Литература и история
Оценка 4.6

Литература и история

Оценка 4.6
docx
31.05.2021
Литература и история
Введение. Литература и история.docx

Урок литературы в 8 классе

Тема: Введение. Литература и история

Цели: кратко повторить изученное в V-VII классах; на основе прочитанных за лето книг по собственному выбору учащихся выявить их читательские интересы; обозначить цель курса литературы 8 класса; познакомить учащихся со структурой учебника; развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас.

Методические приёмы: беседа, повторение изученного, работа с читательскими дневниками учащихся, составление таблицы «Роды и виды литературы», словарная работа, слово учителя.

 

                                                                            Ход урока

 I. Оргмомент

-Запишите тему урока.

II. Работа с читательскими дневниками

-Прежде, чем приступить к изучению курса литературы 8 класса, давайте поговорим о том, какие книги вы успели прочитать за лето? Откройте свои читательские дневники.

-Давайте поговорим о тех произведениях, которые не входили в список рекомендуемых. Расскажите, что бы вы посоветовали прочитать одноклассникам: кто автор этих книг, о чём они? Чтобы освежить в памяти прочитанное, вы можете воспользоваться своими записями.

- Почему вы выбрали для чтения именно эту книгу, кто посоветовал вам её прочесть,  захотелось ли вам прочитать другие книги этого автора?

-Какие книги из рекомендованного списка вы успели прочитать за лето?

-Какие авторы вам не были знакомы ранее?

-Какие герои вам запомнились? Какие произведения вы бы хотели перечитать?

Примечание: просмотреть часть дневника, касающуюся только внепрограммных произведений, у учеников, активно участвовавших в беседе. Выставить положительные оценки за работу.

III. Повторение изученного в 5-7 классах

-Итак, мы снова говорим о литературе. Давайте вспомним, что же мы называем литературой? Сформулируйте и запишите определение термина.

-Попробуйте объяснить значение слова «литературоведение». Запишем определение в рабочую тетрадь.

-Чем занимается человек, имеющий профессию литературоведа? Запишем значение этого слова в тетрадь.

Примечание: важно давать детям возможность самостоятельно формулировать определения на основе полученных ранее знаний и записывать получившиеся формулировки под диктовку самих учеников.

-Назовите три рода литературы. Вспомните жанры, относящиеся к каждому роду. Представим знания в виде таблицы, перенесём её в тетрадь.

                                                                       Роды литературы

Эпос                                                                   Лирика                                                           Драма

эпические                                                     лирические                                                   драматические

произведения                                                 произведения                                              произведения

сказка                                                                стихотворение                                             комедия

рассказ                                                              романс                                                           трагедия

очерк                                                                 послание                                                       драма

басня                                                                 элегия

былина

повесть

роман

эпопея

поэма

Примечание: здесь можно использовать приём опережающего обучения и попросить учеников ответить на следующий вопрос : «Поэму часто относят к особому роду литературы, который называют лиро-эпическим. Как вы думаете, почему?».

IV. Беседа

-Вспомните произведения, изученные в предыдущих классах или прочитанные вами летом.

-Назовите автора, название. К какому роду литературы относится произведение? Назовите жанр произведения.

Примечание: положительную оценку получает ученик, назвавший не менее трёх произведений, вспомнивший авторов и правильно определивший род и жанр названных произведений.

 -Связаны ли произведения с темой урока? Каким образом?

V. Слово учителя

-Как мы видим, литература постоянно обращается к важнейшим историческим событиям, прославляет героев, обличает несправедливость, вдохновляет на подвиги в трудные времена. В течение всего учебного года мы с вами будем говорить о взаимосвязи литературы и истории, познакомимся с новыми интересными произведениями и попытаемся понять, почему именно исторические сюжеты встречаются во многих произведениях и русских , и зарубежных писателей.

VI. Знакомство с учебником

-Рассмотрите учебник. Кто его авторы?

-Назовите поэтов и писателей, чьи портреты изображены на обложке. С какими из их произведений вы знакомы?

-Откройте содержание учебника. Перечислите разделы курса. Какое время охватывает каждый из них? ( С XIII в. до наших дней.)

-Какие исторические личности упоминаются в названиях произведений? (Е. Пугачёв, Ермак, Александр Невский.)

-Какие исторические события? (ВОВ, Пугачёвский бунт и т.д..)

-Найдите раздел «Краткий словарь литературоведческих терминов», помещенный в конце второй части учебника. Полистаем его. Вспомним два-три знакомых термина. Когда нужно обратиться за помощью к этому словарю?

-Что представляет собой справочный раздел учебника (часть 1,2)? К этим разделам мы тоже будем часто обращаться на уроках литературы.

VII. Чтение и обсуждение статьи «Историзм литературы» (учебник, часть 2, стр. 354)

-Давайте познакомимся с одной из статей «Справочных материалов». (Читает один из учеников.)

-Так что же такое – «историзм»? Как вы поняли значение этого термина? Запишите следующее определение:

Историзм литературы – способность литературы передать облик эпохи через описание судьбы или характера одного или нескольких героев.

- Кого считают основоположником исторического жанра в русской литературе?

-Какие произведения В. Скотта вы прочитали летом? Как связано имя В. Скотта с понятием историзма литературы?

VIII. Итог урока

-Что нового вы узнали на уроке? Как связаны между собой  понятия «история» и «литература»? Дайте определение историзму литературы.

Примечание: выставить оценки за работу на уроке.

IX. Домашнее задание

1. Прочитать статью учебника «Русская литература и история» (с.3-4), записать значение непонятных слов, встретившихся в статье (не менее 5 слов). Ответить на вопросы. Подготовить устный пересказ.

2. Подготовиться к мини-тесту «Фольклор». (Вспомнить жанры фольклора; повторить определения пословицы, поговорки, сказки, былины, обрядового фольклора; вспомнить типы сказок, циклы былин.)


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок литературы в 8 классе Тема:

Урок литературы в 8 классе Тема:

Примечание: положительную оценку получает ученик, назвавший не менее трёх произведений, вспомнивший авторов и правильно определивший род и жанр названных произведений

Примечание: положительную оценку получает ученик, назвавший не менее трёх произведений, вспомнивший авторов и правильно определивший род и жанр названных произведений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021