Литература родного края. Творчество М.А. Фролова.
Оценка 5

Литература родного края. Творчество М.А. Фролова.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
31.03.2017
Литература родного края. Творчество М.А. Фролова.
Литература родного края «К 110 - летию со дня рождения М. А. Фролова посвящается…» (1907-2017) Цель: • вызвать интерес к творчеству и личности поэта; • способствовать развитию умений анализировать лирические стихотворения; • воспитывать эстетический вкус, эмоциональную культуру учащихся, формировать высокие патриотические качества на основе поэзий М. А. Фролова «Память», «Я ищу тебя по свету», «Донецкое Приморье». ... ... .... ....
классный час.docx

 

 

 

Классный час «Литература родного края»

 

«110 - летию со дня рождения М. А. Фролова посвящается…» (1907-2017)


Цель:

·        вызвать интерес к творчеству и личности поэта;

·        способствовать развитию умений анализировать лирические стихотворения;

·        воспитывать эстетический вкус, эмоциональную культуру учащихся, формировать высокие патриотические качества.

Оборудование:

·        портрет М. А. Фролова

·        сборники поэзий М. А. Фролова

·        выставка рисунков и коллажей

·        цитаты на доске

·        тексты поэзий М. А. Фролова «Память», «Я ищу тебя по свету», «Донецкое Приморье»  


ХОД УРОКА

1.     Вступительное слово учителя.
Обращение к эпиграфу урока:


Словом можно утешить,
Словом можно убить.
И от сна векового
Можно Русь пробудить.
Всё, что есть и что было,
Я осмыслить берусь,
Защитить и прославить
Нашу вечную Русь!
Александр Кочура.


Учитель:
Как вы понимаете смысл эпиграфа?
Что такое, по-вашему, поэзия?
Обратимся к высказываниям о поэзии известных мастеров слова (записи на доске):

Поэзия –

вся езда в незнаемое.
Поэзия –
та же добыча радия.
В грамм добыча –
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
                                                                                                                   В.В.Маяковский


В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзии…
                                                                                                                   Н.А.Некрасов


Но сила поэта
Не только в том,
что,
вас вспоминая,
в грядущем икнут.
Нет!
И сегодня
рифма поэта –
ласка
и лозунг,
и штык,
и кнут.
                                                                                                                  В.В. Маяковский


Поэзия
Это – круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьёв поединок.

(Дети анализируют высказывания)

Учитель:
-Сегодня на уроке мы приоткроем еще одну страничку литературы родного края и познакомимся с творчеством нашего земляка, макеевского поэта Михаила Афанасьевича Фролова.

- Для начала, давайте вспомним, что такое «родной край». Мне очень хотелось бы услышать, как вы понимаете эти слова. (Ответы детей)

- Послушайте притчу.

Однажды в одном купе ехали три женщины и один мужчина. За окном простирались бесконечные песчаные барханы. Пораженные скудным пейзажем за окном, женщины то и дело восклицали:

— Какие страшные места!

— Как здесь могут жить люди?

— Неужели им здесь нравится?

Вот поезд подъехал к крохотной станции, за которой виднелись лишь несколько чахлых деревьев, верблюд, а вдали — глиняная мазаная кибитка. Мужчина начал собирать вещи.

— Вы здесь выходите? — удивились женщины.

— Да, выхожу, — ответил он и с чувством добавил: — Это — моя Родина!

- Как вы думаете, почему люди могут воспринимать одно и то же место по-разному?

- Как вы думаете, почему мужчина из притчи о нескольких чахлых деревьях, верблюде да глиняной мазаной кибитке говорил с гордостью? (Потому что он там родился. Это -  его Родина).

- Кого из писателей родного края вы уже знаете. Назовите их имена и произведения.

 


2. Биография Михаила Афанасьевича Фролова. 


Ученик 1

Родился Михаил Афанасьевич 1 октября 1907 года в городе Короча ныне Белгородской области в рабочей семье. Кроме Михаила – старшего, в семье было ещё трое сыновей – Пётр, Иван, Григорий. Осенью 1918 года умирает его отец Афанасий Емельянович в возрасте 37 лет от брюшного тифа. В том же году семья переезжает в Макеевку, где в это время шло большое промышленное строительство. С 11 лет будущий поэт работает рассыльным в бухгалтерии металлургического завода, с 1922 по 1926 годы обучается в школе фабрично-заводского обучения, затем работает около 10 лет модельщиком на труболитейном и металлургическом заводах.

Ученик 2

Первые свои корреспонденции М. А. Фролов публиковал в газетах – многотиражках «Домна», «Диктатура труда», а с 1931 года становится штатным литсотрудником в редакции газеты «Макеевский рабочий». Его охотно привлекают к сотрудничеству в республиканских и центральных периодических изданиях. К этому времени относятся и его первые поэтические публикации в прессе.

Ученик 3

Война, тяжелая жизнь в эвакуации в Краснодарском крае, куда поэт отправился со всей семьёй – женой и двумя маленькими дочками, вдохновили его на создание поэтической поэмы «Максим Гора». Это произведение о рабочем человеке-патриоте, на которого обрушились тяжелые испытания, не сломившие его дух. Поэма стала большой удачей донецкого поэта.

Ученик 4

В 1947 году произошли два знаменательных события в жизни Михаила Фролова: выход первого сборника стихов «Золотые руки» и принятие его в члены Союза писателей СССР. В последующие годы выходят сбрники: «Утро в своей стране» (1951 год), «Поэма о Донбассе» (1952 год), «Донечкая книга» (1953 год). последний сборник был представлен автором на Московский литературный семинар, которым руководил тзвестный советский поэт Михаил Светлов. Поэзия Михаила Фролова на этом семинаре получила очень высокую оценку таких мастеров пера как Марк Лисянский, Михаил Светлов, Людмила Татьяничева.

В последующие годы из печати выходят ещё сборники поэта: «Незактное солнце» (1961 год), «Богатство» (1966 год), «Здравица» (1970 год), «Раздумья» (1977 год). последний сборник «Ранний свет» вышел уже после смерти поэта.

Ученик 5

Михаил Афанасьевич вёл большую общественную работу: избирался народным депутатом, был частым и желанным гостем в трудовых коллективах, в учебных заведениях города. Более 30 лет руководил городским литературным объединением при редакции городской газеты «Макеевский рабочий». После ухода на пенсию он передал бразды правления литобъединением своему ученику и другу Н. В. Хапланову.

Ученик 6

Многогранная деятельность М. А. Фролова была оценена по достоинству. Его имя было занесено в книгу Почетных граждан города Макеевка.

Фролов был не только прекрасным поэтом, но и хорошим художником. Семья бережно хранит его акварели, многие из которых были написаны по воспоминаниям о времени в эвакуации, о его любимом городе Короче, куда он приезжал почти ежегодно, чтобы надышаться воздухом родной земли.

Скончался Михаил Афанасьевич в 1982 году на 75-м году жизни от тяжелой неизлечимой болезни. После его смерти на доме №11 по улице Ленина, в котором жила семья Фроловых с 1932 по 1941 годы, была установлена мемориальная доска. 

 

3. Ученики зачитывают стихотворение.
Чтец 1.
 «ПАМЯТЬ»

Бирюзово, зелено и розово…

Детвора у меловой горы:

Я себя небойкого, курносого,

Вижу между этой детворы.

Были дни голодными и тяжкими,

Но хранятся в памяти досель

Лишь луга поросшие ромашками,

И в стеклянный бусах карусель.

Вот от зноя приувяла жимолость,

Но, глядишь, под струнами дождя,

Как девчонка тоненькая вымылась.

И стоит, вся в капельках, блестя.

Все бывало в пору подрастания,

Все случалось в городке родном…

Но живут в душе воспоминанья

Лишь о светлом, звонком и цветном.

Работа с вопросами:

- О чем рассказывает нам автор?

- Что воспевает поэт? Приведите доказательства из стихотворения.

- Каким чувством пронизаны строки?

- Какова тема стихотворения?

- Идея данного стихотворения?

Чтец 2. «Я ИЩУ ТЕБЯ ПО СВЕТУ»

Я ищу тебя по свету.

Не могу никак найти.

Жаль, что мы когда – то

Разминулись на пути.

Ни ответа. Ни привета.

Только грезишься во сне.

Видно, следовало где-то

Из вагона выйти мне.

Видно, следовало руки

Протянуть к тебе маня…

Поезда, в дыму и в стуке,

Где – то мчатся без меня.

Работа над текстом стихотворения - Давайте словесно нарисуем картину, описанную в стихотворении. - Какова тема данного произведения?

Чтец 3. «ДОНЕЦКОЕ ПРИМОРЬЕ»

Салютуя солнцу деловито

Огоньками алых вымпелов,

Сайнеры входили в гавань Шмидта

Разгружать добычу рыбаков.

А вокруг – трамваи скрежетали,

Шел за самосвалом самосвал…

В городе азовской звонки стали


Новый день


в права свои вступал.

Учитель. А вот какая история произошла с поэтом.

Из нашей редакции пошел в разные концы города слух, — сейчас это можно говорить открытым текстом, — пустил тогдашний зам.редактора Филипп Николаевич Шиянов. Легкомысленно, шутки ради, он утром принес весть, что сам слышал по радио, что прозаику из Макеевки Петру Никулину и поэту Михаилу Фролову присуждены Сталинские — в ту пору очень модные и очень престижные премии.

Слух с быстрой молнии понесся по городу. В парткоме метал-завода, где в многотиражке священнодействовал литработником Михаил Афанасьевич, на бюро рассматривался вопрос, как достойно отметить такое выдающееся событие, как улучшить поэту-лауреату жилищные условия.

Сам Михаил Афанасьевич уже принимал поздравления — в редакцию «Кировца» то и дело звонили и требовали к телефону Лауреата. И он гордо принимал причитающиеся ему поздравления.

Приняли его и ребята из «Макраба». Не очень щедрого на угощения и скуповатого поэта, что называется, «раскололи» основательно, заставив солидно раскошелиться в ресторане «Металлург». Там лилось, понятно, «Кахетинское», «Шампанское»? Лауреата поздравляли.

Разоткровенничавшись, Михаил Афанасьевич сказал:

— Я эту премию ждал давно.

Кто-то упомнил Петра Никулина с его повесть: «Тебя, Миша, понятно. Но за что, скажи, этому чудаку дали?». На это лауреат мягко прореагировал таким образом: «Да, Пете, пожалуй, рановато…»

 

 

Ведущий 1.

Так же у нас есть достопримечательности, о которых нельзя забыть.

 

-Визитной карточкой Донецка по праву является «Донбасс - Арена». Этот стадион, расположенный в центре города в городском парке культуры и отдыха, открытый 29 августа 2009.

 

-Мемориальный комплекс «Саур-Могила» в городе Снежное.

- Парк имени Щербакова

Гордостью парка являются тридцать тысяч кустов роз, привлекающих внимание посетителей. 

 

Ведущий 2.

- Парк Кованых фигур

На конец 2012 года количество уникальных кованых экспонатов составляло 163 объекты, было зарегистрировано книгой рекордов Гиннеса Украины. Первым экспонатом Парке кованых фигур в Донецке стал букет кованых роз. Этот цветок - символ шахтерской столицы.

 

- Пальма Мерцалова

Символ Донбасса - филигранная скульптура в виде пальмы высотой 3,5 м, выкованная из цельной стальной рельсы в конце XIX в. донецким кузнецом Мерцаловым, которая была награждена премией Гран-при Парижской Международной промышленной выставки 1900.

 

Ведущий 1.

- Соляные шахты Соледара

Одно из самых популярных достопримечательностей Украины. Подземный Соледар - это 300 км коридоров и около 3000 камер. Для туристического обслуживания выделено 1,5-километровый участок отработанных выработок ГП «Артемсоль» на глубине 287 м. Пребывание в шахте исключительно полезно людям с заболеваниями верхних дыхательных путей и аллергией.

 

- Святогорская Лавра

Свято-Успенская Святогорская лавра - одна из трех важнейших православных святынь. Монастырь основан в XIII в. на высоком меловом берегу Северского Донца.

 

 

 

Ведущий 2.

- Хомутовская степь

Хомутовская степь по праву является гордостью Донбасса. Она вобрала в себя столько цветов, красок, запахов, что могла бы быть отнесена, и без наличия иных достоинств, к местам заповедным. То обстоятельство, что Хомутовка занесена в список природных памятников ЮНЕСКО, является тому подтверждением.

 

- Памятник Джону Юзу

Джон Джеймс Юз - валлийский промышленник, основатель Донецка, называвшегося до 1924 в честь основателя — Юзовка.

 

Ведущий 1.

Так же и в нашем любимом районе есть достопримечательности!

 

Региональный Ландшафтный Парк «Донецкий кряж»

На территории Регионального Ландшафтного Парка «Донецкий кряж» зарегистрированы 504 вида насекомых, 200 видов позвоночных животных, относящихся к 5 классу, в том числе 127 видов птиц, 7 видов пресмыкающихся, 2 вида земноводных, 22 вида рыб и 42 вида млекопитающих. Сохранить и приумножить видовое разнообразие - главное назначение парка. Расположен у села Малая Шишовка.

 

Памятники природы

Балка Горькая - памятник общегосударственного значения, где растет эремурус величественный ледникового периода. На территории Донбасса это редкое растение встречается лишь в трех местах.

 

Ведущий 2.

- Новопетровские пороги

Село Новопетровское Амвросиевского района - одно из самых живописных уголков Донецкой области: здесь хвойные и дубовые леса соседствуют с целинной степью, изрезанной глубокими скалистыми балками. Однако настоящей жемчужиной этого места считается красивый и технически сложный порог на реке Крынка, давно привлекающий к себе внимание любителей байдарки и катамарана из многих регионов. Три ступени - три каменных гряды, через которые переливается вода, «бочки», «грибы», «улова» позволяют проводить здесь даже соревнования всеукраинского масштаба.

 

- Иоанно-Богословская церковь с. Васильевка

Памятник архитектуры — Иоанно-Богословская церковь (1905, село Васильевка). До 1917 года район входил в состав Земли войска Донского.

 

- Ещё одной достопримечательностью Амвросиевского района является Амвросиевский мергельный карьер. Трудно оставаться равнодушным глядя на это великолепие! Лазурные водоемы на фоне практически белого мергеля – поистине живописная картина! Этот карьер ещё называют «Амвросиевским морем».

 

Ведущий 1.

1.     А теперь маленькая викторина!

На слайде, сейчас появятся вопросы, а вы на них даете ответ.

1.     Из каких областей состоит Донбасс? (Луганская и Донецкая)

2.     Как раньше называлась Донецкая Область? (Сталинская)

3.     Как звали основателя Донецка? (Джон Юз)

4.     Визитной карточкой Донецка считается….(Донбасс-Арена)

5.     Какой мемориальный комплекс находиться в городе Снежное? (Саур-Могила)

6.     Символом Донбасса считается…. (Пальма Мерцалова)

7.     Как называется одна из важнейших православных святынь, которая расположена в Святогорске? (Святогорская Лавра)

8.     Ионано-Богословская церковь находится в …(село Васильека)

9.     Какие спортсмены прославили Донбасс? (Сергей Бубка и Лилия Подкопаева)

10. Что называют «Амвросиевским морем»? (Амвросиевский мергельный карьер)

 

7. Творческое задание.

Попробуйте нарисовать цветовое видение родного края, переданные поэтом в стихотворениях, красками на альбомном листе. Это не должна быль сюжетная картина или пейзаж, а цветовые, эмоциональные ощущения поэтических строк, по возможности подпишите строки.

 

8. Подведение итогов.  Заключительное слово учителя.

Мы познакомились с Вами с поэтом родного края М.А. Фроловым, с его стихотворениями, рассмотрели сегодня  лишь некоторые стороны мира родной  природы  и поняли, что  природа - неотъемлемая часть души русского человека в стихах. Мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством пишет он  свои стихи о Донецке, какие точные, красочные слова использует.  

Стихи помогают открывать красоту родного края, призывают охранять все живое, учат понимать язык природы. Поэзия - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь быть именно такими.


 

Классный час «Литература родного края» «110 - летию со дня рождения

Классный час «Литература родного края» «110 - летию со дня рождения

В.В.Маяковский В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзии…

В.В.Маяковский В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзии…

Как вы думаете, почему люди могут воспринимать одно и то же место по-разному? -

Как вы думаете, почему люди могут воспринимать одно и то же место по-разному? -

Макеевский рабочий». После ухода на пенсию он передал бразды правления литобъединением своему ученику и другу

Макеевский рабочий». После ухода на пенсию он передал бразды правления литобъединением своему ученику и другу

Что воспевает поэт? Приведите доказательства из стихотворения

Что воспевает поэт? Приведите доказательства из стихотворения

Учитель. А вот какая история произошла с поэтом

Учитель. А вот какая история произошла с поэтом

Парк имени Щербакова Гордостью парка являются тридцать тысяч кустов роз, привлекающих внимание посетителей

Парк имени Щербакова Гордостью парка являются тридцать тысяч кустов роз, привлекающих внимание посетителей

Хомутовская степь Хомутовская степь по праву является гордостью

Хомутовская степь Хомутовская степь по праву является гордостью

Три ступени - три каменных гряды, через которые переливается вода, «бочки», «грибы», «улова» позволяют проводить здесь даже соревнования всеукраинского масштаба

Три ступени - три каменных гряды, через которые переливается вода, «бочки», «грибы», «улова» позволяют проводить здесь даже соревнования всеукраинского масштаба

Творческое задание. Попробуйте нарисовать цветовое видение родного края, переданные поэтом в стихотворениях, красками на альбомном листе

Творческое задание. Попробуйте нарисовать цветовое видение родного края, переданные поэтом в стихотворениях, красками на альбомном листе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017