Урок литературы в 8 классе
Тема: Введение. Литература и история
Цели: кратко повторить изученное в V-VII классах; на основе прочитанных за лето книг по собственному выбору учащихся выявить их читательские интересы; обозначить цель курса литературы 8 класса; познакомить учащихся со структурой учебника; развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас.
Методические приёмы: беседа, повторение изученного, работа с читательскими дневниками учащихся, составление таблицы «Роды и виды литературы», словарная работа, слово учителя.
Ход урока
I. Оргмомент
-Запишите тему урока.
II. Работа с читательскими дневниками
-Прежде, чем приступить к изучению курса литературы 8 класса, давайте поговорим о том, какие книги вы успели прочитать за лето? Откройте свои читательские дневники.
-Давайте поговорим о тех произведениях, которые не входили в список рекомендуемых. Расскажите, что бы вы посоветовали прочитать одноклассникам: кто автор этих книг, о чём они? Чтобы освежить в памяти прочитанное, вы можете воспользоваться своими записями.
- Почему вы выбрали для чтения именно эту книгу, кто посоветовал вам её прочесть, захотелось ли вам прочитать другие книги этого автора?
-Какие книги из рекомендованного списка вы успели прочитать за лето?
-Какие авторы вам не были знакомы ранее?
-Какие герои вам запомнились? Какие произведения вы бы хотели перечитать?
Примечание: просмотреть часть дневника, касающуюся только внепрограммных произведений, у учеников, активно участвовавших в беседе. Выставить положительные оценки за работу.
III. Повторение изученного в 5-7 классах
-Итак, мы снова говорим о литературе. Давайте вспомним, что же мы называем литературой? Сформулируйте и запишите определение термина.
-Попробуйте объяснить значение слова «литературоведение». Запишем определение в рабочую тетрадь.
-Чем занимается человек, имеющий профессию литературоведа? Запишем значение этого слова в тетрадь.
Примечание: важно давать детям возможность самостоятельно формулировать определения на основе полученных ранее знаний и записывать получившиеся формулировки под диктовку самих учеников.
-Назовите три рода литературы. Вспомните жанры, относящиеся к каждому роду. Представим знания в виде таблицы, перенесём её в тетрадь.
Роды литературы Эпос Лирика Драма эпические лирические драматические произведения произведения произведения сказка стихотворение комедия рассказ романс трагедия очерк послание драма басня элегия былина повесть роман эпопея поэма |
Примечание: здесь можно использовать приём опережающего обучения и попросить учеников ответить на следующий вопрос : «Поэму часто относят к особому роду литературы, который называют лиро-эпическим. Как вы думаете, почему?».
IV. Беседа
-Вспомните произведения, изученные в предыдущих классах или прочитанные вами летом.
-Назовите автора, название. К какому роду литературы относится произведение? Назовите жанр произведения.
Примечание: положительную оценку получает ученик, назвавший не менее трёх произведений, вспомнивший авторов и правильно определивший род и жанр названных произведений.
-Связаны ли произведения с темой урока? Каким образом?
V. Слово учителя
-Как мы видим, литература постоянно обращается к важнейшим историческим событиям, прославляет героев, обличает несправедливость, вдохновляет на подвиги в трудные времена. В течение всего учебного года мы с вами будем говорить о взаимосвязи литературы и истории, познакомимся с новыми интересными произведениями и попытаемся понять, почему именно исторические сюжеты встречаются во многих произведениях и русских , и зарубежных писателей.
VI. Знакомство с учебником
-Рассмотрите учебник. Кто его авторы?
-Назовите поэтов и писателей, чьи портреты изображены на обложке. С какими из их произведений вы знакомы?
-Откройте содержание учебника. Перечислите разделы курса. Какое время охватывает каждый из них? ( С XIII в. до наших дней.)
-Какие исторические личности упоминаются в названиях произведений? (Е. Пугачёв, Ермак, Александр Невский.)
-Какие исторические события? (ВОВ, Пугачёвский бунт и т.д..)
-Найдите раздел «Краткий словарь литературоведческих терминов», помещенный в конце второй части учебника. Полистаем его. Вспомним два-три знакомых термина. Когда нужно обратиться за помощью к этому словарю?
-Что представляет собой справочный раздел учебника (часть 1,2)? К этим разделам мы тоже будем часто обращаться на уроках литературы.
VII. Чтение и обсуждение статьи «Историзм литературы» (учебник, часть 2, стр. 354)
-Давайте познакомимся с одной из статей «Справочных материалов». (Читает один из учеников.)
-Так что же такое – «историзм»? Как вы поняли значение этого термина? Запишите следующее определение:
Историзм литературы – способность литературы передать облик эпохи через описание судьбы или характера одного или нескольких героев.
- Кого считают основоположником исторического жанра в русской литературе?
-Какие произведения В. Скотта вы прочитали летом? Как связано имя В. Скотта с понятием историзма литературы?
VIII. Итог урока
-Что нового вы узнали на уроке? Как связаны между собой понятия «история» и «литература»? Дайте определение историзму литературы.
Примечание: выставить оценки за работу на уроке.
IX. Домашнее задание
1. Прочитать статью учебника «Русская литература и история» (с.3-4), записать значение непонятных слов, встретившихся в статье (не менее 5 слов). Ответить на вопросы. Подготовить устный пересказ.
2. Подготовиться к мини-тесту «Фольклор». (Вспомнить жанры фольклора; повторить определения пословицы, поговорки, сказки, былины, обрядового фольклора; вспомнить типы сказок, циклы былин.)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.