Тема урока: «Литературные сказки писателей» составление аннотации
Цель: повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания обучающихся.
Ход урока
Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.
Слайд 1 Что за прелесть эти сказки!
Видео Песня «Не бывает в наши дни чудес на свете…
Это присказка, не сказка, сказка будет впереди …»
Введение в тему. Актуализация знаний.
О чём мы будем говорить на уроке?
Самоопределение к деятельности.
Представьте себе, что вы работаете в редакции журнала для детей
Назовите книги, которые вы опубликуете в рубрике «Литературные сказки»?
Как называются эти сказки?
Что такое присказка и сказка?
Как отличить сказку от рассказа и стихотворения?
(Из чего состоит сказка?) Какие бывают сказки?
Что такое литературная сказка? Что такое народная сказка?
(Чем отличается литературная сказка от народной?)
Работа по теме урока
(План в процессе работы корректируется, а конце урока анализируется. Обучающиеся имеют право выбирать вопрос из плана, дополнять план.)
Все мы любим сказки… Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку.
Чему учат сказки?
Сказки учат нас смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делают это без скучных наставлений, а просто показывают, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
Что такое присказка?
Присказка – это… (небольшой рассказ перед началом сказки)
Сказка – жанр повествовательной литературы с фантастическим вымыслом; произведение в прозе или в стихах.
Как отличить её от других произведений?
В сказке: Зачин Концовка Троекратный повтор Волшебные предметы Сказочные слова и выражения Добро побеждает зло
На какие группы делятся сказки?
Сказки народные и литературные.
Сказки о животных, бытовые, волшебные.
Какие сказки мы называем народными и литературными?
Народные сказки создаются народом.
Литературные сказки сочиняют авторы.
Назовите литературные сказки, докажите.
«Сказка про храброго зайца…» «У страха глаза велики» «Мороз Иванович» «Морозко» «Лягушка – путешественница» «Царевна – лягушка»
Назовите сказки, которые мы прочли в разделе «Литературные сказки»?
Д. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки» (Присказка) «Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост» В. Гаршин «Лягушка – путешественница» В. Одоевский «Мороз Иванович»
Узнай писателя по портрету и описанию
• Родился в семье заводского священника.
• Получил домашнее образование, затем учился в школе для детей рабочих, позднее в Екатеринбургском духовном училище, в Пермской духовной семинарии, в Петербургской медико-хирургической академии на ветеринарном отделении и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета.
• Совершил много поездок по Уралу, изучал литературу по истории, экономике, этнографии Урала, знакомился с народной жизнью.
• Посвятил свои сказки больной девочке.
•
• Детство провёл в военной среде. Отец был офицером. Мать, интересовалась литературой и политикой, свободно владела немецким и французским языками.
• Учился в Петербургской гимназии, окончил реальное училище и поступил в Горный институт, но война с Османской империей прервала его занятия: он поступил в действующую армию, стал офицером.
Продолжение работы по теме урока
Угадай героя сказки
Мы из сказки – ты нас знаешь. Если вспомнишь – отгадаешь! А не вспомнишь – ну так что ж… Сказку заново прочтёшь!
1) Вдоль по речке, по водице.
Плывёт лодок вереница.
Впереди корабль идёт,
За собою всех ведёт. (Утки) «Лягушка – путешественница)
2)Он вошёл – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
(Мороз) сказка «Мороз Иванович»
3)Не барашек и не кот.
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета.
Для зимы – другого цвета.
( заяц) «Сказка про храброго зайца»
4) Не зверь, не птица,
Всего боится.
Половит мух –
И в воду плюх!
(Лягушка) «Лягушка-путешественница»
5) На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит , оскалив пасть.
На зайчика готов напасть.
(Волк) сказка «Сказка про храброго зайца»
6) Никого не обижает,
Старших очень уважает.
Много у неё хлопот,
Она в работе круглый год.
(Рукодельница) сказка «Мороз Иванович»
Дайте характеристику героям сказок: храброму Зайцу Лягушке – путешественнице Рукодельнице и Ленивице (сравнительная характеристика)
Индивидуальная работа
Представьте себя библиотекарем в школьной библиотеке.
Расставьте книги с народными сказками и литературными сказками отдельно
Объясните значение фразеологизмов
Бабушкины сказки. Выдумки. Вздор.
Сказка про белого бычка. Бесконечное повторение одного и того же.
Ни в сказке сказать, ни пером написать; так говорят про что-то необычное, что нельзя выразить словами.
Домашнее задание
Написать письмо в прошлое : «За что я бы поблагодарил(а) великих русских писателей - сказочников?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.