприн. Рассказ «Мой полет». Автобиографический очерк и его герои.

Поэтический образ Родины.

А. А. Блок. Стихотворения «На лугу», «Ворона». И.А. Бунин. Стихотворения «Сказка», «Канарейка», «Листопад» (фрагмент «Лес точно терем расписной…»). К.Д. Бальмонт. Стихотворения «Снежинка», «Фейные сказки» («У чудищ», «Осень»), С.А. Есенин. Стихотворения  «Пороша», «Ночь», «Черемуха». Н.А. Заболоцкий.  Стихотворение «Оттепель». Д.Б. Кедрин. Стихотворение «Скинуло кафтан зеленый лето…»,  Н.М Рубцов. Стихотворения «В горнице», «Звезда полей», «Листья осенние».

Картины родной природы в изображении русских поэтов. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека.

М. М. Пришвин. Повесть «Кладовая солнца». Поэзия природы в творчестве  Пришвина. Тема детства в русской литературе. Смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.

Мир наших «братьев меньших»

С.А. Есенин.  Стихотворение «Песнь о собаке». В.В. Маяковский. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Сострадание ко всему живому. Олицетворение как основной художественный приём.

Русские писатели о животных. Ю. П. Казаков. Рассказ «Арктур — гончий пёс». Нравственные проблемы в рассказе

Героическое прошлое России

А.Т. Твардовский. Стихотворения «Я убит подо Ржевом…», «Рассказ танкиста», А.А. Ахматова.  Стихотворение «Мужество». А.И. Фатьянов.  Стихотворение «Соловьи». Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Образы русских солдат.

Литература народов России. Р.Г. Гамзатов Стихотворения «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Журавли». Тема любви к родному краю. Национальный колорит стихотворений. Изображение национальных обычаев и традиций. Особенности художественной образности аварского поэта.

Раздел 7. Современная литература - 9

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя. Самообладание маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение. Картины родной природы.

Т. Янссон. Сказка «Последний в мире драконе». Юмористический характер и гуманистический пафос сказки.

Путешествия и приключения на страницах книг.

Покорение пространства и времени

Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты). Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо. Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека. Образ путешественника в литературе.

Р.Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена». Использование в «подлинных историях» иронии и гротеска, гиперболы и литоты.

М. Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера» (фрагменты). Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии.

А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста» (фрагменты). Детективный сюжет и композиция повести.

Новая жизнь знакомых героев

Н.С. Гумилев. Стихотворение «Орел Синдбада». Б. Лесьмян. Сказка «Новые приключения Синдбада-морехода». Образы знакомых сказок в произведениях XX века.

 

 

                                                                           

Раздел III «Тематическое планирование»

 

Название раздела

Количество часов, отводимое

на освоение раздела

Название темы

Количество часов, отводимое на освоение  темы

Примерные сроки освоения темы

(с__ по __ )

Формы текущего контроля успеваемости по теме, примерные сроки  контроля

Происхождение и развитие литературы

1

Искусство как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в образовании и воспитании человека. Искусство слова как наиболее совершенная форма человеческой речи. Особенности художественного слова. Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафора, сравнение, риторическое обращение, риторический вопрос и др.

 Уроки литературы. Труд писателя и труд читателя. Работа ученика с художественным текстом как школа читательского мастерства. Знания и умения читателя. Ученик как слушатель и как исполнитель — чтец художественного текста.

Теория. Литература как искусство слова и другие виды искусств. Общее понятие о тропах и фигурах в художественном слове.

1

 

с 2.09 по 5.09

 

Мифы народов мира

5

Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы разных времен и народов.

1

с 7.09 по 8.09

 

 

 

 

 

Календарные мифы и календарные праздники. Связь мифов с ритуалами. Масленица, народные обычаи, связанные с этим праздником.

1

 

с 9.09 по 11.09

 

Проверочная работа

Яркость поэтического изображения природы и Вселенной в мифах. Персонажи славянской мифологии.

1

с 14.09 по 15.09

 

Греческие мифы. Подвиги Геракла. «Золотые яблоки Гесперид». Теория. Мифы.

1

с 16.09 по 18.09

 

Устное народное творчество. Фольклор

14

      Теория. Фольклор. Жанры фольклора.      Детский фольклор.

 

2

с 18.09 по 21.09

 

Русские народные сказки

3

с 21.09 по 28.09

Проверочная работа

Сказки народов мира

3

с 29.09 по 6.10

 

Малые жанры фольклора

3

с 6.10 по 25.10

 

Русский народный театр

3

с 25.10 по 1.11

Проверочная работа

Литература

 19 века.

33

 

 

 

 

 

И. А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Осёл и Мужик». Жанр басни, история его развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен Крылова

3

с 1.11 по 14.11

Проверочная работа

А. С. Пушкин. Стихотворения «Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Образы, мотивы, художественные средства русской народной поэзии в творчестве Пушкина.

5

с 14.11 по 19.11

 

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Парус», «Листок», «Тучи», «И вижу я себя ребенком….». Тема природы в лирике поэта.

2

с 19.11 по 26.11

 

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов. Изображение конфликта темных и светлых сил. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма.

3

с 26.11 по 6.12

Проверочная работа

И. С. Тургенев. Повесть «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России. Образ Герасима. Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. Образ Муму. Смысл финала повести.

5

с 6.12 по 20.12

 

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.

8

с 20.12 по 31.12

 

Героическое прошлое Родины в стихах и прозе

11

А. К. Толстой. Стихотворение «Край ты мой, родимый край…». М.Ю. Лермонтов «Сашка» (отрывок из поэмы), стихотворение «Кто видел Кремль в час утра золотой…». И.С. Никитин.  Стихотворение «Русь». Н.А. Некрасов. Стихотворение «Соловьи». Образ родины в русской поэзии. Обращение поэтов к картинам русской жизни, изображению родной природы, событий отечественной истории, создание ярких образов русских людей.

 

3

с 10.01 по 17.01

 

Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной…». Природные образы и средства их создания.

А. А. Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них — у дуба, у берёзы…». Философская проблематика стихотворений Фета. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события. Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

 

3

с 21.01 по 28.01

Проверочная работа

Л.Н. Толстой «Война и мир» (фрагмент «Петя Ростов»). Образ защитника родины во фрагменте из романа-эпопеи.

М.А. Булгаков «Петя Ростов» (отрывок из инсценировки романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)

5

с 28.01 по 6.02

 

Литература 20 века

32

И. А. Бунин. Стихотворение «26-е мая». А.А. Ахматова. Стихотворение «В Царском Селе». В.А. Рождественский. Стихотворение «Памятник юноше Пушкину», К.Д. Бальмонт. Стихотворение «Пушкин». Развитие классических традиций в литературе 20 века. Неразрывная связь русской литературы 19 и 20 веков. Память о Пушкине в литературе 20 века.

5

с 11.02 по 21.02

 

Х. К. Андерсен. Сказка «Снежная королева». А. Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». А.П. Платонов. «Волшебное кольцо». Дж. Родари. «Сказки по телефону». Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес.».  Дж.Р.Р. Толкиен. Повесть «Хоббит, или  Туда и обратно». Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.

10

с 25.02 по 17.03

 

Проза русских писателей 20 века.

И.С. Шмелев. Рассказ «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Двойное название рассказа.

 

5

с 17.03 по 27.03

 

Е.И. Замятин. «Огненное   ̒А ̓ ̓ » - рассказ о мечте подростков начала XX века

А. И. Куприн. Рассказ «Мой полет». Автобиографический очерк и его герои.

 

5

с 27.03 по 8.04

 

Поэтический образ Родины.

А. А. Блок. Стихотворения «На лугу», «Ворона». И.А. Бунин. Стихотворения «Сказка», «Канарейка», «Листопад» (фрагмент «Лес точно терем расписной…»). К.Д. Бальмонт. Стихотворения «Снежинка», «Фейные сказки» («У чудищ», «Осень»), С.А.

7

с 10.04 по 23.04

Проверочная работа

Современная литература

9

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя. Самообладание маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение. Картины родной природы.

Т. Янссон. Сказка «Последний в мире драконе». Юмористический характер и гуманистический пафос сказки.

3

с 23.04 по 8.05

 

Путешествия и приключения на страницах книг.

Покорение пространства и времени

Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты). Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо. Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека. Образ путешественника в литературе.

Р.Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена». Использование в «подлинных историях» иронии и гротеска, гиперболы и литоты.

М. Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера» (фрагменты). Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии.

А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста» (фрагменты). Детективный сюжет и композиция повести.

3

с 8.05 по 19.05

 

Новая жизнь знакомых героев

Н.С. Гумилев. Стихотворение «Орел Синдбада». Б. Лесьмян. Сказка «Новые приключения Синдбада-морехода». Образы знакомых сказок в произведениях XX века.

2

с 19.05 по 22.05

 

Сведения о теории и истории литературы

1

с 22.05 по 29.05

Проверочная работа

Итого: 105 часов.

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Лист согласования рабочей программы заместителем директора по

Лист согласования рабочей программы заместителем директора по

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Для реализации рабочей программы используется учебно – методический комплект, включающий в себя: - учебник (Литература 5 класс

Для реализации рабочей программы используется учебно – методический комплект, включающий в себя: - учебник (Литература 5 класс

Обучающийся научится: - видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок; - учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для…

Обучающийся научится: - видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок; - учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для…

Теория. Литература как искусство слова и другие виды искусств

Теория. Литература как искусство слова и другие виды искусств

Стремление Синдбада познать тайны далеких стран — причина его путешествий и приключений

Стремление Синдбада познать тайны далеких стран — причина его путешествий и приключений

Теория. Театр. Сцена. Пьеса.

Теория. Театр. Сцена. Пьеса.

Поучительный характер рассказа

Поучительный характер рассказа

И.С. Шмелев. Рассказ «Как я встречался с

И.С. Шмелев. Рассказ «Как я встречался с

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»

Происхождение и развитие литературы 1

Происхождение и развитие литературы 1

Происхождение и развитие литературы 1

Происхождение и развитие литературы 1

Образы, мотивы, художественные средства русской народной поэзии в творчестве

Образы, мотивы, художественные средства русской народной поэзии в творчестве

Смысл названия. Поучительный характер рассказа

Смысл названия. Поучительный характер рассказа

Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения

Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения

Проза русских писателей 20 века

Проза русских писателей 20 века

Путешествия и приключения на страницах книг

Путешествия и приключения на страницах книг
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2020